Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 14 января
Сегодня под председательством Урала Мухамеджанова состоялось очередное пленарное заседание Палаты, на котором спикер сообщил депутатам о том, что 6 февраля с участием Премьер-министра будет проведено заседание фракции НДП "Нур Отан" по вопросу об антикризисных мерах.
На сегодняшнем заседании Палата определила срок подготовки заключений по пакету новых правительственных законопроектов. В него входят поправки относительно третейских судов международного коммерческого арбитража, информационно-коммуникационных сетей, обязательного и взаимного страхования, а также законопроект "О Фонде национального благосостояния".
Правительственный законопроект "О Фонде национального благосостояния". Документ разработан Правительством в рамках реализации Указа Главы государства от 13 октября 2008 года "О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики".
Законопроектом определяются особенности статуса, организации и деятельности Фонда. Регламентированы предмет и цели его деятельности. Они заключаются в управлении принадлежащими ему на праве собственности или доверительного управления пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.
Проект закона предусматривает создание Фонда в организационно-правовой форме акционерного общества. Проект содержит ряд особенностей корпоративного управления, направленных на регламентацию исключительной компетенции органов Фонда и компаний, со стопроцентным участием Фонда. С тенденцией отнесения на уровень единственного акционера и совета директоров вопросов только стратегического характера и контроля, а решений оперативного характера - на уровень исполнительного органа.
В целях обеспечения национального благосостояния Фонду придан ряд особых полномочий. И в том числе приоритетное право на приобретение по решению Правительства стратегических объектов, объектов конкурсной массы при банкротстве отдельных организаций, отчуждаемого права недропользования и доли участия в юридическом лице, обладающем правом недропользования и т.д.
В законопроекте используются основные понятия, как, например, определение о том, что группа Фонда - Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых будущим Законом устанавливается специальное правовое положение.
В группу Фонда не входят: юридические лица, акции (доли участия0 которых поступили в собственность банка, входящего в группу Фонда, при объявлении торгов по реализации заложенных акций (долей участия) несостоявшимися в соответствии с гражданским законодательством РК.
Не входят в группу Фонда также банки, акции, которых поступили в собственность Фонда по решению Правительства РК в соответствии с банковским законодательством РК в целях защиты интересов кредиторов банка и обеспечения устойчивости банковской системы РК.
Согласно пояснению авторов проекта, в рамках принятия Закона РК "О Фонде национального благосостояния" потребуется внесение поправок в четыре кодекса и 14 законов, а также признание утратившим силу Закона РК "Об Инвестиционном фонде Казахстана".
Вслед за правительственным законопроектом "О Фонде национального благосостояния" Мажилис принял сегодня в работу и сопутствующие поправки. Оба документа направлены в комитет палаты по финансам и бюджету для подготовки заключения.
Сопутствующие поправки затронут 4 кодекса и 14 законов РК. Поправки в Гражданский кодекс (Общая часть) устанавливают приоритетное право Фонда национального благосостояния по решению Правительства РК на покупку стратегических объектов. В Земельный кодекс вносятся изменения и дополнения по предоставлению земельных участков для реализации инвестиционных стратегических проектов.
В Экологическом кодексе нововведения упрощают порядок реализации инвестиционных проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. В Налоговый кодекс вносятся изменения в целях вычета Фондом и его дочерними организациями из корпоративного подоходного налога сумм расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств по выдаваемым займам. Это ввиду того, что согласно вносимым изменениям в Закон "О банках и банковской деятельности" заемные операции, осуществляемые указанными субъектами, выводятся из-под понятия "банковские операции".
Согласно поправкам ставится на утрату силы Закон РК "Об Инвестиционном фонде Казахстана". Предполагается осуществление деятельности Инвесфонда в рамках общего правового поля. С использованием методов корпоративного управления в соответствии с Законом РК "Об акционерных обществах".
Поправки в Закон "О Банке Развития Казахстана" направлены на обеспечение более тесного сотрудничества с бизнесом, финансирования полного цикла проекта. Изменения и дополнения в Закон РК "О банках и банковской деятельности" направлены на возможность осуществления Фондом и его дочерними организациями заемных операций вне рамок банковских операций. С соответствующим решением вопросов соблюдения пруденциальных нормативов и иных показателей финансовой устойчивости.
И сегодня же Палата поручила ряду головных комитетов продолжить работу над такими законопроектами, как "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", "О противодействии бытовому насилию", "О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур". Перенесены сроки представления заключений и по проекту закона "О противодействии бытовому насилию" и поправкам касательно здравоохранения.
В этот день Палата заслушала вице - министра юстиции Марата Бекетаева в связи с законопроектом по оценочной деятельности. Законодательные нормы в этой сфере предусматриваются поправками по вопросам оценочной деятельности, которые по предложению Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе одобрены в первом чтении.
Предусматривается консолидировать оценщиков в палаты, создание которых предполагает обязательное членство в них оценщиков. Вводится также институт экзаменации претендента на занятие оценочной деятельностью с целью проверки уровня его знаний. Это будет способствовать улучшению качества оценочных услуг.
Принятию такого решения предшествовала серия заседаний рабочей группы с участием представителей, в частности, Министерства юстиции и Казахстанской республиканской палаты оценщиков.
В поправках предлагается закрепить за уполномоченным органом компетенцию по разработке и утверждению обязательных для оценщиков стандартов оценки. Наряду с обязательными стандартами они будут вправе использовать и международные.
Нововведения затрагивают Кодекс об административных правонарушениях и законы РК "Об оценочной деятельности" и "О частном предпринимательстве".
Поправки направлены на то, чтобы создать правовую основу для постепенного перехода в Казахстане от государственного контроля оценки имущества к саморегулированию данного вида деятельности.
На пленарном заседании Палата рассмотрела вопрос относительно альтернативных земельных поправок, инициированных парламентариями и Правительством. И те, и другие вносят изменения и дополнения в одни и те статьи Кодекса: 17, 18, 26, 84 и 85. Как отмечается в заключении Комитета по аграрным вопросам, согласно Регламенту Мажилиса при внесении альтернативных проектов законов по одному и тому же вопросу Палата одновременно обсуждает их в ходе чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов за основу для подготовки ко второму чтению.
Депутатский законопроект, инициированный парламентариями Ерикном Рамазановым, Ержаном Рахметовым и Тито Сыздыковым, представлен в Палату 11 июня 2008 года. Срок подготовки заключения по нему был установлен до 24 октября 2008 года, а затем продлен до 23 января 2009 года. Причиной послужило то, что 30 сентября 2008 года в Мажилис был внесен Правительством альтернативный законопроект.
Инициированные депутатами поправки разработаны во исполнение решения второго заседания Республиканского Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" в Мажилисе. Цель - изучение вопросов распределения и использования земельных ресурсов. Правительство 15 августа 2008 года дало на этот законопроект положительное заключение.
Основными задачами депутатских поправок являются вопросы предотвращения нарушений законности, которые выражены в несоблюдении сроков и предоставлении земельных участков. Нарушается также очередность, оказывается неправомерное предпочтение при принятии решений. Не соблюдаются генеральные планы населенных пунктов и др. Значительная часть выявленных нарушений законности связана с коррупционными проявлениями.
Комитеты Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности, социально-культурному развитию, экологии и природопользованию, а также по экономической реформе и региональному развитию рекомендовали в своих заключениях взять за основу депутатский законопроект. Нормы же правительственного законопроекта перенести в основной.
Палата заслушала и обсудила данный вопрос после докладов депутата Еркина Рамазанова, председателя Агентства РК по управлению земельными ресурсами Умирзака Узбекова и члена Комитета по аграрным вопросам Азамата Турсынова.
Мажилис поддержал заключение Комитета по аграрным вопросам, приняв за основу инициированный по поручению фракции НДП "Нур Отан" депутатский законопроект, в котором, как отметил Председатель Палаты, будут учтены правительственные поправки. |