Пресс-служба ЦК КНПК, 14 марта
Официальной пропагандистской машиной предпринимаются отчаянные попытки залакировать казахстанскую действительность, навязать обществу свою трактовку социально-экономических проблем. Однако, есть и независимые экономические оценки и они говорят о существовании "Другого Казахстана". Казахстан – одна из самых богатых стран в мире. На одного жителя страны в буквальном выражении добывается 5 тонн нефти, выращивается 1 тонна зерна, а на площади в 1 кв.км проживает всего 5.5 человека. Население Казахстана 16 млн. человек. В суммарном выражении – это численность населения одного современного мегаполиса любого развитого государства. При этом 30% населения страны находится на уровне ниже установленного государством прожиточного минимума (примерно 15.тыс тенге), а 12% населения официально признано бедными. 60% населения не обеспечены качественной питьевой водой. Более 100.000 семей стоят в очереди на получение жилой площади. В Казахстане только 13 из 100 детей соответствующего возраста охвачены дошкольным воспитанием и обучением (для сравнения, этот показатель в России равен 58, в Украине – 49, в Молдове – 46). Фактически, в период бурного роста государственных доходов в предкризисные годы, власть выводила средства из страны, наблюдался профицит бюджета. При этом ни одна из названных социальных проблем так и не была решена. Качественные показатели социального состояния казахстанского общества на сегодня выглядят так: 6. 10 лет назад уровень продовольственной безопасности составлял у нас 64%, а сегодня он едва дотягивает до 60%. Таким образом, средства находились на все, что угодно, кроме того, на что они действительно были нужны – инвестиции в собственный человеческий капитал. В результате сегодня мы не можем говорить о социальном развитии страны. Мы вынуждены говорить о социальном выживании, подавляющей части граждан. Более того, сформирована такая социальная модель, как "работающая бедность" и "бедность, передаваемая по наследству", когда бедные воспроизводят бедных. Это опасное явление получило специальное название "социальная воронка бедности". В итоге сложившегося несоответствия социальных ожиданий и существующего политического статус-кво, абсолютное большинство казахстанских граждан заняло позицию молчаливого протеста. Но это молчание не должно вводить в заблуждение – оно очень быстро может перерасти в качественно иное состояние. Выход из нынешнего социального кризиса один – изменение вектора развития государства. Сегодня сама экономическая система не нацелена на обеспечение социальной справедливости: бедные становятся беднее, богатые – богаче. Процессы формирования социального государства, выработки эффективной социальной политики, по нашему глубокому убеждению, упирается в рамочные ограничения существующей экономики – в первую очередь, ее нацеленность на получение прибыли. Известный тезис – "Потери при капитализме обобществляются, а прибыли остаются частными" – оказался в полной мере применим к Казахстану: за счет средств простых граждан покрывались и продолжают покрываться убытки финансовых спекулянтов. Двадцатилетие независимости страна встречает с огромной армией социально проигравших за период первоначального накопления капитала. С новой силой перед казахстанским обществом встает дилемма: может ли считаться богатым государство, состоящее из бедных граждан?! "Все прогрессы реакционны, если рушится …Человек". Сегодня, как никогда ранее, обществу нужна принципиально новая социальная политика и "эквивалентная экономика", главной задачей которой было бы не извлечение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей людей. Справедливое перераспределение национального дохода – это уже не благое пожелание, а безотлагательное условие сохранения самой государственности. Государство в 21 веке может быть только социальным и только демократическим. Бедное население, лишенное прав, – это цивилизационный тупик. Пример арабских стран – лучшее тому подтверждение. Выходом из ситуации не могут стать паллиативные меры по увеличению доли социальных расходов. Механизм решения социальных проблем может быть только системным. Более справедливое перераспределение социального дохода – "новый социальный курс" – будет способствовать расширению внутреннего потребительского рынка, может дать толчок развитию экономики страны. Недаром, столкнувшись со снижением спроса на внешних рынках, власти многих стран приняли решение стимулировать внутренний спрос, активно приступили к перестройке экономической модели. Бегство государства от своих социальных обязанностей не может продолжаться бесконечно. Власть – это не бизнес. Власть – это служение. Служение на благо своего народа. Отрыв власти от народа и его насущных потребностей неизбежно оборачивается для нее моральным банкротством и полной утратой доверия. |