NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:58 ast
18:58 msk

Состоялся Форум "Женщина и религия"
К.Лама Шариф: Мы – не многочисленный народ. Мы не можем и не должны делить наше общество на женщин и мужчин, для нас каждый гражданин – особая личность
05.03.2013 / политика и общество

din.gov.kz, 4 марта

4 марта 2013 года в городе Алматы в Казахском государственном женском педагогическом университете состоялся Форум "Женщина и религия".
Данный Форум был организован Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК и Агентством РК по делам религий.
В Форуме приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, ученые, преподаватели учебных заведений, общественные деятели, представители религиозных объединений, государственных органов, многодетные матери-героини и студенты.
В программе Форума рассматривались следующие темы: "Облик женщины в казахской истории. Современная женщина", "Статус женщины в религии. Религиозная женщина. Религиозное воспитание" и "Роль женщины в развитии общества и его духовном обновлении".
На Форуме выступила Абдыкаликова Г.Н. – Советник Президента РК, Председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, которая отметила особую роль женщины-матери в развитии общечеловеческих ценностей в обществе и в воспитании подрастающего поколения, а также о необходимости создания всех необходимых условий для их участия в политике.
В настоящее время по итогам переписи численность населения Республики Казахстан составляла 16009,6 тыс. человек, среди них 8297,4 тыс. женщин. Казахстан в гендерном равенстве среди 135 стран мира поднялся на 31 место. В настоящее время на государственной службе 60% составляют женщины, в судебной системе – 61%, в суде – 42%, среди депутатов Парламента – 34%, предпринимателей – 40% составляют женщины.
В своем Послании народу "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс Казахстана" Глава государства особо отметил "Для государства, как и для меня лично, материнство – особая забота. Дорогие женщины! Вы – опора семьи, а значит – опора государства. Какой наша страна будет в будущем, напрямую, зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Прежде всего, необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они – будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага. Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери".
В современном обществе и в нашей стране активно обсуждается роль и место женщины в обществе. В этой связи, одна из секций IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий, прошедшего 30-31 мая прошлого года, была посвящена теме "Религия и женщина: духовные ценности и современная угроза".

----

Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф на Международном форуме "Женщина и религия"
4 марта 2013 г.
г. Алматы, КазГосЖенПУ

Уважаемая Гулшара Наушаевна!
Уважаемая Динар Жусупалиевна!
Уважаемые участницы Международного форума!
Прежде всего, позвольте поздравить всех присутствующих с наступающим Международным женским праздником – Днем 8 марта!
Мне доставляет огромное удовольствие приветствовать всех участников сегодняшнего Форума и выразить всем вам свое самое глубокое уважение.
То, что нынешний Форум под названием "Женщина и религия", который сегодня проходит впервые в нашей стране в стенах такого уникального учебного заведения, как Казахский государственный женский педагогический университет, приобретает во многом символическое и историческое значение.
Пользуясь этой возможностью, хотел бы принести Вам, уважаемая Валерия Михайловна (Порохова), всем вам, уважаемые гости, слова искренней признательности за принятие нашего приглашения участвовать в настоящем Форуме.
Для нас большая честь и высокая привилегия, что с Вашим участием, с участием известных ученых, авторитетных политиков и общественных деятелей нашей республики будет обсуждаться сложившаяся в Казахстане модель конфессионального пространства, общества, национальных и семейных ценностей казахстанского народа.
Как Вам известно, в своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" – новый политический курс состоявшегося государства" Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев объявил защиту материнства и детства важнейшей составной частью социальной политики на новом этапе.
Получивший всеобщее признание тезис, провозглашенный Главой нашего государства, что: "девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а мать – его самым почитаемым лицом" – по своей сущности явился объединяющим и мобилизующим обращением к населению, стал тем приоритетом, который поднят на государственный и общественный уровень.
Если рассматривать этот аспект шире, хотел бы особо отметить, что такие ценности, как: дом и домашний очаг, родители и семья, отец и мать, дочь и сын (и т.д.) всегда высоко ценились и ценятся народом.
В этом смысле правомерно обратиться к мировой религии Ислам, в котором родителям отводится очень высокое место. Пророк Мухаммед сказал, что "самое лучшее, что родитель может дать своему ребенку, – это благое воспитание".
Особенно важна в этом отношении роль матери. В унисон старинной пословице, которая гласит: "На плечах женщины лежит небесный свод", звучат устами посланника Аллаха слова древней мудрости: "Рай – под ногами матерей".
Президент Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана отметил, что: "Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И такое насилие должно пресекаться предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару".
Здесь бы я хотел особо подчеркнуть то, что Священный Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. Несмотря на то, что в доисламские времена некоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству. Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения.
Ислам с самого начала устанавливает равенство мужчин и женщин как представителей человеческого рода. В Коране говорится о том, что человек был создан изначально в двух видах – мужском и женском. Пророк Мухаммед сказал, что "лучшее из дел – это хорошее поведение. Хорошее поведение – половина веры. Всякий, кто чувствует, что его вера сильнее, пусть больше объясняется в любви своей жене".
Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании призвал "воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них, прежде всего, страдают дети. Воспитание детей – это задача обоих родителей, а не только матери".
Для всех мировых религий, включая Ислам, принципиально важной является организация семьи и воспитание детей. Обратимся к словам Пророка Мухаммеда, который сказал, что "…в Исламе нет лучшей основы, чем бракосочетание. Всякий, кто хочет следовать моей Сунне, должен жениться. Расширяйте свои ряды, принося новое поколение, которое является результатом брака".
Ислам, учитывая все особенности мужчины и женщины, отвел роль главы семьи – мужчине.
В Коране сказано также, что: "Мужья – попечители своих жен, поскольку мужья расходуют на содержание жен средства из своего имущества". В то же время Пророк Мухаммед сказал и о том, что "человек с плохим поведением всегда доставляет себе мучения. Самый большой недостаток – видеть недостатки других людей, но при этом не замечать собственных".
Действительно, упорство и настойчивость не решают семейных проблем. Если рассматривать этот аспект шире, хотел бы особо отметить, что такие ценности, как моральный климат и нравственность в семье, в доме, внимание, которое уделяется укреплению семьи, устойчивости и крепости семейных уз, должны всегда высоко цениться. Думаю, нет необходимости доказывать кому-то, что такой фактор, как уважение и бережное отношение друг к другу – залог формирования здоровой семьи, здоровой обстановки в семье, которые в совокупности играют огромную роль в рождении здорового ребенка.
Знаете ли вы, дорогие наши женщины, что говорил в этой связи Пророк Мухаммед? Он сказал, что: "Женщина как кривая кость: если ее оставить в покое, то можно пользоваться ею, но если решить исправить ее, то она непременно сломается".
Глава нашего государства в своем Послании особо подчеркнул, что: "Мы должны создать все условия для того, чтобы девушки Казахстана могли получать качественное образование, хорошую работу и быть свободными.
Внутренний "фильтр" должен задавать вопросы: надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это – устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей степи никогда не было. Почитайте классику, посмотрите фильмы. У наших женщин есть национальная гордость, свой традиционный стиль одежды.
Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство.
Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье".
Эти важные и глубокие слова Лидера нации о местоположении наших дочерей, жен и матерей в современном обществе созвучны с идеями и мыслями наших национальных просветителей.
Мне бы хотелось в качестве доказательного аргумента привести высказывание Ильяса Есенберлина, который еще в прошлом столетии сказал такие важные слова: "Характер народа определяет женщина – Мать. Женщины каждого народа в действительности определяют национальный характер.
Пожалуй, на всем Востоке не отыскать более вольнолюбивой и свободной женщины, чем у казахского народа. Она никогда не прятала лица за тугой сеткой чадры, умела любить и бороться за свою любовь, не боялась вместе со старейшими держать совет, а в случае надобности брала колчан со стрелами, короткий и кривой, садилась в седло. Казахские легенды и предания сохранили много имен отважных и мудрых женщин", – сказал автор трилогии "Кочевники".
Уважаемые участницы Форума!
Сегодня общественное внимание все чаще акцентируется на теме хиджаба. Полагаю, что для казахстанского общества не представляет опасности собственно само одеяние.
Проблема состоит в другом – в опасности изменения формы религиозности, которое может способствовать внедрению чужой для казахов культуры и идеологии, создаст предпосылки для стирания границ идентичности, национального менталитета и сплоченности.
Исторический экскурс в прошлое нашей истории свидетельствует, что казашки никогда не закрывали лицо в повседневной жизни, они не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа.
В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия "хиджаб". Наши прадеды знали "хиджаб" не как женскую одежду.
В настоящее время, противостоять суждениям о хиджабе, чужой культуры и идеологии сможет только традиционный ислам.
Шариат сыграл огромную роль в становлении казахов как нации и государства. Ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрения и культуры, также органичным синтезом казахских традиций и обычаев и религиозных принципов. Мировоззрение нации определяется ее традицией. Поэтому "традиционной религией" называется та, которая передавалась из поколения в поколение.
В Казахстане для казахов, узбеков, татаров, турков, курдов, таджиков, киргизов исторической религией является ислам ханафитского мазхаба. Потому что, ислам тесно переплетался с национальными традициями. В этой связи, нужно следовать традиционной религии, для того чтобы, сохранить свою идентичность и единство.
Некоторые люди пропагандирующие хиджаб опираются на 31 аят суры "Нур": "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие", но не обращают внимания на 30 аят этой суры: "Скажи, (Мухаммад,) верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это – непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят", в котором говорится, что мужчины и женщины должны хранить целомудрие, а не то что, женщина должна носить хиджаб.
Если в 31 аяте суры "Нур" говорится: "Скажи верующим женщинам…пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев". То здесь нужно учитывать арабскую традицию и культуру. Потому что, у арабов практиковался брак между близкими родственниками. А в казахских традициях этого вовсе нет. Казахами строго соблюдался закон о родстве семи поколений. Поэтому, казахские девушки чувствовали себя достаточно свободно среди своих родных родственников и односельчан. И эта традиция передается и в современное время. Благодаря этой традиции, у казахского народа есть известные ученые, великие математики и физики, талантливые музыканты, художники и спортсмены.
Хочется еще раз отметить, что испокон веков, ни в одной притче, ни в одной легенде, ни в одном произведении изобразительного искусства нет каких-либо свидетельств о хиджабе. Сам пророк Мухаммед в своих хадисах говорил о том, что вера в Бога не оценивается внешним обликом, а познается умом и сердцем.
Один из видных политических деятелей ХХ века, первый Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру в своей книге "Взгляд на всемирную историю", выражая восхищение исламской цивилизацией, пишет, что хиджаб заимствован арабами у других народов: римлян и иранцев. По его мнению, "среди арабок не существовала традиция ношения покрывала. Они жили не отдельно от мужчин, не скрываясь от них, наоборот, появлялись вместе с мужчинами в общественных местах. Но арабы в ходе своих победоносных войн постепенно стали заимствовать традиции покоренных ими сверхдержав: Восточно-Римской (Византийской) и Иранской империй. Арабы нанесли поражение Византийской империи. Они полностью уничтожили Иранскую империю. Но, тем не менее, сами оказались в плену обеих традиций. Согласно преданиям, такие обычаи, как отделение женщин от мужчин и их затворничество, распространились среди арабов именно под влиянием Византии и Ирана. Постепенно формировалась система гаремов, женщины и мужчины отделились друг от друга".
Известный американский историк и философ Уильям Дюрант наиболее известен как автор 11-ти томной "Истории цивилизации", подтверждая слова Джавахарлала Неру, отмечает, что ношение хиджаба и введение гаремов вошло в традицию арабов в годы правления омейядского халифа Уалида II в 743-744 годах.
До сих пор комплекс обычаев и традиций жителей Саудовской Аравии достаточно сложен и многогранен для поверхностного описания. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно жесткой изоляционистской политики правящих кругов. В любом случае – местная жизнь достаточно далека от штампов.
Так, арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Женщины бедуинов могут появляться в обществе без покрывала на лице и разговаривать с посторонними мужчинами. В то же время городская женщина не может появиться на улице без черного покрывала "хумара" и накидки "абаи", которые закрывают ее тело с головы до ног.
Всем нам известно, что в начале ХХ века в Турции Ататюрк создал светское государство, в котором строго осуждалась чужая для турецкого общества традиционная одежда "хиджаб", которая ограничивала права турецких женщин. Но при этом, в государстве исповедовался ислам сплетенный с традициями турков, воспитывающий национальное самосознание. Даже в арабском мире есть страны, где запрещен хиджаб. Это – Тунис. Основатель Республики Тунис, Президент Хабиб Бургиба в 1981 году подписал Закон №108, в котором строго запретил ношение хиджаба в государственных учреждениях, школах и университетах. На протяжении 30 лет, девушки и женщины Туниса осуществляют свою деятельность в равной степени с мужчинами. В настоящее время, в Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Кувейте, Султанате Оман, Ливане и в Марокко уменьшается число женщин носящих хиджаб.
Уважаемые участницы Форума!
Уверен, что если мы, как граждане светского и демократического Казахстана, сегодня не сформируем общее кредо для всех в отношении хиджаба, то уже в скором времени женщины, которые оденут хиджаб, не смогут участвовать в социокультурной жизни общества, работать в светских учреждениях. Они не смогут реализовать себя и свои личностные потенциалы, не смогут стать полноценным гражданином своей страны. Это мы можем увидеть на примере арабских стран, где пассивность женщин отчетливо выделяется.
Мы – не многочисленный народ. Мы не можем и не должны делить наше общество на женщин и мужчин, для нас каждый гражданин – особая личность.
Если учитывать огромный вклад наших женщин в сфере науки, техники, производства, то понижение активности женщин в обществе приведет к большому интеллектуальному убытку. Тем более, что в обществе существуют такие особые проблемы, которых могут затрагивать только женщины. Это, в первую очередь, такие вопросы, как: проблема ребенка и матери. Поэтому, своевременное решение таких вопросов, зависит от женщин-матерей.
За всю историю у казахов сложились свои религиозные каноны. Нам необходимо лишь продолжить путь наших предков, сохранить свою традиционную религию. И когда мы возрадим богатейшую историю нашего народа, где есть нравственность, традиция и обычаи, то наше поколение не пойдет на поводу различных нетрадиционных течений.
Мы должны суметь противостоять чуждым влияниям, чтобы наше будущее поколение не лишилось национального самосознания, национальной памяти, национальной истории и культуры.
С этой высокой трибуны хочу еще раз выразить Вам и в Вашем лице всей прекрасной половине челоечества самую искреннюю признательность.
Желаю Вам плодотворной работы, приятного пребывания на гостеприимной земле Алматы, доброго здоровья и успехов в Вашей дальнейшей деятельности.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенаторы приняли Закон "О государственных услугах" и ратифицировали два международных документа 29.03.2013
Послы иностранных государств вручили верительные грамоты госсекретарю Марату Тажину 29.03.2013
Кайрат Келимбетов и Игорь Шувалов подвели итоги первого заседания межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" 29.03.2013
В МЧС РК состоялось заседание Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29.03.2013
В РК выявлено более 100 фактов диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными сотрудниками 29.03.2013
"Ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации вузов" 29.03.2013
Состоялись визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Узбекистан и Таджикистан 29.03.2013
О заседании Общественного Совета при Министерстве внутренних дел РК 29.03.2013
Итоги заседания Рабочей группы Министерства охраны окружающей среды РК 29.03.2013
Кириллица – латиница: поэтапно – с учетом зарубежного опыта 29.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz