NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Вторник 17.10.2017 04:08 ast
01:08 msk

Финконтроль на местном уровне: оценка рисков и вектор развития
О.Оксикбаев: При проведении контрольных мероприятий по вопросам использования трансфертов республиканского бюджета местными исполнительными органами в регионах Счетным комитетом ежегодно выявляются миллиардные суммы нарушений. При этом обращает на себя внимание факт наличия повторяющихся нарушений
17.01.2008 / политика и общество

Омархан ОКСИКБАЕВ, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, "Казахстанская правда", 16 января

На открытии первой сессии Парламента четвертого созыва Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил необходимость усиления роли ревизионных комиссий маслихатов. Данное поручение Главы государства должно быть реализовано соответствующими госорганами комплексно и в увязке с проводимой административной реформой. Для эффективного проведения внешнего контроля на местном уровне необходимо внести ясность в законодательную базу и институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов.

По действующему на сегодняшний день распределению полномочий между центральными и местными исполнительными органами, закрепленному бюджетным законодательством, последние несут ответственность за выполнение таких функций, как обеспечение своевременности и полноты поступления более пятидесяти видов налогов и других платежей в бюджет, качественное предоставление государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, и многих других. Так, по данным Министерства финансов, за прошедшие одиннадцать месяцев минувшего года доходы местных бюджетов составили 1 397,7 миллиарда тенге, или 54,2 процента, от доходов государственного бюджета. Местные исполнительные органы несли ответственность за освоение более половины затрат (54,6 процента) госбюджета, или более 85 тысяч тенге на душу населения. При этом затраты местных бюджетов на образование составили 329,1 миллиарда тенге, или 81,3 процента, от затрат на образование госбюджета; соответственно на здравоохранение – 238,6 миллиарда тенге, или 88,1 процента; на жилищно-коммунальное хозяйство – 168,8 миллиарда тенге, или сто процентов. Необходимо отметить, что все приведенные показатели за последние годы увеличились в разы.

Увеличивающиеся объемы местных бюджетов, реализация важнейших государственных функций на местах и планы по дальнейшей децентрализации полномочий госорганов требуют создания адекватной и эффективно работающей системы внешнего контроля на местном уровне. Однако ежедневная практика показывает, что в нынешней системе государственного финансового контроля на местном уровне – при наличии определенных позитивных сдвигов и накопленного опыта – имеются серьезные недостатки. Отсутствуют системность и единство подходов проведения контрольных мероприятий, что в целом отражается на эффективности и результативности работы местных органов финконтроля.

Действующее законодательство о статусе и полномочиях ревизионных комиссий маслихатов несовершенно и разноречиво. К примеру, в Бюджетном кодексе определено, что ревизионная комиссия маслихата является государственным органом. Но данная норма не отрегулирована Законом "О местном государственном управлении".

Ревизионные комиссии являются органами внешнего государственного контроля на местном уровне. И они должны быть самостоятельными. В этой связи для наделения ревизионных комиссий статусом и полномочиями государственного органа, выделения им необходимых штатов и финансовых ресурсов необходимо внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты. В первую очередь это касается законов "О местном государственном управлении" и "О государственной службе в Республике Казахстан".

Много вопросов возникает в отношении статуса председателя ревизионной комиссии. Согласно действующему законодательству, руководители ревкомиссий избираются только из числа депутатов. Если ревизионная комиссия является государственным органом, то ее руководитель – государственным служащим. Но, согласно статье 10 Закона "О государственной службе в Республике Казахстан", государственный служащий не вправе быть депутатом представительных органов. Главное – мы должны отталкиваться от необходимости наделения ревкомиссий максимальной степенью независимости, так как только в данном случае ее заключения по итогам проверок будут объективными.

Председатель ревизионной комиссии станет независимым, если его, во-первых, назначит маслихат, а во-вторых, он не будет депутатом. Ведь одновременное закрепление мандата депутата и мандата председателя ревизионной комиссии вызовет конфликт интересов. Являясь депутатом, он обязан участвовать в формировании и утверждении местного бюджета. А как председатель ревкомиссии он обязан давать объективное заключение на исполнение этого бюджета. Здесь явно существует риск, что это может в значительной степени повлиять на объективность его оценки.

Для того чтобы внедряемый институт внешнего контроля на местном уровне полноценно работал, необходимо отрегулировать в законодательном порядке не только его статус, но и статус его руководителей и членов. Пока же отсутствует регламентированный порядок разработки и утверждения положений ревизионных комиссий маслихатов, правил проведения внешнего контроля за исполнением местных бюджетов. Вследствие этого мы сталкиваемся с различными подходами в планировании проверок, их непосредственном проведении и формировании отчетов по их результатам. Негативным последствием этого, а также всех остальных отмеченных недостатков является сохранение низкого уровня бюджетно-финансовой дисциплины на местном уровне.

При проведении контрольных мероприятий по вопросам использования трансфертов республиканского бюджета местными исполнительными органами в регионах Счетным комитетом ежегодно выявляются миллиардные суммы нарушений. При этом обращает на себя внимание факт наличия повторяющихся нарушений, что является показателем эффективности самой системы госфинконтроля. Здесь же необходимо подчеркнуть, что Счетный комитет, исходя из ограниченности ресурсов и руководствуясь при планировании проверок оценкой рисков возможности серьезных нарушений, проводит лишь выборочные контрольные мероприятия. Таким образом, при имеющейся численности ревизионных комиссий значительные средства местных бюджетов и активов государства не могут быть подвергнуты внешнему контролю на местах.

Проведенный нами анализ показывает, что для осуществления полноценного внешнего контроля за исполнением местных бюджетов необходимо увеличить численность ревизионных комиссий, обеспечить ревизоров необходимой материально-технической базой. На всех местных уровнях нужно создать аппараты комиссий. Расходы на содержание ревизионных комиссий маслихатов необходимо предусмотреть за счет средств местных бюджетов. При этом укрепление ревизионных комиссий маслихатов не должно приводить к увеличению общей численности аппарата государственного управления области, района. Так, до 2005 года в акиматах функционировали ревизионные подразделения, которые после введения Бюджетного кодекса были упразднены, но штатные единицы были "оставлены" в акиматах. Поэтому комплектацию ревизионных комиссий маслихатов целесообразно произвести за счет данных кадровых ресурсов.

Два месяца назад Счетным комитетом в шести областях республики проведены "круглые столы", в ходе которых были рассмотрены вопросы усиления роли ревизионных комиссий. В обсуждении приняли участие секретари маслихатов, председатели ревизионных комиссий областных, городских и районных маслихатов, представители акиматов. Как показали прошедшие дискуссии, наши точки зрения совпадают по многим позициям. Ревизионные комиссии областных маслихатов и маслихатов городов Алматы, Астаны предлагают Счетному комитету выступить в качестве единого центра, координирующего вопросы развития ревизионных комиссий маслихатов. Сегодня мы уже приступили к изучению проблем институтов внешнего финансового контроля на местном уровне. В ближайшее время планируем сформировать комплекс конкретных рекомендаций по их усилению, повышению результативности их работы.

Как и прежде Счетный комитет будет оказывать информационную, справочную и методическую помощь, а также содействие повышению квалификации кадров ревизионных комиссий. Для этого необходимо создать централизованную систему подготовки и повышения квалификации работников органов внешнего государственного финансового контроля. Активно в этом направлении будет использоваться потенциал созданного при Счетном комитете Центра по исследованию финансовых нарушений.

При делегировании Счетному комитету полномочий единого методологического центра внешнего государственного финансового контроля (соответствующие предложения нами уже внесены в Правительство) необходимо будет предусмотреть эффективный порядок взаимодействия Счетного комитета и ревизионных комиссий маслихатов. В частности, предлагается проведение под эгидой нашего комитета полномасштабной работы по формированию единой методологии проведения внешнего контроля. Единство в подходах будет обеспечено при закреплении за Счетным комитетом полномочий по утверждению типовых (рекомендательных для разработки собственных) положений о ревизионных комиссиях маслихатов, методических рекомендаций по проведению внешнего контроля за исполнением местных бюджетов. Также предлагается внедрить практику формирования своего рода консолидированного отчета по итогам проведения внешнего контроля за исполнением государственного (консолидированного) бюджета. Это может быть реализовано через механизм направления отчетов ревизионных комиссий маслихатов в Счетный комитет для проведения последним свода и анализа.

Немаловажную роль в процессе укрепления ревизионных комиссий маслихатов должна сыграть созданная по инициативе Счетного комитета Ассоциация органов внешнего финансового контроля Республики Казахстан. В ближайшее время мы планируем провести "круглый стол" со всеми председателями ревизионных комиссий, представителями маслихатов, акиматов. Участники встречи обсудят проблемы внешнего государственного финансового контроля. По итогам "круглого стола" будут разработаны и приняты конкретные предложения.

Реализация предлагаемых мер повысит не только качество контрольных мероприятий, но и оперативность предоставления отчетности маслихатам, информации акимам. Это позволит представлять полноценную информацию Главе государства об освоении бюджетных средств в регионах и эффективности деятельности местных исполнительных органов по исполнению важных социально-экономических программ развития страны, а также вносить конструктивные предложения по улучшению ситуации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане с участием Главы государства состоялся Форум стипендиатов программы "Болашак" 31.01.2008
Рабочий график Главы государства 31.01.2008
Государственный секретарь Канат Саудабаев принял главу Центра ОБСЕ в Астане посла Ивара Викки 31.01.2008
"Высокопоставленные госчиновники в пример всем остальным должны лечиться на родине" 31.01.2008
"Потому что мозг не справляется" 31.01.2008
Очередное заседание Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан 31.01.2008
Отмена игрока 31.01.2008
Визит премьера Молдавии в Казахстан отложен на неопределенный срок 31.01.2008
В Сенат США внесен законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника для Азербайджана и Казахстана 31.01.2008
Спикеру итальянского Сената поручено сформировать временное правительство 31.01.2008

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
17.10.17 Вторник
85. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
79. САБИТ Мурат
69. МАЛЫШЕВА Валентина
68. ЖУСУПОВА Роза
66. МУХТАРОВ Нуртас
63. ТИЛЬ Виктор
61. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
61. КОЖАН Толебай
60. УСЕНОВА Нурила
58. РАЙМБЕКОВ Каналбек
56. БАТТАЛОВА Зауреш
50. БОРАНБАЕВ Анвар
49. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
49. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
48. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>
18.10.17 Среда
82. ШАКИРИМОВ Кабидолла
80. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
71. РАКИШЕВ Рафаил
71. СМАИЛОВ Есмуханбет
66. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
61. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
60. РАХМАНОВ Айвар
59. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
59. ЖУМЖАЕВ Галым
57. КИКИМОВ Сакен
53. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
51. САГИНОВ Замир
48. ОГАЙ Эдуард
47. МЕШИМБАЕВА Анар
46. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.17 Четверг
87. ШАРМАНОВ Турегельды
84. МАШКЕЕВ Аукен
70. ГАРКАВЕЦ Александр
70. ШАРИПОВА Найля
67. АКАЖАНОВА Гульмая
64. ШАТАЕВ Мурат
62. КОСУБАЕВ Есетжан
62. ХАЙРАЛИЕВ Серик
61. КЕНШИМОВ Жумабек
61. ОТАРБАЕВ Рахимжан
55. КОШЕКОВ Мурат
55. ТУЯКБАЕВ Ерлан
52. БОТАКАНОВА Толганай
49. ЛЕПСКАЯ Елена
47. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050