NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто мог бы сменить Данияра Акишева на посту главы Нацбанка?
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2017)








Поиск  
Пятница 26.05.2017 05:47 ast
02:47 msk

"Экспорт по-прежнему имеет сырьевую направленность"
Г.Оразбаков: Для обеспечения роста производства в обрабатывающей промышленности, освоения новой продукции мы считаем нужно более активно использовать возможности государственных закупок осуществляемых госорганами и национальными компаниями
24.01.2008 / политика и общество

Глава МИТ РК предлагает создать национального оператора в области развития редкометалльной отрасли
Астана. 23 января. "Казахстан Сегодня"

Министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков предлагает создать национального оператора в области развития редкометалльной отрасли. Соответствующее предложение было сделано им сегодня в ходе коллегии Министерства индустрии и торговли РК, передает корреспондент агентства.

"Считаю, что необходимо создать национального оператора, который сможет эффективно реализовать прорыв в этой (области использования редких металлов. - Прим. агентства) сфере", - сказал Г. Оразбаков.

По его мнению, развитие редкометалльной отрасли является одним из самых интересных направлений обрабатывающей промышленности и высоких технологий в стране. "Казахстан обладает уникальными запасами редких металлов: рения, миобия и других, использующихся при производстве особых сплавов для нефтехимической, авиационной и космической отраслей", - сказал глава МИТ. Он отметил, что на сегодняшний день наша республика является вторым по величине в мире поставщиком рениевого сырья на рынок.

"Редкие металлы могут стать основой производства высокотехнологичных готовых изделий. Для реализации этого проекта нами будут приняты меры по урегулированию вопросов производства, оборота и хранения редких металлов, развития сырьевой базы и перерабатывающих мощностей, по проведению прикладных исследований по созданию новых сплавов", - заключил Г. Оразбаков.

-----

Премьер РК поручил МИТ проработать вопрос использования госзаказа для развития обрабатывающей промышленности
Астана. 23 января. "Казахстан Сегодня"

Премьер-министр РК Карим Масимов поручил министерству индустрии и торговли проработать вопрос использования государственного заказа для развития обрабатывающей промышленности республики. Такое поручение было им дано сегодня в ходе коллегии МИТ, передает корреспондент агентства.

"Поручаю Вам проработать этот вопрос, взять его на контроль и доложить мне для последующего доклада главе государства о возможности использования госзаказа в этой сфере на сегодняшний день", - сказал К. Масимов, обращаясь к министру индустрии и торговли Галыму Оразбакову.

"Мы (государство. - Прим. агентства) являемся крупным потребителем заказа, в том числе - различных товаров, произведенных за рубежом", - продолжил он. "Необходимым условием для нас должно быть создание собственных производств в случае крупного заказа", - считает премьер.

"Сейчас идет крупномасштабное инвестирование в развитие нефтегазового и сельскохозяйственного секторов. И если мы нуждаемся в связи с этим в большой партии продукции, то должны ее производить у себя", - заключил глава правительства.

-----

Выступление Министра индустрии и торговли Оразбакова Г.И. на заседании коллегии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
www.mit.kz, 23 января

Астана, Транспорт Тауэр
23 января 2008 года
15-00 часов

Құрметті Кәрім Қажымқанұлы!

Құрметті әріптестер және қонақтар!

Кеңейтілген алқа мәжілісін өткізу - бұл жұмыс қорытындысын жүргізуге, сондай-ақ министрлік жұмысының жаңа бағыттарын айқындауға мүмкіндік беретін Индустрия және сауда министрлігінің жұмысындағы маңызды іс-шара.

Тура бір жыл бұрын (2007 жылғы 20 қаңтар) біз осындай алқа мәжілісін өткізген болатынбыз.

(Проведение расширенной коллегии - это важное мероприятие в работе Министерства индустрии и торговли, которое дает возможность подвести итоги работы, а также определить новые направления работы министерства.

Практически ровно год назад (20 января 2007 года) мы проводили аналогичную коллегию.

По итогам 2007 года мы имеем в активе следующие показатели.

В 2007 году было произведено промышленной продукции почти на 7,7 трлн. тенге (104,5%).

В горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2007 года произведено продукции на 4,4 трлн. тенге (102,6%), а в обрабатывающей промышленности произведено продукции на сумму 2,9 трлн. тенге (106,7%) и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 421,3 млрд. тенге (107,3%).

Хотелось бы отметить, что 2007 год стал вторым годом подряд, когда темпы роста в обрабатывающей промышленности выше, чем в горнодобывающей. Так в 2006 году рост составил 0,3%, а 2007 году - 4,1%.
В республике на конец 2007 года количество активных субъектов малого предпринимательства достигло цифры 680,1 тысяч субъектов. Рост составил 19,8%.

Предприятиями малого и среднего бизнеса за январь-декабрь 2007 года произведено продукции на сумму свыше 2,0 трлн. тенге, что по сравнению с прошлым годом выше на 18,7 процентов.

На жилищное строительство в 2007 году было направлено 489,6 млрд. тенге инвестиций, в том числе 48,4 млрд. тенге государственных, 397,1 млрд. тенге частных и 43,9 млрд. тенге иностранных инвестиций. Это позволило ввести в эксплуатацию 8,1 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что на 30 процентов больше достигнутого показателя 2006 года.

По предварительным данным, внешнеторговый оборот Республики Казахстан за 2007 год составит около 78,8 млрд. долларов США, по сравнению 2006 годом рост составит порядка 27,3%. Сальдо торгового баланса в 2007 году составит порядка 13,8 млрд. долларов США, что меньше показателя аналогичного периода 2006 года на 800 млн. долларов США. При этом, основной причиной является не рост импорта в натуральном выражении, а увеличение его стоимости. Например, рост импорта в стоимостном выражении на молоко и сливки увеличился на 37,9% в то время как в количественном выражении произошло снижение на 1%. Это свидетельствует об импорте инфляции.

Экспорт по-прежнему имеет сырьевую направленность. Вместе с тем, в 2007 году отмечен рост экспорта продукции обрабатывающей промышленности, в том числе химической продукции на 24,4 процента, транспортных средств и их частей - 32,5 процентов.

В структуре импорта основную долю занимают машины, оборудования и механизмы - их удельный вес в общем объеме импорта занимает 46,8%. Это говорит об инвестиционной направленности импорта.

В целом инвестиции в основной капитал за январь-декабрь 2007 года составили 26,7 млрд. долларов США (110,5%). Из них в промышленность было инвестировано 12,6 млрд. долларов США (с ростом на 8,8%), в том числе в горнодобывающую промышленность 8,7 млрд. долларов США (109,5%) и в обрабатывающую промышленность 2,8 млрд. долларов США (102,7 %).

Институты развития с начала своей деятельности финансируют 102 инвестиционных проекта общей стоимостью на 3 млрд. долл. США. С момента образования институтов развития в эксплуатацию было введено 41 проект общей стоимостью 787 млн. долл. США.

Если говорить об отчетном годе, то за январь-декабрь 2007 года институтами развития было одобрено 48 инвестиционных проектов на общую сумму 493,5 млрд. тенге, с долей участия институтов развития порядка 126,5 млрд. тенге.

За 2007 год в республике был запущен ряд новых производств, в том числе и с участием институтов развития, из них наиболее значимые:

- запуск горнодобывающего и перерабатывающего комплекса по переработке золотомедных руд, выпуску сплава "Доре" и медного концентрата в Костанайской области;

- запуск Таразского металлургического завода мощностью 85000 тонн ферросиликомарганца и ферромарганца и 18000 тонн электрокальцинированного антрацита;

- запуск новых линеек автомобилей "КамАЗа" и "Шевроле" на сборочных заводах в Кокшетау и Усть-Каменогорске;

- восстановление выпуска азотных удобрений на "КазАзоте";

- запуск первой очереди электролизного завода по производству первичного алюминия в городе Павлодар;

- строительство завода по производству бесшовных труб в г. Павлодаре;

- обновление производственной базы АО "ПЗТМ";

- организация сборочного производства тракторов "Беларус" на производственных площадях ТОО "Автоспецмаш-Павлодар".

В целом итоги работы курируемых отраслей в 2007 году, несмотря на ряд имевшихся неблагоприятных факторов (финансовый кризис во 2-ой половине 2007 года) являются положительными.

Данные результаты считаем связаны и с работой Министерства. В 2007 году была проделана напряженная работа. Хочу сказать, что 35 процентов поручений Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы Государства и Программы Правительства РК закреплены за Министерством. Общий объем корреспонденции, входящей в Министерство, составил более 24 тысяч единиц, в том числе контрольных документов порядка 6 тысяч. Из 22 центральных исполнительных органов это второй показатель.

В отчетном году Министерство осуществляло реализацию 3 государственных, 9 отраслевых и 2 научно-технических программ.

Предлагаю теперь поговорить о том, что конкретно было сделано Министерством.

В сфере индустриально-инновационного развития

На основе международного опыта Министерством в 2007 году была разработана Программа технологического развития Республики Казахстан до 2015 года. В целом, на реализацию Программы до 2015 года потребуется 154, 7 млрд. тенге из республиканского бюджета и других источников финансирования.

В соответствии с мероприятиями, предусмотренными в рамках Программы, промышленные предприятия получат реальную помощь государства по внедрению новых технологий производства, модернизации действующих мощностей.

В последнее время особое внимание уделяется развитию отечественного автомобилестроения, мы считаем, что данное направление является наиболее перспективным.

На сегодняшний день в республике работают три предприятия в данной отрасли это:

АО "Азия-Авто" (г. Усть-Каменогорск). Завод обладает необходимыми производственными площадями, современным технологическим и испытательным оборудованием, высококвалифицированным персоналом. В настоящее время на заводе выпускается инжекторная модификация "НИВЫ", соответствующей экологическим стандартам ЕВРО-2, Skoda Octavia Tour и автомобиль представительского класса Skoda SuperВ.

За 2007 год произведено 5 615 ед. продукции.

ТОО "Камаз-Инжиниринг" (г. Кокшетау) с производственной мощностью 2 350 единиц автотехники в год. В 2007 году произведено товарной продукции на сумму 12,5 млрд. тенге, выпущено 2039 ед. самосвалов.

Также в 2007 году в Семее реализован проект по сборке средних автобусов ДЭУ и ПАЗ;

Для повышения инновационной активности предприятий и развития инновационной деятельности в стране был разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности". Характерной особенностью данного проекта является предоставление инновационных грантов за счет бюджетных средств на опытно-конструкторские разработки, технико-экономическое обоснование инновационного проекта, патентование за рубежом и приобретение отечественных и зарубежных технологий. Также пересмотрен процесс создания и развития технопарков.

Министерством разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам фармацевтической и медицинской промышленности", который в случае его принятия, по мнению самих фармпредприятий, значительно улучшит их положение на рынке, за счет нивелирования преимуществ имеющихся сейчас у импортеров лекарств.

В целях приведения правовых отношений государственных органов, организаций и юридических лиц независимо от форм собственности в сфере формирования и исполнения государственного оборонного заказа разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О государственном оборонном заказе", что позволит запустить механизм гособоронзаказа.

В рамках программы "30 корпоративных лидеров" с июля месяца 2007 года начата реализация 22 "прорывных" проектов, в основном в сфере металлургической и химической отраслей, в машиностроении и строительстве.

Все руководящие работники министерства в целях мониторинга прорывных проектов провели выездные встречи с инициаторами проектов в Карагандинской, Павлодарской, Актюбинской областях, ЗКО, г. Алматы и г.Астана.

В 2007 году была принята новая редакция закона "О специальных экономических зонах", а также сопутствующий ему, разработан ряд подзаконных нормативных правовых актов. Все это направлено на то, чтобы сделать деятельность администраций зон более прозрачной и эффективной.

В Казахстане действует пять специальных экономических зон: Морпорт Актау, Астана - Новый город, Парк информационных технологий, "Онтустик", Национальный индустриальный нефтехимический технопарк.

В 2007 году министерством проводилась работа по созданию еще 5-ти СЭЗ.

В настоящее время разработаны ТЭО создания СЭЗ "Достык", "Хоргос - Восточные ворота", "Западные ворота" и "Тобыл".

Также, внесен проект Указа Президента по созданию СЭЗ "Бурабай".

Жилищная политика также является неотъемлемой частью деятельности по повышению конкурентоспособности любого государства, причем в этой сфере как нигде тесно переплелись экономические и социальные интересы.

В 2007 году завершена реализация Государственной программы развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. Свою основную задачу - стимулирование жилищного строительства - она выполнила.

За три года реализации программы введено в эксплуатацию 19,3 млн. кв. метров, что на 22% больше, чем было запланировано (15,8 млн. кв. метров общей площади жилья).

Успешность реализации Госпрограммы обусловила необходимость разработки и принятия программы на 2008-2010 годы, что и было сделано Министерством.

За 2007 год в рамках Программы развития промышленности строительных материалов в Республике Казахстан на 2005-2014 годы реализован ряд инвестиционных проектов стройиндустрии. Введены в действие производственные мощности по выпуску кирпича керамического, железобетонных изделий, теплоизоляционных материалов, пластиковых труб и др. Наиболее крупные из них:

- Завод по производству керамзитовых кирпичей в Алматинской области;

- Завод по производству керамогранитной плитки в Алматинской области;

- Завод по производству: полиэтиленовых и полипропиленовых труб, профнастила и металлочерепицы, город Петропавловск;

- Завод по производству теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, г. Алматы;

- Организация производства жженого кирпича и черепицы проектной мощностью 30,0 млн. штук в год, ЮКО.

- Завод по выпуску минераловатных изделий, Восточно-Казахстанская область.

В целом, реализация инвестиционных проектов с внедрением высокотехнологичных производств позволит обеспечить отрасль строительными материалами отечественного производства к 2010 году на 70% от потребности.

Нами разработан проект Закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунальной сферы", направленный на проведение системных преобразований в жилищно-коммунальной сфере, а также на совершенствование отношений в сфере коммунальных услуг.

В связи с проблемами ликвидности, произошедшими на мировом финансовом рынке во втором полугодии 2007 года Министерство приняло активное участие в разработке Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан.

Государственной комиссией по модернизации экономики Республики Казахстан был утвержден перечень 112 незавершенных объектов коммерческого жилья по городу Астане с участием дольщиков, 52 из которых поддержаны для финансирования банками второго уровня.

Осуществлена дополнительная капитализация АО "ФУР "Казына" на 122 млрд. тенге, из них 48,8 млрд. тенге предусмотрены на завершение строительства объектов коммерческого жилья с участием дольщиков. На сегодняшний день сумма, перечисленная банками строительным компаниям, составляет более 6 млрд. тенге.

В целях защиты интересов дольщиков, вложивших свои средства в строительство жилья, Министерством разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О долевом участии в жилищном строительстве".

Важным направлением деятельности Министерства является привлечение инвестиций.

Нами активно проводится работа по презентации инвестиционных возможностей Казахстана. Так, в отчетном году организовано и проведено 65 мероприятий - круглых столов, бизнес-форумов и т.п., в том числе 16 за рубежом. В них приняло участие 5000 предпринимателей.

В сфере государственной поддержки инвестиций Комитетом по инвестициям Министерства заключено 102 контракта на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции, с общим объемом заявленных инвестиций на сумму 2 млрд. долл. США. Из них 34 проекта предусматривают создание новых производств.

Наиболее значимые из них:

- "Строительство мультимодального транспортного терминала для обработки грузов, прибывающих различными видами транспорта, и хранения, г. Алматы, сумма инвестиций составила 21,3 млн. долларов США;

- "Организация производства по выращиванию и переработке мяса птицы (птицефабрика) в Алматинской области, сумма инвестиций составила 80,2 млн. долларов США;

- "Организация производства погружных электронасосных агрегатов" в Алматинской области, сумма инвестиций составила 1,1 млн. долларов США.

- Иссыкская гидравлическая станция в Алматинской области, сумма инвестиций составила 3,3 млн. долларов США.

- Завод теплоизоляционных материалов в г. Костанай, сумма инвестиций составила 31,4 млн. долларов США.

Определенная работа проведена министерством и в сфере торгового регулирования.

В 2007 году принят ряд мер по развитию торговой инфраструктуры, в частности, разработана и уже внесена на рассмотрение новая редакция проекта Закона "О товарных биржах", которая создаст условия для ускоренного развития деятельности товарных бирж, упорядочения торговли товарами стратегического значения и развития фьючерсной биржевой торговли.

Также нами разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности торгово-промышленных палат", суть которого сводится к передаче функций по выдаче сертификата о происхождении товара от Министерства торгово-промышленным палатам.

Как Вы знаете, в 2007 году на мировых рынках произошел рост цен на продовольственные товары. В целях стабилизации цен на продовольствие Министерством были приняты меры по налаживанию связей между южными регионами с северными и западными по вопросам поставок свежей плодоовощной продукции. Оказано содействие в проведении более 700 специализированных плодоовощных ярмарок.

Нами снижены таможенные пошлины на ввоз таких продовольственных товаров, как растительное масло, сливочное масло, молочные продукты, рис, колбасные изделия и ряд других.

В целях регулирующего воздействия на рынок в периоды повышения цен Министерством подготовлено и Правительством принято постановление, предусматривающее создание продовольственного резерва.

Ведется работа по мониторингу и анализу внутреннего и внешнего рынка продовольственных товаров.

Особое внимание уделяется экспортопродвижению. Министерством в 2007 году была разработана Программа содействия продвижения экспорта казахстанских товаров на внешний рынок, основные направления которой были впоследствии включены в проект новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития.

На реализацию мероприятий данной программы до 2010 планируется предусмотреть 3,8 млрд. тенге из республиканского бюджета.

В АО "ФУР "Казына" создается Корпорация по продвижению экспорта, деятельность которой будет сконцентрирована на выявлении и определении экспортного потенциала отечественных предприятий, изучении специфики и спроса на внешних рынках, построении системы обучения и повышения квалификации руководителей отечественных предприятий.

В 2007 году нами впервые проведен конкурс "Лучший экспортер готовой отечественной продукции". Определение лучших экспортеров осуществлялось по трем номинациям: "Лучший экспортер года", "Лучшая экспортная стратегия", "Национальный бренд - 2007".

В конкурсе участвовало 48 отечественных предприятий-экспортеров готовой отечественной продукции. Данный конкурс мы планируем проводить на ежегодной основе.

Справочно:

Победителями данного конкурса стали:

- по номинации "Экспортер года" АО "Ютекс";

- по номинации "Лучшая экспортная стратегия" АО "Степногорский подшипниковый завод";

- по номинации "Национальный бренд - 2007" АО "Актюбрентген".

В сфере внешнеторгового сотрудничества в течении 2007 года Министерство координировало работу по выработке стратегии создания таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также вступлению Казахстана во ВТО.

В 2007 году подписаны протокола о завершении переговоров по ВТО с тремя странами: Израилем, Бразилией и Малайзией, на техническом уровне завершены переговоры с Канадой и продолжаются двусторонние переговоры с США, ЕС и Австралией.

В рамках реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году принята новая версия Таможенного тарифа Республики Казахстан, который предусматривает установление одинаковых ставок таможенных пошлин в рамках групп товаров, обладающих схожими характеристиками. Эта мера направлена на:

- стимулирование ввоза непроизводимого в республике оборудования и сырья и обеспечения необходимой защиты интересов отечественных сельскохозяйственных переработчиков;

- минимизацию возможностей для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности манипулировать таможенными кодами.

Еще одно направление нашей работы - развитие предпринимательства.

Одним из наиболее эффективных инструментов развития предпринимательства может стать СПК. В 2007 году была проведена работа по созданию СПК "Сары-Арка" и еще 6 социальных предпринимательских корпораций, что позволило охватить ими всю территорию Казахстана.

Уже в течении года были получены первые результаты. В отчетном году СПК "Сарыарка" было инвестировано во вновь созданные предприятия 289,9 млн. тенге, партнерами инвестировано активов на сумму 488,3 млн. тенге.

В целях эффективного функционирования социально-предпринимательских корпораций нами разработан проект Закона Республики Казахстан "О социально-предпринимательских корпорациях" и сопутствующий к нему законопроект.

Несомненно, создание конкурентоспособных экспортоориентированных производств возможно только при условии перехода на международные стандарты и общемировую модель технического регулирования.

В прошлом году впервые были приняты первые 4 технических регламента и более 300 государственных стандартов. На сегодня общий фонд нормативных документов составляет более 50 000. Уровень гармонизации казахстанских стандартов с международными составляет 60,8%, а в реальном секторе 66,8%.

В целях создания условий для признания казахстанских сертификатов за рубежом принимаются меры по приведению системы аккредитации в соответствие с международными требованиями, в частности, разработан проект Закона "Об аккредитации в области оценки соответствия".

Сегодня постановлением Правительства определен орган по аккредитации. Проводятся работы по вступлению Казахстана в международные организации по аккредитации ILAC и IAF.

Несколько слов о внедрении систем менеджмента. Количество предприятий Казахстана, внедривших системы менеджмента качества в соответствии с ИСО серии 9000 по состоянию на январь месяц текущего года при плане 900 составляет 1132, около 337 предприятий находятся на стадии внедрения.

В целях стимулирования организаций к внедрению эффективного менеджмента, при проведении государственных закупок одним из критериев выбора победителя установлен критерий наличия у потенциального поставщика сертифицированной системы менеджмента.

Кроме того, правительством приняты ряд программных документов, согласно которым предполагается субсидирование 50 % затрат на внедрение и сертификацию систем менеджмента на предприятиях агропромышленного комплекса и малого предпринимательства.

Как Вам известно в целях стимулирования работ по внедрению международных стандартов качества и повышению качества продукции Главой Государства Республики Казахстан учреждены ежегодные конкурсы на соискание премии Президента Республики Казахстан "За достижение в области качества" и республиканский конкурс - выставка "Алтын сапа".

Хотелось бы отметить, что число участников растет с каждым годом, это говорит о том, что растет количество качественных товаров, что дает новый импульс развитию и расширению ассортимента казахстанских товаров.

Создание условий для развития конкуренции призвано обеспечить высокие темпы экономического роста.

В этом свете деятельность Министерства была направлена на снижение уровня концентрации на товарных рынках, снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

В 2007 году Комитетом по защите конкуренции Министерства всего было проведены 228 проверок деятельности субъектов рынков в сферах электроэнергетики, транспорта, производства и реализации цемента, фармацевтической деятельности и вынесено 485 предписаний. В частности, в ходе проверок энергопроизводящих организаций Восточно-Казахстанской области были установлены факты согласованных действий, аффилиированности организаций, злоупотребления доминирующим положением.

За нарушение антимонопольного законодательства внесены предписания о перечислении в бюджет государства монопольного дохода в размере около 26 млрд. тенге. По 3 млрд. тенге решения суда уже вступили в законную силу и переданы для исполнения судебным исполнителям.

Более подробно о проделанной работе будет доложено моими коллегами, в последующих выступлениях, я же хотел бы в качестве резюме обозначить основные задачи, которые стоят перед министерством в 2008 году.

Индустриально-инновационное развитие:

Главным направлением деятельности нашего Министерства была и остается работа направленная на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития, обеспечение роста обрабатывающей промышленности и диверсификацию экономики.

Основная наша задача в 2008 году состоит в продолжении реализации Стратегии, задач обозначенных Главой Государства и Правительством.

В первую очередь, Министерством ставится задача по поиску, подготовке и содействию бизнесу в реализации прорывных проектов в обрабатывающей промышленности.

1. Мы видим большой потенциал в организации в Казахстане грузового вагоностроения. Казахстан и страны СНГ испытывают острый дефицит в подвижном составе и это становится ограничителем роста нашей экономике. Суммарная потребность до 2015 года в Казахстане и СНГ составляет свыше 350 тыс. вагонов, и для нас это открывает большие возможности.

Сейчас мы готовим отраслевую программу направленную на обеспечение ежегодного увеличения производства грузовых вагонов в Казахстане до 10 тыс. штук. к 2010 году. Данная Программа нашла поддержку в Правительстве.

2. Другим интересным направлением обрабатывающей промышленности и высоких технологий Казахстана является развитие редкометальной отрасли. Республика обладает уникальными запасами редких металлов: рения, ниобия и других, которые используются при производстве особых сплавов. Эти материалы используются в нефтехимической, авиационной, космической отраслях. Надо отметить, что сегодня мы 2-й в мире поставщик рениевого сырья на рынок. Редкие металлы могут стать основой производства технологичных готовых изделий.

Для реализации этого масштабного проекта нами будут приняты меры по урегулированию вопросов производства, оборота и хранения редких металлов, развития сырьевой базы и перерабатывающих мощностей, проведении прикладных исследований по созданию новых сплавов. Считаю, что необходимо создать национального оператора, который сможет эффективно реализовать прорыв в этой сфере.

3. В металлургической промышленности мы акцентируем наше внимание на создании новых переделов в цветной и черной металлургии. Есть большие проекты, которые сегодня рассматриваются бизнесом. В частности это строительство корпорацией ENRC завода по производству металлизованного продукта на ССГПО, что создаст возможности для организации производства легированной и нержавеющей стали, которая сейчас не производится.

Строительство нового алюминиевого завода, на базе бокситовых месторождений Костанайской области, с участием СПК "Тобол". По всем этим и другим проектам Министерством будет вестись целенаправленная работа для обеспечения начала их реализации в 2008-2009 годах.

Кроме реализации новых проектов, Министерство важным направлением дальнейшей реализации Стратегии считает оказание государственного содействия действующим предприятиям обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности и рост объемов производства.

На действующих предприятиях машиностроительной, химической, металлургической, приборостроительной отрасли, аккумулированы технологии, человеческий капитал, материальные ресурсы, то есть самые важные факторы для успешной работы.

Поэтому, при оказании данным предприятиям необходимой поддержки по внедрению новых технологий, обновлению основных фондов и другим направлениям, так как это организовано в странах с развитой рыночной системой, они смогут выйти на качественно новый уровень и внести свой вклад в диверсификацию экономики. На это в первую очередь направлена Программа технологического развития, которую Правительство утвердило в 2007 году. И в этом году мы приступаем к подготовительному этапу ее реализации.

Для обеспечения роста производства в обрабатывающей промышленности, освоения новой продукции мы считаем нужно более активно использовать возможности государственных закупок осуществляемых госорганами и национальными компаниями. Необходимо, при координирующей роли МИТ сформировать среднесрочные программы закупок национальными компаниями продукции длительного пользования: транспортных средств, машин и оборудования, металлоизделий и т.д у отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Эти программы станут для предприятий ориентиром и позволят им освоить новые виды продукции, увеличить инвестиции и создать новые рабочие места. В условиях снижения темпов роста в мировой экономике и в Казахстане - это особенно актуально.

Для законодательного закрепления данного вопроса, мы считаем необходимым принять поправки в Закон о государственных закупках. Надеемся, на поддержку нас в этом вопросе.

В инновационной сфере, в соответствии с Посланиями Главы Государства, стратегическая задача министерства - это создать предпосылки к переходу нашей экономики на рост за счет интеллектуальных ресурсов, то есть созданию экономики знаний. В практическом плане, это задача состоит из нескольких составляющих:

1) Мобилизации интеллектуального и инновационного потенциала нашего населения и предприятий;

2) Создания необходимых условий для доведения наиболее интересных идей до конкретного продукта;

3) Внедрения продукта в реализацию и рынок.

В 2008-м году мы начнем пилотную реализацию программы инновационных грантов, которые будут присуждаться гражданам и предприятиям представившим наиболее интересные и коммерциализируемые идеи. На это в бюджете заложены средства. Гранты будут предоставляться на доведение перспективных идей до уровня готового к внедрению продукта.

Также для создания условий инноваторам, мы продолжим работу по формированию новых технопарков в 4-х регионах страны, которая уже начата в 2007 году. Эта задача будет реализовываться через капитализацию институтов развития.

В сфере развития индустриальной инфраструктуры, в течении 2008 года мы продолжим работу по созданию уже вышеназванных СЭЗ.

Карим Кажимканович, пользуясь случаем, хотели бы сказать, что в 2008 году необходимо доведение до завершения строительства инфраструктры СЭЗ "ПИТ "Алатау" и СЭЗ "Онтустик". Эти два проекта вызывают большой интерес у предпринимателей и смогут стать реальными точками роста.

Жилищное строительство:

В текущем, 2008 году, будет продолжена реализация Государственной программы жилищного строительства и Программы развития промышленности строительных материалов. С учетом уже имеющегося опыта эффективность их реализации должна неуклонно возрастать. Поэтому для повышения социальной направленности реализации Госпрограммы жилищного строительства предлагается акцентировать внимание на развитие арендного сектора жилья, поощрение индивидуального жилищного строительства и обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

В развитие положений Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года необходимо приступить к разработке Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан - основного градостроительного документа, определяющего пространственную организацию территории, размещение производственных мощностей и населения страны, а также продолжить работу по планомерному обновлению генеральных планов областных центров, городов и населенных пунктов.

Мы продолжим работу по проведению прикладных научных исследований в целях снижения сейсмического риска, разработке новейших технологий и эффективных строительных материалов; внедрению новых технических регламентов; совершенствованию государственных нормативов и разработке типовых проектов в области архитектуры, градостроительства и строительства, соответствующих мировым стандартам.

Инвестиции:

Перед Министерством стоит задача привлечения крупных иностранных компаний в несырьевой сектор экономики.

Распоряжением Премьер-Министра создана рабочая группа по переговорам с транснациональными компаниями (ТНК). В течение 2008 года члены рабочей группы будут командированы в штаб-квартиры ТНК для проведения переговоров на предмет их привлечения в несырьевые отрасли экономики Казахстана и реализации прорывных проектов.

При этом, необходимо несколько пересмотреть действующую стратегию привлечения инвестиций в сторону компаний - потенциальных инвесторов из нетрадиционных стран, таких как ОАЭ, Корея, Катар и т.п., как более оперативных и гибких в принятии решения об инвестировании по сравнению с традиционными инвесторами из Великобритании, США, Германии.

Развитие торговой политики и вступление в ВТО:

В сфере торговой политики, Министерством разработана Программа развития внутренней торговли. Данная Программа направлена на повышение конкурентоспособности внутренней торговой системы Казахстана и предусматривает развитие необходимой инфраструктуры. Мы планируем принять ее в 1-м квартале 2008 года и приступить к ее реализации.

Программа направлена на обеспеченности населения современными торговыми площадями, модернизации рынков, повышения эффективности их деятельности и соответствия современным требованиям организации торговли.

В целях создания эффективной и действенной системы защиты прав потребителей, приведение законодательства в данной сфере в соответствие с современными требованиями Министерством в 2008 году будет разработан и внесен в Парламент проект Закона "О защите прав потребителей в новой редакции".

Немаловажным для выполнения поставленной Главой государства задачи по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира является проведение целенаправленной работы по улучшению рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности Казахстана.

Так, по такому показателю как "Распространенность торговых ограничений" мы занимаем 114 место. К примеру, одной из причин такого низкого показателя является длительность процедур оформления экспортно-импортных операций.

В этой связи, необходимо будет создать специальную рабочую группу, задача которой будет выработка конкретных мер по улучшению указанных показателей.

В 2008 году мы примем целенаправленные меры направленные на активизацию работы по защите отечественных производителей от демпинга.

Как я уже отмечал ранее, важной задачей является вступление Казахстана в ВТО. Поэтому в 2008 году будет продолжена работа по:

- завершению в первом полугодии всех двусторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО;

- проведению 10-го заседания Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО в апреле месяце с целью приближения к завершению многосторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО;

- достижению договоренности с Европейским Союзом о присвоении Казахстану статуса страны с рыночной экономикой.

Также мы продолжим работу по проведению таможенно-тарифной политики, сочетающей в себе меры разумного протекционизма производителей и защиту интересов потребителей.

Развитие малого предпринимательства:

Актуальной остается проблема улучшения бизнес-среды, устранения административных барьеров и повышения рейтинга легкости ведения бизнеса, составляемого Всемирным Банком.

Основная идея рейтинга Всемирного Банка Doing Business (легкость ведения бизнеса) - оценить законодательство связанное с регулированием деловой активности и его правоприменение в 178 странах.

Проблемными в Казахстане является лицензирование - 173 место, ведение международной торговли - 178 место и закрытие компании - 100 место.

Поэтому, для эффективной работы по улучшению бизнес-климата Министерство продолжить работу по устранения административных барьеров в наиболее проблемных областях.

Для внедрения мер социальной ответственности бизнеса в практику казахстанских компаний. В этом году мы приступим к работе по поэтапному внедрению стандартов нефинансовой социальной отчетности в практику крупных казахстанских компаний, и разработаем Закон "О благотворительных фондах (эндаументах)".

Я уверен, что успешное решение этих вышеперечисленных задач будет способствовать выполнению установки Главы государства по вхождению в перечень 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Благодарю за внимание.
23 января 2008 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане с участием Главы государства состоялся Форум стипендиатов программы "Болашак" 31.01.2008
Рабочий график Главы государства 31.01.2008
Государственный секретарь Канат Саудабаев принял главу Центра ОБСЕ в Астане посла Ивара Викки 31.01.2008
"Высокопоставленные госчиновники в пример всем остальным должны лечиться на родине" 31.01.2008
"Потому что мозг не справляется" 31.01.2008
Очередное заседание Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан 31.01.2008
Отмена игрока 31.01.2008
Визит премьера Молдавии в Казахстан отложен на неопределенный срок 31.01.2008
В Сенат США внесен законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника для Азербайджана и Казахстана 31.01.2008
Спикеру итальянского Сената поручено сформировать временное правительство 31.01.2008

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
26.05.17 Пятница
78. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
77. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
70. ЩЕРБАКОВ Федор
69. ИБРАГИМОВ Алмаз
65. ЖЕКСЕМБИН Борибай
65. НУРЕКИН Сейтботтал
61. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
60. АБИШЕВ Хабылсаят
59. КИЛИБАЕВ Бахытжан
57. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
55. МАТАЕВ Габит
53. АШИМОВ Болат
52. АЗИМБАЕВ Нургали
51. СУЛТАН Адил
49. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.17 Суббота
86. ХАН Гурий
83. КИПШАКБАЕВ Нариман
80. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
77. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
65. ТОГАЕВ Адиль
61. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
61. НУРГИСАЕВ Серикбай
59. ТЮТЕБАЕВ Серик
58. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
57. БЕКЕТАЕВ Нурболат
57. ОСПАНОВ Серикжан
57. ОТЫНШИН Раукен
51. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
48. САДУОВ Ерлан
46. ВАРЕНКО Николай
...>>>
28.05.17 Воскресенье
80. БУКЕЙХАНОВ Диас
73. КИЛЬМАШКИН Николай
71. ТУРСУНКУЛОВ Шахайдар
70. СЫТОВ Юрий
66. АКАНОВ Айкан
66. ЕЛЕУСИЗ Канатбай
65. КОШИМБЕКОВ Мурат
57. АРПАБАЕВ Еркимбек
57. ЕРИМБЕТОВ Нурлан
56. РАМАЗАНОВ Тлеккабул
56. РАХМЕТОВА Сауле
56. СЕМГАЛИЕВ Мэлс
55. СЕЙТЖАНОВ Мелес
49. ЖАНГАУЛОВ Ержан
49. МИНОУГ Кайли
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050