NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 01:44 ast
23:44 msk

Citius, altius, fortius!
В министерствах и ведомствах на согласовании находится проект "Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) Республики Казахстан на 2010-2014 годы". Основные авторы программы – МЭБП и МИТ – предложили в качестве целевых индикаторов цифры, которые вызывают удивление
11.12.2009 / политика и общество

Асан УТЕПОВ, "Курсив", 10 декабря

В министерствах и ведомствах Казахстана на согласовании находится проект "Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) Республики Казахстан на 2010-2014 годы". Основные авторы программы – Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство индустрии и торговли – предложили в качестве целевых индикаторов цифры, которые вызывают удивление.
В частности, с 2010 по 2014 годы включительно прирост годового объема валовой добавленной стоимости (ВДС) должен составить, по мнению разработчиков, примерно 50%; доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП к 2015 году – не менее 12,0%, доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта к 2015 году – не менее 40%, а объем несырьевого экспорта – не менее 43% от совокупного производства обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства (более подробно см. врезку). В целом, по мнению разработчиков, на реализацию ГПФИИР из всех источников потребуется более 6,7 трлн тенге.
Достичь этих показателей в целом возможно, но для этого требуется привести во внутреннее соответствие проект программы и радикально поменять экономическую парадигму, считают опрошенные "Къ" эксперты. По имеющемуся в распоряжении "Къ" экземпляру, проект ГПФИИР от 2 декабря этого года представляет 133-страничный документ, в котором авторы попытались дать всеобъемлющие анализ, прогноз и задачи развития экономики Казахстана не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть, в разрезе как системообразующих структурных особенностей, так и в секторальном. Поскольку в документе была сделана попытка дать едва ли не исчерпывающий взгляд на прошлое, настоящее и будущее казахстанской экономики, то в его разработке приняли участие практически все государственные ведомства страны. Видимо, поэтому отдельные разделы программы достаточно сильно различаются стилистически, а иногда и фактически противоречат друг другу. Так, в двух идущих один за другим разделах, касающихся развития науки, инноваций et cetera, приводятся абсолютно противоположные пропорции расходования средств на прикладные исследования и опытно-конструкторские работы. В одном случае они составляют 30% на прикладные исследования и 50% на ОКР, а в другом – ровно наоборот. Также не совсем "бьются" показатели, или "целевые индикаторы", которые авторы используют в разделе металлургии и в окончательных выводах. Впрочем, это отдельные помарки, и в дальнейшем основные ответственные за разработку документа МИТ и МЭБП в процессе его согласования с другими министерствами и ведомствами, по всей видимости, внесут поправки и наведут общий глянец.
Между тем необходимо отметить, что авторами документа проведена колоссальная работа, и, что особенно ценно, в программе – чуть ли не в единственном документе, принимаемом на таком уровне, – предпринимается попытка введения целевых индикаторов. Другими словами, того, что и в какие сроки должно быть исполнено, в каком объеме и из каких источников финансирования. Более того, целевые индикаторы присутствуют во всех разделах программы, касающихся как экономической инфраструктуры, так и отдельно каждого из упомянутых в ней секторов. Обнадеживающий фактор, поскольку ранее в документах правительства под целевыми индикаторами понимались в основном формальные показатели, такие как разработка законодательных актов, принятие нормативных актов правительства, а в ГПФИИР они имеют содержательный характер, например, процент роста производительности труда, доли несырьевого экспорта в общем экспортном объеме и так далее.
Особенно значимым этот труд делает то, что в программе жестко обозначены не только показатели, но и сроки их исполнения, а также предполагаемые источники финансирования.
Это доказывает, что авторы понимают, что они хотят получить на выходе. Другой вопрос – как этого добиться. К сожалению, программа в основном сосредоточена на тех же методах и способах, которые были использованы в прошлые годы и не дали результатов на первом этапе реализации Индустриально-инновационной стратегии.
Если внимательно прочитать раздел программы, носящий название "Аналитика", то можно увидеть лишь констатацию того, что "несмотря на определенные результаты", "политика диверсификации не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками: проявляются симптомы "голландской болезни" экономики, способствуя воспроизводству эффекта перераспределения ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор; рыночный механизм в этот период оказался не в состоянии подавать сигналы, предотвращающие "перегрев" отдельных секторов экономики и не смог помочь государству выстроить "правильную" структуру экономики; политика диверсификации столкнулась с отсутствием необходимой критической массы для ее продвижения". Основную вину за это авторы возлагают на частный бизнес. Они считают, что "инициативы государства не получили должной поддержки бизнес-сообщества, так как молодой национальный бизнес не окреп настолько, чтобы выступить активным игроком диверсификации, строить новый, инновационный для Казахстана, бизнес, конкурировать на мировом рынке, привлекать стратегических партнеров – ведущие компании мира" По их мнению, отчасти справедливому, "экстенсивный характер роста крупного казахстанского бизнеса, ориентированного на получение быстрой прибыли от экспорта сырья, не позволил ему переключиться на более высокие переделы и внутренний рынок при изменении мировой конъюнктуры".
В целом, по убеждению аналитиков министерств, специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане "определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг). Соответственно, приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств продукции с высокой добавленной стоимостью". При этом, авторы уверены, что государство и экономический курс правительства гораздо менее в этом виноваты. После достаточно пространной критики бизнес-сообщества роли государства в документе посвящен лишь один абзац. "Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам", говорится об этом.
Тем не менее, авторы четко понимают, что кризис, сдувший "пузыри", заставляет искать новые рынки и инновационные продукты. Однако подходы к их поиску не слишком отличаются от таковых в предыдущие годы. На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики с мультипликацией новых возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки. Инициаторами продвижения крупных проектов станут ФНБ "Самрук-Казына", крупные системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы.
Параллельно будет осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем и на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии), говорится в программе.
"В антикризисной политике казахстанского правительства в целом, и данном докладе в частности, выделю три очень позитивных аспекта. Во-первых, четкое понимание небезграничности ресурсов, которые можно затратить на антикризисные мероприятия. Во-вторых, понимание необходимости жесткого контроля исполнения программ и расходования средств. В-третьих, четкое осознание необходимости координации действий центральных и местных исполнительных органов", – считает замначальника аналитического управления Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
"Если в ходе дальнейшего обсуждения программы многие показатели не будут согласованы и увязаны с интересами казахстанского бизнеса, то все это может привести к тем результатам, которые мы имеем сейчас. Пока программа напоминает список задач правительства, в реализации которых бизнесу отводится второстепенная исполнительная роль", – высказал свое мнение "Къ" представитель бизнеса и участник рабочей группы.

Основные источники финансирования Программы:
Бюджетные инвестиции: в период 2010-2012 гг. будет выделено 508 млрд тенге.
Средства Национального фонда в размере 831 млрд тенге, в том числе: в рамках нового облигационного займа на 591,01 млрд тенге, в том числе АО ФНБ "Самрук-Казына" – 517,9 млрд тенге, АО НУХ "Казагро" – 73,1 млрд тенге. В рамках Плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН на 240 млрд тенге; в том числе на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных – 120 млрд тенге, на развитие агропромышленного комплекса – 120 млрд тенге.
Внешние заимствования – $16 млрд, в том числе: заем Эксимбанка Китая для Банка Развития Казахстана – $5 млрд; заем Эксимбанка Китая для "КазМунайГаза" – $5 млрд;
кредитная линия Государственного Банка Развития Китая – $3 млрд; кредитная линия Внешэкономбанка России – $3 млрд.
Финансирование в рамках текущих проектов Банка Развития Казахстана– 163,8 млрд тенге.
Планируемые займы Банка Развития Казахстана (БРК) – 125 млрд тенге. БРК привлечет 52 млрд тенге из средств Национального фонда под низкую ставку заимствования и порядка 73 млрд тенге на рыночных условиях.

Основные целевые показатели программы
Увеличение ВВП до 2015 года на 7 трлн тенге, примерно на 50% от ВВП 2008 года;
К 2015 году:
темпы экономического роста, обеспечивающие прирост годового объема ВДС примерно на 50%;
ВДС строительного комплекса должна быть увеличена не менее чем на 76%;
ВДС топливно-энергетического комплекса не менее чем на 30%;
Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составит не менее 12%;
Уровень переработки мяса составит до 27%, молока до 40%, плодов и овощей до 12%;
За счет внутреннего производства должно быть удовлетворено более 80% потребностей строительного рынка;
Отечественными нефтеперерабатывающими заводами полностью удовлетворяются внутренние потребности в топливе;
Обеспечить более 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов за счет отечественного производства, доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта составит не менее 40%;
Объем несырьевого экспорта составит не менее 43% от совокупного производства обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
Производительность в обрабатывающей промышленности увеличится не менее чем в 1,2 раза по сравнению с 2010 годом;
Производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем на 10% по сравнению с 2010 годом;
Доля транспортных расходов в структуре себестоимости несырьевого сектора сократится не менее чем на 8% по сравнению с 2010 годом;
Энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10 % по сравнению с 2010 годом;
Доля инновационно активных предприятий увеличится до 10%;

Средства инициаторов и частных инвесторов проектов
Финансирование проектов из собственных и прочих заемных средств будет направлено следующим образом:
Развитие агропромышленного комплекса – 26,4 млрд тенге;
Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора – 935 млрд тенге;
Химия, фармацевтика и оборонная промышленность – 169,4 млрд тенге;
Металлургия и производство готовых металлических продуктов – 927,9 млрд тенге;
Энергетика – 824,5 млрд тенге;
Транспорт и инфокоммуникации – 1 135,5 млрд тенге;
Туристическая отрасль – 424 млрд тенге;
Машиностроение – 97,3 млрд тенге;
Космическая деятельность – 33,5 млрд тенге;
Строительная индустрия и производство строительных материалов – 38,5 млрд тенге;
Легкая промышленность – 13,2 млрд тенге;
Бюджетные инвестиции на развитие приоритетных секторов экономики
из республиканского бюджета в 2010-2012 гг.
Развитие агропромышленного комплекса – 771 млрд тенге;
Строительная индустрия – 87,7 млрд тенге;
Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора – 12,7 млрд тенге;
Оборонная промышленность – 0,5 млрд тенге;
Металлургия и производство готовых металлических продуктов – 10,2 млрд тенге;
Энергетика – 149,7 млрд тенге;
Транспорт и инфокоммуникации – 714 млрд тенге;
Туристическая отрасль – 0,6 млрд тенге;
Космическая деятельность – 56,7 млрд тенге;
Также, на подготовку конкурентоспособных профессиональных кадров в 2010-2012 гг. из республиканского бюджета будет выделено 307,3 млрд тенге.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2009
"Наша задача - в рамках Таможенного союза повысить конкурентоспособность отечественных товаров" 31.12.2009
Заявление МИД РК 31.12.2009
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.12.2009
"Нурсултан Назарбаев: энергичный лидер" 31.12.2009
Посол Азербайджана предложил переименовать столицу Казахстана в Султан-Ату 31.12.2009
Если человеку не дано, то и не дадут 31.12.2009
Встречи, согревающие сердца 31.12.2009
"Об увековечении памяти Турганбека Катаева" 31.12.2009
В учреждениях пенитенциарной системы республики проводится конкурс фигур, выполненных из снега 31.12.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz