АСТАНА, 11 янв – ИА Новости-Казахстан
Проект закона, создающий правовую базу для проведения всеобщего декларирования в Казахстане, будет внесен в правительство в первой половине текущего года, сообщил в среду председатель Налогового комитета Министерства финансов Даулет Ергожин. "Законопроект в настоящее время разрабатывается, рабочая группа уже создана, на финишную прямую начнем выходить в феврале месяце", – сказал Ергожин журналистам. "В феврале месяце мы собираем всех с наших территорий людей, кто непосредственно будет с этим сталкиваться, мы закрываем их у себя в минфине, в отдельном кабинете, они в течение месяца должны завершить подготовку законопроекту и, по плану работы правительства, мы должны до конца лета текущего года принять уже соответствующий законопроект", – добавил он. По предположениям главы НК, этот законопроект "скорее всего, до лета еще пойдет в парламент". Заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Толганай Ботаканова пояснила журналистам, что уже утверждена концепция этого законопроекта, который будет направлен на внесение изменений в другие законодательные акты в части перехода на всеобщее декларирование. "В текущем году планируется нами написание этого законопроекта, сейчас создана рабочая группа под председательством заместителя премьер-министра Ербола Орынбаева, по части вопросов уже принято решение, то есть имеется видение, в каком виде это будет производиться. Мы должны в первом полугодии этого года внести в правительство, предполагается до конца года принятие его, но за работу парламента я не могу отвечать", – заключила она. В свою очередь председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова напомнила, что заложенная в концепции всеобщего декларирования идеология предполагала изначально введение его с 2015 года. "Но, насколько я знаю, сейчас идет отставание большое – Минфин не успевает методологию (принять): это же не просто заполнить декларацию, нужно хорошо сопоставить ваши данные с моими, если мы с вами родственники, сравнить доходы с расходами, это сложная система и в ней очень важна методология. Насколько я понимаю, сейчас у Минфина идет очень большое отставание, поэтому вряд ли они даже в указанные сроки – с 2017, кажется, года уложатся", – предположила она. "Наши министры какой шаг сделали – они свои доходы опубликовали, но мы же не уверенны, что у них расходы соответствуют доходам, причем никого абсолютно не имея в виду, любой гражданин, говорящий, что у него доходы миллион тенге в месяц, должен эти доходы сопоставить со своими расходами, декларация о доходах сама по себе ни о чем не говорит, пусть министры расходы покажут. Думаю, методологически не ясно, как именно это будет происходить, по крайней мере, это еще не обсуждалось нигде, хотя есть рабочая группа, возглавляемая Орынбаевым", – заключила Ертлесова.
----
Налоговый комитет запретит своим районным подразделениям готовить отчеты для акиматов АСТАНА, 11 янв – ИА Новости-Казахстан
Налоговый комитет министерства финансов Казахстана запретит своим районным департаментам заниматься подготовкой отчетов для областных, городских и районных акиматов для того, чтобы не отвлекать сотрудников от обслуживания налогоплательщиков, сообщил в среду глава этого ведомства Даулет Ергожин. "Мы вчера это обсуждали, принято решение, мы сегодня дадим команду всем районным структурам прекратить вообще выдачу каких-либо документов всем районным структурам, пусть они центральный аппарат спрашивают – нужна им эта информация, не нужна, будем решать мы сами", – сказал Ергожин на презентации результатов исследований по оценке и мониторингу качества налоговых услуг в 2011 года. Он подчеркнул, что большая часть информации, запрашиваемая акиматами у налоговиков, "есть в открытом доступе в Интернете, на сайте агентства по статистике, на сайте налогового комитета". "Если там что-то специфическое (интересует) – это уже налоговая тайна, извините, поэтому вопрос будет сужен, люди освободятся и будут заниматься необходимой работой", – заявил глава НК. По его словам, сейчас в среднестатистическом районном налоговом департаменте работает 25 – 30 человек. "И больше половины занимаются подготовкой отчета районному акимату, либо областному, те ему присылают непонятные вопросы на 60-70 страниц, они этот запрос выполняют – что они (акиматы) потом с этой информацией делают, какое решение принимают – никто не знает. А сейчас появилась такая еще тема как ревизионная комиссия (при маслихатах) – тем тоже подавай информацию, что они с ней потом делают, непонятно", – констатировал Ергожин. По его словам, налоговики также готовят "определенные предложения в правительство по модификации отчетности, информации, которую мы получаем от местных исполнительных органов в вопросах налога на недвижимость, на имущество, на транспорт". "Надо это законодательно закрепить, через постановления правительства или внутренними приказами, чтобы это не было разношерстно, в виде пожелания того или иного органа, что он хочет информацию в таком разрезе или в такой таблице, а чтобы все знали, какую информацию и в каком виде они имеют право затребовать от налоговиков", – заключил он.
----
Отделы налогового аудита сократят в районах – Ергожин АСТАНА, 11 янв – ИА Новости-Казахстан
В районных налоговых департаментах Казахстана сократят отделы аудита, чтобы сократить влияние на его качество "национальной специфики", сообщил в среду председатель налогового комитета министерства финансов Казахстана Даулет Ергожин. "У нас в районах есть такие подразделения, как отдел аудита физических лиц и отдел аудита юридических лиц, мы хотим такое направление как аудит перекинуть в область", – сказал Ергожин на презентации результатов исследований по оценке и мониторингу качества налоговых услуг в 2011 года. "Во-первых, у нас сейчас СУР (система управления рисками, автоматически вычисляющая недобросовестных налогоплательщиков), количество проверяемых объектов уже не десятки тысяч, а плановый показатель на первое полугодие – всего лишь несколько тысяч всего лишь, смысл держать в каждом подразделении группу аудиторов – вопрос", – пояснил он. "Второй вопрос, который здесь возникает – чисто казахский, нашего Казахстана касается, национальная особенность: есть район, тысяча налогоплательщиков, к примеру, в нем сидит начальник отдела аудита с двумя-тремя аудиторами. Если проанализировать, он, к примеру, 45 процентам этого района является родственником, прямым или косвенным, но на самом деле, это факт", – продолжил глава НК. "Качество аудита, когда родственник родственника проверяет, это вопрос, очень большой. Мы говорим – давайте выведем их на уровень области, пусть это будет такая эскадрилья, которая при необходимости, если в плане стоит проверка, выезжает в район и проверяет", – добавил он. В ответ на замечание участников презентации, что в области у аудитора также будут родственники, Ергожин заметил, что при большем географическом охвате "родственников меньше". "Кроме того, это еще даст повышения качества самого аудита и контроля за проведением самого аудита, потому что тогда сокращается уровень обжалований, у нас на сегодня идет обжалование в городском или областном департаменте, потом в центральном. Так как проверку вести будет вести областной департамент, то уровень обжалования переносится в центральный аппарат, плюс камеральный контроль за проведением аудиторских проверок теперь мы будем осуществлять с центрального аппарата напрямую, араньше этот вопрос курировали области. Все понимают, что области в этом вопросе имеют соответствующую специфику", – заключил председатель НК.
-----
Глава Налогового комитета поддерживает создание института "налогового омбудсмена" в Казахстане АСТАНА, 11 янв – ИА Новости-Казахстан
Председатель Налогового комитета министерства финансов Казахстана Даулет Ергожин согласен с необходимостью создания в республике структуры, специализирующейся на рассмотрении жалоб и апелляций налогоплательщиков на действия налоговиков и предлагает сделать его полностью независимым от фискальных органов страны. "У нас есть предложение, мы хотим выйти с ним в Минфин, чтобы функцию апелляции вообще, учитывая, что контрольную функцию мы переведем на уровень области, и апелляция будет одноуровневой, отдать в Минфин или в министерство экономического развития и торговли, где есть комитет по защите предпринимательства", – сказал Ергожин на презентации результатов исследований по оценке и мониторингу качества налоговых услуг в 2011 года. Он напомнил, что в настоящее время "конкретизированного совета по рассмотрению жалоб налогоплательщиков нет, поскольку он не регламентирован законодательством и таких структурных единиц не существует". При этом глава НК считает, что такой совет нецелесообразно создавать при его ведомстве. "Мы тоже понимаем, что, как говорят, рука руку моет – когда одной рукой ты собираешь деньги, начисляешь, а потом другой рукой ты говоришь – нет, вот эта рука неправильно порешала, уже возникает конфликт интересов", – прокомментировал он. "Пусть третья сторона рассматривает вопрос апелляции, пусть у них будет создана специальная комиссия наподобие советов, которые рассматривает нормативно-правовые акты, в которые аккредитованы общественные независимые организации, и пусть эта комиссия рассматривает каждую жалобу. То есть наподобие института омбудсмена, мы согласны, что надо его делать", – заключил председатель налогового комитета. |