NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 18:10 ast
16:10 msk

Стандарт взаимного доверия
Добывающей отрасли страны предстоит подтвердить степень своей прозрачности
19.07.2013 / политика и общество

Андрей Матвеев, dialog.kz, 18 июля

В середине августа этого года добывающему сектору нашей страны предстоит выдержать достаточно серьезный экзамен – подтвердить соответствия требованиям Международной инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (сокращенно – ИПДО) или, говоря по другому, пройти процедуру валидации.

Аббревиатура ИПДО еще не очень хорошо знакома большинству граждан нашей страны, далеких от повседневной жизни и деятельности добывающих отраслей. А между тем, как показывает мировой опыт, прозрачность информации о размерах получаемых недропользователями доходов и производимых ими отчислениях позволяет парламенту той или иной страны (и, соответственно, всем гражданам и заинтересованным организациям) более тщательно контролировать поступления в государственный бюджет и их расходование. В итоге такой гражданский контроль изрядно затрудняет возможные злоупотребления и неиспользование поступающих в казну средств, а также способствует улучшению экономических условий в целом, повышению уровня международного доверия и, как следствие, более активному привлечения прямых иностранных инвестиций. Таким образом, в участии в ИПДО фактически заинтересованы абсолютно все стороны – и государство, и общественность, и сами добывающие компании, которые только выигрывают от большей прозрачности благодаря созданию равных экономических отношений.
Впервые об инициативе прозрачности заговорили в 2002 году, в ходе работы ежегодного форума по устойчивому развитию, проходившего в Йоханнесбурге. Тогдашний премьер-министр Великобритании Тони Блэр в своем докладе призвал добывающие компании мира раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых выплат правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а правительства этих стран, в свою очередь, начать публикацию отчеты о полученных ими доходах. Обоснованность и конструктивность этой идеи получила одобрение у большинства участников мероприятия. И вполне очевидно, что Казахстан как страна, обладающая значительными запасами мировых полезных ископаемых, обеспечивающая их поставку на мировые рынки, и чей бюджет во многом зависит от поступлений со стороны энергетического сектора, не мог остаться в стороне от этого процесса.

Практическая реализация ИПДО должна соответствовать следующим критериям:
ГЛАСНОСТЬ: Регулярное обнародование для широкой общественности всех существенных платежей, поступающих из нефтяного, газового и горнодобывающего секторов в государственную казну, и всех значимых доходов, получаемых правительством от компаний нефтяного, газового и горнодобывающего секторов, общедоступными средствами, в подробном и понятном изложении.
2. АУДИТ: В странах, где такой аудит еще не проводится, платежи и доходы подлежат добросовестному независимому аудиту с применением соответствующих международных стандартов.
3. СВЕРКА СЧЕТОВ: Платежи и доходы сверяются добросовестным независимым администратором, с применением соответствующих международных стандартов и публикацией заключения такого администратора по проведенной сверке, с указанием на выявленные несоответствия.4. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ: Данный подход распространяется на все компании, включая предприятия, находящиеся в собственности государства.
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Гражданское общество активно участвует в разработке, контроле и оценке этого процесса, внося компетентный вклад в его публичное обсуждение.
6. РАБОЧИЙ ПЛАН: Местным правительством разработан государственный, финансово обоснованный Рабочий план по внедрению всех вышеописанных мер, при необходимости с поддержкой со стороны финансовых учреждений; такой план предусматривает постановку целей, достижение которых поддается измерению, наличие графика реализации мер и оценку возможных лимитов и препятствий в их осуществлении.

В 2005 году по поручению Президента Назарбаева был согласован и подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении реализации инициативы в Республике Казахстан, участниками которого стали Правительство, парламентарии и группы гражданского общества и, естественно, сами компании добывающей промышленности. Буквально в течение последующих двух-трех лет количество присоединившихся к Инициативе достигло 110 компаний, из которых 66 относились к нефтегазовому и 44 – к горнорудному секторам промышленности. В настоящее время общее количество недропользователей, подписавших меморандум, приближается к ста тридцати, в результате чего стало возможным говорить о практически полном охвате работающих в Казахстане нефтедобывающих компаний. Что же касается вовлечения компаний горнодобывающего сектора, то, по мнению многих аналитиков, для этого правительству необходимо внести изменения в ряд действующих контрактов и нормативно-правовых актов, предусматривающих обязательное участие всех добывающих компаний в ИПДО. Поправки в Закон РК о недрах и недропользовании, принятые в 2007 году, распространяют такое требование только на компании, участвующие в новых конкурсах на недропользование, что на сегодняшний день явно недостаточно.
И еще один принципиальный момент – для того, чтобы получить статус страны-кандидата ИПДО, любое государство должна соответствовать четырем индикаторам, определенным для стадии подготовки, включая разработку рабочего плана, который определяет, каким образом страна намерена добиться статуса последователя ИПДО.
А для того, чтобы получить статус последователя или же увеличить срок пребывания в статусе кандидата с двух лет на более долгий срок, страна должна завершить прохождение процедуры валидации, то есть, как уже говорилось чуть выше, подтвердить соответствие всем выдвигаемым требованиям.
Одним из основных требований ИПДО является осуществление сверки налоговых и неналоговых платежей добывающих компаний и доходов правительства, по результатам которых выпускаются Национальные отчеты. И как сообщил в одном из своих недавних интервью председатель Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Базарбай Нурабаев: "В Республике Казахстан в рамках реализации ИПДО за период с 2005 по 2011 год были подготовлены семь Национальных отчетов, из которых шестой и седьмой отчеты включают расширенный охват данных, включая сведения по социальным отчислениям и дивидендам от компаний с государственной долей участия. А главным достижением отчетов за 2010 и 2011 годы стало то, что впервые, прежде чем правительство предоставило данные для сверки, эти данные были проверены Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета".
Здесь будет самое время обратиться к некоторым цифрам, а точнее, к динамике сверки по платежам.
Итак, если в 2005 году, то есть с самого начала работы над присоединением к ИПДО, сверку по платежам прошли только 42 компании, то в 2007–2008 годах их число достигло 108–109. И если в 2005 году компании, вошедшие в отчет, выплатили 345 миллиардов тенге налоговых поступлений, то в 2006 эта цифра выросла до 1,2 триллионов тенге, а в 2008-м – до 2,5 триллионов тенге. Для сравнения: в Национальный фонд в том же 2008-м году поступило 1,6 триллионов тенге.
Безусловно, сжатые сроки не дают времени (даже при такой позитивной динамике) охватить отчетом все действующие в стране добывающие компании, а их по уточненным данным на сегодняшний день насчитывается порядка 900 юридических лиц. Поэтому, по мнению участвующих в реализации положений Инициативы неправительственных организаций, на данный момент необходимо пересмотреть два главных документа ИПДО: положение о Национальном совете и меморандум о взаимопонимании, которые подписывались еще в 2005 году. Проблемой для успешной валидации может стать и тот факт, что не все компании-подписанты проходят аудиторскую проверку по стандартам МСФО до начала сверки. Аналогичный вопрос стоит и по аудиту государственных органов.
Все это вызвало ряд замечаний во время первого этапа прохождения процедуры валидации, состоявшегося в 2009 году. И хотя, по словам Базарбая Нурабаева, с тех пор многие принципиальные моменты были доработаны, и часть замечаний снята с повестки дня, дел предстоит еще достаточно много.
В ходе заседания Координационного совета по устойчивому развитию Ассоциации "KAZENERGY", посвященного рассмотрению этих вопросов, председатель Ассоциации Тимур Кулибаев предложил активизировать работу в данном направлении и выработать консолидированную позицию энергетического сектора. Так же было отмечено, что одним из тормозящих факторов, к сожалению, стала несогласованность действий некоторых НПО, неполный охват промышленности, неучтенность расходов на социальные или общественно значимые нужды в отчете по ИПДО, а также недостаточная работа по коммуникации.
Чуть позже, уже в октябре 2012 года, в Астане состоялась 4-я Национальная конференция по реализации ИПДО в Казахстане, прошедшая в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY. Ее главной целью стало информирование общественности о ходе реализации ИПДО в Казахстане, о подготовке Национальных отчетов ИПДО за 2010 и 2011 года, а также обсуждение наиболее актуальных вопросов, связанных с прохождением Казахстаном валидации в нынешнем году.
И вот, весной этого года в рамках реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) Казахстан посетила группа валидаторов – представителей аккредитованной Международным правлением ИПДО компании "HartResourcesLimited". В ходе своего пребывания в нашей стране валидаторы встречались с участниками Национального совета заинтересованных сторон, куда входят депутаты Мажилиса Парламента РК, руководство государственных органов (в частности, Министерства индустрии и новых технологий), Ассоциация "KAZENERGY", Ассоциация горно-металлургических предприятий и представители НПО. Члены делегации ознакомились с текущим положением дел и выразили свое одобрение подготовительным мероприятиям, а также проведенной "работе над ошибками".
Теперь на повестке дня стоит сама техническая процедура. Кстати, как стало известно, Казахстан выбрал самого принципиального валидатора из всех десяти аккредитованных на этом поприще компаний. Первый этап валидации, прошедший в 2009 году, проводил этот же валидатор, и именно тогда были высказаны многие замечания серьезно отсрочившие данный процесс. Но как подчеркивает председатель Комитета геологии и недропользования МИНТ Базарбай Нурабаев: "Национальный совет решил – раз он первый раз видел ситуацию в Казахстане, пусть он увидит тот прогресс, которого удалось добиться за последние несколько лет, пусть он же проведет вторую валидацию".
Так что, остается пожелать всем участникам процесса традиционного в подобных случаях "Ни пуха, ни пера!". Ведь если наша страна будет признана соответствующей всем строгим требованиям, то по результатам августовской валидации, Международным правлением ей будет присвоен статус последователя ИПДО. А это уже достаточно высокий международный статус, который будет способствовать повышению инвестиционного имиджа Республики Казахстан как страны с прозрачной деятельностью добывающего сектора и эффективной системой государственного управления и контроля в этой сфере экономики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК провел встречу с Генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом 31.07.2013
В августе 2013 г. будут разработаны "зеркальные" меры для дискриминирующих казахстанскую продукцию стран 31.07.2013
Коллегия Агентства финансовой полиции 31.07.2013
Казахстан – Венгрия: возвращение на связь 31.07.2013
Сафин построит в Турате мечеть в честь героев войны 31.07.2013
Президентом Пакистана стал текстильный магнат 31.07.2013
Информация 30.07.2013
Все теракты проданы 30.07.2013
Палату пишем, взносы в уме 30.07.2013
Казахстанская оппозиция в тисках вторичности и убогости 30.07.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz