1. Утвердить прилагаемое Заключение, подготовленное по итогам контроля использования средств республиканского бюджета, выделенных Агентству Республики Казахстан по статистике, а также оценки Стратегического плана на 2011-2015 годы. 2. Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.) обратить внимание на искажение информации об исполнении мероприятий и показателей прямых результатов при исполнении Стратегического и операционного плана Агентства Республики Казахстан по статистике на 2011 – 2015 годы. 3. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.): 1) рассмотреть вопрос об исключении государственной услуги "Представление официальной статистической информации в электронном виде по общегосударственным статистическим наблюдениям" из Реестра государственных услуг; 2) принять меры по утверждению годового плана реализации "Проекта по укреплению национальной статистической системы". 4. Агентству Республики Казахстан по статистике (Смаилов А.А.) до 1 июля 2013 года: 1) принять меры по устранению выявленных нарушений, допущенных при использовании средств республиканского бюджета и реализации Стратегического плана на 2011-2015 годы, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших требования бюджетного и иного законодательства; 2) разработать методику определения нагрузки на респондентов, представляющих статистические данные; 3) проработать вопрос информационного взаимодействия с заинтересованными государственными органами в части предоставления ими необходимых и достоверных статистических данных.
Заключение по итогам контроля (основные положения) Цель контроля: Оценка использования средств республиканского бюджета, а также Стратегического плана на 2011-2015 годы. Предмет контроля: Стратегический план Агентства на 2011 – 2015 годы, республиканские бюджетные программы (далее – программы): 001 "Услуги по регулированию в области статистической деятельности и межотраслевой координации государственной статистики"; 002 "Услуги по сбору и обработке статистических данных"; 004 "Прикладные научные исследования в области государственной статистики"; 006 "Проведение национальной переписи"; 007 "Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по статистике"; 009 "Услуги по распространению статистических данных"; 011 Создание и развитие интегрированной информационной системы "е-Статистика"; 012 Укрепление национальной статистической системы Республики Казахстан"; 101 "Проведение мероприятий за счет средств на представительские затраты". Объекты контроля: ГУ "Агентство Республики Казахстан по статистике" (далее -Агентство), Департаменты статистики городов Астана и Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Южно-Казахстанской областей, РГП на ПХВ "Информационно-вычислительный центр Агентства Республики Казахстан по статистике" (далее – РГП "ИВЦ"). Период, охваченный контролем: январь 2011 года – декабрь 2012 года.
В ходе контроля установлено: 1. Контрольными мероприятиями выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства, определяющего основы и порядок использования средств республиканского бюджета, на сумму 1 148,2 млн. тенге, а также несоответствия нормативным правовым актам при формировании и реализации Стратегического плана на сумму 208,1 млн. тенге. 2. Агентством в 2011-2012 годах не обеспечено исполнение в полном объеме мероприятий, предусмотренных Стратегическим планом. Из запланированного 21-го мероприятия Стратегического плана в 2011 году фактически реализовано 18 мероприятий, или 85,7% , в 2012 году из 20 мероприятий реализовано 14, или 70% от общего количества. 3. Из-за несоответствия разработанного компонента требованиям технического задания интегрированной информационной системы "е-Статистика" (далее – ИИС "е-Статистика") в 2011 году не исполнено мероприятие "Внешний Интернет-портал". 4. Агентством необоснованно представлена информация за 2011-2012 годы об исполнении 6-ти мероприятий Стратегического плана по внедрению 6-ти компонентов ИИС "е-Статистика" на общую сумму 208,1 млн. тенге, в том числе: "Статистический бизнес-регистр", "Статистический регистр жилищного фонда", "Хранилище первичной статистической информации", "БД агрегированных показателей", "Статистический регистр населения", "БД Административных данных". 5. Из-за противоречия проекта стандарта пункту 2-2 статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах" и пункту 3 статьи 29 Закона РК "Об информатизации" в 2012 году не исполнено мероприятие по утверждению стандарта и регламента государственной услуги. 6. Не на должном уровне Агентством составлен Операционный план за 2011-2015 года в части осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана, что впоследствии привело к искажению информации об его исполнении в Оперативной отчетности за 2011-2012 годы на общую сумму 1,1 млн. тенге. 7. В нарушение Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2011 года "О ратификации Соглашения о займе" в 2012 году при отсутствии Годового плана реализации Проекта "Проект по укреплению национальной статистической системы" произведено финансирование за счет внешних займов по программе 012 на сумму 310,4 млн. тенге. 8. Агентством и Департаментом статистики Южно-Казахстанской области (далее – ЮКО) в нарушение Правил о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан" от 22 сентября 2000 года произведена оплата командировочных расходов сотрудникам на общую сумму 2,1 млн. тенге. 9. Контрольными мероприятиями в Агентстве и его территориальных органах установлены факты нарушения норм законодательства о государственных закупках при приобретении товаров, работ и услуг в соответствии с заключенными договорами, на общую сумму 599.4 млн. тенге в части необоснованного отклонения конкурсных заявок потенциальных поставщиков и др. 10. За проверяемый период Агентством не обеспечена своевременная оплата поставщикам товаров (работ, услуг) согласно заключенным договорам на общую сумму 10,8 млн. тенге, излишне запланированы средства на переподготовку кадров в 2012 году в сумме 3,2 млн. тенге. 11. Отсутствует методика по определению нагрузки на респондентов по представлению статистических форм отчетности, которая позволила бы упразднить и систематизировать количество статистических отчетов на одного респондента, что в целом повлияло бы на качество предоставляемых статистических форм. 12. Расчет потребности привлекаемых интервьюеров и нормы нагрузки на одного интервьюера, согласно утвержденным методикам для каждого обследования, не соответствуют фактическому количеству интервьюеров, привлекаемых для проведения обследования в регионах, тем самым не сохраняется запланированная нагрузка на 1 интервьюера. 13. Результаты проведенных обследований урожайности сельскохозяйственных культур не соответствуют данным, представленным сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по форме 29-сх. По результатам обследований "Отчет о взаимной торговле с государствами-членами таможенного союза" по статистике взаимной торговли стран-партнеров по Таможенному союзу имеет место расхождение объемов экспорта Республики Казахстан с объемами импорта Российской Федерации. 14. Имеют место факты несоответствия показателей, введенных в информационную базу Агентства, с данными первичной статистической отчетностью, что свидетельствует об искажении статистических данных. 15. Департаментом статистики ЮКО за счет экономии средств по программе 002 в сумме 6,3 млн. тенге наняты 30 физических лиц, которые дублировали функции, возложенные на интервьюеров и работников данного департамента. 16. В нарушение Инструкции №30 не списан с баланса Департамента статистики ЮКО жилой дом, с остаточной стоимостью 38,7 тыс. тенге, приватизированный в 2007 году. Требования пункта 53 указанной инструкции о нанесении на объекты учета основных средств инвентарных порядковых номеров в Департаменте статистики города Алматы не исполнялись на сумму 3,9 млн. тенге. 17. Допущены факты необоснованной оплаты поставщикам товаров (работ, услуг) Департаментами статистики Восточно-Казахстанской области, ЮКО и города Алматы, в части оплаты услуг, не предусмотренных договорами, и при отсутствии фактически выполненных работ на общую сумму 1,5 млн. тенге. 18.В результате неприменения мер ответственности к отдельным поставщикам товаров, работ и услуг (взыскание неустоек, неприменение штрафных санкций и др.) недопоступление средств в бюджет составило 0,3 млн. тенге. 19. Приобретенное оборудование на общую сумму 11,6 млн. тенге в Департаментах статистики ЮКО, Костанайской области и города Алматы не эксплуатируется. 20. Департаментом статистики Костанайской области выполнены работы, не относящиеся к текущему ремонту на общую сумму 0,6 млн. тенге. Департаментом статистики г. Алматы, проведены работы по капитальному ремонту здания с несоблюдением законодательства на общую сумму 102,3 млн. тенге. 21. В процессе реализации взаимодействия ИИС "е-Статистика" с некоторыми информационными системами других государственных органов, имеет место факты не соответствия действующим правилам, что приводит к повторной обработке данных и формированию недостоверных статистических отчетов. Отсутствует взаимодействие с информационными источниками ИС "Кадры здравоохранения" МЗ РК и ИС "е-Agriculture" МСХ РК. За период 2011-2012 годов в РГП "ИВЦ" имеется расхождение количества задействованных работников при оказании услуг по вводу и обработке данных и оплаченных по актам выполненных работ на общую сумму 95,4 млн. тенге.
Член Счетного комитета Совхозбек Кулмаганбетов, "Бюллетень Счетного комитета", №36, II квартал 2013 г. |