NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 15:16 ast
13:16 msk

Пенсионное обеспечение – презентация законопроекта – новая редакция
Министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов представил законопроект "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (в новой редакции) с сопутствующими поправками
13.03.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 12 марта

Сегодня в Мажилисе министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов представил законопроект "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (в новой редакции) с сопутствующими поправками.
В проведенном в связи с этим расширенном заседании Комитета Мажилиса по финансам и бюджету участвовали и отвечали на вопросы парламентариев Председатель Национального Банка Григорий Марченко, вице-премьер Кайрат Келимбетов. Председательствовала на заседании глава Комитета Гульжан Карагусова.
В заседании принял участие вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко.
Руководителем рабочей группы по законопроекту является член вышеназванного Комитета Серик Оспанов. Дальнейшая работа над законопроектом продолжится в рамках этой рабочей группы.
Как отмечалось на презентации, законопроектом предусматриваются:
1. Развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы.
Единый накопительный пенсионный фонд будет создан в форме акционерного общества, которое является некоммерческой организацией.
Единственным акционером Фонда будет Правительство Республики Казахстан.
Создание Фонда направлено на обеспечение прозрачности деятельности по управлению индивидуальными пенсионными счетами вкладчиков. В этой связи в Фонде будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей).
Перевод индивидуальных накоплений граждан из действующих НПФ в Фонд будет осуществлен в полном объеме, сжатые сроки, порядке, установленном законодательством.
При этом предусмотрен переходный период, в рамках которого будут приостановлены переводы пенсионных накоплений из одного НПФ в другой НПФ, а также страховые организации ао договорам пенсионного аннуитета.
Действующие НПФ сохранят собственные активы и будут иметь дополнительную возможность продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем (законодательно будет предоставлено право обмена лицензии по управлению пенсионными активами на лицензию по управлению инвестиционным портфелем) или добровольного накопительного пенсионного фонда.
2. Обеспечение сохранности пенсионных накоплений
Согласно законопроекту основные функции Фонда – это привлечение обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов и добровольных пенсионных взносов, учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.
В целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений предусматривается, что хранение пенсионных активов Фонда будет осуществлять Национальный Банк Республики Казахстан.
Кроме того, для обеспечения сохранности пенсионных накоплений законодательно предусматривается установить соответствующие требования в отношении деятельности Фонда: по привлечению пенсионных взносов; деятельности по управлению инвестиционным портфелем и пенсионным выплатам; регулярной отчетности единого накопительного пенсионного фонда перед соответствующими государственными органами; ведению раздельного учета собственных средств и пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда; установлению размера комиссионного вознаграждения, получаемого Фондом; обязательности ежегодного проведения аудита годовых финансовых отчетов.
При этом обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных взносов в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции в Фонде будут сохранены.
3. Повышение эффективности управления пенсионными активами
В целях обеспечения доходности пенсионных активов законопроектом предусматривается, что пенсионными активами Фонда будет управлять Национальный Банк, в соответствии с инвестиционной стратегией, утвержденной Советом по управлению пенсионными активами.
Предлагается, что Совет по управлению пенсионными активами, как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, будет состоять из представителей Правительства, Национального Банка, участников финансового рынка и независимых экспертов. При этом персональный состав данного Совета будет утверждаться Президентом Республики Казахстан.
Функциями Совета по управлению пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда будут:
1) рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда;
2) выработка предложений по перечню разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда и одобрение данного перечня.
Согласно пояснению разработчиков законопроекта, все указанные меры позволят расширить охват населения накопительной пенсионной системой, обеспечить сохранность пенсионных накоплений, достичь высокого уровня инвестиционной доходности пенсионных активов Фонда в результате проводимой грамотной инвестиционной политики, адекватному замещению дохода пенсионными выплатами и, в конечном итоге, повышению доверия населения к накопительной пенсионной системе.
Как отмечают авторы проекта закона, отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается. Финансовых затрат, связанных с реализацией законопроекта, не требуется.
Наряду с основным сегодня был представлен и сопутствующий законопроект: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения":
Принятие вышеуказанного проекта закона потребует одновременного (последующего) приведения в соответствие девяти (9) кодексов и двадцати пяти (25) Законов.
И предполагаемые изменения в основном связаны с созданием единого накопительного пенсионного фонда.
Вместе с тем, предлагается:
– Гражданский кодекс Республики Казахстан дополнить нормой, предусматривающей установление типовой формы договора присоединения, заключаемого между Фондом и вкладчиком (получателем);
– Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дополнить нормой, предусматривающей не допущение наложение ареста на обязательные пенсионные взносы (пени), пенсионные активы и пенсионные накопления;
– Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" нормами, предусматривающими наделение Национального Банка дополнительными функциями, связанными с созданием Фонда (доверительное управление пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Казахстана, Правительством Республики Казахстан и единым накопительным пенсионным фондом; функции кастодиана в отношении пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда), а также вопросами валютного регулирования, осуществления деятельности по приобретению, хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, установлению дополнительных полномочий правлению Национального Банка Республики Казахстана по утверждению нормативных правовых актов и другие.
Как отмечают разработчики, отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается. Финансовых затрат, связанных с реализацией законопроекта, не требуется.
* * *
Законопроект "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (в новой редакции) разработан во исполнение поручения Главы государства Н.А. Назарбаева, данного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 года.
***
По завершении презентации министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов, Председатель Национального Банка Григорий Марченко, вице-премьер Кайрат Келимбетов и председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжан Карагусова провели пресс-конференцию.

-------

В Мажилисе Парламента РК озвучена новая редакция проекта Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан"
www.enbek.gov.kz, 12 марта

Модернизация пенсионной системы осуществляется в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана и поручением Правительству о создании Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).
В настоящее время многие страны мирового сообщества адаптируют систему пенсионного обеспечения к меняющимся условиям. Преобразование актуально и для Казахстана. Стоит отметить, что у нас функционирует многоуровневая система, состоящая из базового, обязательного (солидарного и накопительного) и добровольного уровней пенсионного обеспечения. Однако действующая модель не может обеспечить адекватный уровень пенсионных доходов и финансовую устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная реформа имеет начало с 1998 года, когда принято решение о переходе на накопительную систему и постепенному сворачиванию солидарной системы пенсионного обеспечения. Сегодня функционируют 10 накопительных пенсионных фондов (НПФ) с объемом пенсионных активов более 3 трлн. тенге. На первый взгляд сумма внушительная, однако, 15 лет доля накопительной пенсии в совокупных выплатах не превышает 3-4%. Это объясняется, с одной стороны, "молодостью" накопительной системы, с другой – низкой инвестиционной доходностью пенсионных активов.
Недостатки пенсионной системы являются не только следствием ее несовершенства, а во многом производны от макроэкономической ситуации в стране. Это – инфляция, ограниченные инвестиционные инструменты, неразвитость фондового рынка, относительно низкий уровень заработной платы, не позволяющий большинству населения осуществлять достаточные пенсионные накопления.
Как известно, НПФ не использовали в полном объеме возможность инвестирования, в основном, вкладывая деньги в государственные ценные бумаги (более 50%). Всемирный банк признал неэффективной деятельность НПФ. Кроме того, генеральной прокуратурой выявлены случаи финансовых махинаций.
Все это свидетельствует о системных проблемах, преодолеть которые возможно лишь путем коренных преобразований. Исходя из этого, Правительство и Национальный банк Казахстана предлагают модернизировать систему пенсионного обеспечения. Необходимость устранения проблем подтверждается и рекомендацией международных институтов.
Основные новшества законопроекта связаны с созданием Единого накопительного пенсионного фонда и совершенствованием инвестиционной стратегии. Фонд создастся на базе АО "ГНПФ". Учредителем и акционером будет Правительство.
ЕНПФ будет единственной организацией осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов. Также по выбору самих граждан может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные взносы, вести учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и производить пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений. По обязательным пенсионным взносам сохранится гарантия государства по сохранности накоплений.
Для обеспечения доходности пенсионных активов предусматривается, что управлять ими будет Национальный банк. При этом инвестиционную стратегию утверждает Совет по управлению пенсионными активами ЕНПФ (консультативно-совещательный орган при Президенте). Инвестировать пенсионные активы будет также Нацбанк.
Законопроект предусматривает переходные положения, регламентирующие порядок перевода пенсионных счетов и накоплений из действующих НПФ в единый. ЕНПФ явится абсолютным правопреемником.
Вместе с тем, частные фонды сохранят собственные активы и могут продолжать свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем. Им предоставят право обмена лицензии по управлению пенсионными активами на другую лицензию, которая позволит управлять портфелем.
Также они могут действовать как добровольные НПФ. Эти фонды вправе привлекать добровольные пенсионные взносы, осуществлять доверительное управление ими, самостоятельно действовать на рынке ценных бумаг, без права ведения счетом клиентов в качестве номинального держателя.
Институциональные преобразования при всей их целесообразности не исчерпывают всех мер по повышению эффективности НПС. Поэтому в результате модернизации также планируется решение следующих проблем:
I. Расширение охвата занятого населения услугами НПС. Сейчас из 8,5 млн. занятого населения хотя бы раз в год отчисляют пенсионные взносы 5,7 млн. человек. А количество лиц, осуществляющих взносы ежемесячно, составляет всего 3,7 млн., т.е. менее половины работников. Это связано с распространением неформальной занятости и слабым вовлечением в НПС. Если не решить данную проблему сегодня, завтра эти люди не будут иметь соответствующую пенсию и пополнят ряды социально уязвимых слоев населения.
В этой связи, планируется комплекс мер по формализации занятости и доходов наемных работников, самозанятого населения и стимулированию их участия в системе пенсионных накоплений через усиление гарантий минимального пенсионного обеспечения. В этих целях, предусматривается трансформирование базовой пенсии в гарантированную минимальную пенсию.
Для расширения охвата наемных работников предполагается внедрить механизм коллективно – добровольных накоплений, дополняемых взносами работодателей.
II. Проблема адекватного пенсионного обеспечения женщин, т.е. установление единого пенсионного возраста для мужчин и женщин.
В большинстве стран (Люксембург, Швейцария, Швеция, Италия, Финляндия, Норвегия и др.) пенсионный возраст составляет 65-67 лет и не зависит от пола работника. В связи с тенденцией старения населения и возникшими проблемами в системе социального обеспечения многие страны планируют повысить возраст (Великобритания, Германия, Франция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония).
В Казахстане из 1,8 млн. пенсионеров женщин 1,253 млн. или 70%. Однако, из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн., или 45%. Средние размеры пенсионных накоплений женщины ниже на 25%, чем у мужчин.
Отставание размеров пенсионных накоплений женщин связано с двумя причинами:
1) относительно меньшим стажем участия в НПС в связи с нахождением в "декретных" отпусках и более ранним в сравнении с мужчинами временем выхода на пенсию;
2) гендерными различиями в оплате труда. В последние 5 лет, размер среднемесячной заработной платы женщин по экономике в целом составлял от 66 до 68% среднемесячной заработной платы мужчин.
Если к тому же учесть, что период жизни после выхода на пенсию у женщин (20,84 лет) значительно больше, нежели у мужчин (12,99 лет), то возможность адекватного пенсионного обеспечения женщин маловероятна.
Кроме того, необходимо учитывать, что уже сегодня более 12% женщин не имеют полного стажа участия в солидарной системе, а с 2018 года это коснется всех женщин, соответственно, размер их солидарной пенсии будет ниже минимальной.
В этой связи, предлагаем провести унификацию пенсионного возраста женщин.
Также рассматривается вопрос субсидирования потерь по обязательным пенсионным взносам женщин в период ухода за ребенком.
III. Проблема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда.
С учетом того, что число работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, по данным статагентства, составляла 346,6 тыс. человек, можно говорить о том, что добровольная НПС не получила развития и не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда.
В этой связи предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда. При этом работодатели будут отчислять обязательный профиссоналный пенсонный взнос только по видам производств, отнесенных к вредным и лицам занятых в них. Перечень видов производств и список профессий работников занятых во вредных производствах будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. чел.).
В результате предлагаемого преобразования нагрузка на работодателя не увеличится, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты по налогам. Кроме того, изменения должны стимулировать заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на производстве, так как от этого зависят расходы работодателя на обязательные профессиональные пенсионные взносы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенаторы приняли Закон "О государственных услугах" и ратифицировали два международных документа 29.03.2013
Послы иностранных государств вручили верительные грамоты госсекретарю Марату Тажину 29.03.2013
Кайрат Келимбетов и Игорь Шувалов подвели итоги первого заседания межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" 29.03.2013
В МЧС РК состоялось заседание Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29.03.2013
В РК выявлено более 100 фактов диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными сотрудниками 29.03.2013
"Ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации вузов" 29.03.2013
Состоялись визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Узбекистан и Таджикистан 29.03.2013
О заседании Общественного Совета при Министерстве внутренних дел РК 29.03.2013
Итоги заседания Рабочей группы Министерства охраны окружающей среды РК 29.03.2013
Кириллица – латиница: поэтапно – с учетом зарубежного опыта 29.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz