NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Среда 18.10.2017 04:22 ast
01:22 msk

Потомки Чингисхана глазами Макиавелли-2
"Это Имангали Тасмагамбетов. Последовательный и верный единомышленник Нурсултана Назарбаева, опытный политик, безошибочно действующий по наитию, крепкий хозяйственник и харизматичный оратор. За долгие годы работы рядом с главой государства он перенял его лучшие качества и наиболее удачные приемы и принципы руководства"
15.01.2010 / политика и общество

Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор "Новой" - Казахстан", 14 января

Терминатор (астроном., лат. termino - разграничиваю) - граница между освещенной и неосвещенной частями поверхности планет или их спутников.

Терминатор: наползающая тень

"Молодежь бездельничает, старики развратничают, мужчины и женщины в любом возрасте предаются дурным привычкам. И законы, даже самые лучшие, бессильны воспрепятствовать тому, ибо их губит дурное применение". Впервые это было сказано не о нас. Но звучит, словно речь в этом трактате Никколо Макиавелли идет именно о наших современниках.
Век живи - век учись тому, как следует жить, поучал и Сенека-младший. Но кого же поставить в пример нашему молодому поколению?
Едва зарождавшаяся в 20-х - 30-х годах прошлого века казахская интеллигенция потеряла своих выдающихся деятелей на самом взлете. Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов... Исключением стал, наверное, лишь Мухтар Ауэзов - его власть возвысила и обласкала: "Путь Абая" отметили Ленинской и Сталинской премиями. Но и даже сейчас, когда никто и ничто нам не мешает отдать должное их памяти, их жертвенности на благо соотечественников, родина их вспоминает лишь по случаю. Не нашлось им места и в комплексе "Казак елi".
Помимо Абая нравственными маяками казахстанцев с легкой руки советских идеологов становились вожди пролетариата, ударники производства, герои войны, космонавты. С них писали жизнь молодые люди и сверяли по ним свои поступки и намерения.
В современном же казахстанском обществе, к сожалению, очень мало тех, у кого можно поучиться простым и добротным правилам жизни.
В новейшей истории Казахстана есть несколько политиков, получивших у народа неформальный мандат доверия. Они могли любую ситуацию в диалоге с самой неуправляемой и многочисленной аудиторией развернуть на 180 градусов.
Это Заманбек Нуркадилов. При всей его экзальтированности и эмоциональности - или благодаря им - он пользовался мощной поддержкой народа. Но сам признавал только президента.
Это стремительно набиравший политический вес Алтынбек Сарсенбаев, не пожелавший играть по скроенным правилам "агашек", его концептуальность и особенно самостоятельность вызывали нескрываемую тревогу у окружения главы государства. Доверял только президенту.
Это Имангали Тасмагамбетов. Последовательный и верный единомышленник Нурсултана Назарбаева, опытный политик, безошибочно действующий по наитию, крепкий хозяйственник и харизматичный оратор. За долгие годы работы рядом с главой государства он перенял его лучшие качества и наиболее удачные приемы и принципы руководства. Признает только президента.
Сам президент Нурсултан Назарбаев, разумеется, стоит здесь особняком - и вне обсуждения. Памятуя всю масштабность его фигуры, его доскональное знание собственного народа и казахских традиций, его влияние на людей и филигранное владение ситуацией, ставить его в один ряд с кем бы то ни было - некорректно. Он отточил лучшие качества первого руководителя и приемы профессионального лидера. Его влиятельность проверило и сцементировало время. Являясь практически наместником Всевышнего на земле, президент признает только народ. В том числе и электорально.
Эти люди могут повести за собой, прикоснуться к чувствительным струнам в душах слушателей, открыто говорить с возбужденной толпой, держать удар и остужать горячие головы. Две струны на взлете - Заманбек Нуркадилов и Алтынбек Сарсенбаев - оборвались. И теперь, образно выражаясь, степные мотивы Курмангазы мы вынуждены слушать в академической трактовке в комфортных залах.
Лишь двое оставшихся из четырех перечисленных мною политиков сегодня символизируют для казахстанцев оплот власти, придавая ей одухотворенное человеческое обличье...
На подходе - Нурлан Нигматулин, подкупающий фонтанирующей энергией созидания, и Сауат Мынбаев, внятный, внутренне собранный, нацеленный.
Наконец, Тимур Кулибаев, имеющий солидную бизнес-репутацию в Казахстане и за рубежом. Намеренно дистанцирующийся от казенной службы, не примеряющий на себя имиджевую тогу госслужащего. Наверняка осознанно. Сконцентрированный им интеллектуальный капитал топ-менеджера воистину бесценен.
Будучи верными соратниками главы государства, они проповедуют единые с ним ценности. Про таких еще говорят: смотрят в одну сторону. С перечисленными политиками, вполне возможно, подспудно связаны электоральные ожидания и казахстанского общества.
На властном Олимпе только сейчас начинают понимать: многие беды исполнительной власти, высшего чиновничества - от незнания азов рыночной экономики и отсутствия цивилизованного бизнес-опыта. Кризис обнажил всю глубину этой проблемы: "красные" акимы, не имеющие практических бизнес-навыков, просто "втупую" выжимают административно-финансовый ресурс из власти - благо он бесконечный. А воодушевленные европейским или американским дипломом "болашаковцы" попадают на высокие должности без практического опыта. Завтра они вполне могут повторить незавидную судьбу "младотюрков". В отсутствие квалифицированного резерва власти - последняя окончательно может дискредитировать себя в глазах народа.

Осеняя примером

Президент как-то перечислил зоны ответственности, которые легли на его плечи, так сказать, "в нагрузку". "Мне по жизни как президенту страны приходится всем заниматься: и экономикой, и медициной, и образованием, и здравоохранением. Если я начинаю играть в теннис, то весь Казахстан тоже начинает играть. Никто раньше не ездил на Шымбулак, но когда я в 55 лет впервые встал на горные лыжи и стал кататься, многие последовали моему примеру. Теперь на Шымбулак проехать невозможно. Или вот на лошадях я стал кататься - стали возрождаться конезаводы. Точно так же я пришел в "Казахфильм", чтобы все заразились фильмами отечественного производства. Я теперь, со своей стороны, буду показывать, что я хожу в кинотеатры".
От азартных игр в казино, от коррупции, от неряшества отваживать соотечественников пришлось тоже президенту. На последней прямой линии гарант конституционных прав и свобод отговаривал сограждан от злоупотребления водкой. Самые памятливые не преминут подчеркнуть, что и делами религиозными глава нашего государства также всерьез озаботился. Он еще в начале 90-х годов прошлого века проявил прозорливость и настоял на переносе Духовного управления мусульман (ДУМК) именно в Казахстан. Напомню, до этого "штаб-квартира" управления базировалась в Казани, а затем в Ташкенте.
Достоверно не известно, перелистывал ли накануне президент философские трактаты, но за полтысячелетия до этого судьбоносного решения Никколо Макиавелли писал: "Главам республики или царства надобно сохранять основы поддерживающей их религии. Поступая так, им будет легко сохранить государство свое религиозным, а следовательно, добрым и единым".
И было слово... пастыря. И была дорога... к Храму

Какие они сегодня - наши духовные пастыри?

Им грех жаловаться на интерьер: убранству мечетей и стремительному возведению новых храмов представители иных конфессий могут только завидовать. Но сам священный обряд обращения ко Всевышнему, хвала Ему низводится порой до выхолощенного автоматизма. Во время намаза и после совершения молитвы часто режут взгляд проглядывающие из-под одеяния муллы джинсы. Другой священнослужитель прямо в мечети торопится обсудить по сотовому телефону весьма приземленные, мирские утехи. Мелочи, скажете вы? Но из этих запоминающихся черт складывается очень приземленный, суетный образ.
Молодежь обостренно чувствует каждую такую фальшивую нотку - в одежде, жестах, словах и делах. Выберет ли юноша, стоящий на распутье, такого "гида" себе в проводники по бушующему океану страстей, - вопрос риторический. На него еще Абай дал ответ в своих "Словах назидания": "Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим - без бережливости и внимания не удержать в душе иман - веру" ("Слово двенадцатое"). Такой мулла еще в состоянии удержать в памяти строки сур, но обратить в лоно исконной веры страждущих - вряд ли.
"Наша религия прославляет людей скорее смиренных и созерцательных, нежели деятельных. Она почитает высшее благо в смирении, в самоуничижении и в презрении к делам человеческим, - задолго до Абая, еще на заре XVI века, сетовал Никколо Макиавелли. - И если теперь кажется, что весь мир обабился, а небо разоружилось, то причина этому, несомненно, подлая трусость тех, кто истолковывал нашу религию, имея в виду праздность, а не доблесть".
Похоже, эти слова флорентийца максимально четко описывают сегодняшние реалии ДУМК.
В этом лукавом мире, где смещены все моральные доминанты, мечеть, к прискорбию большинства, не стала сакральным местом нравственного уединения, где люди ищут для себя волевой подзарядки и духовного очищения, собственного катарсиса, чтобы в шеренге коленопреклоненных почувствовать себя равным среди равных, в едином порыве обращая взор и чаяния ко Всевышнему, милостивому и милосердному.
К сожалению, не только наш храм и наши наставники потеряли свое истинное предназначение. Имам не стал достойным помощником в диалоге верующего со Всевышним. Сегодня он не помогает отыскать путь к истинной вере. Сама вера наша, как не зря опасался великий Абай, стала малопонятным раритетом. Имя Аллаха, возвышенного и великого, упоминается всуе - невзначай, мимоходом. Сами верующие в вопросах религии выказывают себя мещанами и легко замешивают строгие каноны традиционного ислама на легкомысленных постулатах иных верований и языческой рефлексии.
Налицо растерянность и самих наших "верховных жрецов" перед бушующим морем постулатов, догм, течений. За восемнадцать лет независимости духовенство так и не отыскало для себя ответы на главные вопросы: кто мы? где мы? Какие мы - язычники, тенгрианцы, приверженцы ортодоксального ислама? Или же сторонники модернизации этой религии? Чем отличается наша вера от убеждений наших верующих собратьев из Узбекистана, Татарстана, Ирана, Саудовской Аравии? Вера так и не стала приоритетом и не доминирует в повседневной жизни большинства. И не надо быть юристом, чтобы понять: от мздоимства удерживает человека и гражданина не только закон о борьбе с коррупцией, но и принципы веры - внутренний цензор.
На мой взгляд, нам пора обратиться к истинному Исламу - понять и принять единобожие. Необходимо четко прописать место и роль религии в нашей жизни.
Ведь основные мировые религии весьма решительно обозначили свои сферы интересов и зоны влияния как в Европе, так и во всем мире. Появились прекрасные примеры самоорганизации религиозных общин, - они-то как раз и достойны здесь упоминания и подражания. Влияние института раввинов выходит не только за рамки религиозной общины, но и за границы Израиля, в то же время активно регулируя жизнь светского общества. Роль католической церкви в принятии политических решений также трудно переоценить. В политических кругах Европы бытует расхожее мнение, что назначение первых руководителей европейских стран происходит при незримом кивке Ватикана. Покрытый легендами Орден тамплиеров изначально возник как религиозное объединение. Его высокая организация и влиятельность сегодня делают Орден объектом пристального внимания современников.
Наш же собственный оплот веры - мечеть - сегодня существует не благодаря, а вопреки "руководящей и направляющей роли" ДУМК. Потому что Всевышний, оплот веры и сострадания, находится в каждом из нас с рождения - в виде совести, нравственности, духовного цензора. Возраст укрепляет самых совестливых из нас в стремлении найти свою дорогу к собственному пастырю, к Аллаху. Это решение становится для нас окончательным и бесповоротным.

В поисках... веры

Оплот веры - оплот власти. Оплот власти - часть оплота веры. И не только лексически. Мирские ценности в отличие от веры непостоянны. Мир материален, суетен и лукав. И потому люди только поначалу обращаются со своими мирскими вопросами к оплоту власти, а к оплоту веры приходят с ними всегда. Водораздел?!.
У нас сегодня все институты власти "приватизированы". Включая, к сожалению, и Божий промысел. Полагаю, что несостоявшийся после обретения Казахстаном независимости ренессанс веры нельзя списать на некую "трагическую случайность". Выхолащивание отечественного духовенства провели осознанно. Нетрудно догадаться, что власти это удобно: выключить из социальных процессов огромную составляющую - верующих. И схоластика, и микс в их умах - ключ к управлению.
О государстве судят по его лидеру - в нашем случае это президент Нурсултан Назарбаев. В его лице мы вполне пристойно представлены на международной арене.
О роли, которую играет в нашем обществе вера, об ее месте в сознании граждан и мировоззренческой составляющей судят по нашему верховному муфтию. Но, к сожалению, в самом муфтии как в капле воды отражается вся та огромная палитра проблем существующей веры, которая терзает его умму. Духовному лидеру пока не удается стать над уммой и возглавить ее, стать направляющей силой ее настроений и устремлений.
Слушая и сравнивая выступления главы ДУМК Абсаттара кажи Дербисалиулы и, к примеру, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ловишь себя на мысли, что верить хочется почему-то последнему. Не только потому, что последний искренне и неустанно последние 15 лет приковывал внимание к себе всей русскоязычной аудитории Первого телеканала на планете (он вел передачу "Слово Пастыря"). Не только потому, что он находится во внутреннем согласии с Богом - оплотом веры и сострадания. Эта печать Божия заметна даже неискушенному наблюдателю. Уважения и доверия прихожан добавляет тот факт, что в свое время митрополит Кирилл был неугоден власти светской. И мы все видели это. Вы можете, уважаемый читатель, предположить, что дуумвират вынужден хоть с кем-то считаться? А с Кириллом - пришлось. И это стало прорывом в сознании православной паствы на пути к единению, в том числе русской и зарубежной церквей.
Лидер российских мусульман - председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин - сегодня не боится открыто говорить самые нелицеприятные вещи в адрес светской власти. Он усомнился, к примеру, в тех экспертизах, что берут за основу суды, оценивая ту или иную книгу в вопросе экстремизма. Он напомнил, что авторы таких экспертиз - порой молоденькие дамочки с двухлетним стажем работы. А их выводы могут иметь и для авторов-богословов, и для издателей самые печальные последствия. Так открыто оппонировать власти у нас традиционный ДУМК не рискует, зато Совет мусульман Казахстана смело занял освободившуюся нишу, снискав уважение верующих и мирских.
Пример России показал: независимый пастырь может создать серьезную конкуренцию светскому правителю. Он в состоянии стать в переломный момент истинным поводырем для ослепленного и оглушенного официозом народа. Чтобы он не завел паству совсем не в ту степь, куда надо президентской администрации, его время от времени пытаются ставить на место. Получается грубо. Многим памятно, как на последнем съезде мировых религий в Астане делегация Русской православной церкви демонстративно покинула помпезное заседание. Православные не согласились с отведенным им местом в табели о рангах и не побоялись открыто выказать свое несогласие со светской властью. Не случайно одним из главных пунктов нынешнего визита патриарха в Казахстан стало обсуждение подготовки следующего съезда мировых религий.
Казахстанский же имам на "дистанционном управлении", как и "беспозвоночный" чиновник, безлик и послушен. Он не станет для режима проблемой, останется безмолвным винтиком в механизме бюрократической махины. Потому-то и в нынешние времена, как и во времена Абая, обращение казахстанцев к Аллаху, единственному и всемогущему, остается пустой формальностью. "Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он только делает то, что делают другие - встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как и с купцом, явившимся за долгом: "Это все, что имею, хочешь - бери, не хочешь - не из-под земли же я достану тебе скот". (Абай, "Слова назидания. Слово шестнадцатое").

Я хана... в раба превращу!..

Но, может быть, наша творческая интеллигенция пользуется у казахстанцев большим авторитетом? Ведь были у нас люди, посеявшие разумное, доброе, вечное. Эти учителя нации подобрали ключи к сердцам и выполнили главное предначертание свое - "глаголом жечь сердца людей".
Они обязаны мониторить сегодня каждый шаг политической элиты, каждое благое намерение власть имущих. Их задача - давать политикам свою честную и порой весьма нелицеприятную оценку, а для народа формулировать простые ответы на сложные вопросы повседневности: кто виноват и что делать? Жива ли такая совесть нации? Мы как-то растеряли, выдавили на крутых поворотах истории Олжаса Сулейменова, Мухтара Магауина, Абиша Кекильбаева... Где сегодня эти факелы, рассеивавшие еще вчера тьму цинизма и безверия?

Я молод и беден,
Я сыт этой жизнью
Собачьей.
Я хана в раба превращу
И сломаю хребет!
На тело его помочусь,
Без молитвы зарою!
До синего моря с мечом
Без щита пролечу,
Отдай! Не отдашь - украду
Жеребца вороного!..

Узнаете, о ком эти строки Олжаса Сулейменова? О нашей сегодняшней молодежи: тех безусых жигитах, что неприкаянными слоняются по родной земле. У наших парней в избытке всего - амбиций, дерзновений, смелости и мечтаний. Они видят, как и кто управляет сегодняшней жизнью: кто оседлал "жеребца вороного", а кто - таксует на такой же неприкаянной, как и он сам, развалюхе. У ребят есть к жизни много вопросов. А ответы они вынуждены искать сами. Их реакция на собственную неприкаянность как в капле воды отражается в сводках криминальных новостей. Их мы видим в круглосуточном бдении на проспекте Сейфуллина в Алма-Ате - на этом авеню, сверкающем праздничными гирляндами по пути в "светлое будущее".
Это поколение тех самых "лихих девяностых", когда в стране лихорадочно лепили молодую национальную буржуазию. Тепличные младотюрки выросли, оперились, но надежд не оправдали. Амбициозная бизнес-элита со скандалами, с чемоданами компромата и наличности сделала ноги. А не осыпанное золотым дождем будущее страны в то время едва выживало в загибающихся аулах, где последовательно исчезали электричество, вода, ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты)...
В итоге не родители, не школа, не вуз, а следователь "убойного отдела" занимается перевоспитанием наших молодых соотечественников. Как это стало, к примеру, с барымтачами, задержанными по делу об угонах престижных авто. Хладнокровные нелюди по всему СНГ выкидывали хозяев люксовых внедорожников из собственных машин и особо любопытных журналистов - с шестого этажа.
Да, преступники, любители легкой наживы были всегда и везде. Но почему именно сейчас в казахстанских тюрьмах так много молодых парней титульной нации? Почему они оказались обречены встать на этот бесчеловечный путь? Почему они выбрали темную сторону?
Потому что им не рассказали про светлую. Потому что им не обеспечили возможность стать конкурентными членами общества. Лучшей иллюстрацией сказанного являются слова мессира Никколо из Флоренции: "Путь в ад легкий, так как нужно идти вниз и с закрытыми глазами".
В Казахстане долго судачили про историю с "сынком", расстрелявшим охранника в доме, - просто, как надоевшую собаку в конуре у калитки. Другой представитель "золотой молодежи", справив нужду прямо в подъезде, на замечание аксакала отреагировал так, что сотруднику Совета безопасности Казахстана пришлось перейти врукопашную...
Даже не запачканные в криминале наши молодые сограждане с трудом балансируют на терминаторе - границе света и тьмы. Они все чаще соскальзывают в тень, пропадая в небытии. Помните, как освЯщенный и освЕщенный золотом Олимпиады тяжелоатлет попал в банальную грязную историю у кабака? Теперь вместо него "золото" из штанги выжимают совсем другие парни и девчата.

Есть герой. Героев – нет

Почему прирученный папой золотой телец не приносит достойную жизнь одним, а честно завоеванное золото Олимпиады не освещает дорогу другим?
Не хватило на всю страну одного, пусть замечательнейшего образа президента, ответственного по-отечески за всех и за все. А все прочие яркие примеры оперативно нивелируются ближайшим окружением.
Многочисленные идеологические заведения получили в уходящем году самый строгий нагоняй из Ак-Орды за провалы в работе. И рьяно принялись пиарить "Нур Отан". Партия власти встрепенулась и предложила поговорить... о лидере нации. Круг замкнулся. Ответственным за все вновь назначен глава государства.
В итоге у сегодняшнего казахстанца не осталось героев на серой поверхности будней. Герой есть, героев - нет. И классическим аргументом "время такое" здесь не прикрыться.
В соседней России поэты успешно сражаются за умы соотечественников. Писательская интеллигенция там стала другой, но она осталась и во многом сохранила свою независимость от элитных подачек. Лаконично-смешливый Вишневский, надрывно-искренний Евтушенко, правдоруб Иртеньев, хулиганствующий одновременно в России, США и Израиле ортодокс Губерман. Наконец (то есть на последней полосе "Новой", в каждом номере) - Быков. Один выбрал колпак скомороха, другой задает неудобные вопросы, третий недолго даже в телеэфире мелькал - все они тут, со своим читателем. Поэт в России больше, чем поэт. А что же наш, отечественный пиит? На кого он оставил поле брани?
В прошлом номере я говорил про разобщенность казахского народа, про опасные межклановые обострения. Но задолго до меня (и, очевидно, лучше меня) говорил об этом наш Олжас:

Проклятое бессмертие обид!
Тысячелетья радости не помним,
Но миг обиды миром не забыт,
Колокола обид гуляют в поле.
И люди мстят слезами за слезу,
За степь - пустыней,
Вечными песками,
Тоской - за грусть,
Клинками - за лозу.
За миг обиды люди мстят векам.

Где он сейчас с этими его бьющими точно в цель четверостишиями? Почему только триптих Аканаева в Кастеевском госмузее ("Поэма о бессмертии. Олжас Сулейменов", 1985 г.) напоминает сегодня о "юноше бледном со взором горящим"?

Служебный поцелуй

Впрочем, если читатели уже потеряли своих любимых когда-то корифеев пера, то власть их все еще помнит и отмечает. Благодарственными поцелуями осыпал главу государства на праздновании Дня независимости писатель Абиш Кекильбаев. 70-летний юбиляр заглядывал в глаза, тянул губы... "Қазакстаннын Енбек Ері" ему вручили "за заслуги перед государством, особый вклад в развитие культуры и литературы, активную общественную деятельность".
То, что деятели культуры и искусства забыли свое истинное предназначение - выражать и защищать интересы народа, наглядно проиллюстрировано в Ак-Орде. Шум торжественных рукоплесканий заглушил протестные голоса его земляков - жителей Жанаозена. Событие в прецедентном плане весьма и весьма опасное для власти...
Церемония с лобызанием, впрочем, незамеченной не прошла. Герольд Бельгер в предновогоднем интервью "Радио Азаттык" сказал: "...Во всей Европе, в том числе и в Америке, льстить и потакать чиновникам считается большим унижением. Мы еще не можем перебороть рабский менталитет. Европейские писатели очень авторитетны и влиятельны в обществе. Там представители интеллигенции высоко себя ценят. Никогда они не преклоняются перед власть имущими и не целуют им руки. Потому что это позор. Все это недопустимо в цивилизованном обществе как пережитки феодализма".
Общение Бельгера с журналистом вызвало в Интернете огромную волну душевных откликов. Хоть и всем известно, что анонимная сетевая аудитория весьма любит поерничать, а уж менторского тона и вовсе не терпит. А тут - раскрылись интернетчики, растаяли, души распахнули навстречу Герольду Карловичу. А значит, ТАКОЙ писатель нужен обществу. ТАКОЙ - ценен. ТАКОЙ - востребован. И никакими медалями его не переоценишь. Жаль лишь, что он у нас один и преемника себе не готовит.
Не скрою, я и сам, как и многие, наверное, испытываю пиетет перед президентом, принимаю рассудком его масштабные заслуги перед отчизной. И кто знает, может быть, находясь в камерной обстановке, и я бы тоже приложился. Но в случае с писателем такого масштаба, как Абиш Кекильбаев, с такой громадной читательской аудиторией... Язык не поворачивается осудить или оценить литературного старца. Это явно не "домашняя заготовка". Хотя память лениво подсказывает картинку из прошлого: роспуск Верховного Совета, слезы депутата... Возможно, аксакал и теперь расчувствовался, проникся грандиозностью момента и... подставил президента в глазах общественности.
Но не дай бог нашей интеллигенции последовать примеру аксакала. Очередь наверняка уже выстроилась. Этот вирус пострашнее птичьего и свиного! Ведь у нас после приснопамятного Союза еще не сформировался прочный иммунитет. Когда целует правитель - это по-отечески. Когда представитель творческой интеллигенции стремится сам поцеловать, - этот порыв всегда выглядит саморазрушительным и рабским, что бы ни говорили. Наш казахский поцелуй - это своеобразный тренд. Это послание мировому сообществу и той его части, что находится под сенью ОБСЕ. Когда-нибудь и мы с этими лобызаниями окажемся на скрижалях Истории.

Кто, когда, кого и за что

Иуда свой поцелуй запечатлел на лице Иисуса накануне самого подлого в истории мира предательства Учителя учеником.
Поцелуй Немезиды - богини возмездия - символизирует в мифологии неотвратимость наказания: награжденный таким лобызанием получает последний привет перед скоропостижной отправкой в мир иной.
Обняв и поцеловав Цезаря, своего давнего друга и соратника, Брут вонзил в него кинжал. Это и стало сигналом к атаке заговорщиков. Историческая фраза императора "И ты, Брут!.." - последнее, что он успел сказать.
Философ и стоик Сенека воспитывал императора Нерона с младых ногтей - с 11-летнего возраста. Уроки, правда, не пошли на пользу: его ученик вошел в историю как один из жесточайших тиранов. Провожая на покой своего учителя, Нерон обнял и поцеловал его, а вскоре приказал отравить наставника. Не удалось. Тогда Сенеку обвинили в заговоре и приговорили к смерти, милостиво разрешив покончить с собой. Он вскрыл себе вены, выпил яд.
Поцелуй взасос Брежнева и Хоннеккера в свое время перекочевал из официальной фотохроники на постеры, обложки и плакаты. Журнал Paris Match прокомментировал снимок лобызающихся "агашек" заголовком: "Господи, дай мне силы выжить в этой смертной любви".
И закончить парад поцелуев "для служебного пользования" можно двумя примерами уже из новейшей истории.
Король Саудовской Аравии еще 5 лет назад запретил лобызать верноподданным руки себе и членам королевской семьи. Абдалла напомнил верующим, что такого почтения заслуживают лишь отец и мать. По его словам, "целование руки противоречит нашим ценностям и этическим нормам". Монарх напомнил, что это ведет к преклонению, а значит, прямо нарушает религиозные предписания ("верующий поклоняется лишь одному Аллаху").
Наконец, в Таджикистане в октябре минувшего года Совет улемов порекомендовал не целовать руку имамам после пятничного намаза. Где мы? И где они?.. О чувстве собственного достоинства помнят даже там, в беднейшей республике из всех стран СНГ, которую каждую зиму спасает все мировое сообщество от вымерзания. Душанбе даже не мечтает увенчать себя лаврами председателя ОБСЕ, а от этого обряда уже отказывается.
Публичные поцелуи мужчин "по долгу службы" - это исполненное отравой лобызание... Отрава и для нас, наблюдающих. Об этом надо помнить не только нам, простым смертным ...

Творческая импотенция - путь к низменным трендам. Псевдошедевры

Отцы духовные, корифеи пера, наконец, мистификаторы экрана.
Зимние каникулы порадовали казахстанцев двумя премьерами - "Аватар" и "Черная молния". Вряд ли "ГАЗ"-21 от Бекмамбетова сможет полноценно конкурировать с голубыми кошками от заокеанского его коллеги. Джеймс Кэмерон образца 2010 года (сборы "Аватара" - более миллиарда) сегодня борется за кассу с Кэмероном-1997 (касса "Титаника" - 1,8 миллиарда долларов). Сам Тимур весьма трезво оценил расклад и с опаской начал свою январскую дуэль с мэтром Голливуда за зрителя: мол, и страшно, и интересно попробовать. Бекмамбетовский успех экшна "Особо опасен" с Анджелиной Джоли и Морганом Фрименом несопоставим с признанием американских киноакадемиков: ведь "Титаник" вполне заслуженно был отмечен сразу одиннадцатью "Оскарами".
Попала или нет лента хотя бы в список номинантов, станет известно 2 февраля. А сама 82-я церемония награждения заокеанской киноакадемии пройдет 7 марта, в самый канун Международного женского дня. Казахстан сделал ставку на ленту "Келiн". Этого помпезного мероприятия в зале "Кодак" многие из нас ждут со страхом: вдруг и впрямь отметят?
Фотопортреты и интервью Ермека Турсунова кочуют из одного издания в другое, разворачивается беспрецедентная пиар-кампания по сути дебютной его работы как режиссера. Но немногие в этой шумихе уловили, что Казахстан выставляет на "Оскар" далеко не собственный продукт. Но купленный на наши с вами деньги.
"Я и не собирался снимать "Келiн". Меня просто попросили ее доделать. Над фильмом работал сначала киргизский режиссер Актан Арым Кубат...", - это признание Ермека прошло почти незамеченным. А мы решили поинтересоваться творческой биографией корифея кинокамеры из соседней республики.
У себя на родине он известен как Актан Абдыкалыков. В качестве режиссера Актан уже дважды безуспешно штурмовал оскаровскую номинацию "Лучший фильм на иностранном языке". Кыргызстан выдвигал его творения в 1998 ("Бешкемпир") и в 2001 годах ("Маймыл"). В одном из своих интервью киргизский "творец" даже как-то поделился своими творческими планами: снять бы, мол, ленту вообще без диалогов. В "Келiн" (2009) он выступает в качестве "автора идеи и креативного продюсера".
"Бешкемпир" - это история взросления мальчика из глухого киргизского села, густо замешанная на эротических грезах пубертатного периода. Вот подростки перебираются через забор, чтобы посмотреть, как пышнотелая соседка греется топлесс на солнце и ставит себе пиявки... Вот они же впятером прямо на земле лепят свою первую "женщину" из песка, спускают штаны и по очереди имитируют с ней половой акт... Вот главный герой, мальчик-подросток, уже дома занимается тем, что вежливо называют "рукоблудие"... Из "Бешкемпира" главный герой перекочевал в ленту "Маймыл". Юноша, он уже собирается в армию, но по-прежнему "пытается решить свои сексуальные проблемы" (цитата из издания Союза кинематографистов РФ "СК Новости").
Обе эти ленты после взыскательной оценки киноакадемиков не попали даже в список номинантов на "Оскар". Но уроки даром не прошли. В "Келiн" "креативные" авторы пошли дальше: у них подросток не только привычно терпит фиаско в общении с противоположным полом, утешает себя вручную, но и практикует секс с козой...
Это вчера пролетарский поэт призывал "задрав штаны, бежать за...". Сегодня нас и вовсе без штанов запускают в публичную малоперспективную погоню за трехкилограммовой заокеанской мечтой - золоченой статуэткой "Оскар".
Безусловно, признание американской киноакадемии - престижная во всех отношениях награда. Признание на самом высшем уровне. Но есть еще и такая материя, как национальное самосознание. Ее - материю - невозможно пощупать руками и сжать в кулаке, как заморскую статуэтку. Ее можно только прочувствовать, ею можно только проникнуться. Это приходит с молоком матери за редким патологическим исключением.
Хоть и пытаются нас убедить: нет, не о казахах речь идет, действие ленты так и вовсе на Алтае разворачивается, время событий - аж второй век нашей эры. Но в заголовок ленты авторы вынесли трепетно хранимый кочевниками образ женщины, продолжательницы рода человеческого - келiн. С ней у казахов связан целый сонм верований, примет, пословиц, поговорок, нравоучений. "Келіннін аяfынан - койшынын таяfынан" (эта лаконичная поговорка сравнивает невестку с пастухом: как умелый пастух, виртуозно владеющий своим посохом, искусно управляет целым стадом, так и воспитанная, трудолюбивая умница-невестка прилежно хлопочет в заботах по дому)... "Келіннін бетін кім ашса, сол ыстык" (кто первый откроет лицо невестки, тот и мил ей будет)... Этот наш институциональный культурный пласт феминизированной Европе сложно растолковать.
Но зато вот такие незамысловатые "киношедевры" на тему мальчишечьих фантазий действительно собирают и призы, и аплодисменты на всевозможных кинофестивалях. Для пресыщенной зарубежной аристократии, изнывающей от скуки, эти ленты - лишь этнографический изыск. Экзотика. Махровые проявления нео-ориентализма. Очередное забавное доказательство первобытного варварства в той далекой стране на краю света, которую им и на карте мира недосуг отыскать. Но насколько комфортно нам будет стоять на трибуне ОБСЕ после таких широкоформатных самобичующих откровений? Насколько уверенно мы будем чувствовать себя, передавая такое извращенное творческое наследие грядущим поколениям?
При желании, конечно, можно понять такую "особую" утонченность создателя картин. Можно даже списать на творческую смелость и неординарность эту малоприятную "заточенность" автора на единственной теме. У каждого "творца", как говорится, свой "конек". Или коза!
Но почему чьи-то сексуальные комплексы, корнями уходящие в детство, выплеснулись на экран (по Фрейду)? Почему вполне серьезно серьезные люди обсуждают откровенную провокацию? Есть ли действительно необходимость вытаскивать на потеху публики некие языческие рудименты?
Ведь не выставляют же немцы на "Оскара" свои фантазии на тему сексуальных пристрастий Гитлера. Россияне не перетряхивают перед всем миром грязные сплетни о загулах своей шальной императрицы. "Богатую" тему инцеста или каннибализма на заре зарождения человечества как-то тоже мэтры кино не жалуют.
В чем сверхидея "Келiн"? Шекспир здесь явно отдыхает: "творение" не ставит перед зрителем вопросов, не заставляет задуматься. Есть повод разве что для зубоскальства с друзьями в курилке: так от кого все же героиня в итоге понесла?..
Почему сегодня, в век Интернета все еще становятся кассовыми киноленты? Потому что их авторы ищут и находят каждый свою сверхидею. Успех того же Кэмерона - не только в его 3D-технологиях. Он заложил глубокий смысл в свою ленту. На деньги, на технологиях и за счет символа гламура - Голливуда - он построил, по сути, революционный сюжет "Аватара". Хищнический западный подход к окружающему нас миру в итоге уничтожит сам этот мир и сделает землян изгоями на собственной планете, выгонит их в космос на поиски новых ресурсов. Разве это не гневный упрек в адрес общества всеобщего потребления? Разве это не пророчество?..
Голая натура и тем паче зоофилия для настоящего творца - вовсе не обязательный элемент самовыражения
Основное достоинство псевдошедевра - это детально продуманная стратегия пиар-кампании! Остальное -малозначительные детали: нет идеологии фильма, не видна сверхзадача, которую пытается решить художник.
Но техническая часть "Келiн" выполнена безупречно: пытливый психологический взгляд камеры, великолепная натура, немая недосказанность, подбор актеров. Гротескный, сочно выписанный образ Ене - матери, хранительницы очага, достоин самой высокой оценки, но - вырванной из контекста фильма. Только с такими образами можно было бы попытаться вытянуть ленту на достойный уровень - на тот самый уровень качества, которым запомнились миллионам зрителей "оскароносные" ленты. Нет срока давности у лент "Москва слезам не верит..." Владимира Меньшова (1979) и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (1994). Их любят и помнят многие. Разве вправе мы в этот ряд ставить изломанные подростковые аномалии? Нам и впрямь больше нечего явить миру, кроме реликтового сознания?
Совсем недавно Казахстан с трудом залатал огромными бюджетными деньгами скандал с "Боратом". В пиар-кампании участвовали (не бесплатно) зарубежные электронные и печатные медиа. Трудно подсчитать, сколько именно миллионов было потрачено, чтобы нивелировать это низкопробное варево. Напомню, оно открывалось "проходкой" главного героя на камеру: "Меня зовут Борат. Вы мне нравитесь. Мне нравится секс. Это прикольно"... И вот, едва справившись с британским комиком, казахстанские чиновники вновь раскрывают закрома госказны - теперь чтобы финансировать очередную озабоченную ленту киргизского автора. Поддавшись экзальтированному напору кинематографической общественности, при полном попустительстве одних и примиренческой позиции других, не найдя внятных аргументов, чиновники от культуры выпустили дурнопахнущий продукт за виртуальные границы национальной самобытной культуры. Впрочем, гамбургский счет к оплате и в первом, и во втором случае предъявили налогоплательщику. Только в случае с "Келiн" придется после и щеку подставить для позорной оплеухи, - совсем не по Библии.
...Казахская народная мудрость гласит: "Жаман үйдi конаfы билейді" - "В плохом доме гость заправляет". В этом доме, который мы передаем по наследству нашим потомкам, для предметов нашей гордости не нашлось места - хоть и громадны пространства, хоть и необъятны родные степи.
Впрочем, империя Чингисхана по территории в восемь раз превосходила земли сегодняшнего Казахстана. В границах державы Александра Македонского легко разместилось бы четыре наших республики. И что осталось от этих громадин? Упоминание в истории. Героические эпосы. Что оставим мы? Какие артефакты найдут на месте наших степей будущие цивилизации? Сгнившие качалки на побережье Каспия, ставшего сероводородным бассейном... Высохший Арал... Циклопических размеров рудные карьеры... Серные терриконы... Отравленный свинцово-цинковым, титано-магниевым и прочими монстрами Центральный и Восточный Казахстан... Унылое постиндустриальное наследство не даст покоя нашим душам в райских кущах - если, конечно, мы туда попадем.

Который год уж без перемен

Мы, старшее поколение, научились выживать в этом коварном и изменчивом мире. Мы научились прятать, когда нужно, гордость и стыд. Но "долг добрых людей - учить тому, что сами они из-за превратностей судьбы или безвременья не могли осуществить, дабы кто-нибудь из молодых, наиболее угодных небу, мог сие содеять", твердил нам Макиавелли.
Сегодня за каждой нашей сделкой с совестью неотрывно наблюдают наши дети. И делают выводы. На жизненно важные вопросы им все чаще приходится искать ответы самим. И на идеологическом фронте который год уже - без перемен. Потому что его, фронта, как и самой идеологии - нет вовсе. Безвременье. Там, в головах наших наследников - вакуум. Благотворная почва для любой чужеродной моды на заморскую диковинку - будь то мода на экстази, "белую дорожку", стрит-рейсинг или сверхчувствительность "эмо". С укором глядя на новое поколение, бессмысленно взывать к общественной морали, непреходящим нравственным ценностям, к школе, вузу. Неразумным кажется и бесконечное ужесточение законов. Нам нужны примеры. Нам нужны харизматичные лидеры. Честные по отношению к своему народу. Общепризнанные. Кристальные. Яркие. Настоящие сподвижники президента, а не свита. Готовые разделить с ним не только протокольные прелести достойной жизни, но и бремя заботы о народе.
А пока - тень безвременья, разъедая душу, подобно клочьям тумана, медленно застилает землю, некогда носившую гордое имя Туран.

В тексте использованы фрагменты произведений О. Сулейменова "От января до апреля", "Хлебная ночь", "Шурфы", "О конь!..", "Аврал".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Судьба и перспективы ОБСЕ 29.01.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 29.01.2010
Мажилис-Презентация: о сохранении Комитета финконтроля и его территориальных органов 29.01.2010
Мажилис: заседание Бюро Палаты 29.01.2010
Все молодежные организации должны быть объединены одной идеей и работать в духе казахстанского патриотизма 29.01.2010
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 29.01.2010
Европейское турне действующего председателя ОБСЕ 29.01.2010
В Казахстане вступили в силу законодательные поправки, предоставляющие госслужащим право совершать инвестиции в рынок ценных бумаг 29.01.2010
"Единство народа - ключевая идейно-концептуальная составляющая государственного строительства" 29.01.2010
"Нарушения бывшего руководства статагентства РК стали причиной несвоевременной обработки данных переписи населения" 29.01.2010

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
18.10.17 Среда
82. ШАКИРИМОВ Кабидолла
80. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
71. РАКИШЕВ Рафаил
71. СМАИЛОВ Есмуханбет
66. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
61. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
60. РАХМАНОВ Айвар
59. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
59. ЖУМЖАЕВ Галым
57. КИКИМОВ Сакен
53. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
51. САГИНОВ Замир
48. ОГАЙ Эдуард
47. МЕШИМБАЕВА Анар
46. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.17 Четверг
87. ШАРМАНОВ Турегельды
84. МАШКЕЕВ Аукен
70. ГАРКАВЕЦ Александр
70. ШАРИПОВА Найля
67. АКАЖАНОВА Гульмая
64. ШАТАЕВ Мурат
62. КОСУБАЕВ Есетжан
62. ХАЙРАЛИЕВ Серик
61. КЕНШИМОВ Жумабек
61. ОТАРБАЕВ Рахимжан
55. КОШЕКОВ Мурат
55. ТУЯКБАЕВ Ерлан
52. БОТАКАНОВА Толганай
49. ЛЕПСКАЯ Елена
47. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>
20.10.17 Пятница
81. РАХИМБАЕВ Избасар
77. ПУТИНЦЕВ Владимир
74. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
70. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
70. ШАРДИНОВ Ахметжан
69. ЗУЕВ Анатолий
68. КАЛМЫКОВ Амангельды
68. УЛЬРИХ Эрих
66. ДЮСЕМБИН Ихсан
65. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
63. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
63. САДЫКОВ Алмас
62. АБДРАХМАНОВ Булат
62. АБУСЕИТОВ Кайрат
62. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050