NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 04:33 ast
02:33 msk

Долгий путь в гору
А.Исекешев: В последние годы достаточно активно и остро обсуждаются вопросы развития инноваций. Мне, как человеку, работающему непосредственно в данной сфере, приходилось неоднократно выступать на телевидении, давать интервью, писать статьи по этой тематике
03.07.2013 / политика и общество

Асет ИСЕКЕШЕВ, заместитель премьер-министра, министр индустрии и новых технологий РК, "Литер", 2 июля

В последние годы достаточно активно и остро обсуждаются вопросы развития инноваций. Мне, как человеку, работающему непосредственно в данной сфере, приходилось неоднократно выступать на телевидении, давать интервью, писать статьи по этой тематике. В основном это всегда было связано с отчетами о проделанной работе, ответами на критику, освещением реализуемых правительством в целом и нашим министерством, в частности, инструментов поддержки инноваций. Особенно сейчас, когда идет четвертый год форсированной инновационной индустриализации. Но в этой статье мне хотелось бы отойти от сложившейся традиции отчетов и попробовать подойти к инновационной теме в несколько ином аспекте.
Все мы знаем, что Глава государства придает огромное значение вопросу инновационного развития экономики Казахстана. Эта тема им затрагивается почти в каждом выступлении. Президент постоянно подчеркивает необходимость более активной инновационной политики, взаимоувязанной с индустриальным развитием, созданием класса креативных бизнесменов, постоянно ищущих и внедряющих инновации. Не случайно инновационное и технологическое развитие в последние годы становится наиболее частой темой обсуждений на Совете иностранных инвесторов.
Именно тезис президента, озвученный им несколько лет назад, о том, что инновации – это то, что заметно повышает производительность труда, стал основным посылом для правительства при разработке программы форсированной индустриализации, в которой промышленная политика тесно переплетена с инновационной. Именно такой подход взаимосвязи сектора промышленных технологий и исследовательских организаций был продемонстрирован Главе государства в начале июня в ходе его визита в Парк инновационных технологий.
И тем не менее у многих казахстанцев еще нет четкого понимания процессов проводимой сегодня в стране инновационной политики. Во многом это связано с тем, что мало кто осознает, насколько это сложная и комплексная задача – построить успешную инновационную модель экономики. Ведь составляющие инновационного климата – это и хороший инвестиционный климат, и низкие административные барьеры для бизнеса, и повышение качества образования, и еще не один десяток факторов, каждый из которых сам по себе является сложной для решения задачей. Эта комплексность означает: что как нет абсолютно идентичных по условиям стран, так и нет универсального рецепта успешного построения инновационной экономики.
Само понятие инноваций, не говоря уже о методах и инструментах их стимулирования и поддержки, варьируется в зависимости от текущей внутренней ситуации, имеющихся реальных возможностей, мировых трендов развития.
Итак, что же такое инновации? Пойдем методом "доказательство от обратного". Опыт личного общения с чиновниками, учеными, экономистами, инженерами, преподавателями, крупными бизнесменами и мелкими предпринимателями как внутри нашей страны, так и за ее пределами позволил мне выделить 5 основных мифов про инновации.

Миф первый: "Инновации – это наука"
Позволю себе не согласиться с данным утверждением. На самом деле инновации – это не только наука. Понятие инноваций значительно шире.
Хотелось бы привести определение, наиболее точно, на мой взгляд, объясняющее разницу между этими двумя понятиями. Наука – когда вкладывают деньги и получают знания, а инновации – когда вкладывают знания и из них получают деньги.
Инновационный процесс жестко ориентирован на получение в конечном итоге эффективности. Вкладывая в науку, не всегда на выходе ожидается получение положительного результата. В свою очередь, инновации всегда ориентированы на получение в качестве конечного результата увеличения эффективности. При этом не всегда для этого используются научные исследования.
На протяжении тысяч лет люди видели, как катятся по склонам округлые валуны и бревна, однако кто-то первым стал думать над тем, как это использовать, и в итоге изобрел колесо. Таким образом, инноватор – это человек с особым складом ума, особым взглядом на обычные явления, человек, который пытается придумать, как эти явления приспособить для решения практических задач. Как сказал американский биохимик Альберт Сент-Дьерди, "Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову".
Это нисколько не умаляет значения ученых в инновационных процессах. Научные исследования могут привести непосредственно к рождению инновационного решения (особенно там, где ученые изначально ставят перед собой такую цель), но чаще она создает знания, которые подхватываются инноваторами и превращаются ими в новый продукт или услугу.
По мнению экспертов, в среднем около 85 процентов всех инноваций появляются в производственной сфере. Именно поэтому в последние столетия в условиях индустриальных революций мы можем наблюдать, что далеко не всегда ученые были инициаторами крупнейших инноваций: достаточно вспомнить Уатта (основатель паровой машины), Эдисона (разработчик коммерчески успешных ламп накаливания и фонографа). Инициаторами инноваций были и предприниматели (например, Генри Форд, Стив Джобс и др.), политические и государственные деятели, архитекторы, художники, музыканты, повара.
Таким образом, наука – это не единственный источник инноваций. И здесь мы подошли к следующему мифу, сопровождающему инновации.

Миф второй: "Инновации – это высокие технологии"
Инновации – это не только высокие технологии. Очень тяжело отнести к сфере хай-тек, например, изобретение стикеров, жидкого корректора, канцелярской скрепки, скотча или картофельных чипсов. В чем схожесть всех этих инноваций? В том, что простые люди смогли разглядеть в простых вещах возможности для их удобного применения и, следовательно, продаж.
О чем это говорит? В первую очередь, о том, что инноватором может стать человек, занятый в любой сфере деятельности: и сельчанин, и рабочий, и студент, и школьник, и продавец одежды – в общем, любой из нас.
Наверняка каждому из нас приходили в голову мысли: "Как же мешает вот эта штука для нормальной работы!", или "Какая неудобная ручка!", или "Как много лишних движений, чтобы настроить этот агрегат!". Инновации в том числе состоят из решений, которые позволяют улучшить "штуки", "ручки", "агрегаты". Появился особый вид инноваций, связанный с производственниками, улучшающими свои производственные и технологические процессы, – рационализаторство. Во многом на развитии такого подхода основывались техническая мощь Японии и возведение в культ качества японских товаров.
Основной тезис здесь – инновации, это не что-то бесконечно далекое от нас с вами, связанное с космосом, термоядерной энергией, суперкомпьютерами и роботами. Это в том числе и то, что каждый из нас способен сделать, увидеть, внедрить в повседневную жизнь.
Почему это важно понимать? Потому что мы сможем построить нормальную инновационную экономику тогда, когда в стране будет жить достаточно много людей, находящихся в постоянном поиске возможностей для улучшения окружающих их вещей или процессов. Людей, не боящихся испытывать что-то новое, предпринимателей, нацеленных на использование любой возможности для повышения эффективности своего бизнеса.
По словам основателя и руководителя крупнейшего интернет-магазина AmazonДжеффа Безоса, "Новаторство требует готовности быть непонятым в течение длительного периода времени". Именно в этом заключается "культура инноваций" – постоянный поиск и генерирование идей, отсутствие страха проиграть, показаться смешным, готовность идти до конца.
Усредненно критерием наличия таких новаторов является статистический показатель – инновационная активность предприятий. Органы статистики опрашивают случайно отобранные предприятия: "Что инновационного они применили в своей деятельности за год?" В Казахстане за последние 3-4 года достигнут уровень в 7,6 процента (ранее был примерно в районе 4). При этом в Европе, Америке иновационно активными считают себя от 40 до 70 процентов предприятий. Казалось бы, нам до этих показателей еще расти и расти.
Однако, не так давно, по приглашению нашего подведомственного института развития – Национального агентства по технологическому развитию (бывший НИФ) приезжали представители статистической службы ЕС Евростат, которые проводили семинары с работниками статистики.
Выяснилось, что если бы казахстанские предприятия руководствовались тем же понятием инноваций, что и их более "продвинутые" зарубежные коллеги, то наша инновационная активность оценивалась бы на уровне примерно 30-40 процентов.
Например, если ваше предприятие решило поменять расцветку упаковки товара или начало давать рекламу не только в газетах, но и в Интернете, по меркам западного мира вы однозначно считались бы инновационно активным предприятием, так как применили маркетинговые инновации.
Одним из самых наглядных примеров такого рода новаций может стать компания "Эппл", которая вернула себе лидирующие позиции за счет отхода от производства исключительно компьютеров и начала выпуск таких гаджетов, как айподы и смартфоны, а также организовала целую индустрию мобильных приложений.

Миф третий: "Инновации – это только такие нововведения, которых нет нигде в мире"
На самом деле, как уже было отмечено выше, инновационные решения – это то, внедрение чего дает повышение производительности труда. Если казахстанский завод внедрил технологию, пусть не самую новую, уже известную (трансфер технологий), но ту, которая позволила ему повысить свою производительность и, следовательно, конкурентоспособность, это для него является инновацией. Потому что сделало его эффективней.
Конечно, есть и второй тип инноваций – это абсолютные инновации. Чаще всего они связаны с научными исследованиями, миллиардными затратами и вовлечением в работу десятков и сотен ученых. Огромные затраты и усилия окупаются такими разработками, которые могут повлиять на отдельные отрасли или даже на глобальный рынок в целом. И необходимость развития по обоим этим направлениям постоянно подчеркивает Глава государства.
В то же время, как было отмечено выше, инновации – это не просто исследования, это процесс внедрения, сопровождающийся получением экономических или социальных преимуществ.
Надо четко понимать еще одну особенность: инновации очень тесно связаны с экономикой. Нововведения только тогда можно считать инновациями, когда их внедрение позволяет получить выгоду – снизить, при прочих равных условиях, издержки производства или увеличить выручку (за счет объемов продаж, качества товара или услуги, цены на нее и т.п.).
Поэтому, если роботизация сборочной линии приведет к увеличению себестоимости автомобилей, то, скорее всего, такая инновация приведет к банкротству предприятия. В то же время, если начать хотя бы с того, чтобы снабдить рабочих вместо гаечных ключей и отверток электрическими гайко- и шуруповертами, есть шанс за счет этого заработать на более серьезную модернизацию и постепенно дойти до уровня, когда роботизация станет очередной целесообразной инновацией. Наш президент неоднократно говорил: "Инновации – не самоцель, они должны вести к значительному повышению производительности труда".
Хочу привести пример из практики Министерства индустрии и новых технологий. Мы уже почти 4 года через Национальное агентство по технологическому развитию развиваем такое направление, как отраслевые конструкторские бюро, применяющие 3D-технологии. Наши ОКБ способны сканировать, моделировать и печатать изделия и формы для них. Так вот, самая главная проблема для бюро – найти потребителя их услуг. Только-только этот рынок услуг начал "разогреваться".
Благодаря президентской программе индустриализации начали появляться современные производства, способные стать потребителями услуг по 3D-сканированию или 3D-печати. Исследовать, почему выходит из строя один и тот же узел оборудования, сделать точную форму сложнейшей детали, в кратчайшие сроки разработать техоснастку – все это стало возможным в Казахстане благодаря нашим ОКБ и 25 инженерам, работающим в них.
Но все эти высокотехнологичные услуги стоят очень недешево. Например, загрузка бункера системы прототипирования размерами 150х75х75 см специальным песком и соответствующими реактивами для получения отливочных форм высокой степени сложности и точности стоит около 10 тысяч долларов США. К сожалению, не так много машиностроительных предприятий, которым в их обычной деятельности необходимы детали, стоимость которых сопоставима с такими затратами. С 3D-проектированием и моделированием дела обстоят получше – уже десятки предприятий воспользовались данным видом услуг ОКБ – выигрыш во времени и качестве позволяет значительно повысить эффективность их работы, сделать экономически выгодным применение самых современных технологий.
Очевидно, что использовать 3D-технолгии надо там, где это экономически выгодно – при производстве уникальных изделий, дорогостоящих деталей, требующих особой точности, таких как ювелирная промышленность, производство самолетов и космической техники и т.п. Например, американской компанией Lockheed Martin впервые на 3D-принтере был напечатан самолет-разведчик Polecat.
Конечно, распечатать самолет мы сейчас не сможем, но уже появляются заказы на печать форм для энергетического, флотационного оборудования – относительно дорогостоящих изделий, при производстве которых становится выгодным применять 3D-технологии.
Основной вывод: для использования последних достижений науки и техники нужно подтянуть уровень наших предприятий до такого, при котором они смогли бы воспринимать инновации и адаптировать их под свои задачи. Большим импульсом в данном процессе станет решение задачи, поставленной президентом страны, чтобы к 2050 году Казахстан полностью обновил свои производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами. Основной задачей при этом видится налаживание эффективной системы трансфера технологий.
В этой связи хотелось бы рассмотреть еще один миф.

Миф четвертый: "Трансфер технологий – путь догоняющего развития, ведущий к закреплению отставания в технологической гонке"
С этим утверждением можно согласиться лишь в случае, если понимать под трансфером примитивную покупку оборудования и его простую эксплуатацию.
На самом деле "умный" трансфер подразумевает под собой комплекс мер, направленных на:
а) проведение маркетинговых исследований, направленных на поиск технологий, способных принести максимальную прибыль предприятию при прочих равных условиях;
б) проведение предварительных инжиниринговых изысканий;
в) юридическое, экспедиторское и инженерное сопровождение приобретения, доставки, шеф-монтажа и запуска технологической линии;
г) обучение работников, эксплуатирующих технологическую линию;
д) создание службы обслуживания технологической линии (сервис);
е) создание системы изучения возможности повышения эффективности работы технологической линии.
Что общего между этими шестью направлениями? Они все связаны с процессом накопления компетенций. Конечно, все это можно заказать "под ключ", но даже в этом случае у предприятия, как минимум, появятся квалифицированные рабочие и инженеры. А в лучшем случае еще и юристы-международники, проектное, конструкторское, инжиниринговое и сервисное подразделения, которые через некоторое время смогут уже самостоятельно решать достаточно сложные инженерные и технологические задачи.
Таким образом, сегодня трансфер технологий является необходимой мерой, позволяющей, помимо решения задачи повышения производительности экономики, создать в стране критическую массу инженерно-технических кадров, необходимую для создания современного механизма непрерывных производственно-технологических инноваций: формулирование техзадачи – разработка – внедрение.
Постепенно, по мере накопления компетенций, роста технологического уровня производств, повышения культуры бизнеса, соотношение трансфера технологий к собственным разработкам будет смещаться от первого ко второму. К реализации такой политики активно призвал президент страны в стратегии нового курса "Казахстан-2050": "Нам нужен трансфер необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования".
Конечно, это займет определенное время, за которое мировой прогресс будет идти дальше, что, казалось бы, консервирует наше отставание от лидеров.
Но на самом деле, если у вас есть квалифицированные кадры, способные быстро ориентироваться в последних технологических достижениях и внедрять их, вы в любом случае окажетесь в выигрыше. Высококвалифицированный персонал почти всегда способен воспринять и разобраться в самых последних технологиях. Неквалифицированный – не может разобраться с простейшим оборудованием.
Возьмем в качестве примера ту же компанию "Эппл". Во многом успех их персональных компьютеров и операционных систем в 70-80-е годы был связан с адаптированностью под такой гаджет, как "мышь". Триумфальное возрождение компании стало возможным благодаря использованию сенсорных экранов (тач-скрины). Но оба эти изобретения отнюдь не являлись собственными разработками инженеров "Эппл". Например, "мышь" была придумана ученым из Стэнфордского исследовательского университета, а разработки первых сенсорных экранов в том виде, в каком мы в основном сейчас пользуемся, были сделаны еще в 70-х годах учеными других университетов.
Инновационная гениальность менеджмента "Эппл" заключена в том, что они первыми разглядели потенциал этих технологий, придумали, как их эффективно использовать в своих товарах. Рост компании основывается на правильной маркетинговой стратегии и умении эффективно тратить "инновационный бюджет".
Это также говорит о том, что постепенно меняется парадигма ведения бизнеса, которую, на мой взгляд, наиболее точно выразил крупнейший медиа магнат Руперт Мердок: "Мир меняется очень быстро. Сегодня не большой будет побеждать маленького, быстрый победит медленного". Все чаще преимущество получает не тот, кто больше тратит на разработку, а тот, кто находит перспективные разработки и адаптирует их под решение своих практических задач.
Поэтому качественные инновации – это "быстрые" инновации. В этом заключается шанс Казахстана – быть в тренде, научиться идентифицировать перспективные разработки, быстро их внедрять. Этот процесс можно назвать "трансфером идей". И, конечно же, основной упор при этом должен прийтись на развитие компетенций – умный трансфер технологий может быть реализован только, если в Казахстане будет достаточно подготовленных квалифицированных технических и управленческих кадров. Это означает необходимость взращивания практически нового поколения инженеров и бизнесменов, что потребует не только много времени, но и средств. Однако все эти усилия окупятся сторицей.
Например, на прошедшем в мае текущего года совете иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан руководитель Сбербанка России Герман Греф привел следующие цифры: увеличение человеческого капитала на 1 процент дает средний прирост производительности труда в 3,8 процента.
Как сказал Бенджамин Франклин, "Если человек тратит деньги на знания, то это уже никто не отнимет у него. Самые лучшие инвестиции, – это инвестиции в знания".
Теперь хотелось бы перейти к последнему мифу, сопровождающему процесс построения инновационной системы в Казахстане.

Миф пятый: "Инновации и инновационную экономику можно построить быстро"
Многие критики сравнивают Казахстан с США, Финляндией, Японией, Сингапуром и приходят к неутешительным выводам: дескать, вот там какие эффективные системы построили и эти страны захватили технологическое лидерство. Однако при этом забывают сказать, что этот процесс шел не один десяток лет. На самом деле ни одна страна в мире не достигла значительных успехов в построении эффективной инновационной экономики менее чем за 30–50 лет.
Хотелось бы привести некоторые мысли по поводу причин успеха этих стран. Для кого-то они могут показаться небесспорными, однако подчеркну: это моя личная оценка, сформированная в ходе посещения этих стран, встреч с представителями их бизнеса, учеными, чиновниками, экспертами.
США. В основе их успехов более чем 300-летняя история развития рыночного предпринимательства, наличие устоявшихся и авторитетных во всем мире финансовых институтов (например, большая часть венчурных инвестиций в США осуществляется за счет участия пенсионных фондов), сеть наиболее престижных университетов.
Именно веками культивируемый дух предпринимательства и создаваемая благоприятная бизнес-среда стали основой инновационного предпринимательства, которое начало активно развиваться с середины 50-х годов прошлого века.
Американцы не боятся проигрывать. Каждый проигрыш для них – это возможность увеличить шанс на последующую победу. Американцы не скрывают, в скольких неудачных проектах они участвовали, наоборот окружающие ценят этот опыт (вспомните, как у нас относятся к банкротам).
Наверное, поэтому одной из фундаментальных основ инновационного развития в США являются фонды рискового финансирования – venture funds, которые создавались и создаются практически без участия государства. Они стали результатом эволюции традиционных финансовых институтов и инструментов под воздействием соответствующей бизнес-среды.
Япония. Когда говорят об японском чуде, обычно забывают упомянуть, что временной отрезок этого явления составил более 30 лет и основой его стали такие специфические факторы, как первоначальная американская экономическая поддержка, жесточайшее регулирование внешней торговли и агрессивная поддержка отечественных производителей (затруднительная для применения в условиях имеющихся сегодня интеграционных ограничений).
Также определяющим фактором стали стремление нации взять "экономический реванш" по итогам Второй мировой войны, а также ментально-социальные особенности японской нации: трудолюбие, дисциплинированность, стремление к постоянному узкопрофильному самосовершенствованию, "клановая" преданность японцев, трансформировавшаяся в преданность компаниям.
При этом для японцев это не первый опыт ускоренной трансформации – во второй половине XIX века, в эпоху правления Мэйдзи, страна смогла за несколько десятилетий пройти путь от отсталой изолированной феодальной страны до относительно развитой капиталистической.
Сингапур. Путь к вершине также занял более 30 лет. При этом сингапурский опыт наиболее ярко демонстрирует, что основой успеха стала ставка на развитие человеческого капитала.
На первоначальном этапе сингапурцам пришлось преодолевать огромные трудности: они, работая в основном на сборочных предприятиях за маленькую зарплату, умудрялись учиться по вечерам и в выходные дни, причем не только в своей профессиональной сфере, но и получали дополнительное образование в бизнес-школах, изучали иностранные языки и т.д.
Как мне сказал один из преподавателей знаменитой школы Ли Куан Ю, "Чтобы работать и учиться каждую минуту, мы черпали силы из мысли, что наши дети будут жить лучше нас". Повышение своих компетенций стало национальной идеей.
Примерно с 11 лет все дети проходят тест на IQ, и от результатов его прохождения зависит, в каком по уровню колледже и по какой специальности будет обучаться ребенок. При этом сингапурские компании отслеживают судьбу детей, показавших высокий уровень интеллекта, и конкурируют за них друг с другом.
Кроме того, правительство развернуло настоящую "охоту за головами", привлекая таланты со всего мира, создав им прекрасные условия для проживания и саморазвития.
Подобная практика будет использоваться и в Казахстане. По мнению президента нашей страны, использование управленческих кадров с обширным международным опытом и знаниями даст двойной эффект: мы не только модернизируем менеджмент нашего производства, но и сможем обучить наши отечественные кадры.
Корея. Корейский феномен мировым экспертным сообществом изучен достаточно хорошо. Стать за 30 лет технологическим лидером в электронике, судостроении, автомобилестроении, энергетике стране помогли и четкое планирование с элементами форсайта, и поддержка компаний-чемпионов, и определенное сращивание крупного бизнеса с госструктурами, и, в той или иной мере, другие факторы, приводимые исследователями темы.
Однако на вопрос, почему это сработало, почему корейцы смогли консолидировать все свои усилия и стать экономически развитой страной, мне дал ответ один из наших корейских партнеров.
В одном из разговоров он сказал: "Посмотри, те отрасли, с которых началась наша сильная экономика – автомобили, корабли, электроника, химия и другие – что их всех объединяет? Это те отрасли, без которых невозможно поддерживать обороноспособность. Когда 50 лет назад американцы собирались уходить с полуострова, мы оставались один на один с северянами, а тогда они были гораздо сильнее экономически и в военном плане. Создать сильную экономику, мощную индустрию – это стало вопросом выживания нашего государства! Поэтому мы смогли это сделать".
Сильнейший внешний вызов, осознаваемый абсолютным большинством населения, стал катализатором индустриализации, которая, в свою очередь, потянула за собой маховик наращивания научных и инновационных процессов.
Резюмируя, хотел бы отметить, что можно выделить два пути становления инновационно-технологического лидерства: эволюционный(США, Западная Европа) и форсированный (Юго-Восточная Азия, Израиль). Первый занимает столетия и основывается на развитии предпринимательства в духе "либерального рынка". Второй связан с жесткой политической волей лидеров, концентрацией усилий всей нации на достижении поставленных целей.
Со стороны может показаться, что в странах, сегодня являющихся для нас образцом для подражания, все получилось быстро и легко. Но это только потому, что "чужие дети быстро растут".
Все страны прошли долгий путь, каждый день, каждый час преодолевая трудности, проводя постоянную, кропотливую, иногда невидимую и оттого зачастую неблагодарную работу. Потребовалось несколько десятилетий напряженного труда всей нации, ломка сознания не одного поколения управленцев, производственников, чиновников.
Этим же сегодня занимается и Казахстан. Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря поддержке Главы государства выстроен каркас инновационной системы. Приняты десятки нормативных правовых актов, впервые появились инструменты господдержки инноваторов, реализуются важнейшие кластерные инициативы – Назарбаев Университет и Парк инновационных технологий, появляются новые и оптимизируются действующие элементы инновационной системы.
Например, "перезагрузка" Национального инновационного фонда, которая осуществляется с 2009 года, позволила не только разобраться с основными финансовыми проблемами (удалось вернуть почти 5 млрд тенге инвестиций в проекты и венчурные фонды, третий год подряд обеспечивается прибыльность компании и выплачиваются дивиденды в бюджет). Он стал важной составляющей программы форсированной индустриализации, ориентированной на поддержку не только инноваторов и ученых, но и бизнесменов, стремящихся к повышению своей эффективности.
Так, через инновационные гранты бизнесмен может получить частичное возмещение своих затрат на проведение исследований по улучшению техпроцессов или характеристик выпускаемой продукции. Также компенсируется оплата труда по обучению и стажировкам своих ИТР или привлечению зарубежных опытных технологов и инженеров. Всего реализуется 9 видов инновационных грантов.
Кроме того, реорганизация фонда в Агентство по технологическому развитию (АО "НАТР") позволила ему приступить к осуществлению поддержки "умного" трансфера технологий. Например, развивается сеть международных центров трансфера технологий – через представителей в Корее, Франции, США любой казахстанский бизнесмен может получить информацию об интересующей его технологии, получить консультацию по поиску потенциальных партнеров.
Кстати, 23-24 мая, во время VI Астанинского экономического форума, в рамках организованного агентством инновационного конгресса проводилась выставка инновационных проектов "Эпоха инноваций", идея которой принадлежит Главе государства.
Еще осенью прошлого года в Вене ему было доложено о проводимой НАТР совместно с организациями Европейского союза работе по налаживанию инновационного сотрудничества. По итогам встречи с европейскими экспертами президент поручил организовать выставку-ярмарку европейских технологий, которые могут быть внедрены в Казахстане.
Совместно с казахстанским национальным координатором европейских научных программ была проведена большая работа, по результатам которой из базы данных Евросоюза с 23 тысячами новейших разработок крупнейшие казахстанские корпорации отобрали 15 проектов из 12 стран, представляющих потенциальный интерес для внедрения. В итоге в Казахстане впервые в СНГ была проведена выставка-ярмарка европейских технологий.
Так, на платформе выставки были проведены переговоры между Назарбаев Университетом и немецким ученым Фридрихом Беккером по возможности сотрудничества по технологии "Высокоэффективный солнечный коллектор с непроницаемой прозрачной изоляцией", между Казатомпромом и президентом Ray Technologies LTD Ольгой Левинсон по возможности трансфера технологии "Чистый наноалмазный порошок". При проведении одного из испытаний наноалмазного порошка его добавили в автомобильное масло собственной машины госпожи Левинсон, отчего расход топлива уменьшился на 15 процентов.
В целом по результатам работы выставки подписано 7 меморандумов с общим экономическим эффектом около 20 млн евро. В частности, подписано лицензионное соглашение по внедрению технологии производства натурального каучука из одуванчика TaraxacumKok-saghyzмежду ТОО "Кок-сагыз ТМ" и компанией Keygene (Нидерланды), меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области трансфера технологии "Сепаратор для извлечения метана из исходящего потока общей шахтной вентиляции" между ТОО "Казнефтегазпром" и инновационной технологической группой (Украина), меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области трансфера технологии "Автоматическая энергоэффективная система очистки сточных вод" между ТОО "Корпорация "Казахмыс" и Штигебранд Гидротехник (Швеция).
Кроме того, на выставке были представлены 20 казахстанских проектов в сфере энергосбережения, фармацевтики, инфокоммуникаций, биотехнологий и других секторах. Причем к ним интерес проявили не только крупные казахстанские компании и бизнесмены, но и зарубежные гости форума.
В целом, с момента образования инновационного фонда в 2003 году им было поддержано 520 казахстанских инновационных проектов. Причем если с 2003 по 2009 год ежегодно поддерживалось в среднем по 20 проектов, то за последние 3 года оказано содействие 396 проектам, или по 130 проектов в год.
Впервые достигнуты показатели устойчивого инновационного роста. Доля инновационно-активных предприятий в 2012 году по сравнению с 2009-м выросла почти в 2 раза, внутренние затраты на разработки – на 30 процентов. Затраты на технологические инновации предприятий выросли за этот же период более чем в 5 раз, а объем инновационной продукции – более чем в 4,5 раза.
За набором этих сухих статистических данных скрыт глубокий смысл. Они доказывают, что в Казахстане начала формироваться благоприятная инновационная среда. Все больше открывается инновационных компаний, все больше бизнесменов начинают вкладываться в повышение своей производительности, постепенно перестраивается система подготовки кадров.
К примеру, начинают появляться в Казахстане такие интересные инновационные проекты, как "Умная остановка" в Талдыкоргане, который позволяет не только диспетчерам осуществлять мониторинг маршрута городского общественного транспорта, но и пассажирам через сотовые телефоны, поддерживающие ПО "Андроид" и "iOS", определять с точностью до минут время прибытия автобуса. Или проект ТОО "Инокс ЛТД" по разработке технологии плазменно-электролитной полировки находит практическое применение в ТОО "Тулпар-Тальго" для полировки изделий внутренней части вагонов. В рамках проекта Smart Air в г. Астане, инициируемого ТОО "Тенре-Аэролайф", более 250 муниципальных объектов города Астаны к 2017 году будут оснащены системами очистки воздуха; в зданиях, имеющих систему приточно-вытяжной вентиляции, будет предусмотрена энергоэффективная модернизация при помощи оборудования Аэролайф. Можно сказать, с увеличением таких предприятий инновации планомерно вливаются в нашу повседневную жизнь.
Эти изменения отражают новую парадигму инновационной политики, реализуемой в Казахстане. С 2010 года акцент сделан, в первую очередь, на содействие индустриализации Казахстана.
Первая пятилетка президентской программы форсированного индустриально-инновационного развития стала локомотивом, который потянул за собой трансфер и адаптацию новых промышленных технологий, необходимость подготовки инженеров и исследователей, которые нужны для решения постоянно возникающих производственно-технологических задач как при строительстве новых заводов, так и при модернизации существующих мощностей.
Сегодня правительство приступило к разработке второй пятилетней программы индустриализации (на 2015–2020 годы), которая будет больше сфокусирована на развитие кластеров и региональную специализацию, а также будет учитывать интеграционные процессы. Акцент будет также смещен на большее развитие малого и среднего бизнеса, "повышение качества" привлекаемых инвестиций, подготовку технических и управленческих кадров, расширение механизмов ГЧП.
В инновационной сфере Казахстан сосредоточится на трех основных направлениях:
– развитие собственных научных компетенций, в том числе максимальное вовлечение научного потенциала в решение востребованных экономикой задач, настройку системы образования на обеспечение инноваций необходимыми кадрами;
– реализацию стратегии "умного" трансфера технологий, в том числе обеспечивающего приток опережающих технологий, находящихся на ранних стадиях разработки;
– формирование благоприятной инновационной среды, включая стимулирование спроса на инновации, упрощение регулирования инновационной деятельности, разработку эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, совершенствование технического регулирования.
Более того, как было отмечено президентом в недавнем выступлении на 26 пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, новая индустриальная политика должна стать "инновационно-индустриальной".
Мир сегодня интенсивно трансформируется, скорость происходящих изменений поражает, человечество переживает третью индустриальную революцию, которая и вовсе меняет само понятие производства – именно инновации, тесно связанные с материальным производством, становятся фундаментом сбалансированной, устойчивой к мировым кризисам экономики. Опыт Германии и ряда других стран это наглядно доказал.
Анализ технологических трендов показывает, что является ответами на вызовы третьей промышленной революции: энергонезависимость и гибкость технологических линий, автоматизация и цифровизация производств, применение новых материалов, кастомизация спроса и предложения.
К примеру, компания John Deere вышла на индийский рынок со своим легким трактором мощностью 55 л.с. Однако даже эта маломощная модель была избыточна для потребителей. Компания обработала запросы от 2000 потребителей и в короткое время предложила модели мощностью 36 и 41 л.с., специально разработанные для индийского рынка. Этот пример хорошо иллюстрирует, как компании-лидеры борются за глобальную конкурентоспособность.
Не остались в стороне и производители потребительских товаров. В частности, компания Adidas с недавнего времени предложила своим покупателям возможность на официальном сайте своего интернет-магазина совершать заказ индивидуальной пары кроссовок, окрашенных на свой вкус.
В ближайшем будущем станет возможным не покупать лекарства, а распечатывать их в зависимости от особенностей каждого отдельного человека. Уже появились первые устройства по управлению техникой при помощи мысли.
Аккумуляторы из водородных элементов, 3D-принтеры, металлы с памятью формы – развитие технологий полностью меняет "правила игры" в промышленности, которая остается как самым главным потребителем, так и основным источником инноваций.
Построение инновационной экономики в первую очередь за счет инновационной индустрии – задача непростая. Однако у Казахстана есть все шансы, в том числе за счет таких факторов своей конкурентоспособности, как:
– сильная политическая воля нашего президента;
– экономическая и политическая стабильность в стране;
– сильная вертикаль власти (еще раз отметим, что либерализация присуща эволюционному пути становления; для форсированного развития необходимы консолидация и дисциплина);
– малая административно-экономическая инерционность (у нас гораздо легче проходит проведение реформ, чем в более крупных странах);
– ресурсная самодостаточность;
– высокая восприимчивость казахстанцев к новым знаниям.
Причем последний фактор является особенно важным в складывающихся условиях – только наращивание компетенций позволит нам создать базу для устойчивого роста экономики и процветания страны.
Впереди еще много задач и трудностей, которые предстоит преодолеть. Но самый первый – он же самый сложный – шаг в верном направлении Казахстан уже сделал.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК провел встречу с Генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом 31.07.2013
В августе 2013 г. будут разработаны "зеркальные" меры для дискриминирующих казахстанскую продукцию стран 31.07.2013
Коллегия Агентства финансовой полиции 31.07.2013
Казахстан – Венгрия: возвращение на связь 31.07.2013
Сафин построит в Турате мечеть в честь героев войны 31.07.2013
Президентом Пакистана стал текстильный магнат 31.07.2013
Информация 30.07.2013
Все теракты проданы 30.07.2013
Палату пишем, взносы в уме 30.07.2013
Казахстанская оппозиция в тисках вторичности и убогости 30.07.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz