NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:49 ast
10:49 msk

Латентное вымогательство
Каждый второй родитель сталкивался с различными проявлениями коррупции в школах
28.10.2010 / политика и общество

Александра ХЕ, "Литер", 27 октября

В ближайшее время на рассмотрение главе государства будет внесен проект новой Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
Для того, чтобы выяснить сегодняшнее положение дел в системе среднего образования, Центр социальных и политических исследований "Стратегия" провел исследование, опросив как родителей, так и работников школ.
Выяснилось, что на фоне бедственного положения учреждений среднего образования одна из основных проблем – отсутствие стандартов и множество случайных людей, работающих в этой сфере.
В рейтинге актуальных проблем школьного образования коррупция заняла четвертое место. По результатам опроса, почти каждый второй из респондентов, имеющих ребенка школьного возраста, сталкивался с фактами коррупции в школе – 46 процентов; из них половина оценивает уровень коррупционности школ как средний (24 процента). Доля респондентов, которые считают, что уровень коррупции в школе высокий, составляет 11 процентов.
По свидетельствам участников фокус-групп, наравне с открытым взяточничеством и вымогательством в школах практикуются латентные формы коррупции, как то: спонсорская помощь в фонд класса, репетиторство, продажа дополнительных учебных пособий, практикумов и т.п.
Всего в ходе анкетного опроса респондентами было названо более 130 проблем школьного образования, включая критические замечания в сторону ЕНТ, 12-летнего образования и качества преподавания казахского языка.
Во время дискуссий прозвучало мнение, что часто учителя становятся заложниками ситуации, когда администрация школы вынуждает их обратиться за финансовой помощью к родительскому комитету. Опрошенные родители приводят слова учителей: "Вы пожалуетесь, нам по шапке надают, но от этого ничего не изменится, все равно надо делать" (Темиртау). "Я учителю говорила: а с чем это связано, почему вы у нас требуете? У меня ребенок столько не учится, сколько мы там за все эти ремонты должны сдавать. А она мне: "Если вы хотите, чтобы я здесь осталась работать, мне обязательно надо сделать ремонт в этом классе. Директор давит. Надо контролировать, действительно ли они потратили по нуждам средства, купили парты и прочее" (Актобе).
Выход из сложившейся ситуации участники актюбинской фокус-группы видят в контроле за финансовыми расходами в школе со стороны попечительского совета, который состоит из родителей учеников, с привлечением при необходимости профильных контролирующих структур, например финансовой полиции.
Во время фокус-групповых дискуссий участники подняли вопрос о финансовых расходах, связанных с подготовкой школьников к новому учебному году. Надо отметить, что в рейтинге по результатам количественного опроса данный аспект набрал менее 1 процента голосов, тем не менее эмоциональный фон этой проблемы очевиден.
По свидетельствам участников фокус-групп, экипировка одного школьника в денежном эквиваленте может варьировать от 15 до 80 тысяч тенге, в зависимости от местности проживания семьи, а также возраста ученика. В Актобе приводят такой расчет: в третьем классе – 40 тысяч: учебники, костюм, обувь, канцтовары плюс прошлогодний рюкзак.
В свою очередь, опрошенные учителя и представители администраций школ (опрошено 300 респондентов в областных центрах и городах Алматы и Астане) говорят о внутренних проблемах, коснувшихся всей бюджетной сферы.
Как оказалось, крайне высоко распространены случаи, связанные с принудительной подпиской учителей на печатные издания и нагрузкой учителей дополнительными общественными ра-ботами: доли респондентов, которые с той или иной степенью частоты сталкивались с этими действиями, соответственно 83,2 и 83,1 процента. Чуть реже (45,3 – иногда и 17,6 процента – часто) учителя попадают под сбор денег на различные нужды школы, районного или городского отдела образования. Наименее распространенным является использование неформальных каналов устройства на работу (так называемые "блаты"): 32,4 процента сказали, что никогда не встречались с таким фактом, 20,6 процента – часто и 18,2 процента – иногда, при этом 28,7 процента затруднились с ответом. "Это можно интерпретировать и как уход от ответа, и как то, что подобные случаи обычно широко не освещаются. То есть можно предположить, что определенный фон вокруг этой темы сформировался, она носит достаточно закрытый характер", – считают социологи.
Оплата труда, как указывали респонденты, оценивается как неудовлетворительная, а зачастую как унизительно низкая. Учителя поставлены в условия выживания, что не может не сказываться на их авторитете и роли в обществе. И особенно это касается молодых педагогов. Поэтому молодежь зачастую ищет вторую работу.
Основная проблема, касающаяся обеих сторон: и учителей, и школьников, – методическая. "Мы вышли на этот учебный год без программы, ничего нет, как хочешь, так и работай", – говорят педагоги. Абсолютной проблемой остается проблема учебников: и их низкое качество; и ежегодная чехарда и неопределенность в выборе учебников на текущий год; и нехватка учебных пособий и в городах, и в селах. "Сейчас в школьных учебниках столько ошибок, и грамматических, и смысловых. Такое ощущение, что их пишут люди, которые не имеют представления о школьном образовании. Программы очень сложные. По моему предмету тема "Глагол" начинается в 3-м классе и оставшаяся часть перекинута на 6-й класс. Это очень неудобно. Старая программа была лучше. Поставленные в учебниках задачи не учитывают возрастные особенности детей", – сетует учитель русского языка.
Поскольку и у родителей, и у педагогов, и у администраторов школ проблем накопилось, видимо, их последняя надежда – правильная реализация будущей госпрограммы, цель которой – не только решение лежащей на поверхности проблемы доступности качественного образования для всех, но и стратегическое направление – устойчивый рост экономики и развитие человеческого капитала.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.10.2010
Масимов в очередной раз потребовал, чтобы члены правительства носили с собой планшетные компьютеры 29.10.2010
Заседание правительства РК 29.10.2010
Мажилис-Минюст: чтобы из стен парламента вышли качественные законы 29.10.2010
Заявление Действующего председателя ОБСЕ К.Саудабаева 29.10.2010
Председатель Мажилиса Урал Мухамеджанов награжден российским орденом Дружбы 29.10.2010
Прорыв неизбежен. Интеллектуальный 29.10.2010
Коксарайский контррегулятор обеспечит безопасность Южного региона 29.10.2010
Мажилис – ЦА: Казахстан – одна из немногих стран, где имеется концептуальная база по развитию гендерного равенства 29.10.2010
28 октября состоялось 22-е заседание Правления Агентства по защите конкуренции 29.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz