Батыр АЛЕКПЕРОВ, contur.kz, 26 июля
Добывающие отрасли нашей страны вполне возможно ждет новый инвестиционный бум. Как стало известно, целый ряд достаточно крупных инвесторов планируют вложить значительные средства в экономику Казахстана. К примеру, большой интерес к развитию минерально-сырьевой базы республики проявляет Германия. В настоящее время в стадии рассмотрения находятся несколько межправительственных соглашений, в случае практических реализаций которых германский бизнес начнет активное развитие казахстанской минерально-сырьевой базы. Продекларировала свой интерес Южная Корея и еще несколько государств, заинтересованных в плодотворном сотрудничестве в этой области. В свою очередь, наша республика намерена провести некоторую модернизацию своего законодательства и расширить применение нескольких международных стандартов, среди которых особо стоит упомянуть Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). Впервые озвученная в ходе проведения в 2002 году ежегодного форума по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Инициатива прозрачности добывающих отраслей представляет новый мировой стандарт, который поддерживает совершенствование управления в странах, богатых полезными ископаемыми. Основная суть методики заключается в тщательной сверке и опубликовании всех данных о платежах компаний и доходах правительств от добычи нефти, газа и полезных ископаемых. То есть, если выразится проще, недропользователи раскрывает свои данные, правительство – свои, затем их сверяют и полученные данные предоставляют открытому пользованию. Нетрудно понять, что подобная прозрачность способствует повышению инвестиционного имиджа стран участников, с одной стороны, демонстрируя прозрачную деятельностью добывающего сектора, а с другой – эффективную систему государственного управления и контроля в этой сфере. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, в 2005 году правительство Казахстана приняло на себя обязательства по реализации Инициативы. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством РК, компаниями добывающей отрасли промышленности, группой депутатов парламента, а также коалицией неправительственных организаций Казахстана "Нефтяные доходы – под контроль общества!".
Принципы ИПДО Мы признаем тот факт, что понимание обществом схемы движения государственных прибылей и расходов может со временем вызвать широкую общественную дискуссию, и позволит избрать правильный, рациональный путь экономического развития, ориентированный на устойчивое развитие. 2. Мы подчеркиваем важность прозрачности со стороны правительств и компаний в добывающих отраслях промышленности и осознаем необходимость усиления контроля над финансовыми потоками и повышения роли отчетности перед общественностью. 3. Мы признаем, что стремиться к более высокой степени прозрачности следует в контексте соблюдения соглашений и законодательства. 4. Мы согласны с тем, что достижение прозрачности в сфере финансов должно привести к улучшению условий для внутренних и внешних прямых инвестиций. 5. Мы верим в принцип и практику отчетности правительств перед своим народом в вопросах управления финансовыми потоками и бюджетными расходами. 6. Мы намерены стремиться к повышению уровня прозрачности и отчетности в жизни государства, в программах, осуществляемых правительством, и в частном предпринимательстве. 7. Мы считаем, что необходимо выработать такой подход к прозрачности осуществления платежей и получения доходов, который был бы удобным в применении и мог бы широко использоваться. 8. Мы считаем, что открытость в вопросах осуществления платежей в той или иной стране должна быть внедрена на всех предприятиях добывающей отрасли промышленности данной страны. 9. Мы считаем, что все заинтересованные лица, включая правительства и их структуры, предприятия добывающей промышленности и сферы обслуживания, международные организации, финансовые организации, инвесторов и неправительственные организации должны внести свой достойный и весомый вклад в дело поиска необходимых решений. * * * На первом этапе Казахстан был включен в список стран-кандидатов по приверженности к ИПДО, а для подтверждения статуса постоянного участника (или по-другому – последователя) встал вопрос о прохождении специальной процедуры подтверждения соответствия всем выдвигаемым требованиям под названием – валидация. И в свою очередь, для прохождения этой процедуры было необходимо осуществить целый ряд комплексных мероприятий, о которых (особенно, в свете возникших в тот период проблем) явно стоит поговорить более подробно. То, что необходимость присоединения к ИПДО являлось крайне актуальным шагом, показали первые же шаги по практической подготовке годовых отчетов. Так,привлеченная для работы над первым отчетом аудиторская компания Deloitte выявила ряд серьезных расхождений в данных о поступлении средствах в бюджет 2005 года. Согласно отчету аудиторов, общий размер налоговых платежей компаний в бюджет за 2005 финансовый год составил 287 миллиардов 796 миллионов тенге. Между тем, размер поступлений, согласно полученным от Министерства финансов РК данным, составил 345 миллиардов 186 миллионов тенге. В те дни, в своих пояснениях по расхождению данных, вице-министр финансов Даулет Ергожин указал, что основными причинами несовпадения размеров платежей и поступлений явились "неправильное отражение отдельными компаниями сумм по уплате налогов и курсовая разница". В целом же, по его словам, результаты первого отчета подтвердили наличие определенных трудностей налогового администрирования, помогли выявить недостатки и слабые стороны самих органов Минфина. В ходе работы над вторым отчетом существенно возросло количество компаний участников. В результате, если первый отчет за 2005 год охватил лишь 39 компаний нефтегазового сектора, то второй отчет за 2006 год предоставлял данные по 106 компаниям нефтегазового и горнодобывающего сектора страны. Сверку отчетов государства и недропользователей за 2007 и 2008 годы выполняла крупная аудиторская компания "Сапа-консалтинг". По сообщению аудитора, для составления отчетов и сверки был представлен список из 123 компаний, которые подписали Меморандум о взаимопонимании по ИПДО. Из них отчетность за 2007 год представили 108 недропользователей, а за 2008-й – 109. И опять были выявлены расхождения между данными отчетов компаний и суммами, представленными Минфином. Разночтения возникли из-за технических ошибок, которые в процессе работы пришлось устранять. Так, некоторые компании не учитывали уплаченные суммы штрафов и пени по налогам, возвраты излишне уплаченных сумм, а данные по таможенным платежам были предоставлены без сверок с Таможенным комитетом. В этом случае аудиторы требовали предоставления первичной бухгалтерской документации, и далеко не все компании шли им навстречу. Также выяснилось, что имеются более десяти подписантов, которые передали право на недропользование другим компаниям и, соответственно, в отчетах за 2007–2008 годы не участвовали. Кроме того, некоторые недропользователи не согласились с тем, чтобы данные были доступны общественности, то есть апеллировали к пункту своих регламентов, по которым запрещалось передача данных третьим лицам. Возникли определенные проблемы с охватом участников. Дело в том, что в Казахстане в общей сложности в добывающем секторе ведут свою деятельность свыше 900 компаний, и только 123 из них присоединились к меморандуму. И если о представителях нефтегазового сектора можно было говорить как о практически стопроцентном охвате, то с горнорудными предприятиями вопросов было гораздо больше. Итогом недостаточного охвата участников, допущенных ошибок в составлении первых отчетов, отсутствия единой позиции и слаженных действий со стороны некоторых НПО, несвоевременному переходу к стандартам МСФО целого ряда добывающих компаний, стало отсрочка принятия Казахстана в число стран последователей ИПДО в 2009 году и перенос решения этого вопроса на август текущего года. Кстати, примерно в аналогичной ситуации оказались и многие другие страны (при этом следует учитывать, что каждая из них проводит валидацию впервые). По данным, оглашенным региональным директором Международного секретариата ИПДО по Европе и Центральной Азии Сэмом Бартлеттом, на тот период времени к ИПДО присоединилась 31 страна, но лишь две из них смогли успешно пройти валидацию с первого раза. Тем не менее, стремясь максимально ускорить процесс, председатель Ассоциации ""KAZENERGY" Тимур Кулибаев (которая, в свою очередь входит в состав Национального совета заинтересованных сторон – НСЗС) предложил активизировать работу в данном направлении и выработать консолидированную позицию энергетического сектора. Также были проведены целая серия представительных мероприятий как в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY, так и различных конференций и семинаров созванных по инициативе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Среди них можно отметить Национальную конференцию по реализации в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей, которая прошла в рамках Международного симпозиума по интенсификации добычи нефти и газа, а так же целый ряд семинаров по новым стандартам ИПДО и их применению непосредственно в Казахстане. Кроме того, казахстанская делегация, возглавляемая вице-министром индустрии и новых технологии Нурланом Сауранбаевым приняла самое активное участие в работе Шестой глобальной конференции ИДПО в Австралийском городе Сидней. По отчетам ИПДО в 2008 году, была отмечена положительная динамика роста поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет году в сравнении с прошлыми годами. – доля поступлений в Нацфонд РК в налоговых поступлениях по отчету ИПДДО выросла в 2008 году с 2006 года на 28,2 процентных пункта (68,4% – 40,2%), – доля поступлений от компаний ИПДО в налоговых поступлениях РК в формате отчета ИПДО выросла на 8,6 процентных пункта с 2006 года (57,2% – 48,6%), а с 2007 года на 10,2 процентных пункта (57,2% – 46,9%); Отчеты ИПДО Казахстана за 2010 и 2011 года, указывают на устойчивый рост доходов от нефти, газа и других полезных ископаемых. Общий доход 2011 года составил 27, 8 миллиардов долларов США по сравнению с 20 миллиардами долларов США в 2010 году и 12 миллиардами долларов США в 2009 году. Корпоративный подоходный налог составил 58% от всех поступлений и отчислений на 25%. * * * Продолжилась и работа над подготовкой очередных годовых отчетов, результаты которых показывали уже гораздо меньше погрешностей. Параллельно с этим процессом было утверждено новое техническое задание по сверке налоговых платежей за 2010 и 2011 годы. Следует отметить, что в отличие от технического задания по составлению Национального отчета за 2009 год техническое задание для сверки отчетов за 2010 и 2011 годы включало более расширенный охват данных, а именно: сбор данных по социальным отчислениям и дивидендам от компаний с государственной долей участия. А в дальнейшем, в период 2013–2015 годов планируется еще более расширенный охват данных с учетом замечаний и предложений членов рабочих групп НСЗС, представителей НПО, консультантов Всемирного банка и всех других заинтересованных органов. Итогом выполненной работы и целого ряда успешных встреч и переговоров стало решение о проведении нового этапа валидации, который как уже говорилось выше, был назначен на август текущего года. По мнению председателя Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Базарбая Нурабаева, озвученного недавно на страницах республиканских СМИ, республикой проведена большая работа по достижению и поддержанию соответствий стандартам ИПДО и можно надеется, что предстоящая валидация будет проведена успешно: – Сейчас то, что мы от себя должны были сделать, мы сделали. Мы не пытались казаться лучше, мы не пытались казаться хуже. То, что есть, мы открыто показали, и их задача теперь – оценить прогресс. А прогресс у нас однозначно на лицо... А значит, в случае подтверждения всех необходимых соответствий требованиям и включения нашей страны в число стран-последователей, республика выйдет не только на принципиально новый этап в деле достижения прозрачности и контроля за бюджетом страны. Перед добывающей отраслью Казахстана открываются и новые инвестиционные перспективы, которые, без всякого сомнения, дадут мощнейший импульс для развития всего промышленного потенциала в целом. |