АЛМАТЫ. 29 мая. КАЗИНФОРМ
Использование религии как политического инструмента имеет и позитивные, и негативные последствия. Об этом сегодня в Алматы на международной научно-практической конференции "Влияние религии на современный мир" сказала директор Института философии, политологии и религиоведения, член-корреспондент НАН РК доктор социологических наук, профессор Зарема Шаукенова. "Перед нами встают многочисленные вопросы, которые относятся к поиску практических алгоритмов взаимодействия религии и государства. В условиях глобализации определение ценностных ориентиров – не только культурно значимый, но и политически ответственный процесс. Как ученые, мы заинтересованы в совместном четком определении статуса религии как института, как типа мировоззрения, как идеологии, выявлении ее возможностей для развития общества и личности", – заявила З.Шаукенова. Она отметила, что за два десятилетия в стране существенно изменилось отношение к религии как к институту, стали востребованными исследования ее значимости, появилась потребность во всестороннем изучении феномена религиозности. По ее словам, в Казахстане получают институционализацию исследования в области философии религии, социологии религии, в самом религиоведении. Но исследователи и эксперты не всегда единодушны в своих оценках места, роли и значимости религии в обществе, что естественно. "Актуализируются проблемы с выяснением содержания духовности, исследованием ценности религиозного образа жизни, взаимодействием религиозной и светской культуры, спецификой деятельности религиозных объединений. Как показывает опыт других стран, отделение религии от государства в светских моделях регулирования государственно-конфессиональных отношений не снимает проблем взаимодействия религии с обществом и потому обязывает к их всесторонней детализации. Религиозная деятельность становится предметом законодательного регулирования", – подчеркнула З.Шаукенова. По мнению эксперта, период трансформации и транзита в Казахстане привел к осознанию необходимости укрепления в менталитете казахстанцев высокой духовности, которая порождает нравственную ответственность и способствует противостоянию вызовам новейшего времени. "Глобализационные тенденции оказались опасными своей дегуманизацией общественных отношений, негативным воздействием на процесс социализации молодых поколений, неспособностью противостоять культу насилия и массовому отчуждению. Масштабы девиантного поведения заставляют переосмыслить задачи образования и воспитания, роль и место обучения ценностям. Поэтому встает вопрос, какие институты и на базе каких норм формируют ценностное отношение к жизни", – заявила глава института. Религия оказывает возрастающее влияние на социализацию индивидов. "А так как мы несем ответственность за такой стратегический приоритет, как конкурентоспособность государства на основе формирования интеллектуальной нации, то перед нами стоит задача создания определенной системы убеждений. Трансформация знаний в убеждения сегодня затруднена, этому есть ряд причин и обстоятельств. Сегодня недостаточно констатировать недочеты в социогуманитарной подготовке в школе, колледжах и вузах. Необходимо понять, как могут образование, наука и религия выполнить свою культурообразующую функцию в современном обществе", – отметила известный ученый. Религия, как духовная опора человека – с одной стороны, и наука, как система рационального объяснения мира, с другой, – практически воздействуют на общественную ментальность. При этом система светского образования по-прежнему остается одним из основных каналов социализации детей и молодежи. В этих обстоятельствах существенно понимание религии как социокультурного института, уточнение ее роли и функций, выяснение представлений о тенденциях мировоззренческих предпочтений сограждан. По мнению эксперта, все актуальнее стоит вопрос о религиоведческих знаниях в системе обучения. "Важно прояснить, какие возможности есть у предмета "Религиоведение" и как их использовать в условиях светского образования. На наш взгляд, в Казахстане он направлен на информирование учащихся и студентов и формирование у них представлений о многообразии религий, о культурообразующей роли мировых религий, раскрывает функции религии в истории и в современности, объясняет возможности и последствия использования религии в политических целях", – отметила она. В условиях, когда переосмысливаются роль и функции религии, важно выявить ее потенциал и найти эффективные формы развития государственно-конфессиональных отношений. "С учетом социокультурных возможностей института религии общество ожидает реализации ее гуманистического потенциала. Государство и религиозные объединения могли бы интегрировать свои усилия и возможности в поле социальной деятельности", – заключила З.Шаукенова. |