NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:48 ast
18:48 msk

Мажилис-правительственный час: Карачаганак – внутренний рынок – цены
С.Мынбаев: Экспортные поставки, как вы знаете, облагаются большими налогами, чем поставки на внутренний рынок. Если мы уменьшим наш экспорт на 7 млн. тонн и направим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 млрд. $ в год
06.03.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 5 марта

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Бактыкожи Измухамбетова состоялся Правительственный час.
Открывая Правчас, парламентарий отметил, что нефтегазовая отрасль занимает особое положение в экономике страны и большое значение в ней имеет обеспечение горюче-смазочными материалами. Приоритеты в этой сфере определены Главой государства в нынешнем Послании. В числе проектов по развитию индустриализации и инфраструктуры большое внимание придано возведению комплекса по глубокой переработке нефти на Атырауском НПЗ, строительству газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении, и трубопровода для обеспечения газом центральных регионов и Астаны.
Карачаганский проект один из крупных, начатых в первые годы обретения республикой независимости. Теперь завершены переговоры по урегулированию государственного участия в освоении проекта, отметил вице-спикер, предоставив слово члену Правительства.
"Обеспечение внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами" и "Приобретение государством доли Карачаганакского проекта". С таким докладом с парламентской трибуны выступил и ответил на депутатские вопросы министр нефти и газа Сауат Мынбаев: (тезисы):
Сегодняшнее выступление посвящено двум вопросам:
1. Соглашению об урегулировании Карачаганского вопроса.
2. Обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами и ценам на них.
Разрешите начать с первого.
В настоящее время проект находится на стадии – Этап 2М, который характеризуется ежегодными объемами добычи порядка 11млн. тонн жидких углеводородов и 14-15 млрд. куб.м. газа.
Всего с начала реализации проекта по январь 2012 было добыто 114 млн. тонн жидких углеводородов и порядка 136 млрд. м3 газа.
С начала реализации проекта по январь 2012 года к разделу продукции поступило порядка 38 млрд. долл., из которых Подрядчику возмещены инвестиции в размере 17,3 млрд. долл.США.
Чистый доход проекта составил 20,7 млрд.долл.США, из него:
– Республика получила порядка 13,2 млрд.долл. США (9,1 млрд. долл. США в виде налогов; 4,1 млрд. долл. США – в виде доли прибыльного углеводородного сырья РК.)
– Подрядчик получил 7,5 млрд.долл.США.
Таким образом, после вычета фактически понесенных затрат, доля Республики в чистом доходе проекта составляет порядка 64%.
Объем извлеченного на сегодняшний день сырья составляет приблизительно 10% от общих расчетных геологических запасов месторождения.
Последние 2 с половиной года Правительство вело переговоры с Карачаганакским Консорциумом по ряду спорных вопросов.14 декабря 2011 года между Правительством Республики Казахстан и Подрядными компаниями по Карачаганакскому проекту было заключено Соглашение об урегулировании спорных вопросов. Согласно указанному Соглашению в счет урегулирования спорных вопросов (кроме налоговых и таможенных платежей) Подрядчик передаст Республике 5% в проекте, другие 5% продаст по цене 1 млрд.долларов США без налогов, даст на эту сумму заем, а также согласует механизм контроля затрат Подрядчика по крупным инвестиционным проектам.
Подрядчик в результате реализации Соглашения об урегулировании получит подтверждение стабильности ОСРП, отзыв претензий Республики и дополнительную квоту в системе КТК.
Для исполнения условий данного Соглашения в проекте дополнений в Республиканский бюджет 2012 года предусмотрены расходы в сумме 2 000 466 165 долл. для оплаты 5% доли участия в проекте и налогов.
При этом, часть выплаченной суммы, а именно 1 000 466 165 долл. Подрядчик сразу вернет в бюджет РК в виде налогов от продажи доли в проекте. На оставшийся 1 млрд. долларов США предоставит заем КМГ. Эти деньги через Самрук-Казыну также будут возвращены в бюджет.
В ходе переговоров, как упоминалось ранее, Республика также достигла утверждения Механизма контроля затрат (МКЗ), который будет применяться для Крупных инвестиционных проектов, стоимостью более 500 млн. долл.
Ясно, что есть объективные условия, когда стоимость проекта в ходе реализации может возрасти. Исчерпывающий перечень таких условий приведен на слайде.
Во всех других случаях любые затраты, понесенные сверх согласованной сметы инвест-проекта, Республика Казахстан не будет возмещать. Во всех соглашениях о разделе продукции Республика Казахстан достигла этого впервые.
В настоящий момент стороны работают над реализацией ряда отлагательных условий Соглашения для полного его завершения (но не позднее 30 июня 2012 г.), касающихся, в основном, необходимости внесения изменений в законодательство.
При выполнении сторонами всех отлагательных условий в оговоренные сроки, Соглашение об урегулировании вступит в силу.
В этом случае 10% доля участия Республики в Карачаганакском проекте принесет дополнительный доход в размере от 3,3 до 5 млрд. долл. в виде денежных потоков (СashFlow) КМГ или от 1,4 до 2 млрд. долл. в виде дисконтированных денежных потоков (NPV) КМГ в течение 2012 – 2037 гг. при прогнозном уровне цены нефти 85 долл./барр. При сохранении нынешней цены 110 долларов США за баррель эти суммы понятно больше.
Это – по первому вопросу.
Теперь кратко по второму вопросу.
Это баланс нефти за 2011 год.
Добыча 80,1 млн.тонн нефти. Импорт 7,1 млн. тонн. Поставка на переработку на отечественные НПЗ – 15 млн. тонн, из них 13,7 млн. тонн на 3 основных НПЗ и 1,3 млн. на мини-НПЗ. Экспорт 71 млн. тонн.
Как видите, половина внутреннего потребления обеспечивается за счет импорта нефти, что приводит к определенной зависимости от таких поставок.
У нас 3 основных НПЗ: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский.
Российская нефть поставляется на Павлодарский и частично на Шымекнтский НПЗ. Такова исторически сложившаяся трубопроводная инфраструктура и логистика поставок.
Можно ли уйти от этой зависимости и перейти на поставку на наши НПЗ отечественной нефти?
Частично такая возможность появилась с вводом в строй казахстанско-китайского нефтепровода. На слайде это черные стрелки. Возможны и ж/д поставки. На слайде – зеленые стрелки. Но нужно реалистично оценивать все последствия такого шага.
1) Во-первых, ПНХЗ изначально спроектирован под западно-сибирскую нефть, при использовании отечественной нефти есть вопросы технологического характера. Выход дефицитных светлых нефтепродуктов сократится.
2) Транспортные затраты на доставку отечественной нефти по нефтепроводу и, тем более, по ж/д, будут значительно выше.
3) И самое главное, потенциальные потери республиканского бюджета составят значительные суммы.
Экспортные поставки, как вы знаете, облагаются большими налогами, чем поставки на внутренний рынок. Если мы уменьшим наш экспорт на 7 млн. тонн и направим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 млрд. $ в год.
Российская Федерация, поставляя беспошлинно 7 млн.тонн нефти в Республику Казахстан теряет еще больше, так как там экспортная пошлина выше. Соответственно, в ходе переговоров, РФ настаивала на немедленном прекращении беспошлинных поставок нефти в РК. В итоге мы договорились, что такие поставки будут сохранены до 2014 года. С 2014 года поставки российской нефти в РК будут осуществляться на основе обменных операций (SWAP). Мы получим нефть по нефтепроводу Омск-Павлодар, а эквивалентные объемы казахстанской нефти будем поставлять в РФ по нефтепроводу Атырау-Самара.
То есть сейчас, мы не можем влиять на стоимость нефти поставляемой из Российской Федерации, но в любом случае она почти в два раза дешевле, чем цена Брент. А это половина потребляемой в РК нефти.
Это также означает, что без существующих потерь бюджета мы не можем произвольно понижать цену нефтепродуктов.
На данном слайде представлены балансы светлых нефтепродуктов за 2011 год.
Доля импорта по отдельным видам нефтепродуктов значительна, до 30 % по году, а в отдельные месяцы до 40%.
Добавлю, это при том, что наши НПЗ работают на пределе мощностей.
При значительной доле импорта, по логике, цена на импортируемые в свободном порядке из РФ нефтепродукты должна быть у нас выше, чем в РФ.
Тем не менее, хочу сказать, что по факту, цены на нефтепродукты в РК в настоящее время не выше, а по основным позициям ниже российских.
Это виды ГСМ, на которые устанавливается предельная розничная цена:
– Бензин-А-80
– Бензин Аи-92/93
-летнее ДТ
Разрыв цен как видите около 20%-30%. Это при том что по Аи-92 мы импортируем 30% от объемов потребления. Как это возможно без субсидирования? Делается это через разницу в уровне акцизов. У нас они заметно ниже, чем в России.
Это динамика цен на светлые нефтепродукты, на которые предельно-розничные цены не устанавливается:
• Бензины Аи-95/96
• Бензин Аи-98
• Зимнее ДТ
Тем не менее, до осени прошлого года их уровень был ниже, чем в РФ. Это, несмотря на их значительный импорт из РФ. Последующее повышение было связано с административными ограничениями поставок всех видов светлых нефтепродуктов из РФ. У них также на рынке были свои сложности. В этих условиях, было принято решение, все мощности НПЗ максимально направить на выпуск социально значимых нефтепродуктов, в частности бензина Аи-92, дизтоплива. Сокращение предложения привело к повышению цен на виды бензинов, где предельная цена на устанавливается.
Но теперь давайте, объективности ради обозначим долю потребления Аи-95, Аи-98 и авиакеросина в общем объеме потребления светлых нефтепродуктов. Это 10%. Причем, если только Аи-95 и Аи-98 – это около 3%.
Так вот, получается: на 90% светлых нефтепродуктов в РК цена была и есть ниже, чем в России на 20-30%. И это самые социально-значимые позиции.
На 10% светлых нефтепродуктов, включая авиакеросин, которые мы пока вынуждены частично импортировать, цена, ненамного, выше.
На этом фоне в 2011 году с Казахстанских НПЗ для СХТП было поставлено в 2011 году 800 тыс. тонн дизтоплива по льготным ценам, которые были ниже предельных и розничных еще процентов на 20.
Для социально-производственных объектов республики было поставлено более – 305 тыс. тонн мазута по цене 36,0 тыс. тенге за тонну при минимальной рыночной стоимости 60-70 тыс. тенге.
Такие программы будут осуществлены и в этом году.
Я сделал акцент на фактических цифрах. Содержательные моменты, планируемые меры на текущий год и последующие периоды можно было бы прокомментировать в ходе ответов на вопросы.
***
По завершении выступления министра содоклад на тему Правительственного часа сделал председатель Комитета по вопросам экологии и природопользования Александр Милютин. Правительственный час завершился принятием с учетом депутатских поправок соответствующих Рекомендаций.

---

ЭТО БУДЕТ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАСЦВЕТУ НАШЕЙ СТРАНЫ – ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ

"Обеспечение внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами" и "Приобретение государством доли Карачаганакского проекта" – тема доклада министра нефти и газа Сауата Мынбаева, с которым он выступил сегодня в Мажилисе в рамках Правительственного часа.
Содоклад сделал председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования Александр Милютин (тезисы):
В своем выступлении я хотел бы затронуть обе темы, о которых говорил уважаемый министр.
Об обеспечении внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами.
Безусловно, развитие рынка нефтепродуктов, повышение его конкурентоспособности являются важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана.
Вместе с тем, то, что даже в периоды снижения мировых цен на нефть, уровень внутриреспубликанских цен на бензин и другие виды ГСМ остается довольно высоким, свидетельствует о несовершенстве механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане.
Причины этих проблем известны давно.
Во-первых, это низкий уровень конкурентоспособности наших нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому мы не можем наладить выпуск в достаточном объеме качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью и выпускаем в больших объемах мазут. Для решения этой проблемы в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан поставлена задача увеличения глубины переработки нефти и доведения качества отечественных нефтепродуктов до международных стандартов. Переоснащение заводов идет, но на это требуется время.
Вторая проблема связана с высоким уровнем зависимости внутреннего рынка от импорта. Именно она является одним из факторов развития инфляционных процессов в экономике страны. То есть – через импорт нефтепродуктов мы осуществляем "импорт инфляции" и, как следствие, рост цен на многие потребительские товары.
Эта же проблема, в части импорта сырой нефти актуальна для Павлодарского и Шымкентского НПЗ, которые, по причине недопоставок сырой нефти из России, работают не на полную мощность. А это, в конечном итоге, отражается на объемах производства нефтепродуктов и приводит к увеличению удельных затрат на переработку. Отсюда и дефицит ГСМ и удорожание цен на них.
Причем, если проблему Шымкентского НПЗ мы в перспективе закроем за счет Кумколя, то обеспечение Павлодарского НПЗ собственной сырой нефтью еще долго будет для нас большой проблемой.
Эти две проблемы усугубляются тем, что все законодательное регулирование сферы нефти и газа у нас направлено на стимулирование добычи и экспорта сырой нефти и, практически, не стимулирует такие вопросы как глубокая переработка нефти или совершенствование сферы перевозок нефтепродуктов.
Все эти проблемы известны давно, принято множество законодательных и подзаконных актов, но проблемы как были так, к сожалению, и остаются.
Более того. С началом функционирования таможенного союза возникли и дополнительные факторы. Это тенденция выравнивания цен на ГСМ в рамках единого экономического пространства и различия в налоговой, таможенной и экспортной политике.
Хочется надеяться, что меры, прозвучавшие в докладе уважаемого министра, помогут снять напряжение на внутреннем рынке нефтепродуктов. Но смогут ли они предотвратить очередные катаклизмы во время посевной и уборочной кампаний?
Полагаю, пора серьезно задуматься о системном решении обозначенных, ставших уже хроническими, проблем.
Во-первых, пересмотреть законодательство, особенно налоговое законодательство, с тем, чтобы стимулировать вопросы глубокой переработки нефти и перевозки нефтепродуктов. Почему мы в Казахстане бесконечно обсуждаем проблемы только 3-х НПЗ? Может, стоит задуматься о создании цивилизованных, основанных на современных технологиях, мини-заводов по глубокой переработке нефти? И создать для этого соответствующие стимулы для инвесторов? Я говорю цивилизованных, имея в виду не существующие минизаводы, выпускающие низкооктановый бензин и дизтопливо, а минизаводы, работающие на современных технологиях.
Во-вторых, сделать акцент на переводе транспорта на газовое топливо. Об этом более подробно я хочу сказать в рамках второй темы сегодняшнего Правительственного часа.
Но кроме системных мер, необходимо решать и текущие проблемы.
По высокооктановому бензину и авиационному топливу розничные цены в Казахстане с сентября прошлого года устойчиво превышают уровень российских цен. Этот вопрос выходит за рамки компетенции миннефтегаза. Но решать его надо и, по мнению многих депутатов, вопрос полного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами по приемлемым ценам должен быть обязательно рассмотрен на уровне Правительства.
Другой проблемой, требующей неотложного решения, является качество ГСМ на многих заправках. Не секрет, что имеются случаи розничной реализации нефтепродуктов без сертификатов соответствия или по просроченным или поддельным сертификатам. Даже при наличии сертификата, качество заправляемого бензина не соответствует тому, что написано в сертификате. Спрашивается, на что люди потратили свои деньги при заправке?
Поэтому, мы хотели бы порекомендовать Правительству:
– во-первых, рассмотреть вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан по вопросам усиления ответственности за реализацию нефтепродуктов, не соответствующей требованиям технических регламентов или ее реализацию без наличия либо по поддельным сертификатам соответствия;
– во-вторых, обеспечить мониторинг соответствия нефтепродуктов требованиям стандартов качества не только при их производстве, но и при реализации, как оптовой, так и розничной.
Если будут внесены соответствующие законопроекты, думаю, что Парламент их всегда поддержит.
Наряду с этим, по мнению депутатов, уже сейчас необходимо подумать об эффективном применении голубого топлива.
Одним из направлений эффективного применения природного газа является его использование в качестве моторного топлива на транспорте. Это направление сегодня активно развивается во всем мире. И оно очень важно в плане экологического оздоровления сильно загазованных городов нашей страны. Хотелось бы напомнить, что одним из направлений, указанных в последнем Послании Ел басы Н.А. Назарбаева народу Казахстана является качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Перевод автомобилей на газ, снижение выхлопных газов в атмосфере городов, улучшение здоровья людей, снижение затрат населения на лекарства, на заправку автомобилей – разве это не качественный рост человеческого капитала?
Известно, что компримированный природный газ по сочетанию цены, теплотворности и экологичности выгоднее всех других энергоносителей. Метан имеет такую же теплотворность, как и бензин, но стоит в 2 раза дешевле. Метановый автомобиль сразу соответствует стандарту Евро-3, а при небольшой доработке – Евро-4. Но, в то же время, для того, чтобы использовать эти плюсы голубого топлива, необходимо приобретать новую или переоборудовать старую технику на газовое топливо. А это, естественно, требует соответствующих затрат. И представляется, что государство должно создать соответствующие стимулы для того, чтобы население и хозяйствующие субъекты, местные исполнительные органы пошли на это.
Полагаю, этот вопрос можно рассмотреть в рамках дальнейшего развития индустриально-инновационных проектов, например, в "Общенациональном плане мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" от 27 января этого года.
О приобретении государством доли в Окончательном Соглашении о Разделе Продукции (ОСРП) Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.
Глава государства Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана поставил задачу завершить проектирование Карачаганакского газоперерабатывающего завода. И в связи с этим, нам далеко небезразлично, чей газ там будет перерабатываться. В этом свете усилия Министерства нефти и газа по приобретению доли Карачаганакского газа Казахстаном можно только приветствовать.
Наша Палата, в прошлую среду, при рассмотрении уточнения республиканского бюджета на 2012 год, одобрила изменения в расходной и доходной части бюджета, связанные с оборотом 300 млрд. тенге по Карачаганакскому проекту. Тем самым, мы уже поддержали предложение о приобретении доли в Карачаганаке, теперь необходимо, чтобы и Правительство выполнило все необходимые условия по реализации Соглашения об урегулировании от 14 декабря 2011 года между Правительством Республики Казахстан и Подрядными компаниями по Карачаганакскому проекту.
Это позволит:
Первое. Получить 10-процентную долю Республики Казахстан в Карачаганакском проекте.
Второе. Возможность осуществлять более жесткий контроль над расходами Проекта.
И третье. Дополнительный доход для Республики Казахстан.
В заключение хотели бы пожелать Правительству продолжить работу по приобретению или увеличению доли Республики Казахстан и в других крупных инвестиционных проектах. Это будет только на пользу дальнейшему расцвету нашей страны.
При этом наших избирателей волнует не только доля участия Казахстана в тех или иных инвестиционных проектах, но и сама судьба и перспективы этих проектов. Поэтому, хотелось бы, чтобы после осуществления всех процедур по урегулированию вопросов получения Казахстаном 10-процентной доли в Карачаганакском проекте, население было оповещено о дальнейших этапах развития этого проекта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 14 марта 2012 года №285 30.03.2012
К знаменательной дате с хорошими показателями 30.03.2012
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года №319 30.03.2012
Основной угрозой для стабильности многих моногородов являются безработица и непродуктивная самозанятость 30.03.2012
В Акорде рассмотрены аспекты межведомственного взаимодействия при решении задач по обеспечению нацбезопасности 30.03.2012
Мажилис – МЭРТ: выездное заседание профильного Комитета 30.03.2012
О ходе подготовки к ЕНТ 2012 года 30.03.2012
"В Интернете иногда пропагандируется язык вражды" 30.03.2012
Перед ЕНТ аудитории будут проверять на наличие взрывных устройств 30.03.2012
Казахстан может принять участие в приватизации белорусских НПЗ 30.03.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz