NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Четверг 19.10.2017 00:09 ast
21:09 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года №1747
О проекте Закона Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (новая редакция)
22.01.2013 / политика и общество

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (новая редакция).

Премьер-Министр Республики Казахстан С. Ахметов

Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об органах внутренних дел Республики Казахстан (новая редакция)

Настоящий Закон определяет статус и правовую основу деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан и его сотрудников, принципы, задачи, систему и полномочия органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, профилактике правонарушений, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, законные интересы общества, государства, юридических лиц, а также меры социальной защиты сотрудников, пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовой статус органов внутренних дел Республики Казахстан
1. Органы внутренних дел Республики Казахстан (далее – органы внутренних дел) являются правоохранительным органом, осуществляющим функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию административным правонарушениям, преступности, а также дознание, предварительное следствие, криминалистическую и оперативно-розыскную деятельность, исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
Служба в органах внутренних дел – особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими служебных обязанностей и служебного долга перед государством и народом Казахстана.
2. Запрещается вмешательство в деятельность органов внутренних дел при осуществлении полномочий, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан, а также привлечение их к выполнению задач и функций, не возложенных на них законодательством.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов внутренних дел
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О правоохранительной службе", настоящий Закон, иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.
Статья 3. Назначение и задачи органов внутренних дел
1. Органы внутренних дел призваны служить народу Казахстана и защищать права, свободы и законные интересы физических лиц, законные интересы общества, государства, юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств.
2. Задачами органов внутренних дел являются:
1) защита человека и гражданина, его жизни, прав и свобод, а также законных интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
2) профилактика правонарушений;
3) борьба с преступностью;
4) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения;
5) обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление государственного контроля и координация деятельности государственных органов в сфере безопасности дорожного движения;
6) регулирование в пределах компетенции миграционных процессов, координация работы государственных органов в области миграции населения;
7) реализация государственной политики и государственного контроля в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
8) осуществление государственного контроля за оборотом гражданского, служебного оружия и патронов к нему;
9) осуществление государственного контроля за деятельностью субъектов, осуществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;
10) исполнение уголовных наказаний, административных взысканий и организация исправления осужденных;
11) обеспечение законности, правопорядка и поддержание режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прилегающей к ней территории и специальных учреждениях;
12) охрана объектов, подлежащих государственной охране, физических лиц, осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан;
13) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
14) осуществление криминалистических исследований;
15) оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Принципы деятельности органов внутренних дел, взаимодействие и сотрудничество

Статья 4. Принципы деятельности органов внутренних дел
Деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с принципами государственной и правоохранительной служб Республики Казахстан и специальными принципами органов внутренних дел.
Специальными принципами деятельности органов внутренних дел являются: соблюдение и уважение прав и свобод физических лиц, законных интересов общества, государства, юридических лиц; законных интересов общества и государства; открытость и публичность; единство системы органов внутренних дел.
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод физических лиц, законных интересов общества, государства, юридических лиц
1. Органы внутренних дел соблюдают и уважают права, свободы и законные интересы каждого человека и гражданина, независимо от его происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, места жительства или иных признаков.
2. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав и законных интересов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
3. Органы внутренних дел обеспечивают физическим лицам возможность реализовать право на квалифицированную юридическую помощь, информировать родственников о задержании лица, содействуют в оказании в случае необходимости задержанным лицам медицинской и иной помощи, а также принимают меры по устранению возникающих в связи с задержанием или арестом угрозы жизни, здоровью, имуществу личности или его семьи.
4. Сотруднику органа внутренних дел запрещается применение пыток, насилия, жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращение, умышленного причинения физической боли, нравственного страдания. Запрещается принуждать лиц, подозреваемых в совершении преступления, к даче показания или признанию себя виновным в совершении преступных действий, угрожать с этой целью им и другим лицам.
5. В случае нарушения сотрудником органа внутренних дел прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, органы внутренних дел обязаны принять меры по восстановлению нарушенных их прав и законных интересов.
Статья 6. Открытость и публичность
1. Деятельность органов внутренних дел является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов Республики Казахстан.
2. Физические и юридические лица вправе получать от органов внутренних дел информацию, непосредственно затрагивающую их права и интересы, в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
3. Органы внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, информируют о своей деятельности государственные органы и население. Запрещается разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни человека и гражданина, личной, семейной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, а также государственных секретов, ставших известными в ходе выполнения работы, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами.
4. При установлении несоответствия действительности сведений, распространенных органами внутренних дел о физических и юридических лицах, органы внутренних дел не позднее месячного срока должны опровергнуть эти сведения.
Статья 7. Единство системы органов внутренних дел
Органы внутренних дел Республики Казахстан составляют единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих руководителей вышестоящим и Министру внутренних дел республики.
Статья 8. Взаимодействие со средствами массовой информации и институтами гражданского общества
1. Органы внутренних дел предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам, а также путем проведения пресс-конференций, брифингов, с соблюдением требований законодательства.
2. Информационные сообщения размещаются на официальном сайте Министерства и подразделений органов внутренних дел.
3. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О средствах массовой информации" средства массовой информации по согласованию с органами внутренних дел могут аккредитовать при них своих журналистов.
4. Министерство внутренних дел имеет право учреждать специализированные средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел.
5. В целях повышения доверия населения, институтов гражданского общества в деятельности органов внутренних дел применяется система общественного контроля. Общественный контроль осуществляется путем создания Общественных советов по контролю за деятельностью органов внутренних дел и общественных наблюдательных комиссий. Положение и состав Общественного совета устанавливается Министром внутренних дел республики.
Статья 9. Взаимодействие с иными государственными органами, организациями, в том числе международными, должностными лицами и гражданами
1. Органы внутренних дел взаимодействуют с иными государственными органами, организациями, в том числе международными, должностными лицами и гражданами.
2. Государственные органы, организации, должностные лица и граждане могут оказывать помощь органам внутренних дел в выполнении ими своих целей и задач. Органы внутренних дел не могут никого принудительно привлечь к сотрудничеству для выполнения своих целей и задач.
Граждане могут привлекаться к сотрудничеству с органами внутренних дел на конфиденциальной основе в установленном законодательством порядке.
3. Взаимодействие между Министерством внутренних дел и соответствующими органами других государств, международными организациями осуществляется на основании межгосударственных или межправительственных соглашений, а также соглашений между Министерством внутренних дел и этими органами и организациями.
Статья 10. Взаимодействие с местными исполнительными органами
1. Органы внутренних дел в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности и правопорядка взаимодействуют с местными исполнительными органами.
2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:
1) организуют совместно с органами внутренних дел охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории областей, городов республиканского значения, столицы;
2) обеспечивают содержание штатной численности территориальных органов, содержащейся за счет областных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения, столицы, в пределах лимитов, утвержденных Правительством Республики Казахстан;
3) обеспечивают содержание, обслуживание и ремонт служебных помещений и транспортных средств, включая приобретение горюче-смазочных материалов, а также затраты по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, отопления и услуг связи территориальных органов внутренних дел, за исключением затрат на услуги электронной почты аппаратов территориальных органов; обеспечивают материально-техническое оснащение органов внутренних дел в соответствии с существующими нормами;
4) осуществляют в пределах своей компетенции в интересах органов внутренних дел иные полномочия в сфере правопорядка;
5) образуют консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания.
3. Местные исполнительные органы районов, городов областного значения:
1) организуют совместно с органами внутренних дел обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
2) организуют совместно с органами внутренних дел собрание (сход) местного сообщества для назначения участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения административного участка на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
4. Местные исполнительные органы оказывают содействие органам внутренних дел для выполнения их функций при решении вопросов местного значения.

Глава 3. Система органов внутренних дел

Статья 11. Система органов внутренних дел
1. Система органов внутренних дел состоит из полиции, Внутренних войск и уголовно-исполнительной системы.
2. Систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел, входящие в его состав ведомства, департаменты, самостоятельные управления, ведомственные учреждения, организации образования и здравоохранения, Внутренние войска, территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, военно-следственные органы, органы внутренних дел на транспорте и территориальные органы, подразделения специального назначения.
3. Территориальными органами Министерства внутренних дел являются департаменты внутренних дел областей, городов республиканского значения и столицы республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, линейные органы внутренних дел.
4. Территориальными органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел являются департаменты уголовно-исполнительной системы областей, городов республиканского значения и столицы республики, учреждения.
5. Начальники департаментов внутренних дел областей, городов республиканского значения и столицы республики, являются старшими оперативными начальниками:
1) городских, районных, районных в городах органов внутренних дел;
2) в отношении командиров частей и соединений Внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих областей, города республиканского значения и столицы и выполняющих задачи по охране общественного порядка, охране исправительных учреждений и при чрезвычайных ситуациях, а также решению других задач, возложенных на Внутренние войска законодательством Республики Казахстан.
6. В системе органов внутренних дел создаются организации, являющиеся юридическими лицами, имеющие действительные и условные наименования, печати и штампы, счета, основные фонды.
Статья 12. Министерство внутренних дел
1. Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел.
2. Лимит штатной численности органов внутренних дел утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан.
3. Министерство внутренних дел имеет флаг, знамя и символ.
Департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы республики, на транспорте, департаменты уголовно-исполнительной системы областей, города республиканского значения и столицы республики, а также высшие учебные заведения Министерства внутренних дел имеют знамена.
Описание флага, знамени и символа Министерства внутренних дел, знамен подчиненных ему органов утверждается Президентом Республики Казахстан.
4. Министерство внутренних дел возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан.
5. Министр:
1) осуществляет руководство органами внутренних дел;
2) устанавливает структуру и штатную численность системы органов внутренних дел в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
3) назначает, поощряет, налагает дисциплинарные взыскания и увольняет из органов внутренних дел сотрудников;
4) утверждает номенклатуру должностей и квалификационные требования к категориям должностей в органах внутренних дел, а также положения о структурных подразделениях и территориальных органах;
5) осуществляет руководство деятельностью Внутренних войск;
6) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуры для назначения на должности заместителей Министра, Командующего Внутренними войсками;
7) от имени Министерства внутренних дел издает правовые акты обязательные к исполнению органами внутренних дел, а также в пределах своей компетенции – нормативные правовые акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
8) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения об изменении лимита штатной численности органов внутренних дел, территориальных органов;
9) делегирует полномочия своим заместителям, руководителям структурных подразделений министерства и территориальных органов внутренних дел;
10) представляет к награждению государственными наградами, присвоению почетных и высших воинских и специальных званий сотрудников органов внутренних дел;
11) награждает ведомственными наградами;
12) представляет министерство в международных, государственных органах и организациях;
13) подписывает международные договоры, по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел;
14) отчитывается перед Президентом Республики Казахстан о состоянии деятельности органов внутренних дел;
15) устанавливает порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью сотрудников органов внутренних дел;
16) организует работу по противодействию коррупции;
17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Глава 4. Компетенция Правительства и органов внутренних дел, права и обязанности органов внутренних дел

Статья 13. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) устанавливает порядок приобретения, хранения, учета, перевозки, ввоза и вывоза взрывчатых материалов;
2) устанавливает порядок приобретения, хранения, хранения и ношения, учета, перевозки, ввоза, вывоза гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
3) устанавливает порядок хранения, учета, использования, перевозки, уничтожения, ввоза, вывоза гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
4) устанавливает порядок использования объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
5) устанавливает порядок открытия и функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов;
6) устанавливает порядок выдачи заключений на соответствие криминалистическим требованиям гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция Министерства внутренних дел
Министерство внутренних дел:
1) обеспечивает проведение государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;
2) обеспечивает реализацию единой государственной кадровой политики в системе органов внутренних дел;
3) принимает нормативные правовые акты в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;
4) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
5) ведет государственный контроль за оборотом гражданского, служебного оружия и патронов к нему;
6) разрабатывает и принимает комплексные и системные меры в области регулирования миграционных процессов,;
7) совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества;
8) обеспечивает собственную безопасность;
9) обеспечивает функционирование единой государственной системы делопроизводства и организацию архивного дела в органах внутренних дел;
10) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;
11) разрабатывает и осуществляет меры по мобилизационной подготовке органов внутренних дел, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечению постоянной готовности к полной и своевременной мобилизации специальных подразделений органов внутренних дел;
12) осуществляет контроль за подразделениями и сотрудниками органов внутренних дел, имеющими право проведения оперативно-розыскных мероприятий;
13) в пределах своей компетенции осуществляет лицензионно-разрешительную деятельность;
14) осуществляет ведомственный контроль за соблюдением правил лицензирования и разрешений по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел;
15) организует охрану общественного порядка, обеспечивает общественную безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и при других чрезвычайных ситуациях;
16) организовывает специальные и военные перевозки;
17) проводит аттестацию на профессиональную компетенцию руководителей территориальных органов внутренних дел и Внутренних войск;
18) разрабатывает и утверждает структуру, типовые штаты и штатные нормативы органов внутренних дел, нормативы нагрузки сотрудников и служащих органов внутренних дел;
19) организует подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для системы органов внутренних дел, в том числе за рубежом на основе международных договоров;
20) обеспечивает развитие ведомственной науки и координирует ведомственную научную деятельность в области охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью, а также в сфере уголовно-исполнительной деятельности;
21) обеспечивает создание, функционирование и совершенствование информационных систем, информационно-коммуникационных и телекоммуникационных сетей, сетей связи, банков и баз данных, определяет их виды, порядок создания, использования и развития;
22) определяет порядок организации деятельности Центров оперативного управления и дежурных частей органов внутренних дел;
23) осуществляет финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение и оснащение органов внутренних дел;
24) координирует организацию обеспечения безопасности дорожного движения, определяет порядок государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, регистрации и учета лиц, пользующихся ими, приема экзаменов и выдачи удостоверений на право управления, производит допуск к участию в дорожном движении отдельных видов транспортных средств и предоставляет право на управление ими;
25) осуществляет международное сотрудничество в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также по иным вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;
26) обеспечивает координацию в сфере охранной деятельности, а также деятельности физических и юридических лиц по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации;
27) осуществляет правовое обеспечение системы органов внутренних дел;
28) обеспечивает защиту интересов министерства в судах, иных государственных органах и координацию этой работы на местах;
29) осуществляет контроль за охраной и конвоированием внутренними войсками арестованных и осужденных;
30) организует и осуществляет контроль за деятельностью специальных учреждений органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также конвоирование;
31) утверждает перечень вещей, изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к продаже и использованию осужденными к лишению свободы;
32) утверждает порядок регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца, образцы свидетельства лица, ищущего убежище;
33) определяет порядок назначения участковых инспекторов полиции с учетом гласного обсуждения кандидатуры с населением административного участка;
34) разрабатывает криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию, а также определяет порядок проведения испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему на соответствие данным требованиям;
35) контролирует оперативную обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
36) обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
37) разрабатывает правила приобретения, хранения, учета, перевозки, ввоза и вывоза взрывчатых материалов; приобретения, хранения, хранения и ношения, учета, перевозки, ввоза, вывоза гражданского и служебного оружия и патронов к нему; хранения, учета, использования, перевозки, уничтожения, ввоза, вывоза гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; использования объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; открытия и функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов;
38) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 15. Компетенция органов внутренних дел
Органы внутренних дел:
1) обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность;
2) осуществляют профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений;
3) осуществляют раскрытие и расследование преступлений, а также розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания, уклоняющихся от исполнения решений судов, лиц, пропавших без вести;
4) осуществляют борьбу с преступностью;
5) осуществляют досудебное производство по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;
6) осуществляют контроль за состоянием безопасности дорожного движения, профилактику правонарушений среди участников дорожного движения;
7) осуществляют контроль за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за прохождением государственного или обязательного технического осмотра владельцами транспортных средств; регулируют дорожное движение; оформляют документы о дорожно-транспортном происшествии;
8) осуществляют государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимают экзамены на право управления транспортными средствами и выдают водительские удостоверения; регистрируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, транспортные средства и прицепы к ним и выдают в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществляют сопровождение транспортных средств;
9) осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
10) выдают в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан заключения юридическим лицам на соответствие гражданского и служебного оружия и патронов к нему криминалистическим требованиям; разрешения на ввоз, вывоз гражданского и служебного оружия и патронов к нему; физическим лицам на ввоз, вывоз гражданского оружия и патронов к нему;
11) выдают в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан разрешения физическим лицам на приобретение, хранение, хранение и ношение гражданского оружия и патронов к нему; юридическим лицам на приобретение, хранение взрывчатых материалов; хранение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; хранение, перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему; открытие и функционирование стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов;
12) применяют в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Казахстан, меры административного взыскания;
13) контролируют соблюдение физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о миграции населения;
14) осуществляют документирование, изготовление и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и регистрацию граждан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, рассматривают вопросы гражданства;
15) осуществляют процедуры присвоения, продления, лишения и прекращения статуса беженца, выдачу свидетельства лица, ищущего убежище;
16) обеспечивают охрану режимных, особо охраняемых объектов, физических лиц и объектов, подлежащих государственной охране;
17) в пределах своей компетенции осуществляют лицензионно-разрешительную деятельность;
18) обеспечивают во время массовых мероприятий общественный порядок;
19) ведут профилактический учет, осуществляют профилактический и пробационный контроль, а также контроль и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
20) осуществляют розыск лиц, совершивших побег из-под стражи, охраняют и конвоируют задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц;
21) задерживают военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и передают их военным патрулям, органам военной полиции, военному коменданту, командирам воинских частей;
22) участвуют в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения, а также в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;
23) участвуют в проведении карантинных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и экологических мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях;
24) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность;
25) осуществляют криминалистическую деятельность, а также выдачу квалификационных свидетельств на право производства криминалистических исследований;
26) обеспечивают охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц определенных законодательством;
27) осуществляют исполнение судебных актов, требований и указаний прокурора, письменных поручений следователей, дознавателей при производстве розыскных, следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
28) осуществляют исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечивают соблюдение установленных законодательством порядка и условий отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
29) содержат в специальных учреждениях лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, обвиняемых в совершении преступлений, когда по условиям жизни они не могут быть оставлены на прежнем месте жительства, а также направляемых в организации образования с особым режимом содержания до вступления решения суда в законную силу;
30) доставляют в центры адаптации безнадзорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
31) содержат подозреваемых, обвиняемых и осужденных в специальных учреждениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы органов внутренних дел;
32) осуществляют контроль и надзор за поведением лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и граждан, находящихся на их территории, а также на прилегающей к ним территории;
33) организовывают размещение осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов;
34) осуществляют регистрацию лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также их дактилоскопирование, фотографирование, видеосъемку, звукозапись в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
35) обеспечивают трудовую занятость осужденных и осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных;
36) организовывают осуществление исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
37) обеспечивают охрану учреждений уголовно-исполнительной системы, предназначенных для отбывания наказания осужденных женщин, несовершеннолетних, тюрем и следственных изоляторов;
38) обеспечивают организацию работы по подготовке осужденных к освобождению, исполняют акты амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
39) принимают участие в правовом воспитании населения, изучают общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;
40) обеспечивают накопление, сохранность и учет документов Национального архивного фонда Республики Казахстан и иных документальных материалов о деятельности органов внутренних дел, выдают физическим и юридическим лицам на основе документов архивные справки;
41) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 16. Полномочия органов внутренних дел
1. Органы внутренних дел обязаны:
1) защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;
2) охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность;
3) выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, проводить с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия;
4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимать меры по профилактике правонарушений в пределах компетенции;
5) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев;
6) принимать необходимые меры по защите всех форм собственности от противоправных посягательств;
7) принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также предоставлять заявителю полную и достоверную информацию о результатах рассмотрения заявления в установленные законодательством сроки;
8) незамедлительно реагировать на полученное сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, административных правонарушений, в том числе немедленно прибыть к месту события, принять меры по пресечению преступлений и административных правонарушений;
9) устанавливать причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, принимать меры по их устранению;
10) принимать меры по защите участников уголовного процесса;
11) проводить оперативно-розыскную деятельность;
12) не вмешиваться в законную деятельность физических и юридических лиц, за исключением выполнения обязанностей, возложенных на них настоящим Законом;
13) не допускать совершение действий, способных дискредитировать органы внутренних дел и противостоять проявлениям коррупции;
14) осуществлять контроль за сохранностью, условиями хранения, учетом табельного оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и веществ, другого имущества, арттехвооружения;
15) обеспечивать контроль в сфере охранной деятельности, за деятельностью по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, а также охрану режимных, особо охраняемых объектов и объектов, подлежащих государственной охране;
16) доставлять в медицинские организации лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а также по заявлению граждан из их жилищ;
17) осуществлять поиск, задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных решением судов принудительных мер медицинского характера за общественные опасные действия;
18) пресекать массовые беспорядки, групповые неповиновения, в том числе в специальных учреждениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
19) обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности;
20) обеспечивать соблюдение требований информационной безопасности;
21) соблюдать требования законодательства при обработке персональных данных;
22) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в уголовно-исполнительной системе, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев;
23) обеспечивать безопасность персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
24) не разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни человека и гражданина, личной, семейной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, а также государственных и иных секретов;
25) незамедлительно освободить задержанное или арестованное лицо на основании решения суда (судьи), а также после истечения сроков задержания или ареста;
26) приносить официальные извинения в письменной или устной форме гражданину, в отношении которого органами внутренних дел незаконно были применены меры принуждения. Принимать предусмотренные законом меры по моральной или имущественной реабилитации граждан, организаций, которым в результате неправомерных действий органов внутренних дел был нанесен ущерб.
Органы внутренних дел несут и иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Органы внутренних дел имеют право:
1) требовать от физических лиц соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований – применять соответствующие меры принуждения;
2) при наличии объективных оснований проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;
3) задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, правонарушений и лиц, подвергнутых административному аресту;
4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений давать обязательные для исполнения поручения другим органам, организациям и должностным лицам в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
5) по находящимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать в дневное время суток физических лиц и представителей юридических лиц в органы внутренних дел, получать от них объяснения и показания, документы, их копии, а в случае невыполнения законных требований подвергать их приводу и осуществлять иные действия, предусмотренные законами Республики Казахстан;
6) осуществлять административное производство; составлять протоколы, налагать административные взыскания, производить административное задержание, личный досмотр, а также досмотр и изъятие предметов и документов;
7) в целях установления личности задерживать и содержать в приемниках-распределителях с санкции суда лиц, не имеющих определенного места жительства;
8) производить исследования; для постановки на криминалистические учеты фотографировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку, отбор ДНК и одорологических образцов, дактилоскопировать подозреваемых, обвиняемых, лиц отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также подвергнутых административному аресту;
9) пресекать незаконные митинги, демонстрации, пикетирования и иные акции, а также проводимые мирные собрания, представляющие угрозу общественной безопасности, жизни, здоровью, собственности и другим охраняемым законом правам личности;
10) в условиях чрезвычайного, военного положения а также в целях задержания преступников и правонарушителей проводить рейды в населенных пунктах, на дорожных магистралях и в территориальных водах; при проведении рейда органы внутренних дел имеют право в установленном законом порядке задерживать лицо и транспортное средство, требовать от граждан предъявления документов, удостоверяющего личность, документов на право управления транспортным средством;
11) создавать и использовать специализированные ведомственные учеты оперативного, справочного, профилактического, криминалистического, информационно-аналитического характера;
12) создавать, использовать и совершенствовать информационные системы, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные сети, сети связи, банки и базы данных, применять научно-технические средства;
13) в случаях, предусмотренных законом доставлять в медицинские организации лиц для освидетельствования на предмет употребления алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ;
14) устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами для реализации функций, возложенных на органы внутренних дел;
15) использовать любой вид транспорта (кроме транспортных средств организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом, служб скорой медицинской помощи) для преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, проезда к месту происшествия, в период действия военного или чрезвычайного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, доставления в лечебные учреждения граждан, а также в иных случаях, не терпящих отлагательства, с возмещением расходов владельцам за использование транспортного средства, а также соответствующего ущерба в случае его причинения за счет государственного бюджета;
16) использовать возможности средств массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел, установления обстоятельств преступлений и лиц, подозреваемых в их совершении, розыска и в иных случаях, возникших при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
17) в случаях, прямо предусмотренных законодательством, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, помещения юридических лиц, на принадлежащие им земельные участки и осматривать их;
18) ограничивать, временно запрещать физическим лицам доступ или пребывание в жилищах, в определенных участках местности, если их нахождение создает угрозу жизни и здоровью человека, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов, а также в случаях проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и массовых мероприятий;
19) патрулировать населенные пункты и общественные места, самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, а по решению соответствующих исполнительных органов и должностных лиц – контрольно-пропускные пункты при проведении карантинных, природоохранных и иных мероприятий, а также в местах массового произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста ценных пород рыб, на территории национальных парков, государственных заповедников и заказников;
20) запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения; выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению недостатков, приостанавливать их выпуск на линию до исполнения предписаний;
21) останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, на груз и право его перевозки, на их временный ввоз, страховой полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также в других предусмотренных законодательством случаях; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
22) осуществлять досмотр транспортных средств при проведении профилактических мероприятий и операции по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления или побег из-под стражи;
23) производить оцепление (блокирование) участков местности в случаях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведении карантинных мероприятий; пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих общественный порядок и безопасность граждан, а также жизнедеятельность объектов инфраструктуры населенного пункта; задержания разыскиваемого лица; освобождения заложников; преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, правонарушения; проведения антитеррористической операции, проверки сведений об обнаружении взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ; проведения спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых мероприятий;
24) привлекать при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, независимо от форм собственности, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период проведения спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; беспрепятственно проникать во все жилые, производственные и другие помещения, а также принимать иные меры, направленные на спасение граждан;
25) производить личный досмотр физических лиц, проходящих на объекты, подлежащие государственной охране;
26) в установленном законом порядке изымать оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также иные запрещенные к провозу, проносу и ношению предметы и вещества;
27) совместно с иными государственными органами контролировать соблюдение организациями, гражданами природоохранных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и противоэпизоотических мероприятий;
28) давать обязательные для исполнения предписания, представления государственным органам, юридическим и физическим лицам о мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений в рамках своих полномочий;
29) на безвозмездное аэронавигационное обслуживание воздушных судов органов внутренних дел Республики Казахстан;
30) собирать и обрабатывать персональные данные физических лиц в порядке, установленном законодательством;
31) проводить в соответствии с законодательством Республики Казахстан освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью выявления фактов употребления алкогольных напитков, токсичных, наркотических и иных психотропных средств;
32) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, а также изымать запрещенные предметы и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;
33) временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы, а также на прилегающую к нему территорию или обязывать их остаться либо покинуть ее при введении режима особых условий;
34) привлекать осужденных к обязательному участию в проводимых воспитательных мероприятиях;
35) задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;
36) требовать от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполнения обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Казахстан и приговором суда;
37) исполнять постановления прокурора о принудительном доставлении (приводе) граждан и должностных лиц, а также исполнять иные письменные поручения и требования прокурора, вынесенные в пределах его компетенции; осуществлять привод лиц в установленном законом порядке;
38) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, в порядке установленном законодательством;
39) привлекать общественные и религиозные объединения к деятельности уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях;
40) использовать в целях зашифровки конспиративных организаций ведомственные документы других государственных органов и организаций. Порядок использования этих документов определяется Правительством Республики Казахстан.
Органы внутренних дел имеют и иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Глава 5. Правовое положение сотрудников и прохождение службы в органах внутренних дел

Статья 17. Статус сотрудников органов внутренних дел
1. Сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
2. Сотрудники органа внутренних дел при осуществлении своей деятельности обязаны точно соблюдать и подчиняться требованиям Конституции Республики Казахстан, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов.
3. Сотрудник органа внутренних дел при получении незаконного приказа или указания обязан руководствоваться Законом и уведомить об этом руководство. Неисполнение незаконного приказа или указания не влечет за собой ответственность. Сотрудник органа внутренних дел, исполняющий подобный приказ или указание несет ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Непосредственный начальник несет полную личную ответственность за соблюдение сотрудниками служебной этики.
5. Сотрудники органов внутренних дел принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан, им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленного образца.
Сотрудник органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеет право на хранение, ношение и применение огнестрельного и иного оружия, а также специальных средств.
6. Все юридические и физические лица, находящиеся на территории Республики Казахстан, должны исполнять законные требования сотрудника органа внутренних дел.
7. Действия сотрудников органов внутренних дел, которыми временно ограничиваются права граждан, сопровождаются словами: "Именем закона". Каждое лицо в таком случае обязано прекратить активные действия, беспрекословно подчиниться требованиям сотрудника органов внутренних дел и выполнить его указания, связанные с исполнением служебных обязанностей.
8. Неподчинение законным требованиям сотрудника органа внутренних дел, оказание ему сопротивления и применение силы или его оскорбление влекут за собой установленную законодательством Республики Казахстан ответственность.
9. Государство гарантирует социальную и правовую защиту сотрудников органов внутренних дел, обеспечивает надлежащие условия службы с учетом ее особого характера, достаточные для полного и независимого осуществления своих функций.
10. Сведения о сотрудниках, проходивших службу (состоящих на службе) в специальных подразделениях органов внутренних дел Республики Казахстан составляют государственные секреты и могут быть преданы гласности лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 18. Обязанности сотрудников органов внутренних дел
Сотрудники органов внутренних дел обязаны:
1) защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина от преступных и иных посягательств;
2) представиться и предъявить служебное удостоверение при обращении к физическим лицам;
3) соблюдать и уважать права и законные интересы человека и гражданина;
4) при обращении с гражданами быть вежливыми и корректными, с уважением относиться к его личности и достоинству;
5) сообщить лицу после задержания основания его задержания, разъяснить, что он имеет право не свидетельствовать против себя и близких родственников, право на один телефонный звонок и защитника;
6) при задержании или аресте лица использовать безопасные способы и средства, за исключением вынужденной обороны и случаев крайней необходимости;
7) сообщить о задержании или аресте близким родственникам задержанного, подозреваемого или арестованного лица;
8) соблюдать права и законные интересы задержанного, подозреваемого, обвиняемого или арестованного лица;
9) содействовать в оказании первой медицинской помощи пострадавшим от преступления или других правонарушений, несчастного случая, а также беспомощному, попавшему в угрожающее жизни и здоровью положение лицу;
10) участвовать в мероприятиях по спасению людей и имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
11) при осуществлении полномочий, связанных с ограничением права неприкосновенности жилья, перед вхождением уведомлять проживающее там лицо об основаниях его вхождения в жилище;
12) при вхождении в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки помимо воли проживающих там лиц использовать безопасные способы и средства, бережно и с уважением относиться к жизни и здоровью граждан, а также к собственности;
13) не вмешиваться в законную деятельность физических и юридических лиц, за исключением выполнения обязанностей, возложенных на них настоящим Законом;
14) независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан и должностных лиц с сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, спасению людей, оказанию нуждающимся помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, выявлению очевидцев правонарушения, охране места происшествия; сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел;
15) задерживать в случаях и порядке, установленном законодательством лиц, совершивших преступление или другое правонарушение, либо подозреваемых в совершении, а также уклоняющихся от суда и следствия;
16) исполнять не противоречащие закону приказы и указания вышестоящего по субординации начальника.
Статья 19. Права сотрудников органов внутренних дел
1. Сотрудники органов внутренних дел имеют право:
1) требовать от каждого лица прекращения действий, создающих условия для преступления и других правонарушений, представляющих угрозу личности и общественному порядку;
2) проверять документы подозреваемых в совершении преступлений или правонарушений с целью установления их личности;
3) задерживать в случае и порядке установленных законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступлений или правонарушений;
4) входить на территорию и в помещения организаций независимо от форм собственности, жилые помещения или другие объекты, на земельные участки в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, проведения неотложных следственно-оперативных и розыскных действий, а также по находящимся в производстве материалам и уголовным делам;
5) хранить, носить и применять в порядке и случаях установленных настоящим Законом и Законом "О правоохранительной службе" специальные средства, огнестрельное и иное оружие, физическую силу;
6) получать у юридических и физических лиц объяснения, сведения, справки, документы в связи с расследованием преступления, проведением досудебного производства;
7) преследовать транспортное средство в случае наличия информации о совершении управляющим транспортным средством лицом и находящимися вместе с ним пассажирами преступления или подозрении в совершении преступления, а также в случае когда управление транспортным средством создает реальную опасность совершения преступления;
8) в целях обеспечения наблюдения и контроля за лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, беспрепятственно входить в жилые помещения, где они проживают, на принадлежащие им земельные участки, в производственные и иные помещения организаций любых форм собственности по месту их работы или учебы.
2. Сотрудники органов внутренних дел в соответствии с возложенными на них задачами в пределах своей компетенции имеют иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Статья 20. Кадры органов внутренних дел
1. Сотрудником органа внутренних дел может быть только гражданин Республики Казахстан, состоящий на службе или в кадрах подразделений полиции, уголовно-исполнительной системы или на воинской службе, организаций образования системы органов внутренних дел, которому присвоено специальное или воинское звание.
2. Кадры органов внутренних дел составляют сотрудники полиции, военнослужащие Внутренних войск и военно-следственных органов, сотрудники уголовно-исполнительной системы, курсанты и слушатели организаций образования.
3. Сотрудники органов внутренних дел состоят на должностях рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава.
Статья 21. Правовое регулирование труда иных работников органов внутренних дел
1. К иным работникам органов внутренних дел относятся лица, с которыми заключены трудовые договора, а также назначенные на административные должности.
2. Трудовые отношения иных работников органов внутренних дел регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
3. Сотрудники Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан состоят в кадрах органов внутренних дел Республики Казахстан.
На сотрудников Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан распространяются действия статьей 6, 7, 8, 10, 11, 12,13 главы 2, статьей 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 главы 4, статьей 29, 30, 32, 33, 34, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46 главы 5, статьей 47-53 главы 6, главы 7, подпунктов 1), 2), 3), 6), 7), 8) пункта 1, пункта 2 статьи 61, статьей 62, 64, подпунктов 1), 2), 5) пункта 1, пункта 2 статьи 71, пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 72, пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 73, статьи 74, статьи 77, статьи 78, статьи 80 (за исключением подпункта 12-1) пункта 1), статьи 81, 82 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе".
Статья 22. Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел
1. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в организациях образования по государственному образовательному заказу, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, а также за рубежом на основе международных договоров.
2. Подготовку кадров для органов внутренних дел осуществляют организации образования Министерства внутренних дел, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также иные организации образования.
3. Порядок приема в организации образования Министерства внутренних дел определяется Министром в соответствии с типовыми правилами приема в организации образования соответствующего вида.
Статья 23. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел
1. Ограничения для сотрудников органов внутренних дел, обусловленные особенностями государственной и правоохранительной службы, устанавливаются законами Республики Казахстан.
2. Сотрудник органа внутренних дел на основании решения органа, ведущего уголовный процесс, временно отстраняется от исполнения служебных обязанностей до вынесения окончательного процессуального решения.
Статья 24. Применение физической силы, специальных средств, огнестрельного и иного оружия, исключительные случаи применения огнестрельного оружия
1. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного и иного оружия сотрудниками органов внутренних дел определяются Законом Республики Казахстан "О правоохранительной службе".
2. Сотрудник органа внутренних дел перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного и иного оружия обязан предупредить о намерении их применения, предоставив лицам, в отношении которых предполагается их применение, возможность выполнить законные требования сотрудника органа внутренних дел и время для их выполнения. В случае необходимости можно производить предупредительный выстрел.
3. Если посягательство непосредственно угрожает жизни и здоровью физического лица или самого сотрудника либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник органов внутренних дел имеет право применить огнестрельное оружие на поражение без предупреждения.
Статья 25. Прохождение службы в органах внутренних дел
1. Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел определяются Законом Республики Казахстан "О правоохранительной службе".
2. В период действия военного или чрезвычайного положения, в период проведения антитеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера допускается привлечение сотрудника органа внутренних дел к выполнению возложенных на них обязанностей, указанных в настоящей статье, в отрыве от пунктов постоянной дислокации: изменение режима служебного времени, возложение на него дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника органа внутренних дел. Срок службы сотрудника органа внутренних дел в этих случаях исчисляется из расчета один день за три и выплачивается повышенное в три раза денежное содержание.
Статья 26. Форменная одежда сотрудников органов внутренних дел
1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются бесплатно форменной одеждой.
2. Сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на должностях подразделений, перечень которых определяется Министром внутренних дел, взамен форменной одежды выплачивается денежная компенсация.
3. Сотрудники, имеющие выслугу на службе в органах внутренних дел пятнадцать и более лет, уволенные из органов внутренних дел на пенсию по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, получившие ранение при исполнении служебных обязанностей и признанные негодными к службе, имеют право ношения парадной и парадно-выходной формы одежды.

Глава 6. Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, членов их семей

Статья 27. Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, членов их семей
1. Сотрудникам органов внутренних дел, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) размер единовременного пособия при увольнении увеличивается на два оклада денежного содержания.
2. Детям сотрудников органов внутренних дел, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей, предоставляются вне очереди места в государственных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, в летних оздоровительных лагерях.
3. Местные представительные и исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные гарантии социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, не предусмотренные настоящим Законом.

Глава 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов внутренних дел

Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов внутренних дел
Финансирование, материально-техническое обеспечение органов внутренних дел осуществляются за счет бюджетных средств.
Статья 29. Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-следственных органов
Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-следственных органов осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых Министерству внутренних дел. Служебные помещения и средства связи предоставляются по месту дислокации за счет Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Глава 8. Ответственность сотрудников органов внутренних дел

Статья 30. Ответственность сотрудников органов внутренних дел
1. Нарушение закона сотрудником органов внутренних дел недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных действий и решений, а также их отмену.
2. Отмена или изменение процессуального решения должностного лица органа внутренних дел само по себе не влечет ответственности указанного лица, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в актах органов прокуратуры или суда.
Статья 31. Обжалование действий (бездействия) сотрудника органов внутренних дел
Действия (бездействие) сотрудника органов внутренних дел, нарушающие права и законные интересы физических и юридических лиц, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., №23, ст.154; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., №7, ст. 79; №12, ст. 184; 1998 г., №17-18, ст. 225; №23, ст. 416; №24, ст. 436; 1999 г., №8, ст. 233, 247; №23, ст. 920; 2000 г., №3-4, ст. 66; 2001 г., №13-14, ст. 174; №17-18, ст. 245; №20, ст. 257; №23, ст. 309; 2002 г., №17, ст. 155; 2003 г., №12, ст. 82; 2004 г., №23, ст. 142; №24, ст. 154, 155; 2006 г., №1, ст. 5; №3, ст. 22; 2007 г., №2, ст. 18; №3, ст. 20; №9, ст. 67; №10, ст. 69; 2008 г., №15-16, ст. 61; 2009 г., №8, ст. 44; №18, ст. 84; №19, ст. 88; 2010 г., №5, ст. 23; №7, ст. 28, 32; №8, ст. 41; №24, ст. 149; 2011 г., №1, ст. 2, 3; №2, ст. 25, №11, ст. 102; №12, ст. 111; 2012 г., №3, ст. 26; №4, ст. 32; №5, ст. 35; №8, ст. 64; №15, ст. 97).

Президент Республики Казахстан


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства выступил с заявлением в связи с авиакатастрофой близ аэропорта г.Алматы 31.01.2013
Нурсултан Назарбаев провел совещание с руководящим составом правоохранительных органов 31.01.2013
Президент Казахстана принял министра обороны Российской Федерации 31.01.2013
Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года №464 31.01.2013
Указ Президента Республики Казахстан от 18 января 2013 года №480 31.01.2013
Мажилис принял в работу большой пакет новых законопроектов 31.01.2013
О заседании Коллегии МВД РК по итогам работы за 2012 год 31.01.2013
Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения РК 31.01.2013
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 января 2013 года 1-р 31.01.2013
Сенаторы посетили Комитет по финансовому мониторингу 31.01.2013

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
19.10.17 Четверг
87. ШАРМАНОВ Турегельды
84. МАШКЕЕВ Аукен
70. ГАРКАВЕЦ Александр
70. ШАРИПОВА Найля
67. АКАЖАНОВА Гульмая
64. ШАТАЕВ Мурат
62. КОСУБАЕВ Есетжан
62. ХАЙРАЛИЕВ Серик
61. КЕНШИМОВ Жумабек
61. ОТАРБАЕВ Рахимжан
55. КОШЕКОВ Мурат
55. ТУЯКБАЕВ Ерлан
52. БОТАКАНОВА Толганай
49. ЛЕПСКАЯ Елена
47. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>
20.10.17 Пятница
81. РАХИМБАЕВ Избасар
77. ПУТИНЦЕВ Владимир
74. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
70. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
70. ШАРДИНОВ Ахметжан
69. ЗУЕВ Анатолий
68. КАЛМЫКОВ Амангельды
68. УЛЬРИХ Эрих
66. ДЮСЕМБИН Ихсан
65. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
63. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
63. САДЫКОВ Алмас
62. АБДРАХМАНОВ Булат
62. АБУСЕИТОВ Кайрат
62. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.17 Суббота
88. РУДЕНКО Георгий
71. КУНАНБАЕВ Сапарбек
69. НУРЖАНОВ Омарбек
68. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
65. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
61. АЛДАШЕВ Рустем
61. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
60. БАЙЖАНОВА Дарига
60. ДАРБЕКОВ Булат
59. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
59. МЫНЖАНОВ Марат
59. ТАКЕНОВ Болат
54. НУРКЕНОВ Аманбай
48. АКТАЙ Арман
48. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050