www.minplan.kz, 19 июня
19 июня текущего года на Заседании Правительства Республики Казахстан с докладом о Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы Республики Казахстан на 2012-2015 годы и разработке и внедрении механизма государственной поддержки розничной торговли без посредников выступил Министр экономического развития и торговли РК Б.Сагинтаев.
Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы Концепция разработана Министерством экономического развития и торговли во исполнение поручения Главы Государства о внедрении новых принципов в разрешительное законодательство, озвученного в Послании народу Казахстана на 2012 год. Разработке данной концепции предшествовал анализ разрешительной системы Казахстана и передового мирового опыта. Основным принципом Концепции является внедрение Интегрированной разрешительной системы, предусматривающей классификацию разрешительных документов, и их категоризацию по степеням опасности. Концепцией предусматривается, что все вводимые разрешения должны проходить оценку влияния на регулируемую сферу; разрешено осуществлять любые виды деятельности если это прямо не запрещено Законом; достижение целей регулирования должно достигаться наименее затратными для субъектов предпринимательства и государства методами; исчерпывающий перечень разрешений должен быть закреплен в едином законе; должен обеспечиваться баланс интересов государства, предпринимателя и потребителя. Разрешительными будут признаваться документы, получение, которых является обязательным в государственном органе до начала осуществления деятельности. Мировая практика показывает, что разрешительные документы используются в следующих случаях: 1. деятельность несет потенциальную угрозу жизни, здоровью и благосостоянию человека, угрозу безопасности и благосостоянию страны (общества); 2. используются ограниченные ресурсы природы или инфраструктуры или это касается другой деятельности, предполагающей квотирование; 3. деятельность является общественно нежелательной, но не запрещена законом (игорный бизнес, алкогольная и табачная продукция). Разрешительные документы предлагается разделить на шесть классов в соответствии с их функциональным назначением: 1. разрешения на деятельность субъектов предпринимательства. К этому классу разрешений относятся лицензии. 2 . разрешения, выдаваемые физическим лицам на профессиональную деятельность на основании подтверждения квалификации. 3. разрешения на использование ограниченных ресурсов, выдаваемые с использованием механизмов квотирования и конкурса. 4. разрешения на использование объектов (здания, помещения, транспортные средства), подтверждающие их соответствие требованиям законодательства. Данные разрешения не будут привязаны к конкретному владельцу объекта. Это позволит не получать новое разрешение при переходе объекта к другому владельцу. 5. разрешения на разовые действия. Используются в сфере землепользования, строительства, а также экспорта и импорта. 6. разрешения на продукцию. Направлены на обеспечение соответствия производимой продукции, установленным требованиям. Все разрешения после классификации будут разделены на три категории в зависимости от степени опасности объектов регулирования с установлением разрешительной процедуры соответствующего уровня жесткости. Первая категория – виды деятельности высокой степени опасности, осуществление которых, возможно только после получения лицензии. Вторая категория – виды деятельности средней степени опасности, которые могут регулироваться посредством лицензий и других, более мягких, чем лицензирование регуляторов: разрешения, аккредитация, аттестация, сертификация и др. Принцип "молчание- знак согласия" применяется. Третья категория – виды деятельности незначительной степени опасности, которые могут осуществляться после уведомления о начале деятельности. Требования к такой деятельности будут установлены в законодательстве и их соблюдение проверяется государственными органами в процессе последующего контроля.
Разработка и внедрение механизма государственной поддержки розничной торговли без посредников В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана Министерством экономического развития и торговли совместно с заинтересованными государственными органами разработан механизм государственной поддержки розничной торговли в целях устранения непродуктивных посредников. На сегодня торговая сфера обеспечивает занятость более 1,2 миллиона человек или около 15% от экономически активного населения. Доля внутренней торговли в ВВП январь-декабрь 2011 года составила 14,5% (13,9 трлн.тг). За январь-март текущего года оборот розничной торговли увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (или 921 млрд.тенге), оптовый товарооборот – на 15,6% (или 2,1 трлн.тенге). Вместе с тем, сохраняется высокая доля объема торговли на рынках – 49% от всего товарооборота. При этом доля современных форматов торговли не превышает 4%, тогда как в развитых странах она достигает 70% Сложившаяся диспропорция структуры торговых форматов является благоприятной почвой для непродуктивных торговых посредников, аккумулирующих основную прибыль в цепочке "производитель-посредник-розница". Для решения указанных проблем предложено: 1. Укрупнение сельхозформирований через развитие потребительской кооперации 2. Создание эффективного оптового звена 3. развитие современных форматов торговли 4.совершенствование системы налогообложения в сфере внутренней торговли 5. совершенствование законодательства в сфере внутренней торговли Вместе с тем, в целях качественной реализации данного поручения Главы Государства, Министерством были разработаны схемы товародвижения по скоропортящимся товарам в виде пилотного проекта с привлечением СПК, сельхозтоваропроизводителей региона, сервисно-заготовительных центров и предприятий розничной торговли. |