Талгат Ибраев
Через два года Казахстан взбудоражат очередные президентские выборы. Но политические силы, желающие попытать удачу в борьбе за президентское кресло, уже давно начали артобстрел электората. Сейчас же все методы и способы "приготовления" кандидата в президенты станут еще более изощреннее.
Для политической кухни есть несколько традиционных рецептов. Они уже давно знакомы и привычны, но оживить их можно очень легко: добавить пару-тройку новых приправ да необычный соус. Но за основу, как правило, берутся "фрукты" - естественно, с политического дерева.
Первый вариант "кандидатского блюда" - "фрукт" должен быть безупречного качества и репутации. Обладать не только широкой известностью в узких кругах, но и быть знакомым хотя бы 10 процентам электорально активного населения страны. Причем, знакомым исключительно с положительной стороны. Как правило, в качестве подобного рода продукта больше всего подходят "фрукты", ныне занимающие руководящие посты: в акиматах, правительстве.
Менее благоприятны варианты с приготовлением экзотических для политической кухни "фруктов" - ученых или представителей культуры. Они, быть может, и знакомы "покупателям", однако спросом не пользуются - ничего "сытного" для желудков электората предложить не могут. А одной культурой на научной основе, как говориться, страну не накормишь.
Второй, более выигрышный вариант - взять продукт "с душком". Его аромат, в зависимости от времени лежания на политической кухне, в достаточной степени уже достиг носов электората. А потому особых усилий для раскрутки не потребуется. Именно на нем и остановимся, в качестве наиболее приемлемого для приготовления кандидата в президенты.
Большинство из разновидностей данного продукта известны среди "покупателей" своим "обиженным" положением: власти не любят цвет, запах и стоимость. А главное - ущерб, который они наносят своим "цветом, запахом и стоимостью" собственно электорату. Именно на этих качествах выбранные нами продукты и требуется "готовить".
Для начала требуется усилить их "цвет". Уже изначально он позиционируется как непереносимый официальной властью. Следовательно, необходимо добавить оппозиционные "пряности". Причем, желательно, резкой оппозиционности. Покрыть, так сказать, налетом антивластной плесени. Этакий "кордон-блю" - элитнейший продукт с весьма высокой стоимостью. Цена растет в зависимости от того, на чьих столах этот продукт буквально недавно побывал. Лучше всего, чтобы он в своем недалеком прошлом принадлежал к первой категории продуктов. То есть, был акимом, членом правительства или просто приближенным к первому лицу в государстве. Наиболее удачен последний вариант. Поскольку резкая смена цвета, как красная тряпка на быка, действует на недовольных своим социальным положением граждан. Но главное - на международные организации, которые буквально спят и видят, как бы подложить в корзину со свежими яйцами одно свое - тухлое. Цель проста: испортив нормальные продукты забрать себе саму корзину.
Вот, например, Рахат Алиев. Был: зять президента, запред КНБ и финпола, зам.главы МИД и посол в Австрии. В общем, типичный представитель официальной власти, защищавший любые политические решения Казахстана (как внешне, так и внутриполитические) перед собственным народом и западными наблюдателями. Стал: "неожиданно прозревшим" демократом, всем своим внешним видом показывающим, что все прежде и ныне делающееся в стране - неправильно. И что лишь он - один единственный - может повернуть Казахстан на "правильные рельсы", проложенные его "соратники" из демократической Европы.
Изменение цвета неизбежно влечет за собой порчу запаха. Подобное "политическое амбре" разносится не только на весь Казахстан, но, особо акцентировано, на носы Западной Европы. То есть все тех же международных организаций.
Он кандидата в президенты требуется распространять свои идеи как можно шире. Возьмем уже ранее рассматривавшийся пример - Рахат Алиев. Поменяв цвет, он, естественно, изменил и свою подачу. То он родину защищал - теперь же ее нещадно критикует. Не будет, - говорит он, - у казахов счастливого будущего, пока я сам в президентское кресло не сяду. Нет, говорит, у казахстанцев мозгов, один я - ума палата, на весь народ хватит. И в доказательство своих слов - книжку строчит про тестя.
Естественно, что в целях саморекламы, про себя плохого - ни-ни. Красной нитью через многостраничное произведение проходит: я говорил, не воруй. Но вкраплениями (видимо, от забывчивости), лишь упоминается что-то типа: "я банк прикупил", "я медиа-империю создал". Это - крайне негативная добавка к блюду. В общем, с оппозиционными пряностями, а также банальными солью и перцем у Алиев явный перебор.
Ни одно политическое блюдо не обходится без серьезных капиталовложений. Для придания привкуса оппозиционности на выборах требуется присовокупить к цвету и запаху немалые средства. Они нужны для того, чтобы заплатить международным организациями и СМИ - чтобы убедили электорат в бедности предлагаемого продукта.
И тут ярчайшим примером "кулинарных" ошибок служит Рахат Алиев. Все его выступления - уже неоригинальный микс из набора двух дежурных лозунгов: "я - демократ" и "я - бедный демократ".
Еще один пример - Мухтар Аблязов. Тоже - любитель менять окраску в зависимости от ситуации. Как начали "прижучивать" в начале нынешнего века - он перекрасился из министра-акима в оппозиционера. Потом, правда, ненадолго - в заключенного. Затем, опять сменив окрас на рьяного сторонника президента, обрел облик олигарха. Недавно хамелеон "стал" "бедным". И, как и положено любому, знающему особенности политической кухни, вслед за цветом поменял запах, начав вещать на весь мир о том, что него-де все забрали. А потому он - снова оппозиционер. И, само собой - практически нищий.
Подогнав цвет и запах под "клиента", повару необходимо добавить демонстративных специй: слезы от жалости к народу, ностальгия, прилюдное желание обнять маму… В общем, в расчете на жалостливость народа: сирых, убогих и всеми обиженных наш народ всегда любил, а политических ссыльных даже привечал. Ну а попытку выкрасть с родины папу можно повернуть в другую сторону: мол, папа сам сбежал к родному сыну, а злые власти его украли обратно.
И, разумеется, обещания. Обещания, например, рассказать всю правду о событиях, когда в стране чуть не приключился политический переворот и о своей "высокой роли" во всем этом. Обещания рассказать, что же случилось с: похищенными менеджерами "Нурбанка", сотнями похищенных "продуктом" людей и миллионами, которые увел за рубеж несостоявшийся доктор.
И, наконец, обещания сделать жизнь электората во сто крат лучше, если он сам займет президентское кресло. Причем, обещания не из разряда: конкретного плана действий, а из большевистской риторики: раздам все, что наворовал не я. (И далее список всех политических конкурентов). Ведь во время предвыборной гонки хороши не только факты, но и просто лозунги, на которые может кто-нибудь из электората и клюнет.
Есть один маленький нюанс - большая вероятность чрезмерной переперчености изначального продукта. Например, когда народ до сих пор "чихает и кашляет" от его методов зарабатывания "первоначального капитала": многие потеряли свой бизнес и здоровье, если пытались его защищать, другие - своих родных, третьи - веру в закон и справедливость. Ведь такой продукт из самых высоких политических кухонь творил такой беспорядок!
Но в любом случае, в качестве хотя бы пробного блюда на предвыборном столе продукт из фрукта Алиева готов. Правда, будет ли его кушать (или хотя бы пробовать) требовательный казахстанский электорат, станет известно еще очень не скоро - ведь продукт, сейчас приговорен к 40 годам заключения, отбывать которые он пока не торопится, предпочитая ослеплять свой народ зеленым от желчи цветом и крайне малоприятным "запахом", сидя на маленькой вилле рядом со своим "свечным заводиком" в далекой Европе. |