Чокан Лаумулин, "Свобода слова", 13 июня
Всему свое время, и сейчас оно пришло для осмысления нашего места в мире, которое, конечно же, начинается с исторической науки. История развивается по спирали и не с пустого места, важно вычленить самые сильные стороны прошлого с целью создания мощного канала, по которому потечет энергия будущих перемен. Ведь по сути, речь идет о завершении большого переходного этапа нашей новейшей истории. Можно предположить, что выступление – лишь важная часть более общего подхода по смене выработавших свое некоторых прежних и доселе не озвучиваемых свыше в полном объеме идеологических установок. Идеология – основа любой системы, и она включает в себя и политические, и экономические, и общественные и национальные отношения. Недаром Марат Мухамбетказиевич справедливо ставит историю во главу общественных наук в этом подробном и цельном докладе. Мы все стоим на пороге нового этапа строительства нашего государства, и успешно сформулированная нац идея даст толчок к формированию и экономической политики, и межнациональных отношений и развитию государственного и русского языков, укреплению отношений с нашими историческими соседями-союзниками, улучшит наши позиции на глобальной арене, где Казахстан уже стал важной составляющей Большой Игры. Посмотрите, с обретением независимости образовался идейный вакуум, оставшийся после СССР, и он заполняется сегодня и псевдоисторией, и религиозным фундаментализмом, и трайбализмом, и глобализацией, и откровенным мракобесием иногда. Необходимо производить смену "перестроечных" установок о мифической сладкой жизни за рубежом, отменять концепцию легкости бытия и излишнюю материализацию общественного сознания, нужно доводить до сознания людей, что наш дом – самое лучшее место в мире, пускай и нелегкое временами – а где и кому сейчас легко? Совместная и должным образом проработанная история способна дать толчок развитию общей и привлекательной идеологии, которая всегда объединяла народы на просторах Евразии. Мы не можем позволить себе уйти вниз, построив крошечный мирок мононационального государства – это просто противоречит нашим истории и бытию. Сегодня множество людей одержимы поисками своей идентичности, государство должно помочь им в этом, такова наша евразийская специфика – все решается сверху, и в этом наша сила. Государство само набирает силу и консолидирует ресурсы чуть ли не во всех сферах, и этот процесс идет во всех странах-мировых игроках: будь то США, Евросоюз и Великобритания, Россия или Латинская Америка, не говоря уже об в азиатских гигантах: Японии и Китая. Устами наших руководителей государство протягивает руку помощи, ведь только оно способно собрать необходимые ресурсы для решения любого значимого дела, включая научную проработку истории и создания идентичности. Обратите внимание, важность момента такова – что никогда не стремившийся к публичности Марат Тажин (идеологи любят тишину) – чуть ли не впервые выходит под софиты. Не случайно сказано и о новой роли ученого на стыке смежных наук, ведь кадры решают все. Казахстан может подключить к этому делу и, например, кембриджских (говорю это в силу специфики своей личной вовлеченности и места работы), и российских ученых (не идеологов и пропагандистов – это еще рано!), там сегодня выросли замечательные новые молодые тюркологи и востоковеды, а история у нас общая. Дело до курьезов доходит – знаю, например, три случая, когда достаточно видные представители нашей титульной нации (и разных жузов, если кому интересно) в независимости друг от друга в поисках, видимо, своего личного места в потоке истории сдали образцы ДНК на генетическую экспертизу в рамках всемирного проекта по определению генома человека. Не знаю точно, какую монгольскую или другую кровь они ставили целью обнаружить, но результат оказался довольно для них ошеломляющим: группа R1A1 – русские. Я не сторонник поп-генетики, но не случайно казахи помещены по генетической классификации в группу кавказских народов (Caucasians), к которой относятся и большинство европейских народов. Поэтому новая идеология и призвана при правильном подходе отобразить все богатство и широту нашей истории. А это невозможно без "глубокого бурения" – отсюда и необходимость в исследованиях вплоть до начала нашей эры и ранее. Впервые степному евразийскому этносу дается историей шанс написать ее самим, всегда до нас это делали другие побежденные нашими предками или сторонние народы, надо не уставать говорить об этом. Как и сказано в докладе, это есть вопрос выживания для казахстанской нации и нашего государства. И одновременно – возможность найти модель, которая может стать успешным примером для подражания у родственных нам этносах, народах и в государствах-союзниках. Модель, в которой наша пассионарная, по Гумилеву, энергия может себе найти новое заметное историческое воплощение. |