Макс ИВОЛГИН, contur.kz, 13 января
Антимонопольное ведомство республики прогнозирует очередное повышение тарифов в размере 12–14%. Специалисты считают, что предпосылки для нынешнего роста цен заложены еще в год непродуманной продажи многих объектов алматинского энергокомплекса бельгийской компании "Трактебель". Вместо того, чтобы решать системные проблемы энергетики, чиновники на высоких постах предпочли отдать коммунальную собственность в руки иностранцев и позже полностью игнорировать протесты населения. Что ж, тем, кто санкционировал и поддерживал "энергетическую политику" тех лет, было не привыкать к вольному обращению с государственной собственностью. Сегодня они спокойно тратят нажитое в Европе. Ситуацию в казахстанском энергокомплексе после его продажи бельгийцам хорошо характеризует устное народное творчество. В те годы слово "Трактебель" стихийно приобрело статус бранного, и нередко им заменяли традиционное "сам дурак". Стоит напомнить, что алматинское коммунальное хозяйство было продано бельгийской компании в 1996 году, во время премьерства Акежана Кажегельдина и пребывания на посту министра энергетики Виктора Храпунова. Комплекс, позже названный АПК, сбыли с рук за 7,2 млн. долларов, что сразу породило обвинения в коррупции. Любой мог догадаться, что настоящая его стоимость многократно выше, что и подтвердили последующие выкупы. Согласно некоторым подсчетам, в долларовом выражении тарифы уже за 4 года владычества "Трактебеля" возросли в несколько раз, что поставило многих горожан на грань выживания. Единственным резонным оправданием странной сделки, когда жители собственным карманом расплатились за проблемы энергетики, были предполагаемые финансовые вливания в находящийся на грани катастрофы энергокомплекс. Инвестор в обмен на пресловутую 25% рентабельность обязался восстановить комплекс из руин, но, судя по тому состоянию, в котором объекты вернулись в лоно государства, компания отделалась "косметическим ремонтом". Тем не менее, свои вложения бельгийцы вернули с лихвой, тарифы повышались скачкообразно и регулярно, а городские власти в лице сменившего кресло акима Храпунова и его команды лишь молча соглашались с установленными расценками. Изменение ситуации в сторону улучшения наметилось лишь в 2000 году, когда вновь созданная государственная компания "КазТрансГаз" занялась исправлением ошибок покинувшего пост премьера Кажегельдина. В республиканскую собственность вернулись газопроводы, также "подаренные" бельгийцам и – к радости горожан – алматинский энергокомплекс. Один из создателей "КазТрансГаза" позже вспоминал, что переговоры с "Трактебелем" были длительными и очень жесткими, но в итоге комплекс перешел к Казахстану за 100 млн. долларов, что оказалось в несколько раз ниже первоначально запрошенной инвестором суммы. Сегодня смешно даже говорить об этом, но по признанию участников переговоров, в то время для страны это были гигантские деньги, которые собирались с помощью иностранных займов под государственную гарантию. Казахстану дорого обошлись ошибки чиновников, подмахивающих сомнительные контракты. Примечательно, что в последующие несколько лет многие тарифные показатели оставались без изменений, что позволило горожанам немного вздохнуть. Безудержный рост тарифов при неспособности устранить изношенность энергокомплекса – далеко не единственная социальная язва, заботливо взлелеянная при акиме Викторе Храпунове. Именно в конце 90-х – начале "нулевых" Алматы начал превращаться в весьма богатую кормушку. Как выяснилось впоследствии, вакханалию с бесконтрольной продажей и перепродажей земельных участков, как в центре города, так и в предгорьях и на окраинах, еще можно было назвать "цветочками". В течение нескольких лет акимат отдавал участки с жилыми строениями под снос, никак не обосновывая внезапно возникшую "госнужду" в этих землях, продавал застроенные участки как пустующие, раздавал в аренду территории, для того не предназначенные и вообще всячески "облегчал" алматинцам жизнь. Показательна история с выделением участков в природоохранной зоне в предгорьях, один таких из привлекательных живописных уголков был отдан акимом под коттедж его супруги Лейлы Храпуновой. Скандал разразился лишь при новом акиме Тасмагамбетове, в то время как незаконные решения в массовом порядке принимались в 2000–2003 годах. СМИ не успевали публиковать списки земель, так или иначе принадлежавших семейству Храпуновых, но кое-какие "прихватизации" стоит выделить отдельно. Ювелирный бизнес, созданный Лейлой Храпуновой, а именно ТОО "VILED International" весьма активно расширялся на городских участках в самых престижных районах Алматы – и как раз в указанные, "золотые" для семейства годы. Ювелирный холдинг распространил сферу интересов и за рубеж, обосновавшись в Швейцарии. Правоохранительные органы не раз задавались вопросом, откуда у госчиновника средства на покупку недвижимости в столь, мягко говоря, недешевой западноевропейской стране? Точно также темен и непонятен казус со строительством нового алматинского аэропорта, ставшего одним из самых амбициозных проектов акима Храпунова. Только стоимость проекта (под который занимались значительные средства), загадочным образом возрастала три раза. О том, что старый аэропорт столь же загадочным образом сгорел, в те времена старались даже не поминать. Хозяйственной деятельности градоначальника южная столица обязана одной из самых страшных трагедий на социальной почве – стихийным выступлениям жителей микрорайонов Шанырак и Бакай, приведших к жертвам. Именно на окраинах города чиновники акимата за мзду раздавали участки и разрешения на строительство, закрывали глаза на самозахват земель. Схожая ситуация сложилась и в энергокомплексе: за относительно благополучные в финансовом плане годы власти не смогли решить фундаментальных проблем, время было упущено, а "заморозка" тарифов "навсегда" невозможна. "Безусловно, есть факторы, характерные не только для энергетики Алматы, но и всего Казахстана – это огромное количество морально и физически устаревшего оборудования. Ремонт и замена требуют больших средств, на удорожание эксплуатации всего энергохозяйства влияет и обесценивание тенге. С другой стороны, важный фактор недобросовестность некоторых работников, у которых весьма развиты "хватательные инстинкты", – считает принимавший деятельное участие в социальной защите населения от давления монополистов экс-депутат Мажилиса Валентин Макалкин. "Когда мы разгребали долговую яму "Трактебеля", то было четко видно, кто ворует больше всех, а именно на воровство энергии бельгийцы списывали удорожание тарифа. Так вот, больше всех крали не жители ветхих домишек, а хозяева "крутых" дач, куда автоматчики никого не пускали. Все это сказывалось на тарифе", – добавил эксперт. "Продажу энергокомплекса проводило правительство Кажегельдина. Сам договор с инвестором был очень некорректный. Например, там были такие пункты: "в случае, если закон республики Казахстан не позволяет выполнить условие контракта, то норма законодательства не используется". Таким образом, договор с иностранным инвестором был поставлен выше законов нашей страны. Договор был подписан на кабальных условиях", – вспоминает Макалкин. Позже депутаты участвовали во многих скандальных процессах, защищая граждан от произвола. В дальнейшем в какой-то мере рост тарифов был заморожен, поскольку компетентные эксперты выявили их неадекватную завышенность. Тем не менее, устаревшее оборудование по-прежнему нуждается в замене, провоцирует энергопотери в сетях, что будет сказываться на росте на коммунальные услуги и в дальнейшем, уверен эксперт. "В то время министр энергетики (В. Храпунов) был всего лишь исполнителем, все решалось мимо него, он тогда еще не развернулся, он и богатым человеком-то тогда не был. Но исток последующих трудностей заложили в те годы. Тогда бытовало убеждение, что нужно все хозяйство скопом, не только недра и промыслы, но и все прочие прибыльные объекты отдать иностранцам", – считает председатель антимонопольной общественной комиссии Петр Своик. "С точки зрения структурной государственной политики в области энергетики была сделана большая глупость. Но, перефразируя, можно сказать, что ошибка была совершена не по глупости, а по корысти. Иностранцев вообще нельзя пускать в коммунальную энергетику, а насчет передачи в частную собственность нужно хорошо подумать", – добавил аналитик. Что касается цен на коммунальные услуги, то основы тарифной политики были заложены еще при продаже инвестору, но с тех пор, к сожалению, методологических и структурных изменений не произошло. Научились более грамотно распределять рост цен по кварталам и годам, чтобы не вызывать резких скачков, считает Петр Своик. Для "заморозки" или даже некоторого снижения, как правило, существует социальная и политическая подоплека, какие-то меры принимаются, но часто они носят временный характер, а структурные изменения еще предстоят, уверен общественный деятель. |