NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (февраль 2017)
Кто человек №2 в Казахстане (январь 2017)








Поиск  
Среда 29.03.2017 07:29 ast
04:29 msk

Укрепляя институт народовластия
М.Копеев: Юбилейный год нашей независимости является одновременно важной вехой в истории казахстанского парламентаризма
28.01.2011 / политика и общество

Мухамбет КОПЕЕВ, заместитель председателя Сената, "Казахстанская правда", 27 января

Юбилейный год нашей независимости является одновременно важной вехой в истории казахстанского парламентаризма. За пятнадцать лет институт представительной демократии прошел непростой путь становления и развития. Он неразрывно связан с судьбой народа и укреплением независимости Казахстана. В успешном решении задач огромной сложности, стоявших перед государством в первые годы самоопределения, очевидна и весома роль нашего Парламента. И коль скоро мы говорим о месте и роли органа народного представительства в построении казахстанской государственности, создания динамичной экономики, укрепления социального благополучия, признания Казахстана на мировой арене, нелишним будет напомнить: государственная независимость молодой республики провозглашена в декабре 1991 года именно Верховным Советом страны.
Избранным в 90-м году прошлого столетия представительным органом приняты Закон "Об учреждении поста Президента Казахской ССР", Декларация "О государственном суверенитете Казахской Советской Республики". Первая постсоветская Конституция также была принята в 93-м году Верховным Советом XII созыва.
В 90-х годах, ставших для нашей страны временем тяжелых испытаний, мы успешно прошли этап политики выживания. И в этом есть большая заслуга Парламента, который обеспечивал правовую поддержку реформам, только-только набиравшим обороты, активно участвовал в решении важнейших государственных задач. В ускоренном режиме была сформирована законодательная база развития государства, заложены правовые основы рыночной экономики, приняты законы, регламентирующие важнейшие сферы жизнедеятельности общества. В числовом выражении за 15 лет работы законодательный орган принял и направил на подпись Главе государства 1 837 документов.
Развиваясь по собственной модели, двухпалатный Парламент стал неотъемлемой частью казахстанской политической системы. И не в последнюю очередь потому, что институт представительной власти в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Возьмите такую древнюю форму парламента, как степные курултаи. Важнейшие вопросы общественной жизни выносились на обсуждение и решение этих народных собраний, куда входили представители всех регионов и политических сил. Такой исторический опыт развития форм народного представительства не мог не стать прочной основой для становления и развития парламентаризма.
И совершенно естественно, что казахстанский парламентаризм при всей приверженности к международным стандартам в области институтов народного представительства, в силу национальных традиций, правовой культуры, общественного уклада и особенностей развития сохранил свою самобытность и уникальность.
Говоря о том, что ключевые моменты истории развития парламентаризма в Казахстане связаны с принятием Конституции 1993 и 1995 годов, следует подчеркнуть, что первостепенная роль в успешной реализации Парламентом возложенных на него функций как органа политической власти и самостоятельного правового института принадлежит Первому Президенту – Лидеру Нации Нурсултану Назарбаеву.
С первых лет независимости Глава государства постоянно уделяет внимание вопросам полной реализации конституционных полномочий депутатов, повышению их роли. Именно Нурсултан Назарбаев стоял у истоков формирования профессионального двухпалатного Парламента. Изданный им в октябре 1995 года Указ, имеющий силу Конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", а также избранный в декабре первый состав депутатского корпуса сыграли историческую роль в становлении казахстанского парламентаризма.
Напомню в этой связи слова Главы государства, сказанные на открытии первой сессии Парламента первого созыва 30 января 1996 года. "Наше законодательство должно не только отражать существующее положение вещей, но и учитывать долгосрочные тенденции и перспективы развития общества и государства, содержать в себе своего рода прогноз на будущее, ориентировать наш многонациональный народ на напряженный труд во имя грядущих поколений, воспитывать в гражданах чувство казахстанского патриотизма", – подчеркнул тогда Нурсултан Назарбаев.
Внесенные в 1998 году изменения и дополнения в Конституцию расширили полномочия Парламента. Важным шагом в этом направлении стало введение смешанной избирательной системы. В этих целях число депутатов Мажилиса было увеличено на 10 мандатов, предоставляемых выигравшим выборы политическим партиям по партийным спискам на основе пропорционального представительства. Таким образом, политическим партиям предоставлена возможность состязаться по партийным спискам за депутатские мандаты в Мажилисе. В итоге в Мажилис были избраны 10 депутатов, представляющих четыре партии. Реальным шагом в укреплении роли Парламента также стали закрепление в Конституции ответственности членов Правительства перед депутатским корпусом, увеличение срока полномочий депутатов Парламента с четырех лет до пяти – для депутатов Мажилиса и до шести – для депутатов Сената.
Позиции Парламента значительно усилились в связи с конституционной реформой 2007 года. Роль высшего представительного органа как института государства претерпела серьезные изменения. Благодаря поправкам в Конституцию, инициированным Главой государства, казахстанский Парламент впервые за годы независимости получил статус и полномочия, позволившие говорить о серьезном перераспределении властных функций между Президентом и Парламентом, законодательный орган получил дополнительные контрольные ресурсы, равно как и новые возможности влияния на работу Правительства.
Сегодня депутатский корпус является представителем интересов всего казахстанского народа и обладает полномочиями выступать от имени народа и государства. В силу установившихся традиций наши депутаты в своей работе делают большой акцент на "озвучивании" интересов, нужд и чаяний своих избирателей, жителей всех регионов страны. В то же время именно Парламент, выступая как собиратель и выразитель интересов гражданского общества, переплавляет эти интересы в государственную волю. В этой связи уместно привести слова Э. Берка о том, что "для представителя большое счастье и слава, если он живет в тесном союзе, точном соответствии и беспрепятственном общении со своими избирателями". Но в то же время мыслитель подчеркивает, что "свое беспристрастное мнение, зрелое суждение и просвещенность он не должен приносить ни вам, ни кому бы то ни было еще, ни какой бы то ни было группе людей", потому что "парламент – это собрание для обсуждения вопросов одного народа, имеющего один общий интерес. При этом ни местные задачи, ни местные предпочтения не должны быть решающими. Таковыми должны быть интересы общего блага, достигаемые путем совместного размышления".
И все же главное предназначение Парламента – законотворчество. Депутатский корпус несет ответственность за качество законов, а значит, за развитие общественных и правовых отношений. И здесь значительна роль двухпалатного Парламента, когда документы проходят детальное обсуждение и проработку, сводится к минимизации возможности излишних дискуссий между законодательной и исполнительной властью. Кстати, эффективность такого подхода подчеркивалась многими известными учеными. Разве не прав И. Бентам, утверждавший, что "государственный корабль, укрепленный двумя якорями, приобретает такую силу сопротивления, которой он не мог бы достигнуть никакими иными способами"?
Наш Парламент сегодня имеет сложившиеся традиции профессиональной деятельности. Депутатство, если так можно выразиться, уже можно считать специальностью. Посмотрите, как от созыва к созыву меняется качественный состав депутатского корпуса. И это естественно, что в Парламент приходит все больше людей, готовых бескорыстно служить обществу. Людей, которые понимают логику перемен и готовы отвечать на вызовы времени, справляться с задачами, которые выдвигает сама жизнь. Продолжая в то же время генеральные линии казахстанского парламентаризма, они обогащают заложенные основы и привносят бесценный вклад в развитие национальной представительной демократии.
Реалии сегодняшнего дня коренным образом отличаются от первых лет независимости, а это относится в первую очередь к преобразованиям в экономике, социальной сфере. Однако эффективное государственное управление не только не исключает, а, напротив, предполагает дальнейшее развитие и совершенствование парламентаризма. Только при условии формирования мощной законодательной базы, адекватной новым историческим условиям, возможно успешное проведение реформ и решение задач как нынешних, так и предстоящих в ближайшем и обозримом будущем.
Сегодня деятельность Парламента определяется целями дальнейшего совершенствования правового поля, способствующего реализации направлений Стратегии "Казахстан-2030", среднесрочных программ развития и задач, определенных в Послании Главы государства "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана". По итогам минувшего года Парламентом принято 154 закона. В их числе документы по совершенствованию законодательства в сфере реализации индустриально-инновационной политики, укрепления Таможенного союза, реформирования судебной и правоохранительной системы, образования, науки и здравоохранения.
Считаю, что и впредь приоритеты развития государства будут определяться дальнейшим укреплением института парламентаризма как мобильной, открытой для инноваций системы. Важным моментом при этом остается обеспечение преемственности, повышение культуры представительной демократии. Весомую лепту в эти процессы внесло наше председательство в 2010 году в ОБСЕ, активное межпарламентское сотрудничество с государствами, имеющими давнюю историю и богатый опыт парламентаризма.
Свидетельством растущего авторитета Парламента Казахстана на международной арене стало проведение 29 июня – 3 июля 2008 года в Астане 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Делегаты форума дали высокую оценку уровню организации мероприятия, особо отметив участие и важное выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. По итогам 17-й сессии, наряду с представителями Австрии, Дании и Украины, председатель Сената К. Токаев был избран заместителем председателя ПА ОБСЕ. Большое значение в межпарламентской деятельности имеют активные позиции депутатов Сената К. Султанова и Б. Досмамбетова в качестве членов Общего комитета ПА ОБСЕ по политическим вопросам и безопасности, экономическим вопросам, науке, технике и окружающей среде. Личным представителем действующего председателя ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман является сенатор А. Ахметов.
Немалый интерес для нас представляет общемировая практика расширения функций представительных органов власти от законодательной и контрольной – к коммуникативной и интегративной. Это новые направления развития учения о парламентаризме, их внедрение способствовало бы повышению эффективности парламентской работы. Ведь активный диалог государственных органов, гражданского общества, политических партий и общественных движений, учета их интересов и мнений является частью процесса принятия решения законодательным органом. И именно парламентская площадка предоставляет большие возможности по выявлению эффективности принятых законов, практики их исполнения и применения, что в целом оказывает влияние на ход развития общественных и правовых отношений.
"Истинный парламентаризм рождается там, где представлены интересы разных слоев населения, разные спектры мнений, где царит атмосфера свободного творчества. Более того, для качественного законотворческого процесса полезно наличие конструктивной политической оппозиции, учитывая, что лишь в споре рождается истина. Пусть бушуют страсти, дискуссии в стенах Парламента. Это нормально. Но важно, чтобы они не были поводом для волнений в целом в обществе, способных разрушить наше государство и общество", – сказал Президент, обращаясь к депутатам в январе 1996 года.
Развитие в стране демократических реформ должно привнести и в работу Парламента необходимое качество, придать более открытый и публичный характер парламентским слушаниям, дальнейшую активизацию сотрудничества с институтами гражданского общества, чтобы законопроекты проходили соответствующую общественную экспертизу.
Задачи нового этапа развития Казахстана грандиозны. Управление и реализация их нуждается в новом созидательном содержании законодательных функций Парламента. И здесь должна в полной мере проявиться его консолидирующая и организующая роль не только как института народного представительства, но и важнейшей властно-управленческой структуры общества и государства. Убежден, высокий потенциал Парламента и всей парламентской деятельности, аккумулирующей общенациональные интересы и волю народа, обеспечит общественное согласие, политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа и процветание Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.01.2011
Построим будущее вместе! 31.01.2011
Глава государства принял участие в торжественной церемонии открытия 7-х зимних Азиатских игр 31.01.2011
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Карима Масимова 31.01.2011
"Это нужно всем и каждому во имя процветания и благополучия нашей общей Родины – Республики Казахстан" 31.01.2011
"К новым победам – с Нурсултаном и "Нур Отаном"! 31.01.2011
"Я думаю, что на 90% референдум будет назначен" 31.01.2011
Стиль казахстанского Президента 31.01.2011
В контексте продвинутого партнерства 31.01.2011
Состоялось заседание инспекции Совета безопасности 31.01.2011

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
29.03.17 Среда
76. МЕДВЕДЕВ Святослав
71. ЖУКОВ Владимир
70. ЕРЖАНОВ Сырымгали
67. АМИРБЕКОВ Копен
66. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
56. МАЗАКОВ Талгат
54. БАЙДАБЕКОВ Ауез
52. АБИШЕВ Азат
52. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
52. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
50. ИМАНТАЕВ Ермек
50. ХАЛИЛИН Ерден
48. ЛАРИЧЕВ Леонид
35. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.17 Четверг
72. КЕРИМБАЕВ Бигали
71. ЗАЙЦЕВА Александра
68. ТАРЕНОВ Мурат
67. АМАНБАЕВ Кайрат
66. САВЧЕНКО Александр
66. ТЕРЕЩЕНКО Сергей
65. АЙТБЕКОВ Берик
62. ОРДАБАЕВ Галым
61. МУРЗАБУЛАТОВ Аскар
60. СЛАБКЕВИЧ Лариса
58. УТЕУЛИНА Ирина
57. ЖУНУСОВ Сарсембек
56. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
56. СМАТЛАЕВ Бауржан
54. ПАРФЕНОВ Дмитрий
...>>>
31.03.17 Пятница
69. СЕРКЕБАЕВ Алмас
64. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
63. БУРХАНОВ Камал
63. ЧЕСНОКОВ Анатолий
58. АКМОЛДАЕВА Елена
58. КУБЕЕВ Еркин
55. КИМ Марина
55. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
49. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
46. АББАС Бауыржан
45. АЛПЫСБАЕВ Канат
43. БЕККАЛИ Мухтар
39. ЖАКУПОВ Нурлан
33. ТАУЫМБЕКОВ Ренат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050