Пресс-центр Центральной избирательной комиссии РК, 30 декабря
На заседании Общественного Совета присутствовали наблюдатели Миссий БДИПЧ/ОБСЕ и СНГ, РОО "Республиканская общественная комиссия по контролю за внеочередными выборами депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан", а также наблюдатели от ОСДП и ДП "Әділет". Члены Совета обсудили промежуточные итоги мониторинга СМИ, проводимого Центральной избирательной комиссией совместно с Министерством связи и информации. Их озвучила в своем выступлении вице-министр связи и информации Республики Казахстан Танысбай Л.М. Мониторинг охватывает 53 печатных издания, 13 республиканских телевизионных каналов и 5 радиоканалов. Согласно его данным в период с 16 по 28 декабря 2011 года в печатных СМИ было опубликовано 40 материалов об ОСДП (из них 16 материалов в государственных и 24 материала в негосударственных СМИ), 37 материалов о ДПК "АК ЖОЛ" (из них 16 материалов в государственных и 21 материал в негосударственных СМИ), 34 материала о ДП "Әділет" (из них 16 материалов в государственных и 18 материалов в негосударственных СМИ), 30 материалов о КСДП "Ауыл" (из них 15 материалов в государственных и 15 материалов в негосударственных СМИ), 36 материалов о КНПК (из них 14 материалов в государственных и 22 материала в негосударственных СМИ), 47 материалов о НДП "Нур Отан" (из них 15 материалов в государственных и 32 материала в негосударственных СМИ), 27 материалов о ППК (из них 14 материалов в государственных и 13 материалов в негосударственных СМИ) и 39 материалов о Партии "Руханият" (из них 15 материалов в государственных и 24 материала в негосударственных СМИ). На телевизионных каналах в указанный период вышел в эфир 81 материал об ОСДП (из них 43 материала на государственных телеканалах и 38 на негосударственных), 96 материалов о ДПК "АК ЖОЛ" (из них 51 материал на государственных телеканалах и 45 на негосударственных), 89 материалов о ДП "Әділет" (из них 50 материалов на государственных телеканалах и 39 на негосударственных), 66 материалов о КСДП "Ауыл" (из них 46 материалов на государственных телеканалах и 20 на негосударственных), 98 материалов о КНПК (из них 48 материалов на государственных телеканалах и 50 на негосударственных), 98 материалов о НДП "Нур Отан" (из них 40 материалов на государственных телеканалах и 58 на негосударственных), 72 материала о ППК (из них 46 материалов на государственных телеканалах и 26 на негосударственных) и 93 материала о Партии "Руханият" (из них 50 материалов на государственных телеканалах и 43 на негосударственных). На радио вышло в эфир 12 материалов об ОСДП (9 – на государственных, 3 – на негосударственных), 11 материалов о ДПК "АК ЖОЛ" (10 – на государственных, 1 – на негосударственных), 9 материалов о ДП "Әділет" (8 – на государственных, 1 – на негосударственных), 11 материалов о КСДП "Ауыл" (10 – на государственных, 1 – на негосударственных), 10 материалов о КНПК (9 – на государственных, 1 – на негосударственных), 18 материалов о НДП "Нур Отан" (17 – на государственных, 1 – на негосударственных), 10 материалов о ППК (9 – на государственных, 1 – на негосударственных) и 11 материалов о Партии "Руханият" (8 – на государственных, 3 – на негосударственных). По площади опубликованных в государственных СМИ материалов материалы о ДПК "АК ЖОЛ" занимают 14%, о ДП "Әділет" также 14%, о НДП "Нур Отан" – 14%, о КСДП "Ауыл" – 13%, об ОСДП – 12%, о КНПК, ППК и Партии "Руханият" по 11%. По продолжительности видеосюжетов на государственных телеканалах материалы о Партии "Руханият" – 20%, о НДП "Нур Отан" – 13%, о ДПК "АК ЖОЛ", ДП "Әділет" и ППК – по 12%, о КНПК и КСДП "Ауыл" – по 11%, об ОСДП – 9%. По продолжительности аудиосюжетов на государственных радиоканалах материалы о НДП "Нур Отан" – 21%, о КНПК и КСДП "Ауыл" – по 14%, о ДПК "АК ЖОЛ" – 13%, о ППК – 12%, об ОСДП – 11%, о ДП "Әділет" – 9% и о Партии "Руханият" – 6%. "Таким образом, можно сделать вывод о том, что предоставление равного доступа политическим партиям, участвующим в выборах, к средствам массовой информации в целом обеспечивается. В печатных и электронных СМИ освещение их деятельности осуществляется в основном на равных условиях и в примерно равном объеме. Более того, на данный момент государственные СМИ более активно освещают деятельность всех политических партий, в то время как негосударственные СМИ уделяют больше внимания партии власти" – подчеркнула в завершение своего выступления Ляззат Танысбай. Члены Общественного Совета согласились с данным мнением, а также дали Центризбиркому ряд рекомендаций, касающихся имевших место недочетов в работе СМИ по освещению агитационной кампании. В частности было указано на то, что опубликование в некоторых печатных изданиях агитационных материалов без указания источников финансирования, является отступлением от требований, установленных избирательным законодательством. Председатель Общественного Совета, директор Экспертного института Европейского права и прав человека, главный редактор республиканской еженедельной юридической газеты "Человек и Закон" Марат Башимов дал ряд разъяснений по наиболее часто задаваемым представителями средств массовой информации вопросам, касающимся деятельности СМИ в период агитационной кампании. |