Владислав ШПАКОВ, "Экспресс-К", 23 ноября
Фискальные службы считают, что в Казахстане необходимо менять систему правового регулирования недропользования. Причиной тому являются перемены в социально-экономических реалиях страны. Однако сложность кроется в долгосрочности контрактов, ранее заключенных с иностранными инвесторами. О том, как разрешить эту коллизию "без обид", говорилось на прошедшей в столице международной научно-практической конференции, организованной Налоговым комитетом Минфина. Известно, что полтора десятилетия назад на фоне становления правовой системы с целью скорейшего вывода страны из экономического кризиса при заключении долгосрочных контрактов на недропользование иностранным инвесторам предоставлялись определенные гарантии. При этом как сами положения договоров, так и существовавшие тогда нормы налогового законодательства подчас носили обобщенный и даже противоречивый характер. С тех пор в экономической и социальной жизни произошли коренные изменения – и они, по мнению налоговиков, существенно меняют рамки принятых обязательств. В частности, сейчас снижена общая налоговая нагрузка для несырьевых секторов экономики, компенсировав тем самым ожидаемые потери бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Но вместе с тем, как подчеркнул, выступая на конференции, председатель Налогового комитета Даулет Ергожин, при разработке ныне действующего Налогового кодекса одним из важнейших приоритетов было не ухудшить положение недропользователей. – Все те изменения, которые были введены на законодательном уровне в отношении недропользователей, направлены лишь на восстановление первоначального экономического баланса интересов сторон, – пояснил он. – Поэтому если формально и было отменено положение о стабильности налоговых режимов большинства контрактов, то фактически финансовое положение недропользователей с момента их подписания остается стабильным. По его словам, в развитых индустриальных странах сейчас вообще наблюдается тенденция если и не к сужению прав недропользователей, то к применению достаточно жестких правовых механизмов. Например, в Великобритании, Канаде, Норвегии и США соглашения о разделе продукции как модель контрактов вообще не используются. И в целом там в отношениях с недропользователями практически всегда приоритет отдается интересам государства. Так что, по мнению Даулета Ергожина, несмотря на то что Налоговый кодекс был принят лишь недавно, его положения уже нуждаются в корректировке и дополнениях. Кстати сказать, одна из насущных проблем заключается и в том, что кодекс – не единственный регулятор налоговых отношений с участием недропользователей. Кроме него в рамках некоторых соглашений предусматривается сразу несколько налоговых режимов, что создает значительные неудобства. – Сегодня, к сожалению, не все недропользователи добросовестно выполняют свои обязательства, не все платят законные налоги и не все четко следуют нормам законодательства и положениям контрактов, – заметил глава комитета. – Это, естественно, порождает соответствующие ответные меры с нашей стороны. О том, что предпринимателей нужно оберегать от опасных искушений, сказал и международный эксперт-консультант, член редакционного совета ежегодника Global Energy Outlook Дэниэл Джонстон. – Примерно 10–15 процентов партнеров не будут воровать никогда, – поделился своими наблюдениями Джонстон. – Просто потому, что это противоречит их природе, их жизненным установкам. С другой стороны, 10–15 процентов бизнесменов будут красть всегда, независимо от условий и уровня опасности. По той же самой причине: они не могут иначе, такова их сущность. Однако остается большинство – 70–80 процентов предпринимателей – они действительно нуждаются в создании таких условий, которые оградили бы их от необдуманных шагов и неверных поступков. Именно для этого и нужно тщательно корректировать налоговую систему. |