www.minplan.kz, 28 февраля
Уважаемый Нурлан Зайруллаевич! Уважаемые члены народно-демократической партии "Нур Отан"! В целях реализации поручений, данных Главой государства в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" 27 января текущего года, и программе народно-демократической партии "Нур Отан" уточнены основные параметры Прогноза социально-экономического развития страны на 2012 год. Согласно прогнозов большинства международных агентств, в текущем году ожидается замедление темпов роста мировой экономики. Так, Всемирный Банк снизил прогноз темпов роста мировой экономики на 2012 год с 3,6% до 2,5%. МВФ прогнозирует снижение мирового ВВП в 2012 году с 4% до 3,3% (в 2011 году этот показатель составлял 3,8%). Замедление роста мировой экономики оказывает влияние на экономику страны. В январе текущего года реальный рост ВВП составил 4,8%, что ниже среднегодового показателя в 6,9%. В этой связи, целью экономической политики в предстоящий период будет обеспечение макроэкономической стабильности и экономического роста на запланированном уровне. Учитывая мировые оценки, среднегодовая цена на нефть в уточненном прогнозе на 2012 год определена в размере 90 долл. США за баррель. Эта цена отражает потенциальные риски ухудшения мировой экономики. Уточнение Прогноза социально-экономического развития произведено с учетом: – итогов развития страны за 2011 год в связи с сложившимся выше запланированного уровнем номинального ВВП, а также итогов января 2012 года; – оценок государственных органов по объемам производства основных видов продукции и показателей экспорта и импорта; – уточненных прогнозов по росту мировой экономики и динамики на мировых товарных рынках. Согласно уточненного прогноза, реальный рост ВВП в 2012 году оценивается на уровне 6%, что на 0,9 процентных пункта ниже августовского прогноза (6,9%). Номинальное значение ВВП ожидается несколько выше прогнозируемого уровня, ввиду увеличения отчетной базы прошлого года и дефлятора ВВП до 8,1%. Снижение реального роста ВВП обусловлено следующими объективными факторами: 1. Сокращение объемов добычи нефти до 81 млн. тонн пли плане 83 млн. тонн. 2. Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции до 87% ввиду высокой базы прошлого года. 3. Снижение параметров роста по отдельным отраслям обрабатывающей промышленности по сравнению с ранее прогнозируемым уровнем (по металлургии, добыче металлических руд) в связи с некоторым сокращением потребления в основных странах-импортерах. Объем промышленной продукции в 2012 году, по уточненной оценке, вырастет на 3,9 %, что на 2,5 п.п. ниже ранее прогнозируемого значения. В строительстве объем работ в реальном выражении, по оценке, составит 102,9% к 2011 году, что на 0,2 п.п. ниже прогноза. Уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов торговли до 12,7 % (на 2,5 п.п. выше одобренного прогноза) и услуг транспорта до 7,9% (на 0,3 п.п. выше одобренного прогноза). Экспорт товаров в 2012 году по прогнозам составит 87,9 млрд. долларов США, что на 12,2 млрд. долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом. Параметры по инфляции сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6,0-8,0 % на конец года. Уважаемые коллеги! В своем Послании, Глава государства определил главным вектором развития Казахстана социально-экономическую модернизацию, направленную на повышение конкурентоспособности экономики и благосостояния народа. Реализация поручений, данных в Послании народу Казахстана, ляжет в основу деятельности Правительства в предстоящий период. В этих целях разработан целый комплекс конкретных мер на предстоящий период. Первое, это поддержка развития реального сектора экономики. Прежде всего, в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, будут поддержаны индустриально-инновационные проекты, о запуске которых объявил Главы государства. Второе, развитие внутреннего спроса и поддержка развития малого и среднего бизнеса в условиях сокращения внешнего спроса. В этом направлении акцент будет сделан на дальнейшее улучшение бизнес – климата и стимулирование развития предпринимательства. В этих целях будет оптимизирована контрольно-разрешительная система, расширена поддержка в рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020". Будут также разработаны новые формы государственно-частного партнерства, прежде всего, в социальной сфере. Третье, стимулирование развития потенциала регионов. Для развития регионов начата разработка Программ развития моногородов и городских агломераций, направленных на диверсификацию их экономики, через активное развитие предпринимательства, городской инфраструктуры и повышение мобильности трудовых ресурсов. Четвертое, повышение эффективности государственного сектора и оказания государственных услуг. Особое внимание будет уделено вопросам развития местного самоуправления, улучшения качества предоставления государственных услуг населению. Пятое, ускоренная социальная модернизация и повышение качества человеческого капитала. Повышению социального благополучия граждан страны будет способствовать активная реализация программы "Занятость 2020" и развития доступного жилья. Более подробно эти направления озвучил в своем докладе Премьер-Министр. Уважаемые члены партии "Нур Отан"! Для реализации поставленных задач и их финансового обеспечения проведено уточнение республиканского бюджета на 2012 год. Общий объем поступлений в республиканский бюджет прогнозируется в объеме 5 237 млрд. тенге. В целях сохранения параметров дефицита бюджета и государственного долга на безопасном уровне предлагается не увеличивать дефицит, финансируемый за счет займов, сохранив его на утвержденном уровне (758,5 млрд. тенге). При этом, в связи с использованием остатков бюджетных средств 2011 года (21,3 млрд. тенге) общий дефицит республиканского бюджета увеличится до 779,8 млрд. тенге. По уточненному прогнозу к объему ВВП дефицит составит 2,5%, что на 0,1 п.п. ниже увержденного показателя. Для начала реализации в 2012 году задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана, расходы республиканского бюджета увеличатся на 207 млрд. тенге. В целом с учетом приобретения доли участия в КПО расходы республиканского бюджета составят 6 017 млрд. тенге. Учитывая ожидаемые потери, связанные с урегулированием ситуации по Карачаганакскому проекту, предлагается увеличение гарантированного трансферта из Национального фонда на 180 млрд. тенге до 1 триллиона 380 млрд. тенге. При этом, будет сохранена действующая политика накопления и использования средств в Национальном фонде, с приданием ей большей гибкости. В связи с этим, размер гарантированного трансферта из Национального фонда (8 млрд. долл. США) предлагается корректировать в сторону уменьшения или увеличения до 15% (от 6,8 до 9,2 млрд. долларов) в зависимости от ситуации в экономике. Такой подход, с одной стороны, обеспечит финансирование приоритетных расходов в условиях ухудшения мировой конъюнктуры, с другой, обеспечит накопление средств Национального Фонда в период экономического роста. Таким образом, все поставленные задачи в Послании Главы государства нашли отражение в уточненном Прогнозе и расходах бюджета. Реализация запланированных мероприятий создаст основу для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости развития страны в прогнозируемой перспективе. |