NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:37 ast
10:37 msk

Отчет
экспертной группы по долгосрочному мониторингу подготовки выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан 19 августа 2011 года
18.08.2011 / политика и общество

Санкт-Петербург
12 августа 2011 г.

Введение
Указом Президента Республики Казахстан от 14 июня 2011 года № 98 выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан назначены на 19 августа 2011 года.
В соответствии с приглашением Министерства иностранных дел Республики Казахстан и на основании распоряжения Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств С. М. Миронова № 2-р от 11 июля 2011 года была сформирована группа международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ для мониторинга подготовки и проведения выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.
Группу наблюдателей от МПА СНГ возглавляет заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике и здравоохранению Константин Алексеевич Титов. В состав группы входят депутаты высших законодательных органов власти, представляющие государства – участники МПА СНГ: Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, а также сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ и эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ).
В период, предшествующий проведению агитации, мониторинг выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан проводился МИМРД МПА СНГ.
Экспертами Института были проведены:
– Анализ законодательства на предмет соответствия принципам Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, а также иным международным обязательствам Республики Казахстан в сфере избирательного права и электорального наблюдения;
– Мониторинг печатных и электронных СМИ Республики Казахстан, освещающих ход подготовки и проведения выборов, а также агитационная кампания кандидатов.

Соответствие законодательства Республики Казахстан, регулирующего подготовку и проведение выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, международным избирательным стандартам
Основной целью проведения данного анализа является определение соответствия избирательного законодательства Республики Казахстан о выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан международным избирательным стандартам, закрепленным в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – Конвенция о стандартах демократических выборов), документах ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека), Совета Европы (Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Своде рекомендуемых норм при проведении выборов, принятому Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) (далее – Руководящие принципы относительно выборов)), ОБСЕ (Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года).
К основополагающим принципам, закрепленным в международных избирательных стандартах, относятся: принципы всеобщего, равного, тайного, свободного, открытого, гласного избирательного права, периодических и обязательных выборов, подлинных выборов, проведения выборов избирательными органами.
Действующее законодательство о выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан (далее – Конституция), конституционные законы Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (далее – Конституционный закон о выборах) (с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами от 19 июня 2007 года № 268-З, от 9 февраля 2009 года № 124-IV КЗ РК, от 14 июня 2010 года № 289 – IV КЗ РК, от 3 февраля 2011 года № 404-IV ЗРК), "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" (с изменениями и дополнениями, внесенными конституционным законом от 19 июня 2007 года № 266-3), а также постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Согласно Конституционному закону о выборах в Республике Казахстан выборы депутатов Сената проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании (пункт 2 статьи 3).

Активное и пассивное избирательное право граждан на выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Конституции Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения
представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Пассивное избирательное право на выборах в Сенат принадлежит гражданину Республики Казахстан, постоянно проживающему на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (пункт 4 статьи 51 Конституции).
Кандидатом в депутаты Парламента Республики Казахстан не может быть гражданин, имеющий судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, а также лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном порядке признана судом (пункт 4 статьи 4 Конституционного закона о выборах).
Избирательным законодательством предусмотрено, что избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права (статья 51 Конституции).
Это выражается прежде всего в том, что активным избирательным правом наделены депутаты маслихатов областей, города республиканского значения или столицы Республики.
В целом установленные избирательным законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права на выборах в Сенат (статья 4 Конституционного закона о выборах, пункт 3 статьи 33 Конституции), являющиеся основанием для отказа в регистрации или ее отмены (подпункт 3 пункта 6 статьи 73 Конституционного закона о выборах), не противоречат требованиям Конвенции о стандартах демократических выборов относительно того, что ограничения избирательных прав и свобод не должны ущемлять или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные и законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер (пункт 3 статьи 1), и отвечают указаниям Руководящих принципов относительно выборов (I.1.1).
Выборы депутатов Сената проводятся на совместном заседании выборщиков, при этом на нем должно присутствовать более пятидесяти процентов от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, маслихат города республиканского значения или столицы Республики. В свою очередь голосование на указанном заседании считается состоявшимся, если в нем приняли участие более пятидесяти процентов присутствующих. Таким образом, законодатель установил ценз в пятьдесят процентов, данное положение также направлено на обеспечение реализации принципа всеобщего избирательного права.
В избирательном законодательстве закреплены положения, устанавливающие порядок выдвижения кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается за месяц до дня проведения выборов (статья 71 Конституционного закона о выборах). Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. При этом предоставляется право от нескольких маслихатов выдвинуть одного кандидата, также предусмотрена возможность выдвижения кандидатуры в порядке самовыдвижения (статья 71 Конституционного закона о выборах).
Реализацию данного принципа гарантирует существующая в Республике Казахстан процедура составления списков выборщиков. Данные списки составляются территориальными избирательными комиссиями по предоставлению секретаря соответствующего областного, городского маслихата (пункт 9 статьи 24 Конституционного закона о выборах). В списки выборщиков включаются все депутаты маслихатов, расположенных на территории области, города республиканского значения и столицы Республики (статья 25 Конституционного закона о выборах). При этом выборщик может быть включен только в один список выборщиков.

Равное избирательное право
Согласно законодательству Республики Казахстан кандидатам в депутаты Сената гарантируются равные права и условия участия в выборах (статья 5 Конституционного закона о выборах).
С целью обеспечения равенства участия в избирательной кампании законом установлены порядок и условия государственного и негосударственного финансирования выборов (статьи 33, 34 Конституционного закона о выборах), а также запрет зарубежного финансирования.
В частности, Конституционный закон о выборах предусматривает государственную регистрацию избирательных фондов, устанавливает предельный размер денежных средств, которые могут направляться в избирательные фонды, а также предусматривает, что все финансовые операции по специальным временным счетам (открываются для перечисления денежных средств, образующих избирательный фонд) прекращаются в 18 часов дня, предшествующего дню выборов (статья 34 Конституционного закона о выборах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Конституционного закона о выборах запрещается прямое или косвенное финансирование выборов со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства.
Кроме того, за нарушение положений о финансировании избирательной кампании со стороны кандидата установлена такая мера, как отмена решения о регистрации кандидата.
В целом положения Конституционного закона о выборах, регулирующие порядок и условия финансировании избирательной кампании, соответствуют требованиям, установленным Руководящими принципами относительно выборов (I. 2.3, d).
Также предусмотрены положения (статьи 28, 32 Конституционного закона о выборах), гарантирующие кандидатам в депутаты Сената равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, а также размещения агитационных печатных материалов и устанавливающие сроки окончания предвыборной агитации, что отвечает требованиям, установленным Руководящими принципами относительно выборов (I. 2.3, а).
Предвыборная агитация запрещается в день выборов и в предшествующий ему день. Наряду с этим Конституционным законом о выборах предусмотрено, что печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах (статья 32). В случае нарушения кандидатом сроков проведения предвыборной агитации ему может быть отказано в регистрации или принято решение об отмене его регистрации (пункт 6 статьи 73 Конституционного закона о выборах)
Конституционным законом о выборах предусмотрено, что выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из них обладает только одним голосом (пункт 2 статьи 7).
В целом законодательством Республики Казахстан созданы необходимые условия для проведения выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан на основе соблюдения принципа равного избирательного права.

Тайное голосование
К основополагающим принципам демократических выборов также относится принцип тайного голосования (статья 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, раздепл I.4 Руководящих принципов относительно выборов).
Согласно статье 8 Конституционного закона о выборах голосование на выборах депутатов Парламента является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.
Соблюдение тайны голосования гарантируют положения Конституционного закона о выборах, предусматривающие обязательное наличие в помещениях, где проводится голосование, в достаточном количестве кабин, урн для голосования, обустроенных таким образом, чтобы голосующие при подходе к урнам обязательно проходили через кабины для тайного голосования (статья 39).
Избирательный бюллетень заполняется выборщиком в кабине для тайного голосования. Выборщик, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет. При этом фамилия данного лица заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя в получении бюллетеня. Этим лицом не могут быть: члены избирательной комиссии, должностные лица органов власти, доверенное лицо кандидата, представители СМИ, наблюдатели (статья 42 Конституционного закона о выборах).
Обеспечение соблюдения принципа тайного голосования в помещении для голосования возлагается на соответствующую избирательную комиссию, председатель которой ответственен за порядок и имеет право потребовать от любого, кто препятствует проведению голосования, покинуть помещение.

Свободные выборы
Выборы в Республике Казахстан основываются на свободном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным (статья 2 Конституционного закона о выборах). Наряду с общими нормами, закрепляющими принцип свободных выборов, Конституционный закон о выборах содержит также ряд положений, направленных на дополнительное обеспечение соблюдения этого принципа. Так, запрещается присутствие на избирательных участках посторонних лиц, не связанных с избирательным процессом, а также сотрудников правоохранительных органов, кроме случаев, предусмотренных Конституционным законом о выборах (пункт 2 статьи 39); предусматривается уголовная и административная ответственность лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению права избирать и быть избранным, либо нарушающих тайну голосования, либо нарушающих право граждан на ознакомление со списком избирателей (статья 50 Конституционного закона о выборах) и т. д.
Также законодательно закреплены положения, которые гарантируют кандидатам в депутаты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов вето на их арест без согласия Центральной избирательной комиссии, помимо этого предусмотрен запрет на увольнение с работы, призыв на военные сборы, административные взыскания, привлечение к уголовной ответственности, задержание, кроме случаев задержания непосредственно на месте преступления и совершения тяжкого преступления (статья 47 Конституционного закона о выборах).
Большое значение для обеспечения свободы выборов имеют нормы, предусматривающие возможность обжалования и отмены решений и действий в ходе избирательной кампании (статья 49 Конституционного закона о выборах).
В целом нормы избирательного законодательства, регулирующие подготовку и проведение выборов в Сенат Республики Казахстан, гарантируют проведение свободных выборов.

Периодические и обязательные выборы
Обязательность выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан закрепляется конституционными положениями (статья 50 Конституции).
В Сенат избираются 32 депутата (по два от 14 областей, два от города республиканского значения Алматы и два от столицы Республики Астаны). Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года путем проведения выборов (сроком на шесть лет). Каждый раз на очередных выборах избираются 16 депутатов. Выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий (пункт 2 статьи 51 Конституции)
Следует также отметить, что согласно пункту 9 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О чрезвычайном положении" от 8 февраля 2003 года № 387-II в условиях чрезвычайного положения запрещается проведение выборов и республиканских референдумов в течение всего периода его действия в местности, где оно введено, что соответствует пункту 5 статьи 6 Конвенции о стандартах демократических выборов.
Таким образом, закрепленный Конвенцией о стандартах демократических выборов (статья 6) принцип периодичности и обязательности выборов в целом гарантируется законодательством Республики Казахстан.

Открытые и гласные выборы
Для обеспечения соблюдения принципа открытости и гласности в Конституционном законе о выборах прописаны положения, в соответствии с которыми избирательные комиссии и другие уполномоченные органы информируют граждан о своей работе по подготовке и проведению выборов, о списках граждан, имеющих право участвовать в выборах, о месте проведения и результатах голосования (статьи 12, 18, 26).
Все заинтересованные субъекты избирательного процесса (кандидаты, их доверенные лица) обладают правом присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, наблюдать за процессом подсчета голосов, знакомиться с необходимыми документами (статья 20 Конституционного закона о выборах). Предусмотренный контроль за деятельностью избирательных комиссий помогает соблюдению принципа гласности.
Также законодательно закреплено, что избирательные комиссии создают условия для свободного ознакомления всех заинтересованных лиц со своими решениями, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях.
На достижение открытости и гласности выборов направлены положения, закрепляющие за представителями политических партий и других общественных объединений и некоммерческих организаций, представителями СМИ, иностранных государств и международных организаций право выступать в качестве наблюдателей (национальных, международных) на выборах в Республике Казахстан (статья 20-1, 20-2 Конституционного закона о выборах).
Помимо этого, в Конституционном законе о выборах содержатся нормы, устанавливающие порядок опубликования итогов выборов, которые также направлены на обеспечение соблюдения принципа открытости и гласности выборов. В соответствии со статьями 44 и 81 Конституционного закона о выборах Центральная избирательная комиссия в семидневный срок после проведения выборов устанавливает их итоги, о чем принимается соответствующее постановление, после этого итоги выборов не позднее чем в десятидневный срок со дня их проведения публикуются в СМИ.

Подлинные выборы
Согласно Конвенции о стандартах демократических выборов при подлинных выборах обеспечивается выявление свободно выраженной воли народа и непосредственное ее осуществление (пункт 1 статьи 9).
Одной из существенных гарантий соблюдения принципа подлинных выборов является закрепление на законодательном уровне порядка назначения выборов и проведения избирательной кампании. Согласно статье 69 Конституционного закона о выборах очередные выборы депутатов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан не менее чем за четыре месяца до окончания конституционного срока полномочий депутатов Сената и проводятся не менее чем за два месяца до окончания конституционного срока их полномочий; помимо этого, в законе содержатся нормы, детально регулирующие порядок выдвижения кандидатов (статья 71), сбора подписей в их поддержку (статья 72), регистрации кандидатов (статья 73), снятия кандидатуры, отмены решения о выдвижении кандидатом (статья 74), а также проведения предвыборной агитации (статья 27). Для исключения привилегий либо ограничений дискриминационного характера предусмотрены положения, запрещающие кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 5 статьи 27 Конституционного закона о выборах).
Бюллетени для голосования в процессе подготовки выборов печатаются на государственном и русском языках (пункт 2 статьи 37 Конституционного закона о выборах), что соответствует требованиям пункта 4 статьи 9 Конвенции о стандартах демократических выборов.
В случае обнаружения нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании предусмотрен порядок обжалования и отмены решений и действий, нарушающих права избирателей и других субъектов избирательного процесса. Соответствующие заявления, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушении законодательства о выборах, в период подготовки проведения выборов рассматриваются судами и органами прокуратуры в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования – немедленно (статья 49 Конституционного закона о выборах).
Избирательным законодательством Республики Казахстан предусмотрена также возможность обращения субъектов, предусмотренных статьей 84 Конституционного закона о выборах, в Конституционный Совет в случае возникновения спора о правильности проведения выборов депутатов Сената. В случае признания выборов депутатов Сената несоответствующими Конституции Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании недействительными выборов в административно-территориальных единицах, где были установлены нарушения Конституции, и о назначении там повторных выборов.
Нормы избирательного законодательства Республики Казахстан соответствуют требованиям Конвенции о стандартах демократических выборов (пункт 7 статьи 9) и позволяют обеспечить соблюдение принципа подлинных выборов.

Проведение выборов избирательными органами
Подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, в том числе депутатов Сената Парламента, осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии (статья 10 Конституционного закона о выборах).
Порядок формирования и функционирования избирательных комиссий определяются Конституцией и Конституционным законом о выборах. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе принципов коллегиальности, гласности и открытости (статья 20 Конституционного закона о выборах), срок их полномочий составляет пять лет.
Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим органом, в состав которого входит Председатель и шесть членов, назначаемые Президентом, Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан в установленном законом порядке (пункт 7 статьи 44, пункт 1 статьи 57 Конституции).
Территориальные избирательные комиссии (областные, городов республиканского значения и столицы) избираются маслихатами на основании предложений политических партий в составе семи человек (статьи 10, 13, 17 Конституционного закона о выборах).
Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, при этом данная кандидатура может не являться членом данной политической партии.
В случае отсутствия предложений политических партий в установленный срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий (пункт 3 статьи 10 Конституционного закона о выборах).
За политическими партиями закреплено право делегировать в избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании, при условии если партия не имеет представителя в составе соответствующей избирательной комиссии (пункт 6 статьи 20 Конституционного закона о выборах).
Представитель политической партии с правом совещательного голоса вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, а также обжаловать действия избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
О решениях, об образовании избирательных комиссий, их составе и местах нахождения сообщается в СМИ. Состав территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Сената публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 10 дней после назначения или объявления выборов (статья 13 Конституционного закона о выборах).
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании избирательной комиссии.
Образование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий (пункт 3 статьи 10 Конституционного закона о выборах).
Законодательно установлен перечень лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий. К их числу относятся депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, кандидаты на пост Президента, а также доверенные лица кандидатов, лица, занимающие должность политического государственного служащего, судьи судов Республики Казахстан (пункт 12 статьи 20 Конституционного закона о выборах), а также лица, имеющие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, и признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными (пункт 2-1 статьи 19 Конституционного закона о выборах).
Кроме того, супруг (супруга) и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение в избирательном округе выборов, в которых участвует данный кандидат.
Конституционным законом о выборах предусмотрено, что органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить в их состав изменения (статья 10).
Предусмотренный Конституционным законом о выборах порядок формирования избирательных комиссий Республики Казахстан в целом соответствует требованиям Конвенции о стандартах демократических выборов (пункт 4 статьи 11).
Конституционный закон о выборах содержит положения, в соответствии с которыми государственные органы и организации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, в том числе давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, а в день выборов и предшествующий ему день – немедленно (пункт 10 статьи 20 Конституционного закона о выборах), что соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 7 статьи 11 Конвенции о стандартах демократических выборов.
В целях обеспечения эффективного выполнения своих функций избирательными комиссиями установлены нормы, позволяющие в случае досрочного прекращения полномочий членов той или иной избирательной комиссии принять вышестоящей избирательной комиссией меры к назначению нового члена комиссии вместо выбывшего до избрания члена избирательной комиссии органом, который ее образует (пункт 8 статьи 19 Конституционного закона о выборах). Данные положения национального избирательного законодательства соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Конвенции о стандартах демократических выборов.
В качестве одной из важных процессуальных гарантий проведения демократических выборов Руководящие принципы относительно выборов (II.3.3) устанавливают эффективную систему обжалования. В соответствии с Конституционным законом о выборах в Республике Казахстан решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а также в суд в течение 10 дней со дня принятия решения или совершения действия. По истечении указанных сроков заявление на решение или действия избирательной комиссии рассмотрению не подлежит.
Наряду с этим установлено, что в случае одновременного рассмотрения заявлений в избирательной комиссии и в суде избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение заявления до вступления в силу решения суда (пункт 9 статьи 20 Конституционного закона о выборах).
Таким образом, система избирательных органов, предусмотренная законодательством Республики Казахстан, позволяет обеспечить целостность избирательного процесса на выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.
Избирательное законодательство Республики Казахстан в части, регулирующей проведение выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, в целом соответствует международным обязательствам республики в сфере демократических выборов. Его положениями реализуется большинство требований международных избирательных стандартов, гарантируется проведение выборов депутатов Сената на основе косвенного и равного избирательного права, а также предусмотрено осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права посредством тайного голосования во время выборов, организуемых системой независимых избирательных органов.

Мониторинг избирательных процедур, предшествовавших голосованию
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан 30 ноября 2011 года истекает срок полномочий депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, избранных 19 августа 2005 года.
14 июня 2011 года на основании подпункта 2 статьи 44 Конституции Республики Казахстан и подпункта 1 пункта 1 статьи 69 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев издал Указ "О назначении на 19 августа 2011 года выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан".
15 июня 2011 года Центральная избирательная комиссия утвердила "Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению очередных выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, назначенных на 19 августа 2011 года", который охватил промежуток времени в 64 календарных дня.
Кандидаты в депутаты Сената до регистрации и после их проверки на соответствие предъявляемым Конституцией и законом о выборах требованиям, а также проверки собранных в их поддержку подписей внесли избирательный взнос. На выборах Сената 19 августа 2011 года он составляет 239 тыс. 985 тенге. Кроме того, кандидат и его супруга (супруг) до регистрации обязаны предоставить в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и об имуществе по состоянию на 1 июня 2011 года.
Выдвижение кандидатов проходило в период с 16 июня по 19 июля, регистрация кандидатов окончена 29 июля, а предвыборная агитация продлится до 24 часов 17 августа 2011 года включительно.
На проведение выборов депутатов Сената Парламента в 2011 году в законе о государственном бюджете Республики Казахстан была зарезервирована сумма 142 000 000 тенге, достаточная для их успешного проведения. В соответствии с избирательным законодательством Республики Казахстан, каждому кандидату в депутаты Сената были выделены средства из государственного бюджета на транспортные расходы во время проведения ими предвыборной кампании. Кроме того, каждый из кандидатов получил возможность создать избирательный фонд, общая сумма средств которого составила не более 11 199 300 тенге.
29 июля 2011 года завершилась регистрация кандидатов в депутаты Сената всех областей и столичных городов Республики Казахстан, за исключением Актюбинской области, где регистрация завершилась 5 августа 2011 года. По состоянию на 4 августа 2011 года из 96-ти выдвинутых претендентов на 16 мандатов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан областными, городов Астана и Алматы избирательными комиссиями зарегистрировано 52 кандидата. Для сравнения отметим, что в 2005 году это количество составило 47, а в 2008 году – 50 человек.
Наибольшее число кандидатов в Кызылординской области – пять человек на один депутатский мандат. По четыре претендента на мандат депутата Сената в Атырауской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, а также в городе Алматы; по три в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях и городе Астана; два – в Алматинской области.
В среднем по Республике Казахстан конкуренция за место в Сенате Парламента составляет свыше трех претендентов на один депутатский мандат. Средний возраст соискателей составляет 54 года. По специальности: девять – инженеры; девять – экономисты; пятеро – юристы; один – политолог; 28 – представители других специальностей. По роду деятельности: семеро – депутаты Сената Парламента (в 2005 году баллотировалось 11 действующих сенаторов, а в 2008 – семь); 22 – работники государственных органов, организаций, предприятий и учреждений; 12 – работники коммерческих структур; 7 – работники науки, культуры и образования. По партийной принадлежности: 28 – члены партии "Нур Отан", по одному представителю партий "Ак Жол", "Руханият" и "Ауыл", 13 – беспартийные, 8 – не указали свою партийную принадлежность.
В ходе регистрации кандидатов в ЦИК Республики Казахстан девять претендентов не были зарегистрированы в связи с подачей ими заявлений о снятии своих кандидатур. Шесть человек отказались от участия в выборах по собственному заявлению после их регистрации в качестве кандидатов в депутаты Сената Парламента. Решение о регистрации еще одного кандидата было отменено в связи с недостоверностью сведений в представленной им декларации о доходах и имуществе. В связи с непредоставлением в отведенные законодательством сроки необходимых документов, отказано в регистрации 25-ти соискателям.
На заседании ЦИК Республики Казахстан было принято постановление "Об избирательных бюллетенях на выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, назначенных на 19 августа 2011 года". Согласно данному постановлению бланки избирательных бюллетеней со степенями защиты в необходимом количестве будут изготовлены централизовано, а затем направлены в регионы. Фамилии кандидатов будут вноситься в них на местах областными, городов Астана и Алматы избирательными комиссиями.
С 30 июля 2011 года все зарегистрированные кандидаты в депутаты Сената получили возможность приступить к предвыборной агитации. Исключение составила Актюбинская область, где к моменту окончания периода регистрации кандидатов насчитывалось менее двух кандидатов на одно место в Сенате, вследствие чего были продлены сроки выдвижения и регистрации кандидатов до 5 августа 2011 года; предвыборная агитация кандидатов в Актюбинской области началась 6 августа 2011 года.
Всем кандидатам были обеспечены равные условия для ведения агитационной работы. Согласно постановлению ЦИК Республики Казахстан от 7 июля 2011 года, для агитации через СМИ каждому кандидату из республиканского бюджета выделено равное количество средств на 15-минутное выступление по телевидению, 10-минутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.
По состоянию на 4 августа 2011 года в Центризбирком Республики Казахстан поступило две жалобы на нарушения при регистрации кандидата в депутаты Сената по Северо-Казахстанской области. Факты, указанные в обращениях, не подтвердились. Заявителям своевременно были направлены аргументированные ответы.
Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан в ходе осуществления своей деятельности по подготовке выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, обеспечивает работу международных организаций, желающих выступить в роли официальных наблюдателей за ходом подготовки и проведения выборов. На 12 августа 2011 года Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан аккредитовано 68 международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств, в том числе 17 – от Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Как показал мониторинг деятельности органов государственной власти, Центральной избирательной комиссии и политических партий Республики Казахстан, проведенный экспертами МИМРД МПА СНГ, в процессе подготовки к выборам депутатов Сената Парламента Республики Казахстан отступлений от требований норм национального и международного права, регулирующих организацию и проведение демократических выборов, не выявлено.
Органами государственной власти Республики Казахстан на протяжении подготовительного периода к проведению голосования по выборам депутатов Сената Парламента Республики Казахстан 19 августа 2011 года обеспечивалось соблюдение статуса и полномочий международных наблюдателей, предусмотренных соответствующими международно-правовыми актами.

Экспертная группа Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане прошел парад в честь Дня Конституции 31.08.2011
Рабочий график Главы государства 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Карим Масимов провел заседание Правительства, на котором рассмотрены законопроекты финансово-экономического блока, а также вопросы международного сотрудничества 31.08.2011
Выступление министра экономического развития и торговли К.Келимбетова по прогнозу социально-экономического развития страны на 2012-2016 годы на заседании Правительства РК 31.08.2011
Доклад Министра финансов Жамишева Б.Б.на заседании Правительства 31.08.2011
Выступление вице-министра индустрии и новых технологий РК Нурлана Сауранбаева 31.08.2011
Переход из власти в политику 31.08.2011
Состоялось заседание Республиканской комиссии по присуждению образовательного гранта Первого Президента РК "Оркен" 31.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz