www.regulator.kz, 15 мая
15 мая т.г. председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, выступая на заседании Правительства РК, внес ряд предложений по совершенствованию тарифной политики. В основном, они направлены на формирование дополнительной возможности для модернизации субъектов естественных монополий, включая тепловые, водохозяйственные, электрические сети и теплоисточники, а также на повышение качества, снижение неэффективного расходования и потерь энергетических ресурсов. Первое – предлагается ввести применение предельных тарифов для субъектов естественных монополий. Это обеспечит стабильность и предсказуемость тарифов, рост инвестиций в модернизацию активов, что в итоге повлияет на повышение качества оказываемых услуг и снижение износа с 65-75% до 45-55% к 2020 году. Для этого необходимо на законном уровне обязать субъекты естественных монополий работать по предельным тарифам. В соответствии с Программами модернизации ЖКХ и "Ақ бұлақ" на 2011-2020 годы за счет тарифного дохода в регулируемых отраслях планируется инвестировать на объекты ЖКХ – 452 млрд. тенге, а также объектов водоснабжения и водоотведения – свыше 113 млрд. тенге. За счет бюджетных средств предполагается инвестировать на объекты водоснабжения и водоотведения – более 1273 млрд. тенге. По поручению Правительства, для снятия нагрузки с бюджета Агентством рассматривается возможность пересмотра тарифов на услуги базовых субъектов естественных монополий, вовлеченных в программу "Ақ бұлақ", с дополнительным повышением в пределах вклада в инфляцию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, а также предлагается ускорить работу по внедрению государственного частного партнерства. Второе, это переход с 2013 года на новый метод сравнительного анализа (бенчмаркинг) региональных электросетевых компаний, широко используемый за рубежом. Преимущества бенчмаркинга и стимулирующие меры его внедрения, это: – учет степени эффективности деятельности при утверждении тарифов; – субъект самостоятельно распределяет и оптимизирует расходы в пределах установленного тарифного дохода; – исключение обязанностей субъектов естественных монополий, связанных с необходимостью утверждения и исполнения тарифной сметы, утверждения нормативной численности, норм расхода сырья и материалов; – уход от постатейного утверждения и исполнения тарифной сметы; – стимулы к достижению уровня наиболее эффективной компании. Планируется, что в новом году 24 региональных электросетевых компаний перейдут на бенчмаркинг. По итогам реализации пилотного этапа применения бенчмаркинга предлагается внедрение данного метода для базовых водоканалов с 2015 -2016 года. Третье, применение углубленной дифференциации тарифов на электрическую энергию и воду. Это позволит обеспечить снижение темпов роста тарифов для социально уязвимых слоев населения, получить водоканалами дополнительные доходы для осуществления модернизации; приведет к энергосбережению и снижению выбросов загрязняющих веществ. В результате применения в 2011 году дифференцированных тарифов на электроэнергию по зонам суток экономия в среднем составила около 2,5 млрд. тенге, по объемам потребления – порядка 1 млрд. тенге. Экономия электроэнергии около 150 млн. кВт.ч, снижение выбросов загрязняющих веществ – золы порядка 13,5 тыс. тонн. В связи с этим, в рамках исполнения поручений Главы государства, Агентство приступило к введению 3-го уровня дифференциации тарифов на электроэнергию по величине потребления. В целях создания благоприятных условий при оплате за электроэнергию для социально уязвимых слоев населения с 1 апреля т.г. введена отдельная, более высокая величина потребления электроэнергии, за превышение которой взимается плата по максимальному тарифу или тарифу второго уровня. В дальнейшем, будет рассмотрена возможность применения данной практики на водоснабжение. Ожидаемые результаты от реализации вышеизложенных мер в тарифной политике позволят: – привлечь дополнительные инвестиции в сферу регулируемых услуг; – реализовать госпрограммы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы" и "Ақ бұлақ" на 2011- 2020 годы, в рамках утвержденных и реализуемых инвестиционных программ субъектов естественных монополий; – создать стимулы для перехода на предельные тарифы, включая исключение сдерживающего фактора для утверждения предельных тарифов; – исключить единовременный рост цен; – обеспечить снижение уровня износа сетей с 75-65% до 45-55%; – создать для населения стимулы к энергосбережению. Предложения председателя Агентства по совершенствованию тарифной политики одобрены членами Правительства. |