NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 15:08 ast
13:08 msk

Экономическая стратегия государства в оценках населения и малого и среднего бизнеса
В рамках исследования была поставлена задача определить, что думают о состоянии экономики страны, о выборе экономической стратегии государства рядовые граждане и представители малого и среднего бизнеса, как на этих уровнях отражаются последние экономические изменения?
27.08.2010 / политика и общество

inap.kz

Центр социальных и политических исследований "Стратегия" по заказу Института актуальной политики изучил в июне мнение населения и малого и среднего бизнеса относительно осуществляемой экономической стратегии.

Исследования проводились в семи областях и в Алматы.
В ходе исследования оценивались: 1) текущая экономическая ситуация в стране, 2) социально-экономическое самочувствие населения и бизнеса в условиях кризиса, 3) социальный и предпринимательский оптимизм: жизненные и бизнес-перспективы, 4) действия органов власти и других субъектов в экономической сфере, 5) отношение к основным стратегическим направлениям развития экономики и оценка их эффективности, а также уровень поддержки Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

1. Оценка текущей экономической ситуации в стране

В рамках исследования была поставлена задача определить, что думают о состоянии экономики страны, о выборе экономической стратегии государства рядовые граждане и представители малого и среднего бизнеса, как на этих уровнях отражаются последние экономические изменения?
Результаты опроса обращают внимание на следующие ключевые моменты:
• На вопрос "Как бы Вы оценили в настоящее время экономическое положение РК?" 59% опрошенного населения и 62% предпринимателей ответили: "среднее". При этом имеет место существенная доля позитивных оценок: 1/3 часть опрошенных граждан и 1/4 часть бизнесменов считают нынешнее экономическое положение страны хорошим. Доли респондентов с негативной оценкой ситуации незначительны – 7% и 8% соответственно.
Отвечая на вопрос "На каком месте по уровню экономического развития находится Казахстан среди других стран мира?", граждане разделились на две равные доли – на тех, кто считает, что Казахстан находится в числе 50-ти, и на тех, кто приписывает ему место между 50 и 100 (41% и 38% соответственно). Более половины представителей малого и среднего бизнеса определили Казахстан в группу "50-100".
Примечательно, что 1/10 часть граждан считает, что РК входит в первую десятку стран с высоким уровнем экономического развития, среди представителей малого и среднего бизнеса этот показатель ниже в 2 раза.
Очевидно, что население склонно более высоко оценивать экономические достижения страны, нежели предпринимательский слой.
Одним из оснований для позитивной оценки текущей ситуации служит убежденность в том, что сейчас экономика страны, по сравнению с 2009 годом, находится в лучшем состоянии. При оценке динамики экономической ситуации за последний год, половина опрошенных и предпринимателей отметили ее улучшение. Отрицательную динамику отмечают лишь 17% населения и 24% представителей малого и среднего бизнеса.
• На вопрос "С чем население страны и представители бизнеса связывают ухудшение экономической ситуации в стране? более 45% населения называют главной причиной ухудшения экономической ситуации в стране повышение цен. В качестве отрицательного фактора рассматривается также рост безработицы (35%). Мировой кризис и отсутствие со стороны государства заботы в отношении уязвимых слоев населения являются 3-й и 4-й причинами, указанными рядовыми гражданами (20% и 18% соответственно). Тем самым обнаруживается сугубо социальный характер отрицательного отношения к экономическим изменениям среди населения.
У предпринимателей несколько иной подход к оценке экономической ситуации в стране. Для них главными причинами ухудшения экономической конъюнктуры являются мировой финансовый кризис (29%), высокие налоги (21%) и плохая работа правительства (21%).

2. Социально-экономическое самочувствие населения и бизнеса в условиях кризиса

Как показывают исследования, наиболее болезненно населением страны был пережит период после девальвации тенге (февраль 2008 г.), когда в обществе заметно ухудшились социальные настроения, усилилась тревога относительно дальнейших перспектив.
Сейчас социальное самочувствие восстановилось и приближается к показателям докризисного периода. Ажиотаж вокруг темы экономического кризиса практически сошел на нет.
Однако сохраняет актуальность вопрос неблагополучия. Главными экономическими проблемами называются рост цен и безработица.
В отношении роста цен ситуация ясна – за последние годы цены на продукты первой необходимости и коммунальные услуги неуклонно растут. Наиболее остро этот вопрос встал в период кризиса, когда из-за проблем в строительном, банковском и других секторах экономики доходы у значительной части населения перестали расти, либо вовсе снизились. Люди стали экономить на расходах, болезненнее реагировать на колебания цен.
Проблема безработицы, в отличие от первой, является системной и многогранной. В РК, несмотря на достаточно емкий рынок труда, вопросы трудоустройства всегда были актуальными. Как показывают исследования, проблема не столько в отсутствии работы, сколько в низкой оплате труда, низком уровне квалификации работников, отсутствии у молодежи опыта работы, коррупции при трудоустройстве и т.д.
Выявление степени актуальности проблемы безработицы среди населения, подверженности рынка труда кризисным явлениям показало:
• Уровень безработицы в стране оценивается, в целом, как средний – 40%. Лишь 10% считают его низким.
Оценка гражданами уровня безработицы в своем населенном пункте практически совпадает с показателями по стране.
Люди со средним и средним специальным образованием чаще говорят о высокой безработице, чем те, кто имеет высшее образование. Наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем старше человек, тем выше его оценки уровня безработицы. Если в возрасте 18-24 лет считают безработицу высокой 40% опрошенных, среди людей пенсионного возраста этот показатель равен 53%.
Это говорит о том, что восприятие этой проблемы в массовом сознании чаще всего носит стереотипный характер.
С реальной безработицей чаще сталкиваются жители сел. Каждый второй сельчанин (49%) сообщает о высокой безработице там, где он живет.
• Как показал опрос, наиболее распространенной проблемой в стране является задержка выплаты заработной платы – этот вопрос в последнее время затронул практически каждую пятую семью.
Затем называется уменьшение заработной платы – 11%.
С сокращением (увольнением) с места работы столкнулись 10% респондентов. Закрытие предприятия и уход в отпуск без содержания актуален для 4% населения. Ни в одну из указанных ситуаций не попадали чуть более половины опрошенных.
Анализ выявил существенные различия в оценках данного вопроса в зависимости от места проживания респондентов. Выявилось, что задержка заработной платы в большей степени характерна для предприятий и компаний, расположенных на селе, что можно объяснить высокой сезонной зависимостью сельхозпредприятий, когда оплата труда работников зависит от сбора урожая и его сбыта. В столичных городах чаще встречаются уменьшение зарплаты, сокращения и уход в отпуск без содержания, В наименьшей степени кризисным явлениям оказались подвержены районные центры и малые города, где более 60% опрошенных избежали трудностей в сфере занятости и оплаты труда.
* * *
Что касается бизнес-климата, то, по мнению предпринимателей, за последние 6 лет условия для ведения бизнеса в Казахстане изменились в худшую сторону. Как и в 2004 году, 60% представителей малого и среднего бизнеса оценили бизнес-климат в стране, как удовлетворительный. Однако за этот период в 2 раза сократилось число предпринимателей, считающих его благоприятным (с 29% до 15%). Заметно выросла доля неудовлетворительных оценок – с 9% до 21%. Столь существенные изменения оценок могут свидетельствовать об ужесточении (усложнении) внешней среды, в которой приходится работать предприятиям малого и среднего бизнеса.
Возникает вопрос – что изменилось за последние несколько лет и почему самочувствие бизнеса стало сравнительно хуже?
Если обратиться к статистическим данным, можно увидеть, что в период с 2005 года в стране существенно выросло число зарегистрированных и активных субъектов малого и среднего предпринимательства – на 38% и 39% соответственно.
Очевидно, в этой связи конкуренции на внутреннем рынке стало больше, что слабо подкреплялось ростом покупательских возможностей населения. Вместе с тем, после банковского кризиса в стране резко сократился объем кредитования малого и среднего бизнеса – с 1870 млрд.тенге в 2007 году до 850 млрд.тенге в 2009-м. Привыкшие к доступным кредитам компании сразу же почувствовали ухудшение экономической конъюнктуры.
Это подтверждается результатами ответов на вопрос об основных препятствиях развития малого и среднего бизнеса по сравнению с 2004 годом.
Как показывает анализ, основной рейтинг бизнес-барьеров сильно не изменился. На первом месте, как и 6 лет назад, находится проблема высоких ставок кредитования банков второго уровня. В настоящее время доля респондентов, отметивших данный вариант, увеличилась с 36% до 43%. Второе место без изменения принадлежит проблеме бюрократизма при регистрации, оформлении бизнеса (32%). Зато на третью позицию поднялась проблема, связанная с низким потребительским спросом, о чем шла речь выше (30%). Она в настоящий момент оказалась более актуальной, чем вымогательство со стороны контролирующих органов (27%).
Наибольший рост показателей за истекший период продемонстрировал вариант "сложная процедура получения кредита", который в 2004 г. почти не упоминался (0,3%). Сейчас 1/6 часть опрошенных предпринимателей считают эту проблему одним из главных препятствий для развития их бизнеса.
На вопрос о состоянии компании/бизнеса 44% опрошенных руководителей назвали свое положение ни хорошим, ни плохим. Такое же количество респондентов оценили состояние своих компаний, как хорошее. Лишь каждый десятый бизнесмен оценил нынешнее свое положение, как плохое.
Согласно опроса, 2009 год оказался для предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана не совсем благополучным.
Для оценки было предложено 6 параметров – объемы налоговых отчислений, рентабельность продукции/услуг, отпускные цены на продукцию/услуги, объемы продаж, уровень заработной платы сотрудников и численность сотрудников. Анализ данных показал следующее:
• Наиболее стабильным в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса оказался показатель численности сотрудников. Более 55% опрошенных компаний оставили свой штатный состав без изменения. К сокращению были вынуждены прибегнуть компании, действующие на рынке более 10 лет, занятые в сфере промышленности и строительства.
Относительно стабильным оказался и уровень заработной платы сотрудников (в каждой второй компании он не изменился). При этом компании, где зарплата за прошедший год выросла, сравнительно больше количества тех, где она снизилась (31% против 17%).
• Наиболее динамичными параметрами оказались объемы налоговых отчислений и объемы продаж.
Если в первом случае более 40% опрошенных предпринимателей сказали об увеличении отчисляемых государству налогов, то во втором 36% сообщили об уменьшении своих продаж. Анализ показал, что налоги стали больше платить те, у кого повысились объемы продаж, что вполне закономерно. В основном это предприятия малого бизнеса, работающие от 1 до 3 лет. Что касается уменьшения объемов продаж, то от такой проблемы чаще "страдают" компании, занимающиеся торговлей.

Оценки представителей малого и среднего бизнеса основных препятствий для развития бизнеса
Основные препятствия для развития малого и среднего бизнеса2004 г2010 гДинамика
Высокая ставка кредитования36,1%↑43,4%↑7,3%
Бюрократизм (трудности в оформлении, регистрации бизнеса)33,5%↓32,1%↓1,4%
Низкий уровень жизни населения – низкий уровень спроса20,1%↑30,1%↑10,0%
Вымогательство со стороны проверяющих и контролирующих органов27,3%↓26,5%↓0,8%
Недобросовестная конкуренция17,9%↑21,9%↑4,0%
Отсутствие стартового капитала20,1%↑21,4%↑1,3%
Сложная процедура получения кредита0,3%↑15,8%↑15,5%
Отсутствие долгосрочных кредитов12,2%↔12,2%↔0,0%
Насыщенность рынка дешевым импортом15,7%↓10,7%↓5,0%
Недостаток необходимых знаний, опыта16,3%↓9,7%↓6,6%
Ограниченность экономического потенциала области10,7%↓6,1%↓4,6%
Отсутствие предприимчивости у большинства населения10,3%↓3,1%↓7,2%
Вымогательство со стороны криминальных структур (рэкет)4,1%↓2,0%↓2,1%
Нет никаких препятствий5,6%↓1,5%↓4,1%
Другое14,4%↓5,0%↓9,4%

* * *
В ходе исследования населению и представителям малого и среднего бизнеса было предложено оценить эффективность Антикризисной программы Правительства страны.
Результаты показали, что рядовые граждане гораздо благожелательны в своих оценках, нежели представители малого и среднего бизнеса. Положительным считает итог реализации Антикризисной программы почти каждый второй опрошенный житель, среди малого и среднего бизнеса согласны с этим мнением лишь 34%. Каждый четвертый и среди населения, и среди предпринимателей отрицает наличие какого-либо эффекта от проделанной Правительством работы. Каждый пятый опрошенный в обеих группах заявил, что не владеет информацией об антикризисных мерах. Среди предпринимателей 1/5 часть вообще затруднилась с оценкой по данному вопросу.

3. Социальный и предпринимательский оптимизм: оценка жизненных и бизнес-перспектив

Исследования показали, что, в целом, населению РК свойственен высокий уровень социального оптимизма. Некоторое его снижение, связанное с кризисными явлениями 2007-2009 гг., преодолено, идет постепенный рост, в т.ч. на основе достаточно оптимистичного прогноза по поводу собственного и семейного материального положения в 2011 году.
54% считает, что материальное положение улучшится, 31% полагает, что не изменится, 4% – что оно станет хуже.
На оценки не оказывают существенного влияния место жительства респондентов (город/село) и сфера деятельности (государственная или частная). Наиболее значимым оказывается потребительский потенциал: чем он выше, чем более обеспечен респондент, тем чаще звучат позитивные прогнозы (более 70%) и наоборот. В менее обеспеченных слоях количество оптимистичных прогнозов значительно меньше (40-43%).
Что касается предпринимательского оптимизма у представителей малого и среднего бизнеса, то и в данном случае заметно превышение позитивных прогнозов ("возможны улучшения" – 62%) над негативными ("возможны ухудшения" – 7%). 12% не прогнозируют каких-то изменений.
Необходимо отметить, что малый бизнес настроен более пессимистично по сравнению со средним. Почти 10% представителей малого бизнеса прогнозируют ухудшение состояния своего бизнеса в 2011 году (у среднего бизнеса – 5%); 17% – затруднились с оценкой (средний бизнес – 10%).
Влияние на оценки представителей бизнеса также оказывает возраст существования компании. Наиболее оптимистично настроенными являются представители предприятий с периодом существования 1-3 года. Здесь прогнозируют существенное улучшение своего бизнеса 26% (в группе "более 10 лет" – 5%). То, что состояние компании останется без изменений через год, предполагают 6% в группе "1-3 года" и 26% в группе "более 10 лет".
По результатам сравнительного анализа данных за 2004 и 2010 годы по поводу возможного развития бизнес-среды в ближайшие 2-3 года заметна ставка в 2010 году на умеренный, где-то со стагнационными моментами, прогноз роста малого и среднего в областях Казахстана ("будет постепенно развиваться" – 52%). Если в 2004 году почти у трети опрошенных (30%) была уверенность, что бизнес в областях будет активно развиваться, то в 2010 году доля таких ответов снизилась почти в три раза (8%).
В 2004 году мнение, что "бизнес будет угасать" разделяли 2% опрошенных, в 2010 г. – 8%; в 2004 году только 14% предполагали стагнацию развития ("останется на том же уровне"), в 2010 г. количество таких ответов увеличилось вдвое (33%).
Кроме того, заметно, что чем старше бизнес, тем более пессимистичны оценки по поводу развития бизнес-среды ("будет активно развиваться": "1-3 года" – 19%; "более 10 лет" – 2%).

4. Оценка действий органов власти и других субъектов в экономической сфере

По результатам опроса, 76% населения одобряет в той или иной степени политику государства, проводимую в экономической сфере, 15% – скорее, не одобряют.
Сравнение данных опросов населения и малого и среднего бизнеса показывает, что представители бизнеса более осторожны в оценках: доля полностью одобряющих экономическую политику государства составила 20% (у населения – 37%); общий показатель одобрения в этой группе – 61%.
Представители бизнеса пока не уходят в зону полного неприятия (доля "не одобряющих" такая же, как у населения – 17%). Но у предпринимателей доля затруднившихся с ответом составила 22% (у населения – 9%).
Довольно характерным является то, что при общей поддержке деятельности госорганов, Правительства одобрение отдельных направлений и результатов их работы не является обязательным элементом. Ни одно из актуальных направлений в деятельности госорганов как местного, так и центрального уровней (борьба с безработицей, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка села, подъем и развитие промышленности, решение экологических проблем), не признано эффективным, хотя подавляющее большинство экономическую политику государства в целом одобряет.
При этом эффективность деятельности местных органов оценивается ниже деятельности центральных органов. На местном уровне население считает наиболее неэффективной работу по решению экологических проблем, борьбе с безработицей и по поддержке села.
В оценках влияния различных субъектов на экономику страны наиболее низких оценок удостоились акиматы – 20% отметило их отрицательное влияние на экономическую сферу. Самые лучшие оценки у Правительства – 64% опрошенных считают, что оно влияет положительно.
Обращает на себя внимание крайне слабое информирование респондентов о деятельности национальных холдингов – доля затруднившихся с ответом – 49-60%. Исключение составляет "Самрук-Казына", о нем составлено противоречивое мнение: при 38% затруднившихся 35% считает, что фонд влияет положительно, 20% – никак не влияет, 7% – влияет отрицательно.
Амбивалентна оценка и в отношении институтов развития: в среде предпринимателей до сих пор не сложилось четкого представления, насколько сильное влияние оказывают эти институты на экономическую сферу.
Что касается объединений предпринимателей, то Независимая ассоциация предпринимателей признана практически единственным (кроме Правительства) субъектом, чье влияние на экономику положительно (54%). О Национальной экономической палате "Союз Атамекен" не знает 51% респондентов, 25% не считает ее влиятельным субъектом.

Малый и средний бизнес: оценка влияния госорганов на экономику
Государственные органыВлияние%
АкиматыНикак не влияет28,1
Отрицательное влияние20,4
Положительное влияние40,3
Затрудняюсь ответить11,2
Правительство РКНикак не влияет14,9
Отрицательное влияние6,2
Положительное влияние63,6
Затрудняюсь ответить15,4
Единый координационный совет
по вопросам предпринимательства
при правительстве РК
Никак не влияет26,0
Отрицательное влияние4,1
Положительное влияние40,8
Затрудняюсь ответить29,1


Малый и средний бизнес: оценка влияния нацхолдингов на экономику
Национальные холдингиВлияние%
КазАгроНикак не влияет20,0
Отрицательное влияние3,1
Положительное влияние28,2
Затрудняюсь ответить48,7
ПарасатНикак не влияет26,0
Отрицательное влияние1,5
Положительное влияние13,3
Затрудняюсь ответить59,2
Самрук-КазынаНикак не влияет20,4
Отрицательное влияние7,1
Положительное влияние34,7
Затрудняюсь ответить37,8
СПКНикак не влияет25,5
Отрицательное влияние4,1
Положительное влияние15,3
Затрудняюсь ответить55,1


Малый и средний бизнес: оценка влияния институтов развития на экономику
Институты развитияВлияние%
"Национальный
инновационный фонд"
Никак не влияет24,5
Отрицательное влияние3,1
Положительное влияние33,2
Затрудняюсь ответить39,3
Фонд развития
предпринимательства ДАМУ
Никак не влияет16,9
Отрицательное влияние5,6
Положительное влияние43,1
Затрудняюсь ответить34,4

Среди первоочередных мер для стимулирования развития малого и среднего бизнеса главными были названы: облегчение налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса (36%) и упрощение системы их кредитования (30%). Для 22% по-прежнему актуален в качестве меры стимулирования мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. В сравнении с 2004 годом рейтинг мер, как и процентная наполняемость показателей, практически остался без изменений, за исключением такой меры, как "упрощение системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса": в 2010 г. эта мера стала более актуальной (+6%).
Выявлена закономерность: чем дольше существует предприятие, тем менее значима для него проблема с получением кредитов (этот вопрос актуален среди 71% предприятий со стажем до 1 года, в группе "3-10 лет" – 21%).
В вопросах стимулирования бизнеса наблюдается зависимость и от размера предприятия. Представители среднего бизнеса в 2 раза чаще говорили о необходимости укрепления законодательной базы для предпринимательства (16% против 8% у малого бизнеса). Малый бизнес больше, чем средний, интересует упрощение системы кредитования (32% против 26%).

5. Отношение к основным стратегическим направлениям развития отечественной экономики и оценка их эффективности

По данным опроса, несмотря на то что "Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) РК на 2010-2014 годы" была принята только в марте т.г., ее знают или слышали о ней 60% представителей малого и среднего бизнеса, однако только 18% из них подробно ознакомились с программой.
Наибольший интерес к программе ФИИР выразили представители среднего бизнеса (76%), по сравнению с малым (54%). Среди субъектов бизнеса, существующих на рынке более 10 лет доля, знающих данную программу, выше среднего показателя (63%). Мало информированы о программе юридические лица со стажем работы на рынке от 1 до 3 лет (45%).
Пропорция тех, кто "возлагает определенные надежды" и "не испытывает особых надежд" на данную программу, составляет 43% к 30%. 21% опрошенный предприниматель затруднился оценить ее перспективы.
Наибольшую поддержку программа получила среди представителей среднего бизнеса (54%) и предприятий, действующих на рынке более 10 лет (61%) и менее 1 года (50%). Менее всего в эффективность программы верят юридические лица, действующие на рынке от 3 до 10 лет (40%).
Программа "Дорожная карта 2009", которая реализовалась в рамках Антикризисной программы Правительства, получила положительную оценку со стороны большинства населения (68%). Из пяти направлений программы в наибольшей степени высоко оценен "ремонт и строительство дорог, школ, больниц и других социальных объектов" (40%). Неоднозначно оценена одна из главных задач – создание рабочих мест, ее осуществление признано "временным" и "низко оплачиваемым".
Результатами реализации "Дорожной карты 2009" больше всего довольны жители областных центров, менее всего – сельские жители.
Основными минусами программы рассматриваются: "временный характер созданных рабочих мест" и "низкая оплата труда при больших объемах работы", на что чаще всего указывают сельчане. Население областных центров отметило "высокий уровень коррупции при получении заказов по Программе" – 18%.
"Как оцениваете эффект от усилий Правительства по борьбе с кризисом?"

* * *

Уровень поддержки Таможенного союза
72% населения страны информировано о введении в действие Таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией. Уровень его поддержки среди населения и юридических лиц совпадает – по 71%.
Однако мотивация высокой степени поддержки представителями бизнеса идеи Таможенного союза не достаточно ясна, т.к. большинство субъектов малого и среднего бизнеса уверено, что Таможенный союз, прежде всего, выгоден государству (86%) и крупному бизнесу (77%).
Во-первых, он способствует увеличению поступлений в госбюджет налогов до 9% вместо 3%, во-вторых, обеспечивает крупному бизнесу выход на новые рынки других стран через Россию (Китай, Иран, Персидский залив и др.).
Очевидно, поддержка Таможенного союза представителями малого и среднего бизнеса является авансом в надежде на общее оздоровление ситуации в экономике РК, что повлияет на развитие малого и среднего бизнеса.
* * *
В целом, исследования показали, что подавляющее большинство опрошенного населения и предпринимателей оценивают экономическое положение Казахстана позитивно. (Лишь 7-8% дают ситуации негативную оценку). Социальное самочувствие восстановилось и приближается к показателям докризисного периода.
* * *
Населению свойственен высокий уровень социального оптимизма. 54% считает, что материальное положение улучшится, 31% полагает, что не изменится, и лишь 4% – что оно станет хуже.
Что касается предпринимательского оптимизма, то у 74% представителей малого и среднего бизнеса также заметно превышение позитивных прогнозов, негативно оценивают будущее только 7%.
* * *
76% населения одобряет в той или иной степени политику государства, проводимую в экономической сфере, каждый второй опрошенный житель считает итог реализации Антикризисной программы Правительства положительным.
В оценках влияния различных субъектов на экономику страны самые лучшие оценки у Правительства – 64% опрошенных считают, что оно влияет положительно. Эффективность деятельности местных органов оценивается ниже деятельности центральных органов – 20% опрошенных отметило их отрицательное влияние на экономическую сферу.
Более 76% представителей среднего и 54% малого бизнеса знают "Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) РК на 2010-2014 годы", принятую в марте т.г., а 43% возлагают на нее определенные надежды.
Со стороны большинства населения (68%) положительную оценку получила Программа "Дорожная карта 2009", Из пяти направлений программы в наибольшей степени высоко оценен "ремонт и строительство дорог, школ, больниц и других социальных объектов" (40%).
Введение в действие Таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией поддерживает 72% населения.
* * *
Опросы выявили слабую информированность о деятельности национальных холдингов – доля затруднившихся с ответом составила 49-60%. Исключение составляет "Самрук-Казына", однако лишь 35% опрошенных считает, что фонд положительно влияет на экономическую сферу.
До сих пор в среде предпринимателей не сложилось четкого представления о влиянии на экономическую сферу институтов развития. Так, положительное влияние Национального инновационного фонда отметил только каждый третий опрошенный.
Из объединений предпринимателей Независимая ассоциация предпринимателей признана практически единственным (кроме Правительства) субъектом, чье влияние на экономику положительно (54%).
Что касается НЭП "Союз Атамекен", то о ее деятельности не знают 51% респондентов, а 25% не считают ее влиятельным субъектом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На центральной площади Астаны состоялся Парад войск, посвященный 15-летию Конституции 31.08.2010
Состоялось открытие Международной научно-практической конференции "Конституция - основа демократического развития государства" 31.08.2010
Конституция – не застывший текст, а живой документ 31.08.2010
Премьер-Министр РК провел ряд совещаний 31.08.2010
Возвращение Джедая 31.08.2010
Состоялась встреча ДП ОБСЕ К.Саудабаева со Спецпредставителем ДП ОБСЕ по механизмам наблюдения за выборами К.Кильюненом 31.08.2010
Министр Ж. Туймебаев признал, что отечественные учебники "не дотягивают" до идеала, и требуется жесткий контроль при их утверждении 31.08.2010
Мангистау: О проведении военного парада, посвященного 15-летию Конституции РК 31.08.2010
Времена политического года 31.08.2010
Спорное деление 31.08.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz