NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 23:57 ast
21:57 msk

Аршином общим не измерить…
Общественное мнение – вещь темная, и изучать ее нужно осторожно и настороженно
03.05.2011 / политика и общество

Арсен САИДОВ, "Литер", 30 апреля

Вчера в Алматы был организован "круглый стол", посвященный взаимоотношениям социологов и журналистов.
Наряду с взаимным профессиональным недопониманием и расхождением "картин мира" сами исследователи отмечают в своей отрасли огромный пласт проблем – и не один.
Инициатор мероприятия – президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова пояснила, что зачастую любые сообщения социологов выливаются в замечания в СМИ о том, что социологи сами между собой не могут разобраться и не могут доказать, что их методика и их подход являются научными и объективными. Между тем, по ее словам, в последнее время заметно, что социология формируется как индустрия. "Госзаказ на социологические исследования практически достигает миллиарда тенге, а в совокупности с региональными, наверное, больше. В этой сфере появляется много новых игроков, осваиваются большие бюджеты. Поэтому социология становится влиятельной силой в обществе", – говорит Гульмира Токшалыковна.
В свою очередь, главный редактор журнала "Правила игры" Андрей Хан отметил: "Взаимодействие социологии и СМИ по отражению реальности во многом, конечно, зависит и от состояния их самих, и от характера взаимодействия и с источником информации, и с ее потребителями. На мой взгляд, социологическая информация, до тех пор пока она доходит до населения или до каких-то специфических групп потребителей, проходит несколько уровней фильтрации и возможного искажения. Все начинается с каких-то разработанных процедур, причем каждая исследовательская группа начинает работу, отталкиваясь от совершенно разных концепций, течений и теорий социологического знания. Некоторые опираются на российскую школу, кто-то обращается к западным течениям. Следующий этап – составление инструмента (опросника или анкеты. – Ред.). Здесь тоже много проблем, связанных с тем, что многие считают, что этот инструмент должен быть чуть ли не на уровне приказа. В свое время один деятель высказывался, что многие социологи просто-таки подсказывают ответ. Например: "Что лучше – демократия, или бардак, или порядок?". Следующие уровни связаны с выборами, с качеством поля – все это элементы искажения, которые нужно минимизировать. Самый первый вопрос, связанный с социологическими организациями, – это интерпретация полученных данных. Как мы знаем, цифры можно "развернуть" в ту или в другую сторону. И, наконец, когда мы передаем данные потребителю или СМИ, происходит так называемая конечная интерпретация, когда все зависит от того, в каком ракурсе, в каком контексте подается информация. То есть для общества как институт отражения реальности социологические исследования не достигли того уровня доверия, который бы мог послужить механизмом доверия и реакции со стороны общества".
Президент Казахстанского института социально-экономической ин-формации и прогнозирования Айман Жусупова рассказала, что и в России социология не пользуется желаемым уровнем доверия у населения – по тем же причинам, что и у нас: закрытость, предполагаемая ангажированность, оторванность от людей. "В РФ отмечают отсутствие единой системы стандартизации, что чревато как для самих специалистов, работающих в сфере прикладной социологии, так и для заказчиков. В этом контексте речь идет о правах последнего, поскольку он даже в суде не может доказать недобросовестное выполнение работ. Существующие документы носят скорее морально-нравственный характер", – говорит Жусупова.
Президент Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Леонид Гуревич постарался подойти к проблеме объективно и по-академически: "Я хотел бы назвать четыре направления, в которых нужны радикальные изменения характера и формата взаимоотношений между исследователями и потребителями исследовательской продукции: заказ на социологическое исследование, второе – интерпретация социологической информации, критика социологических данных, стандартизация и кодификация исследовательской деятельности.
Заказ на социологическое исследование. Здесь известная критериальная пара цена – качество. Государственный заказ определяется в этой паре ценой, потому что законодательство о госзакупках не делает различий между заказом социсследований и заказом канцтоваров.
Интерпретация и публикация социсследований. Здесь просьба к журналистам: давать возможность социологам (а социологи должны об этом сами заботиться) публиковать выходные данные исследований: кто и когда проводил, метод и выборка.
Критика социологических данных. На сегодняшний день недоверие к социологической информации оп-ределяется двумя вещами: естественное недоверие к выборочному методу: как, опросили тысячу человек, а говорите о мнении десяти миллионов… Выборка, в отличие от других инструментов социологических знаний, доказала свою эффективность. При этом человеку свойственно путать общественное мнение с личным: если они не совпадают, значит, результат неверный. Но опровергнуть результаты социсследования можно только результатами другого социсследования или же нахождением очевидных изъянов в методологии.
Стандартизация и кодификация исследовательской деятельности. Су-ществуют социологические кодексы, но они еще не в полной мере приняты нашим научным сообществом. Существует, в частности, кодекс Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка (КАПИОМ), основанный на кодексе Всемирной ассоциации. Наверное, нужно какое-то широкое соглашение о принятии этих кодексов сбора и публикации социологической информации.
Таким образом, профессионализм в социологии – забота самих социологов. Но я полагаю, что он должен стать заботой и политиков, и журналистов. Субъективизм в общественных науках более органичен, более неизбежен, чем в естественных. В общественных науках, особенно в социологии, всегда есть заказчик. Но есть еще и общество как заказчик. Социология, изучая общественное мнение, хочет она или нет, приспосабливается. Субъективизм пересекается с конформизмом".
При этом Гуревич постарался развенчать иллюзии по поводу исключительности общественных наук, в том числе и социологии: "Описание и наблюдение общественной науки достаточно хорошо освоены. Анализ, систематизация, обобщение, так скажем, освоены частично. Прогнозирование, к сожалению, показывает свою эффективность только в краткосрочных рамках.
Когда мы говорим о долгосрочных границах, то здесь прогнозирование в общественных науках похоже на прогнозирование в сейсмологии: "В Алматы в ближайшие 40 лет обязательно будет землетрясение". Что же касается открытия законов и создания теорий, то здесь пока что общественные науки констатируют свое бессилие. Ни одной всеобъемлющей теории, которая бы в полной мере объяснила процессы, и ни одного закона неотвратимого действия. Современные методы изучения общественного мнения не способны в полной мере и с полной адекватностью отразить то, что действительно думают или что намерены предпринять люди. Более того, люди сами не всегда знают и понимают свои взгляды, настроения и действия. На сегодняшний день низвергнут с пьедестала постулат классической социологии, сформулированный в числе многих классиков Максом Вебером, что человек – это целенаправленно действующий, осознающий себя субъект. Изучая общество потребления на примере маркетинговых исследований, мы пришли к выводу, что человек далеко не всегда адекватно осознает свои действия. А мы своими опросами заставляем его быть экспертом по отношению к себе. Поэтому вытащить из головы человека, что он реально думает, очень сложно. Для этого недостаточно просто задать ему вопрос: как вы будете голосовать, что для вас предпочтительнее… Здесь есть и проблема откровенности, и проблема конформизма, и проблема настроений во время опроса, и проблема внешней среды. И современная социология, маркетинговые исследования стараются найти такие методики, в том числе и невербальные, которые помогли бы вытащить из головы человека его истинные мысли и настроения".

-----

Фрагменты выступлений с круглого стола "СМИ и социология: проблемы отражения реальности"
www.stan.tv, 2 мая

Алматинские социологи во время тематического круглого стола "СМИ и социология" озвучили претензии в адрес масс-медиа. За круглым столом встретились представители компаний социологических исследований и работники СМИ. Сообща искали причины, по которым эксперты не могут вместе продуктивно сотрудничать.

О разных оценках в деятельности оппозиции
Асылбек БИСЕНБАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГАЗЕТЫ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА-КАЗАХСТАН": "Выступает вице-президент клуба главных редакторов Кунбаев и говорит, что тиражи критически настроенных газет превышают тиражи государственных изданий и так далее. У "Свободы слова" тираж 90 тысяч, "Взгляд" – 20 тысяч, "Республика" – 30. То есть тут между двумя официально выраженными мнениями существует противоречие. Если уровень доверия к оппозиции низкий, а оппозиционные издания распространяются, как горячие пирожки, все-таки существуют проблемы.

Об искусстве задавать вопросы
Сергей ДУВАНОВ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЖУРНАЛИСТ: "Приведу два примера наших казахстанских социологов, два вопроса наших казахстанских социологов. Вопрос звучит так: "С вашей точки зрения, что необходимо Казахстану: демократия или порядок?" АСиП. Это непрофессионализм. Второй вопрос: "Что в большей степени способствует защите ваших интересов: полная демократия при слабых гарантиях личной безопасности или твердая власть при полной гарантии личной безопасности?" 80 процентов отвечают, что им нужна личная безопасность и плевать им на демократию. Журналисты не могут понять, почему так: на уровне 90-80 процентов – доверяете ли вы президенту? Вопрос как? Доверяете ли вы: президенту, парламенту, КНБ, оппозиции… и весь список идет. Естественно, уменьшение идет. Кто такой президент? Он его знает? Он жене своей может доверять, и то с точки зрения, что она деньги может тратить на семью, а в остальном тоже могут быть вопросы.

О социологии и Волочковой
Леонид ГУРЕВИЧ, ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА BISAM: "Все-таки я еще раз прихожу к выводу, что все зависит даже не от профессионализма как такового, а скорее даже, от профессиональной гордости. В жизни выдающейся актрисы Фаины Раневской был такой случай. Кто-то из ее коллег – известный артист – сказал: "Как плохо быть известным артистом! Я все время вынужден скрываться. Меня вечно фотографируют, когда я танцую на столе". На что Раневская ему ответила: "Ну, так не танцуйте на столе!" Примерно то же самое можно сказать и нам. Социология напоминает мне в каких-то своих вещах Баскова и Волочкову – людям Бог послал большой талант, а они из-за публичности пошли на понижение, ушли в шоу-бизнес.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2011
В Сенате состоялась презентация отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год 31.05.2011
Состоялся телефонный разговор Госсекретаря РК с Председателем ПАСЕ 31.05.2011
20-летие независимости – седьмая амнистия 31.05.2011
Новая стадия развития "Самрук-Казына" 31.05.2011
Счет пошел на миллиарды 31.05.2011
В Костанае 3-4 июня пройдет IV республиканский Форум патриотов "Менiн Казакстаным" 31.05.2011
Анонсы на брифинге Официального представителя МИД Аскар Абдрахманова 31.05.2011
Судьи Верховного суда обсудили в Шымкенте вопрос: какие органы могут расследовать коррупционные преступления, а какие нет 31.05.2011
"Шарабан" передает… 31.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz