NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 07:30 ast
05:30 msk

Правительство РК в оценках экспертов
В центре внимания исследования оказалось множество вопросов, а именно: Каковы результаты за первый прошедший год деятельности правительства под руководством С.Ахметова? Что можно назвать его основными достижениями, в чем заключаются неудачи?
23.09.2013 / политика и общество

Общественный фонд "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" с 10 по 18 сентября т.г. провел опрос среди экспертов по теме "Оценка деятельности правительства РК под руководством С.Ахметова".
Экспертами выступили известные политологи, аналитики, экономисты, журналисты и представители НПО. Всего по формализованной анкете и методом электронной рассылки было опрошено 35 экспертов (охват рассылки – более 50-ти экспертов).
В центре внимания исследования оказалось множество вопросов, а именно: Каковы результаты за первый прошедший год деятельности правительства под руководством С.Ахметова? Что можно назвать его основными достижениями, в чем заключаются неудачи? По каким направлениям правительство действует эффективно, а по каким неэффективно? Какую роль выполняет правительство, и какой имидж сформировался у его руководителя?
Общая оценка деятельности правительства
Перед тем, как перейти к непосредственной оценке деятельности правительства рассмотрим, как эксперты оценивают характер влияния различных государственных и негосударственных структур (институтов) на социальную и экономическую ситуацию в стране. Оценка производилась по шкале от -3 до +3, где первое означало абсолютно негативное, а последнее исключительно положительное влияние. В качестве показателя было выбрано среднеарифметическое значение экспертных оценок.
Как видно из представленной ниже диаграммы, скорее негативное воздействие на социальную и экономическую ситуацию в стране оказывают 3 из 10 представленных структур. Это – банки второго уровня, ФНБ "СамрукКазына" и парламент страны.
Влияние местных органов власти на социальную и экономическую ситуацию в стране экспертами была приравнена нулю, что также не с лучшей стороны характеризует роль данного субъекта.
В отношении оставшихся структур в экспертной среде сложилось менее скептическое восприятие.
Администрация президента, крупные компании, Национальный банк расположились в плюсовой зоне диаграммы, хотя их влияние трудно назвать весомым по оценкам экспертов – их показатели не превышают 0,3 баллов.
Чуть выше оценивается социальное и экономическое влияние правительства – 0,4 баллов. Наиболее положительную роль эксперты приписывают сектору МСБ, который по итогам опроса получил 1,2 баллов в среднем.

ДИАГРАММА 1 – "ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК СЛЕДУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ) ВЛИЯЮТ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ?"



Таким образом, можно утверждать, что правительство воспринимается экспертами более действенным органом среди вышеприведенных субъектов власти.
Косвенно об этом свидетельствуют результаты следующего вопроса, согласно которым работа правительства заслуживает оценку "хорошо" и "удовлетворительно" – 29 и 40% соответственно. В своих комментариях эксперты указывают, что нынешнее правительство под руководством Ахметова выполняет свои задачи, и в меру своих возможностей, отвечает на накопившиеся кризисы. При этом отмечается заслуга самого Ахметова, который, несмотря на ограниченность ресурсов, а также "плохое наследство" в виде нерешенных социальных и экономических проблем достаточно успешно руководит кабинетом министров.
Каждый третий эксперт дает неудовлетворительную оценку работе нынешнего правительства. В основном, такая оценка связана с принимаемыми непопулярными мерами и их возможными последствиями для страны: "Слабо справляются с поставленными задачами, недостаточно интересуются тем, как та или иная инициатива будет воспринята обществом, какой выхлоп это может дать". В то же время, в этой группе существует мнение, что Ахметов и его правительство не пытаются осмысленно подойти к решению кризисных вызовов, а всего лишь ограничиваются ситуативными и "пожарными" мерами.

ДИАГРАММА 2 – "КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С.АХМЕТОВА В ЦЕЛОМ?"



Работу правительства эксперты предлагают оценивать, прежде всего, на основе следующих трех показателей: выполнение государственных программ, динамика цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости, и повышение уровня жизни населения. Как видим, все три показателя охватывают наиболее проблемные сферы социально-экономической жизни, а также имеют высокий социальный приоритет.
Менее важными показателями эффективности работы правительства выступают количественные индикаторы, как исполнение бюджета и его дефицит, уровень инфляции и частота акций социального протеста.

ДИАГРАММА 3 – "ЧТО ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВЫ СЧИТАЕТЕ БАЗОВЫМИ ИНДИКАТОРАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА?"



Эффективность правительства по основным направлениям
Чтобы оценить эффективность правительства по отдельным направлениям, экспертам было предложено оценить активность и результативность кабинета министров по предложенным ниже сферам. Согласно полученным данным, наибольшую активность нынешнее правительство проявляет в сфере международных отношений, экономики, энергетики, индустриализации и финансов. Однако не всегда высокая активность правительства в одной сфере подкрепляется его высокой результативностью. Как видим, средняя результативность правительства несколько ниже его средней активности (2,99 и 2,14 соответственно).
Разница между активностью и результативностью (иначе говоря, между затраченными средствами и полученной отдачей) условно была обозначена индексом эффективности.
Итак, наилучшие показатели были получены по таким направлениям, как транспорт, международные отношения и энергетика. В этих сферах, согласно оценкам, достигнутый результат адекватно отражает потраченные правительством силы и ресурсы. Говоря о достижениях по указанным направлениям, эксперты ссылаются на реализуемые инфраструктурные проекты и принятие программы "Энергосбережение-2020", строительство ЛЭП, новых ТЭЦ и ГЭС. Успехи в сфере международных отношений связываются с личностью министра Е.Идрисова, а также ролью самого главы государства в продвижении международных проектов и инициатив.
Наибольший разрыв между активностью и полученными результатами выявлен в таких сферах, как образование, индустриализация, экономика, социальная политика и инновации. Именно эти направления составляют на сегодняшний день "слабое звено" в работе правительства.

ТАБЛИЦА 1 – "ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С.АХМЕТОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ". ДЛЯ ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ШКАЛА ОТ 0 ДО 5, ГДЕ 0 – ОТСТУТСТВИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ, 5 – НАИВЫСШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, 99 – ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ
АктивностьРезультативностьиндекс
эффективности
Транспорт2,972,440,53
Международные отношения3,653,060,59
Энергетика3,212,620,59
Инфраструктура2,972,320,65
Технологии2,451,760,69
Финансы3,182,480,70
Культура2,742,030,71
Сельское хозяйство2,822,090,74
Здравоохранение2,912,090,82
Экология2,501,590,91
Правопорядок3,002,030,97
Образование2,941,911,03
Индустриализация3,212,091,12
Экономика3,502,351,15
Социальная политика2,941,761,18
Инновации2,791,591,21
В среднем по всем направлениям2,992,140,85


Отдельного внимания заслуживает вопрос об эффективности правительства С.Ахметова в реализации государственных программ, что, как уже известно, выступает одним из ключевых показателей в оценке деятельности исполнительного органа власти.
Следует указать, что все указанные программы получили оценку ниже 3 баллов по 5-балльной шкале, что говорит о слабой эффективности их реализации в целом.
Тем не менее, сравнительно более успешно в оценках экспертов реализуются такие программы, как "Дорожная карта занятости-2020", "Саламатты Қазақстан" и "Энергосбережение-2020".
Наименее успешными эксперты назвали программу модернизации ЖКХ и программу "Народное IPO"

ДИАГРАММА 4 – "ОЦЕНИТЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА С.АХМЕТОВА В РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ?"



Достижения и недостатки в работе правительства
Несмотря на преобладание критичных оценок в отношении эффективности правительства по отдельным направлениям, большинство экспертов признает его работу за последний год скорее успешной (49%). Противоположную оценку дают 40% экспертов, по мнению которых, правительство С.Ахметова за прошедший период не справилось со своими задачами.

ДИАГРАММА 5 – "В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РАБОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОД РУКОВОДСТВОМ С.АХМЕТОВА БЫЛА УСПЕШНОЙ ИЛИ НЕ УСПЕШНОЙ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?"



Далее рассмотрим, в чем именно заключаются достижения правительства, а в чем его неудачи?
Систематизация и анализ полученных ответов на открытый вопрос позволяет составить следующий перечень основных достижений правительства Ахметова:
Во-первых, положительным результатом эксперты считают сохранение темпов экономического развития, что выражается в росте ВВП, умеренной инфляции и макроэкономической стабильности.
Во-вторых, отмечаются достижения на международной арене – это победа в конкурсе на проведение Expo-2017, привлечение иностранных инвестиций, подписание международных соглашений, начало добычи на Кашагане.
В-третьих, положительно оцениваются последние нововведения и принимаемые программные документы. К ним относятся принятие концепции новой бюджетной политики, создание нового ведомства – Минрегионразвития, реализация административной реформы.
В-четвертых, некоторым экспертам нравится стиль работы нового правительства, который заключается в консервативности и умеренно жестком реагировании на внешние вызовы. Также отмечается рост энергичности и исполнительности у представителей кабинета министров.
В-пятых, вызывает уважение у экспертов способность членов правительства брать ответственность за непопулярные меры, при этом, не допуская роста социальной напряженности.
В-шестых, плюсом называется экспертами отсутствие крупных коррупционных скандалов с участием высокопоставленных чиновников.
В-седьмых, преимуществом правительства считаются профессиональные качества премьер-министра, который, по оценкам экспертов, становится "самостоятельным полноценным центром силы во властном раскладе".
Основные недостатки в деятельности правительства:
1. Неэффективная социальная политика, принятие ряда непопулярных мер, способных дестабилизировать ситуацию. ("Социально-экономическая политика в ущерб интересам казахстанцев, в частности, принятие поправок по повышению пенсионного возраста женщин, повышению налогов и допущение роста тарифов", "Провал пенсионной реформы", "Провалы в реализации реформ в социальной сфере").
2. Слабая информационная поддержка реализуемых мер и нововведений. "Основные госпрограммы на стадии либо начала цикла (становления), либо в первой трети, поэтому невозможно точно оценить их эффективность, а в условиях дефицита доверия госорганам, в обществе воспринимается деятельность правительства, как слабая или вообще отсутствующая. Так что нужен не пиар, а хорошее информационное сопровождение, с чем проблема", "Выдвигаемые инициативы не подкрепляется соответствующей информационно-разъяснительной работой".
3. Плохой менеджмент в реализации государственных программ. Неудачный старт в реализации программы развития моногородов, неэффективное выполнение программы модернизации ЖКХ.
4. Отсутствие системного подхода в решении социально-экономических проблем: "Не осмысливают кризисный характер экономики и социалки, реагируют лишь ситуативно или вовсе плывут по течению", "Работают как "пожарные". Очень слабое видение ситуации и прогнозирование".
5. "Отсутствие самостоятельности и зависимость от конъюнктуры"
6. "Слабое отстаивание национальных интересов в интеграционных проектах, особенно, в подготовке к вступлению в ВТО, в евразийское сообщество"
7. Низкий профессиональный уровень отдельных министров: "отсутствие высокопрофессиональных кадров, половина министров откровенно слабы и не способны ни к чему, кроме как к показухе, очковтирательству"
8. Ухудшение криминогенной обстановки, рост преступности.
Таким образом, основным обстоятельством, накладывающим тень на деятельность правительства страны, является принятие последних непопулярных мер. Показательно, что почти каждый второй опрошенный эксперт назвал это правительство "правительством непопулярных мер" (49%). Треть экспертов называет его "техническим", тем самым намекая на то, что перед ним стоит круг конкретных задач, которые необходимо решать, не выходя за определенные рамки. По 17% голосов получили характеристики "компромиссное правительство" и "правительство роста тарифов".
Другие характеристики, по мнению экспертов, являются менее релевантными для описания роли действующего правительства.

ДИАГРАММА 6 – "КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТРАЖАЮТ РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА С.АХМЕТОВА?"



Имидж премьер-министра С.Ахметова
Как показывает опрос, назначение Ахметова на пост премьер-министра было воспринято экспертным сообществом неоднозначно. Если одна часть экспертов, ожидала с его приходом позитивные изменения, то другая часть не возлагала на него каких-либо серьезных надежд.
Позитивные ожидания у 60% экспертов, согласно полученным результатам, оправдались частично. Не оправдались надежды у 28% экспертов, которые к сегодняшнему дню испытывают определенное разочарование в связи обманутыми ожиданиями.

ДИАГРАММА 7– "КАКОВЫ БЫЛИ ВАШИ ОЖИДАНИЯ В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ НА ПОСТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА С.АХМЕТОВА? ЕСЛИ ВЫ ВОЗЛАГАЛИ НАДЕЖДЫ, ТО ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ОНИ?"



В экспертной среде С.Ахметов имеет неплохую репутацию. Согласно результатам опроса, положительное и скорее положительное мнение о личности премьер-министра сложилось у 63% опрошенных экспертов. Скорее отрицательно к нему относятся 20% экспертов. Примерно столько же затруднились выразить свое отношение к главе правительства.

ДИАГРАММА 8– "КАКОЕ У ВАС СЛОЖИЛОСЬ МНЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА С.АХМЕТОВА?"



Далее экспертам было предложено охарактеризовать премьер-министра, выбирая между 14 парами противоположных определений по шкале от -3 до +3. В результате получен интересный портрет личностных и профессиональных качеств С.Ахметова (см.Диаграмму 9).
Прежде всего, обращает внимание, что в экспертном восприятии Ахметов получился однозначно положительным героем. Как видно из диаграммы, практически по всем показателям преобладают плюсовые значения. Наиболее выражены у премьер-министра такие черты, как компромиссность, компетентность и склонность к командной игре (1,58, 1,40, 1,40 баллов соответственно). Также он воспринимается в большей степени человеком надежным и вызывающим доверие (1,26 и 1,20 соответственно). В работе Ахметов скорее требовательный, чем снисходительный.
Слабо выражены у С.Ахметова коммуникативные черты. Так, низко оценены уровень коммуникабельности и степень открытости премьер-министра как личности. Также, согласно полученным оценкам, Ахметова трудно назвать амбициозным политиком (0,41 баллов).

ДИАГРАММА 9 – "ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК СВОЙСТВЕННЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА С.АХМЕТОВА?"



Следующий вопрос направлен на выявление сложившегося имиджа у господина Ахметова в экспертной среде. Сразу надо отметить, что пока еще у премьер-министра отсутствует четко закрепленный образ. Для относительного большинства (29%) Ахметов остается, прежде всего, непубличным человеком, т.е. ассоциативный образ строится исходя из его личностных характеристик. Важным составляющим имиджа премьер-министра выступает регион его происхождения – для 26% экспертов он выступает представителем карагандинского клана. Профессиональная принадлежность Ахметова важна для 20% экспертов, воспринимающих его производственником.
Далее следуют характеристики – технократ, политик регионального уровня и профессионал.
Реже всего, С.Ахметову со стороны экспертов приписываются такие характеристики, как временщик и кризис-менеджер (9 и 6% соответственно).

ДИАГРАММА 10 – "КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС Г-Н АХМЕТОВ?"



Следующий вопрос посвящен оценке профессиональных достижений С.Ахметова на посту премьер-министра. Как показывают результаты, 60% экспертов считают, что Ахметов справляется с возложенными на него обязанностями руководителя правительства РК. Обратную точку зрению поддерживаются 26% экспертов. 14% затруднились с оценкой.

ДИАГРАММА 11 – "НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕРИК АХМЕТОВ СПРАВЛЯЕТСЯ С ВОЗЛОЖЕННЫМИ НА НЕГО ОБЯЗАННОСТЯМИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК?"



Комментируя свои положительные отклики о личности и деятельности С.Ахметова, эксперты, прежде всего, ссылаются на непростую ситуацию, в которой оказался премьер: "По сравнению с Каримом Масимовым, Серику Ахметову приходится труднее по многим причинам. И цены на нефть не те, и ТС необходимо продвигать, и правительству приходится принимать непопулярные решения (в виде повышения пенсионного ценза для женщин). Но премьер ведет себя достойно".
Вместе с тем, среди экспертов существует понимание об объективных ограничениях у С.Ахметова на посту премьер-министра: "Задачи и вес правительства в политической системе ограничены. В этом формате С.Ахметов справляется со своими обязанностями. Это правительство "средних результатов".
Эксперты, скептически настроенные к Ахметову, указывают на его несамостоятельность и неспособность полноценно влиять на деятельность членов правительства: "Привык быть исполнителем и не в состоянии принимать ответственные самостоятельные решения", "Премьер бесправен в вопросах формирования правительства и не в состоянии полноценно влиять на деятельность его членов".
Из каких источников эксперты получают информацию о деятельности правительства и премьер-министра?
Согласно результатам опроса, о работе правительства и премьер-министра опрошенные эксперты, чаще всего, узнают из материалов интернет-изданий, а также из докладов, выступлений, интервью представителей правительства (49 и 40% соответственно). Реже используется неформальный канал коммуникации, каковым является разговор с коллегами, друзьями.
Обращает внимание низкий уровень популярности среди экспертов традиционных источников информации, как телевидение и печатные издания. Из них получают информацию о деятельности правительства и премьер-министра всего лишь 14 и 11% экспертов соответственно.

ДИАГРАММА 12 – "ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ ВЫ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА?"



Заключение
На основе полученных данных, можно утверждать, что в экспертной среде сложилось неоднозначное отношение к правительству и к результатам его деятельности за последний год. С одной стороны, существует удовлетворенность тем, что правительство поддерживает имеющиеся показатели развития, и в меру своих возможностей решает накопившиеся проблемы. С другой стороны, критикуется недостаточная эффективность в реализации государственных программ, отсутствие системной работы в ключевых секторах экономики, а также слабое информационное сопровождение принимаемых решений.
В целом, за правительством прочно закрепился ярлык "проводника непопулярных мер", взявшего курс на снижение социальных гарантий и увеличение экономических нагрузок на рядовое население. При этом нельзя сказать, что новый курс вызывает общее отторжение – существует понимание, что это вынужденная стратегия в условиях назревающего кризиса. Единственно, вызывает вопрос, насколько осмысленно ведется такая политика, правильно ли оценены социальные и другие риски.
В экспертном восприятии, глава правительства успешно справляется со своими задачами, хотя он лишь частично оправдал возлагаемые на него надежды. Его сильными сторонами являются компромиссность и компетентность. Главным недостатком Ахметова является информационная закрытость и неумелое выстраивание коммуникативной стратегии с внешней средой. В то же время, с точки зрения экспертов, он еще не исчерпал свой потенциал на посту премьер-министра. Вопрос только в том, сумеет ли он в условиях ограниченности ресурсов, а также неблагоприятной конъюнктуры выбрать верную тактику для дальнейшего наращивания своего политического веса.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2013
Состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению 28-ой Всемирной зимней универсиады в 2017 году в Алматы 30.09.2013
Казахстан претендует на проведение Всемирного нефтяного конгресса в 2017 году 30.09.2013
О заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС 30.09.2013
Место под строительство АЭС до сих пор не определено 30.09.2013
В 9 иностранных компаниях в Атырауской области местным работникам платят меньше, чем иностранным 30.09.2013
Почему чиновники сравнивают Казахстан с Зимбабве 30.09.2013
За смертную казнь в Казахстане выступили философы 30.09.2013
Экстремизмом назвал эротику и порнографию казахстанский философ 30.09.2013
Заслуженные медали 30.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz