www.spik.kz, 12 октября
В первой декаде октября этого года, в Астане состоялось открытие VII Евразийского форума KAZENERGY, мероприятия, уже несколько лет являющегося одной из основных диалоговых площадок для политиков, представителей деловых кругов и энергетиков десятков государств мира. Девиз, и фактически главная тема нынешнего форума был определен как "Мир в эпоху перемен: формирование устойчивого энергетического будущего". И это согласитесь не просто красивый набор слов. На самом деле, от устойчивых договоренностей, немалая часть из которых достигается и в ходе подобных дискуссионных встреч, зависит развитие дальнейших стратегий государств участников и в конечном итоге – та самая пресловутая "глобальная энергетическая безопасность" о которой в ряде государств мира приходится только мечтать. Тем для обсуждения, по традиции, было достаточно много. Но мне хочется немного остановиться лишь на одной из них, озаглавленной как "Перспективы развития газового сектора в Евразийском регионе". Ведь, несмотря на кажущуюся академичность формулировки, на самом деле речь здесь идет о целом клубке политических и экономических хитросплетений, разрубить которых разом еще не удавалось никому, да и вряд ли когда удастся. А вот терпеливо распутывать, или, по крайней мере, существенно ослаблять натяжение этого самого клубка, похоже, все-таки возможно. И абсолютно неслучайно, что заявки на участие в работе "газовой" секции подали ведущие специалисты и руководители практически всех крупнейших транснациональных корпораций. Ведь в мире прекрасно понимают, что если Казахстан и в дальнейшем будет правильно распоряжаться своими богатствами, то он уже в ближайшей перспективе может войти в число лидеров этой стратегической отрасли. Дополнительным подтверждением этого утверждения, является и тот факт, что на днях французская нефтегазовая компаний Total объявила, о том, что после продажи части своих активов на сумму порядка в двадцать миллиардов долларов США, она намерена вложить вырученные средства, в том числе и в экономику Казахстана. А так как корпорации такого уровня, не будут вкладывать такие средства в нерентабельные, или слишком рискованные проекты, вполне очевидно что перспективность расширения сотрудничества с нашей страной, никаких сомнений у руководства французского нефтегазового гиганта не вызывает. Да и согласно прозвучавшим в ходе работы форума данным, уже к 2014 году зависимость Казахстана от поставок газа из соседних стран будет сведена к минимуму. Согласно приведенным расчетам, решить проблему помогут два новых магистральных газопровода "Тобол-Кокшетау-Астана" и "Бейнеу-Бозой-Шымкент". И в дальнейшем, природный газ с месторождений на западе страны, которым будут обеспечены свыше тысячи населенных пунктов Казахстана, даст мощный толчок для модернизации старых и создания новых производственных мощностей с соответствующим появлением большого количества рабочих мест. А ведь если вспомнить совсем недавнее прошлое, то, пожалуй, одним из наиболее устойчивых словосочетаний, прочно прописавшимся не только на страницах бульварных "таблоидов", но и во вполне респектабельных деловых изданиях, было "газовые войны". И хотя основные волны взаимного недоверия, непонимания, уязвленных амбиций, казалось бы, схлынули еще в середине "нулевых", отголоски, а точнее рецидивы тех событий периодически всплывают и в наши дни. И за примерами здесь далеко ходить не надо. Вот в частности, в апреле текущего года, стало известно, что Узбекистан практически полностью прекращает поставки газа в Таджикистан. Причины для такого решения назывались самые разные (в основном, была версия переориентации большей части экспорта узбекского газа в Китай), но в любом случае, это был серьезнейший удар по Душанбе, у которого практически нет альтернатив узбекскому газу. Затем, ситуацию удалось немного выровнять, хотя, по мнению специалистов, экспортно-зависимый Таджикистан по-прежнему находится в крайне неуверенном положении. Немногим лучше складывалась и ситуация в Кыргызстане, так же практически полностью зависимым от газовых поставок извне. Собственная газовая промышленность в этой стране настолько несостоятельна, что не раз и не два ставился вопрос о целесообразности существования компании "Кыргызгаз", которую предлагалось либо кому ни будь продать, либо максимально сократить и переориентировать. Как бы там ни было, но в итоге тарифы на газ в Кыргызстане на сегодняшний день самые высокие по СНГ, о чем не так давно подчеркнул заместитель директора ОАО "Кыргызгаз" Евгений Орленко. – Все дело в том, что республика более 90% природного газа закупает у заграничных поставщиков: Узбекистана и Казахстана. Стоимость топлива, которая привязана к цене на нефть, растет год за годом. Если еще в 2005 году мы платили сорок два доллара США за тысячу кубометров, то сейчас – уже 24 долларов. При этом стоимость узбекского газа для Киргизии на сегодня достигла 290 долларов, а казахского – 224 доллара. Правда, чуть позже руководитель "Кыргызгаза" озвучил и другие интересные цифры. Так, в частности выяснилось, что высокая цена это еще полбеды, но даже за произведенные поставки происходили, скажем так, длительные задержки с оплатой. В итоге, по информации оглашенной Евгением Орленко, на сегодняшний день текущий долг "Кыргызгаза" перед "Казтрансгазом" составляет 3 миллиона долларов США, а пред "Узтрансгазом" – 350 тысяч долларов. Некоторые наблюдатели сразу же отметили что, по их мнению, подобная разница долга сложилась исключительно из-за терпения проявляемого казахстанской стороной, в отличие от узбекских партнеров моментально тянущихся перекрыть кран. Так это или нет, мы, конечно же, гадать не будем, но в любом случае, видно, что положение с газовым обеспечением Кыргызстана традиционно оставляет желать лучшего. Что касается Туркменистана, который наряду с нашей страной и Узбекистаном входит в тройку региональных лидеров по производству и экспорту голубого топлива (как никак, на территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана находится 4,3% мировых доказанных запасов газа, которые суммарно составляют около 8 триллионов кубических метров), то и там далеко не все просто. Для начала, эксперты отмечают закрытость как самой страны, так и любой информации относящейся к ее стратегическому потенциалу. Здесь достаточно будет сказать, что начиная с 1999 года, данные из Национального института государственной статистики и информации Туркменистана о его газовых комплексах в Межгосударственный статистический комитет СНГ практически не поступают. Добавим к этому традиционную ценовую чехарду, в ходе которой, начиная с 2006 года, без каких либо веских обоснований пересматриваются экспортные цены на газ (в первую очередь это касается Ирана и Украины) и поймем, что сотрудничество чаще всего бывает очень и очень непростым. Правда, буквально на днях по информационным каналам прошло сообщение о том, что украинские компании могут принять участие в освоении нового газового месторождения в Туркменистане, о чем заявил заместитель главы туркменского правительства Баймырат Ходжамухаммедов в ходе встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, но и тут обозначились "подводные камни" сугубо бюрократического характера. Как в частности посетовал украинский премьер: "Сейчас мы только восстанавливаем то, что было потеряно, и я надеюсь, что мы будем развивать наши взаимоотношения на более качественном уровне. Однако из-за жесткого визового режима с Туркменистаном, участие наших компаний в тендерах, проводимых в Туркменистане, крайне затруднено и украинские бизнесмены просто не успевают получить визу для участия в них. Как в таких условиях осуществлять плодотворную совместную деятельность, пока не совсем ясно…". Ну а если вкратце рассмотреть ситуацию в Узбекистане, то тамошнее развитие газового сектора отличается достаточно сложной спецификой. Во-первых, большинство эксплуатируемых газовых месторождений Узбекистана относится к некрупным, а по большему счету даже мелким, и к тому же они широко разбросаны по территории страны. А во-вторых, качество добываемого газа сравнительно невысоко, и прежде чем попасть в магистральные газопроводы и к конечным потребителям, исходное сырье нуждается в дополнительной переработке. Все это, вместе взятое, заметно повышает издержки геологоразведки, обустройства месторождений и добычи газа, а также его транспортировки по газопроводам. Парадоксально, что, несмотря на эти и другие объективные ограничения, Узбекистан до самого последнего времени наращивал объемы газодобычи и даже сумел обойти по этому показателю соседний Туркменистан. Правда, согласно последней статистике, добыча газа в Узбекистане достигла своего локального пика в 2008-м году и с тех пор медленно, но верно снижается. Уже в 2011 году добыча природного газа в Узбекистане снизилась относительно уровня предыдущего года на 4,4% – до 63 миллиарда кубических метров и аналогичная картина, по предварительным прогнозам, будет и в этом году. Что же касается непосредственно торговых отношений, то вплоть до 2010 года, практически весь узбекский экспортный газ закупала Россия, которая в дальнейшем регулировала часть потоков согласно межгосударственным договоренностям. Помимо этого, некоторые объемы узбекского газа поставляются в Таджикистан, однако как мы уже убедились, между двумя республиками регулярно возникают конфликты по поводу дисциплины поставок и платежей. В итоге, в настоящее время Узбекистан стремится максимально диверсифицировать свои экспортные рынки, и такие возможности перед ними открывают новые магистральные экспортные газопроводы Центральная Азия–КНР. Уже в июне 2010 года, Ташкент и Пекин подписали соглашение о поставках в Китай десяти миллиардов кубических метров узбекского газа ежегодно. А в 2011 году, подразделение государственной компании "Узбекнефтегаз" "Узтрансгаз" заключило с одной из ведущих компаний КНР "PetroChina" крупный контракт на экспорт газа непосредственно по газопроводу Центральная Азия–КНР. В итоге, у экспертов не осталось никаких сомнений в том, что отныне Узбекистан приложит максимум усилий для наращивания газового экспорта именно в китайском направлении. Приведенные примеры, это лишь небольшие штришки к так сказать повседневной жизни газового сотрудничества государств Центральной Азии. А помимо нее, есть и не менее серьезные факторы более глобального формата. Думаю, ни для кого не секрет, что Центральная Азия находится в центре сложного переплетения интересов ведущих мировых держав. Все они ведут борьбу за влияние на регион, причем их задача – изменение направления векторов политико-экономической ориентации стран ЦА на самих себя. Так, например, по мнению многих ведущих политологов, США пытаются использовать политическое влияние в регионе для контроля поставок энергоресурсов в Европу. В свою очередь Европейский Союз поддерживают строительство газопроводов в обход России. Однако ЕС, будучи конкурентом США в Центральной Азии, еще и сам остро нуждается в газовых ресурсах и поэтому вынужден идти на постоянные компромиссы. И как всегда несколько особняком стоит еще один важнейший игрок на этом рынке – Китай, который к 2015 году намерен довести долю природного газа в своем энергетическом балансе до 8,3% по сравнению с 4,8% в 2011 году. По самым скромным оценкам потребление природного газа в КНР вырастет в ближайшем будущем минимум в три раза и поэтому, роль импортеров, в качестве которых выступили практически все газодобывающие страны Центральной Азии, здесь будет трудно переоценить. Впрочем, к Китаю, а точнее китайско-казахстанскому сотрудничеству в этой области мы вернемся чуть позже, а пока внимательно рассмотрим как складываются взаимоотношения с другим соседом – Российской Федерацией. Одним из ключевых, если не сказать больше, – прорывных, проектов газового сотрудничества между Россией и Казахстаном стало создание в 2001 году совместного предприятия "КазРосГаз", в числе одной из приоритетных задач которого является обеспечение голубым топливом внутреннего рынка Казахстана. Напомню, что до этого Казахстан продавал практически весь сырой газ АО " Газпром", и его большая часть не доходило до жителей страны. Что же касается тогдашних казахстанско-узбекских соглашений, то далеко не всегда они реализовывались безукоризненно, что периодически вызывало кризис в поставках узбекского газа в Казахстан. Поэтому объединение казахстанских и российских газовых мощностей фактически позволило ликвидировать газодефицит в стране и внедрить наиболее экономически выгодные газотранспортные схемы между Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном и Россией. Здесь, стоит добавить, что результативное выполнение поставленной задачи по снабжению голубым топливом внутреннего рынка Казахстана осуществлено, в первую очередь за счет совместной декларации о развитии долгосрочного сотрудничества в области переработки газа Карачаганакского месторождения, подписанного президентами Казахстана и России в июле 2006 года. Впоследствии этот основополагающий документ был закреплен целым рядом отраслевых соглашений и контрактов, а так же произошли определенные изменения в структуре руководства АО "Газпром". Уже в течении нескольких лет, в совет директоров этой крупнейшей нефтегазовой корпорации входит председатель Ассоциации KAZENERGY, и по совместительству председатель президиума Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" Тимур Кулибаев, что безусловно самым положительным образом складывается на партнерских взаимоотношениях между подразделениями казахстанских и российских компаний. Ну а если более детально, то согласно официальной информации, в настоящее время основной ресурсной базой для ТОО "КазРосГаз" является газ Карачаганакского месторождения, с 2007 года перерабатываемый на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. ТОО "КазРосГаз" в первоочередном порядке обеспечивает потребности внутреннего рынка РК, посредством встречных поставок карачаганакского газа с ОАО "Газпром". Данная схема замещения, действующая, как уже говорилось выше, пять лет, позволяет осуществлять стабильные поставки газа в Актюбинскую и Костанайскую области, а так же в южные регионы РК по ценам, значительно ниже, как если бы поставки осуществлялись на рыночных принципах. Кроме того, в сентябре 2010 года было подписано соглашение о совместной деятельности по геологическому изучению и разведке трансграничного газоконденсатного месторождения Имашевское и утвержден состав Координационного комитета с казахстанской и российской стороны. С учетом того разведанные запасы газа месторождения составляют более 100 миллиардов кубометров, перспективы для взаимовыгодного сотрудничества здесь вполне очевидны. Ведь с учетом планов по индустриально-инновационному развитию страны в целом, вопрос о переходе на собственные поставки природного газа, сегодня стоит как нельзя остро. И помимо Карачаганака где, напомним, добывается большая часть всего природного газа в стране, для покрытия всех потребностей республики крайне важны и дополнительные ресурсные возможности. Об этом особо подчеркнул в ходе работы 7-го Евразийского форума министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев: – По Карачаганаку переговоры по урегулированию спорных вопросов уже завершены. В настоящее время АО "Казмунайгаз" десятипроцентный участник проекта. Мы готовы и стороны готовы к расширению проекта в рамках третьей фазы. Конкретные параметры по расширению мы обсуждаем в настоящее время с Российской Федерацией, поскольку значительный объем сырого газа поставляется на оренбургский газоперерабатывающий завод. Другую часть мы планируем поставлять на газоперерабатывающий завод, который будет построен на территории РК. Предполагаю, все стороны заинтересованы в ускоренном согласовании всех этих трех проектов. Что же касается непосредственно транзита среднеазиатского газа, то здесь одним из основных транспортных систем стал магистральный газопровод "Средняя Азия – Центр", который, по сути, является кратчайшим международным транзитным путем доставки туркменского и узбекского газа через территорию Казахстана в европейскую часть России и далее в страны Западной Европы. В связи с этим, между ОАО "Газпром" и АО "Интергаз Центральная Азия" был заключен среднесрочный контракт на транспортировку природного газа через территорию РК в 2011-2015 годах, который будет действовать до первого января 2016 года. В целом новая "ресурсная" и газопроводная политика существенно расширяет геополитическое влияние Казахстана. При этом, возрастающий спрос на голубое топливо в странах Европейского Союза и сокращение добычи газа на российских месторождениях, дают все основания прогнозировать в ближайшие десять–двадцать лет значительный рост объемов транспортировки центрально-азиатского (и в первую очередь казахстанского) газа на европейский рынок. Как подчеркивалось докладчиками в ходе работы форума – сегодня рассматриваются три основных пути транспортировки казахстанского газа . Первый, обозначаемый как – северо-западный, ведетпо существующим магистральным трубопроводам через территорию России ("Средняя Азия – Центр", "Оренбург-Новопсков", "Макат- Северный Кавказ", "Окарем – Байнеу", газопровод "Союз"), через которые идет не только казахстанский, но и туркменский, и узбекский, и российский газ. Второй путь, условно говоря юго-западный, ведет через проектируемый магистральный трубопровод Nabucco в страны ЕС, и прежде всего в Австрию и Германию. И наконец, существует еще одно, третье альтернативное направление – газопровод "Синьцзян – Шанхай". Какой из этих проектов станет основным и "выстрелит" первым, вопрос безусловно относящейся как к экономической так и политической конъюнктуре. Но само наличие альтернатив это, безусловно,дает возможность Казахстану широкое поле для маневров на мировом рынке энергоресурсов и возможность выбирать наиболее оптимальный для себя вариант. Так что, вне всякого сомнения, уже в самом ближайшем будущем наша республика значительно укрепит свои позиции в мировом нефтегазовом балансе, параллельно укрепляя энергетическую, а соответственно, и, социальную безопасность страны. Итак, октябрьский форум KAZENERGY завершен. По поводу конкретных деталей дальнейшего развития газовой стратегии нашей страны (как и о многих вышеназванных проблемах всего Евразийского пространства и центрально-азиатского сообщества), а так же о разрешении накопившихся проблем, взаимовыгодному тарифному регулированию и уменьшении числа "болевых точек" было проведено много достаточно плодотворных дискуссий. Конечно, насколько результативна будет прошедшая встреча, покажет лишь время, но как свидетельствует опыт предыдущих форумов подобного уровня – повод для определенного оптимизма, безусловно, имеет право на существование. |