NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:56 ast
14:56 msk

Местное содержание: баланс интересов
К.Сафинов: Стремительное развитие нефтегазового сектора страны было бы невозможно без участия транснациональных нефтяных гигантов, которые в обмен на получение стабильных доходов привнесли не только крупный капитал, но и опыт работы в условиях конкурентной среды, современный менеджмент и знание рыночных законов
14.03.2013 / политика и общество

Канатбек Сафинов, ответственный секретарь Министерства нефти и газа РК, доктор юридических наук, "Казахстанская правда", 13 марта

Проводимые в Казахстане экономические и социальные реформы обеспечиваются доходами от ритмично работающего нефтегазового комплекса. А увеличение доли местного содержания, обеспечение товарами и услугами отечественной нефтедобывающей промышленности выступает определяющим драйвером развития страны.
В долгосрочной стратегии "Казахстан-2050" президент республики Нурсултан Назарбаев отмечает: "Нефтегазовый комплекс Казахстана является локомотивом для всей экономики и способствует развитию других отраслей". Новая стратегия развития отличается комплексным и всеохватывающим подходом к решению экономических задач, где в один клубок завязана совокупность процессов форсированного наращивания материального потенциала и повышения качества жизни казахстанцев. Одновременно с этим государство взяло на себя роль переориентировать естественное стремление сырьевого бизнеса к сохранению своего ведущего положения и нацелить его на построение новой экономики будущего.
Очевидно также, что столь стремительное развитие нефтегазового сектора страны было бы невозможно без участия транснациональных нефтяных гигантов, которые в обмен на получение стабильных доходов привнесли не только крупный капитал, но и опыт работы в условиях конкурентной среды, современный менеджмент и знание рыночных законов. Со своей стороны Казахстан создал для ТНК благоприятный инвестиционный климат на основе политической и региональной стабильности, что предопределяет постоянный приток ресурсов в республику.
Однако взаимоотношения между инвесторами, стремящимися получить доступ к недрам, и государством, отдающим недра и полезные ископаемые на определенных условиях в целях достижения конкретных экономических выгод для своего народа, не всегда находятся в равновесном состоянии. Самыми болезненными точками соприкосновения здесь являются проблемы местного содержания. В процессе заключения контрактов не конкретизировались нормы казахстанского законодательства в отношении местного содержания и инвесторы часто не выполняли своих обязательств. К тому же внешних игроков интересовали лишь объекты с развитой инфраструктурой, малыми затратами и быстрой окупаемостью. Определенный максимализм был проявлен и с казахстанской стороны, когда при проведении операций по недропользованию явочным порядком, без учета сложности разработок устанавливались произвольные показатели по приобретению товаров, работ и услуг от местных подрядчиков.
За короткий срок стало понятно, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не являются той панацеей, которая вытянет республику из кризиса. Тут необходимы встречные потоки, поскольку сам характер ПИИ существенно отличает их от вложений из местных источников или портфельных инвестиций: ПИИ непосредственно связаны с целями экономического развития страны-устроительницы в связи с необходимостью реализации капиталоемких инвестиционных проектов. Вот почему, несмотря на определенные издержки, борьба за местное содержание сохраняет свою актуальность.
В этой связи задача правового государства состоит в согласованности и урегулировании противоборствующих интересов участников, поиске компромиссов, обеспечивающих общественное согласие и партнерские отношения. Исходя из этого, казахстанская сторона начала кампанию по ревизии всех контрактов в области минеральных ресурсов с целью диверсификации источников инвестирования. В результате было принято два закона, касающихся местного содержания: "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам казахстанского содержания", затронувший 7 отраслевых законов, и новый Закон "О недрах и недропользовании". В рамках указанных законодательных актов было принято порядка 30 постановлений правительства и приказов отраслевых министров.
Данный шаг можно охарактеризовать как постепенный переход государства от политики обеспечения "мягкого" инвестиционного климата к усилению требований в первую очередь к иностранным инвесторам. Данный переход сопровождался внесением соответствующих поправок в Налоговый кодекс, Закон "О недрах и недропользовании", законодательство об окружающей среде. Появилось приоритетное право государства в отношении сделок с правом недропользования на вторичных рынках, при смене иностранных собственников, запрет перепродажи лицензий на недропользование в течение двух лет, усилились контрольные функции органов по защите окружающей среды. И сегодня закрепляется обязательность наличия и увеличения местного содержания, а также возможность использования фактора национальной безопасности как основания для отказа в предоставлении лицензии на недропользование.
Благодаря пересмотру условий и обязательств по местному содержанию в длительных контрактах на недропользование правительство рассчитывает поддержать отечественного поставщика товаров, работ и услуг, что чрезвычайно важно в реалиях финансового кризиса и посткризисного развития. Институт "местного содержания" вполне может выступить той дорожной картой, которая должна быть использована при восстановлении нарушаемого действиями недропользователя баланса экономических интересов по контракту. Это чрезвычайно актуально при обращениях недропользователей в части внесения изменений в контракт по отмененным в республике налогам и обязательным платежам или при снижении ставок их уплаты.
Если говорить о конкретных результатах, то в январе 2010 года на территории республики действовало только 83 контракта с цифровыми обязательствами по местному содержанию из 212, а в январе текущего года благодаря проделанной Министерством нефти и газа РК работе таких контрактов уже 173 из 204. Кроме того, с 2010 года МНГ предусматривает в условиях контракта возможность взыскания штрафных санкций в случае неисполнения обязательств по местному содержанию. Впервые нарушителей оштрафовали в 2011 году: тогда неисполнение нефтегазовыми компаниями обязательств по местному содержанию превысило 180,1 млн тенге. По состоянию на 15 января 2013 года в бюджет республики за неисполнение контрактных обязательств по местному содержанию недропользователи заплатили 127,2 млн тенге. Погашение при этом составляет 71% от выявленной суммы задолженности.
Не все ладно и в сфере закупок: практически постоянно выявляются нарушения порядка приобретения товаров, работ и услуг нефтегазовыми компаниями. Так, в 2010-м недропользователи провели закупки с нарушениями на сумму 157,6 млрд тенге, в 2011 году – 137 млрд тенге. Однако можно говорить об улучшениях в этой сфере. За 9 месяцев прошлого года общая сумма закупок, осуществленных с нарушениями, составила 17 млрд тенге. И это говорит о повышении прозрачности проводимых недропользователями закупок.
Впрочем, в МНГ осознают, что штрафные санкции – это не основной и далеко не единственный инструмент мотивации недропользователей к развитию местного содержания и поддержке казахстанских производителей. Административный подход необходимо постепенно заменять иными мерами, которые сподвигнут недропользователей инвестировать в новые секторы и современные, несырьевые источники роста экономики.
Следует отметить немаловажную новеллу в законодательстве о недрах и недропользовании – это поправка по отчислению 1% от совокупного дохода нефтегазовых компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Уже сегодня в 6 контрактах на разведку и/или добычу углеводородного сырья включено обязательство по финансированию НИОКР в размере 1% от совокупного дохода, в 4 контрактах содержатся фиксированные объемы финансирования НИОКР. А в 102 контрактах прописано обязательство приобретать не менее 50% НИОКР у казахстанских производителей работ и услуг. Считаем, что данная мера позволит поддержать отечественные проектные и научно-исследовательские институты и дать толчок к развитию собственных технологий для производства конкурентоспособной казахстанской продукции.
Одна из важных составляющих развития местного содержания – это кадровый вопрос. Через развитие человеческого потенциала Казахстан сможет сместить акцент с административного воздействия на недропользователей с целью закупа последними местных товаров на создание в республике конкурентоспособной продукции и услуг, на которые найдется постоянный спрос без нажима сверху. В 2011-2012 годах МНГ согласовало направление неиспользованных недропользователями средств на повышение квалификации сотрудников на обучение 4515 граждан РК, не задействованных при исполнении контрактов на недропользование. Причем 4237 человек после успешного окончания учебы будут трудоустроены в отрасли.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенаторы приняли Закон "О государственных услугах" и ратифицировали два международных документа 29.03.2013
Послы иностранных государств вручили верительные грамоты госсекретарю Марату Тажину 29.03.2013
Кайрат Келимбетов и Игорь Шувалов подвели итоги первого заседания межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" 29.03.2013
В МЧС РК состоялось заседание Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29.03.2013
В РК выявлено более 100 фактов диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными сотрудниками 29.03.2013
"Ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации вузов" 29.03.2013
Состоялись визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Узбекистан и Таджикистан 29.03.2013
О заседании Общественного Совета при Министерстве внутренних дел РК 29.03.2013
Итоги заседания Рабочей группы Министерства охраны окружающей среды РК 29.03.2013
Кириллица – латиница: поэтапно – с учетом зарубежного опыта 29.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz