Пресс-служба Счетного комитета, 19 апреля
По оценке Счетного комитета, в вопросах исполнения республиканского бюджета государства имеется ряд системных недостатков. Отмечается низкая эффективность налогового и таможенного администрирования по отдельным направлениям. В 2012 году налоговые поступления составили 2 975,6 млрд. тенге и по сравнению с 2011 годом уменьшились на 25,6 млрд. тенге. В недостаточной степени используются полномочия по применению способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности. Вследствие низкой эффективности налогового администрирования предприятий-банкротов, взыскание налоговой задолженности осуществляется по истечении длительных сроков после ее образования. Потери бюджета по 6 случаям применения предприятиями схем уклонения от исполнения налоговых обязательств путем реорганизации составили 10, 5 млрд. тенге, в том числе из-за неэффективного налогового администрирования – 3,2 млрд. тенге. Отбор налогоплательщиков для проведения плановых проверок должным образом не осуществляется. Из 1516 проверок, отнесенных к высокой степени риска, 481 проверка завершена с незначительными доначислениями. Сохраняется зависимость доходной части консолидированного бюджета от поступлений, обеспечиваемых сырьевым сектором экономики. В 2012 году средства из резерва Правительства РК на неотложные затраты выделялись при недостаточно обоснованных расчетах, представленных отдельными администраторами бюджетных программ. Несмотря на значительные бюджетные средства, выделенные в 2009-2012 годах на разработку ИС "ТАИС" и "Электронная таможня", информационные системы в промышленную эксплуатацию не введены. Полномасштабное внедрение информационной системы "Казначейство – клиент" не осуществляется. В 2012 году местными исполнительными органами не использованы целевые трансферты на сумму 17,8 млрд. тенге и бюджетные кредиты – на 8,6 млрд. тенге. Пятью областями республики неиспользованные трансферты возвращены несвоевременно. Счетный комитет рекомендовал Правительству рассмотреть вопрос внесения изменений в действующее законодательство в части определения критериев отнесения расходов к неотложным затратам, перечня необходимых документов и расчетов по обоснованию объема средств, выделяемых из резерва Правительства Республики Казахстан. Министерству финансов Республики Казахстан поручено провести оценку достоверности и обоснованности финансовой отчетности отдельных администраторов бюджетных программ за отчетный финансовый год с учетом освоения бюджетных средств, эффективности использования целевых трансфертов и их возврата, образования дебиторской и кредиторской задолженностей, а также ряд других поручений. |