NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:10 ast
18:10 msk

Итоговый обзор
соблюдения законности в ходе выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан
23.08.2007 / политика и общество

www.procuror.kz, 22 августа

18 и 20 августа на всех избирательных участках Республики Казахстан и в Ассамблее народов Казахстана завершены выборы кандидатов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан.

Центральной избирательной комиссией объявлены предварительные итоги состоявшихся выборов.

Деятельность органов прокуратуры в ходе прошедших выборов была направлена на обеспечение законности и неукоснительное соблюдение принципов гласности, открытости, прозрачности выборной кампании. При этом особое внимание обращалось на пресечение любых нарушений конституционных прав граждан в ходе выборного процесса, а также исполнение норм законодательства всеми субъектами избирательного процесса.

Генеральная прокуратура заявляет, что основополагающие принципы законности выборного процесса соблюдены, каких-либо существенных нарушений выборного законодательства и избирательных прав граждан не за-фиксировано.

Обеспечена гласность деятельности Центральной и нижестоящих избирательных комиссий, других государственных органов и лиц, связанных с проведенными выборами.

Гарантировано и реализовано право граждан и участников избирательного процесса на обжалование актов и действий, затрагивающих их избирательные права, в суде и других государственных органах. При этом к нарушителям в большинстве случаев применялись меры предупредительного ха-рактера.

Со стороны Правительства и исполнительных органов власти приняты меры, направленные на исполнение требований выборного законодательства по обеспечению активных избирательных прав граждан, финансированию выборов, подготовке к этапу предвыборной агитации и проведению голосо-вания.

* * *

Вместе с тем, в ходе выборов прокурорами установлены отдельные нарушения законности, не повлиявшие на результаты голосования.

Анализ показывает, что большинство из них было допущено в период проведения предвыборной агитации.

Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" (далее – Конституционный закон) устанавливает ряд требований к проведению пред-выборной агитации как по форме (только в разрешенный период, с указанием выходных данных и т.п.), так и по содержанию (недопустимость распространения сведений, заведомо порочащих честь и достоинство другого кандидата).

Эти и другие требования законодательства органами прокуратуры не-однократно разъяснялись через средства массовой информации и непосредственно участникам избирательного процесса.

Среди зафиксированных нарушений этого периода в первую очередь необходимо отметить нарушения сроков начала и окончания предвыборной агитации.

При этом, такие нарушения допускались с использованием средств массовой информации.

Так, в газете "Вечерний Талдыкорган" от 17.08.2007 г., т.е. за день до голосования, когда агитация полностью запрещена, опубликованы агитационные материалы кандидата в депутаты Мажилиса Парламента от ОСДП Айшымбаева К.Н. и самой партии.

Аналогичным образом в газете "Акпарат KZ" в этот же день без согла-сия НДП "Нур Отан" опубликованы ее агитационные материалы и кандидата в депутаты Кызылординского областного маслихата Тайманова А.

Газетой "Городок Инфо" 17.08.2007 г. опубликован агитационный ма-териал в поддержку кандидата в депутаты маслихата г.Риддер Стребкова В.

Собственники этих средств массовой информации привлечены к ответственности по ст.99 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В связи с проведением предвыборной агитации непосредственно в день голосования перед избирательным участком кандидату в депутаты Индерского районного маслихата Атырауской области Габдуллину Л. разъяснены требования Конституционного закона.

В соответствии с требованиями ст.34 Конституционного закона негосударственное финансирование выборов допускается исключительно из избирательных фондов, зарегистрированных в установленном порядке. В изби-рательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем.

С целью обеспечить прозрачность и подконтрольность негосударственного финансирования выборов пунктом 5 статьи 28 Конституционного закона установлено обязательное отражение сведений об организации, выпустившей агитационные материалы кандидата, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено.

Однако, зафиксированы случаи нарушений указанных требований выборного законодательства в ходе осуществления предвыборной агитации.

Так, ТОО "Пирмат Ата", собственником которого является Шаруа Пирмат (кандидат в депутаты Мажилиса Парламента от ОСДП) произведена оплата выпуска № 29 газеты "Діл" (Южно-Казахстанская область), в которой был опубликован агитационный материал ОСДП.

Учитывая, что не знание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащие применение прокурором редактору указанной газеты внесено разъяснение закона.

* * *

Одним из немаловажных условий реализации избирательных прав и свобод граждан, обеспечения гласности, открытости и прозрачности деятельности избирательных комиссий и всего выборного процесса является законодательно закрепленный институт наблюдателей, которым представлены широкие полномочия по наблюдению за ходом выборного процесса и процедурой голосования.

Проведенный мониторинг свидетельствует, что кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими партийные списки, иными общественными объединениями в полной мере использована возможность указанного наблюдения.

Деятельность наблюдателей в целом соответствовала нормам выборно-го законодательства. Вместе с тем, были зафиксированы отдельные нарушения со стороны наблюдателей политических партий.

В соответствии со ст. 20-1 Конституционного закона наблюдатели политических партий обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательных комиссий, не вмешиваться в избирательный процесс.

Несмотря на это, наблюдатель от КСДП "Ауыл" неоднократно вмешивался в работу Мугалджарской участковой избирательной комиссии №402 Актюбинской области, проводил беседы с избирателями до окончания ими процедуры голосования, чем препятствовал праву выбора, в связи с чем, был удален из избирательного участка.

За аналогичные нарушения на участковом избирательном участке № 38 г.Актобе был удален наблюдатель общественного объединения "Поколение" Кисеменов Ж.

В свою очередь, некоторые наблюдатели обжаловали действия избирательных органов в прокуратуру и вышестоящие избиркомы.

* * *

В предыдущих обзорах внимание участников избирательной кампании обращалось на предвзятость при освещении выборов, а также намеренном искажении действительности со стороны некоторых участников избирательного процесса.

В ходе последних дней выборов такие факты были зафиксированы вновь.

Так, на сайте ОСДП была размещена информация о препонах со стороны местной власти кандидату в депутаты от ОСДП Сабден О. при проведении встреч в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области.

В частности, сообщалось о срыве запланированной и оплаченной встречи с избирателями в Доме культуры из за ремонта здания.

Проверка показала, что Сабден О. ни устно, ни письменно в местные исполнительные органы Тюлькубасского района и к руководству Дома культуры о проведении встречи с избирателями не обращался, оплату за аренду помещения не производил.

Более того, установлено, что Сабден О. без каких-либо препятствий провел встречи в 10 населенных пунктах Тюлькубасского района, о чем так-же свидетельствует отсутствие жалоб и обращений по данному вопросу.

* * *

Согласно выборному законодательству заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в день голосования рассматриваются судами и органами прокуратуры немедленно.

В целях реализации конституционных прав граждан такая работа проводилась не только по жалобам и заявлениям, но и по сообщениям СМИ и путем анализа других доступных материалов.

Например, на сайте "www.osdp.kz" в день голосования появились материалы о фиксации более восьмидесяти нарушений, якобы выявленных наблюдателями на избирательных участках. Большая часть этих сообщений уже проверена и, как показал анализ, в основном не нашла своего подтверждения.

Так, сообщалось, что на избирательные участки № 348 и № 349 Медеуского района г.Алматы при их открытии не были допущены наблюдатели от движений "Поколение" и "За справедливый Казахстан".

Вместе с тем, установлено, что в 06.30 на участок № 348 пришли 3 человека, представившиеся представителями ОСДП и попросили их зарегистрировать, на что было дано разъяснение закона о присутствии на участках по одному представителю от партии.

В тоже время, на указанном участке в течение дня голосования поочередно присутствовали наблюдатели ОСДП Айдарбекова А., Садыкова А., Солтанкулова М.

Также не подтвердился факт проведения на избирательных участках №№224,243,248 и 249 г. Семей социологического опроса по принципу "Exit Poll" работниками государственных органов. Фактически на указанных участках опрос проводился работниками Общественного фонда "Центр развития местного самоуправления" по стандартной статистической модели "Exit Poll".

Подтвердившиеся же нарушения не являются существенными и влияющими на исход голосования.

Так, сообщалось, что в Северо-Казахстанской области на избирательном участке № 758 в кабину для голосования зашло одновременно 3-4 чело-века. В ходе проверки установлено, что в кабину зашел избиратель со своей несовершеннолетней внучкой.

Факт превышения количества бюллетеней на избирательном участке № 48 г. Астаны (на 1653 избирателя 2145 бюллетеней), как показала проверка, был обусловлен их заказом 01.07.2007 г., без учета скорректированных списков избирателей. Данное обстоятельство никак не повлияло на законность выборного процесса на этом участке.

* * *

За весь электоральный период органами прокуратуры вручено 136 разъяснений закона, внесено 14 представлений об устранении нарушений законности, возбуждено 27 производств об административном правонарушeнии и принесено 2 протеста.

Из числа внесенных разъяснений, в адрес политических партий, их предвыборных штабов либо руководителей внесено 50 разъяснений закона, из них 27 - ОСДП, 8 – ДПК "Ак жол", 5 - "Руханият", 2 – ППК, 4 – КНПК, 3 – НДП "Нур Отан", 1- КСДП "Ауыл".

Органами прокуратуры рассмотрено 766 обращений граждан и юридических лиц, из которых в 53 случаях заявители обращались за разъяснениями норм выборного законодательства. Из числа рассмотренных удовлетворено 46 обращений.

Обращения по вопросу применения выборного законодательства также рассматривались другими государственными органами.

В целом органами внутренних дел рассмотрено 106 обращений граждан и юридических лиц, национальной безопасности – 10, финансовой полиции – 13.

Кроме указанных органов нарушения избирательного законодательства обжаловались в судебные органы.

По имеющимся данным, с начала выборного процесса в судах страны на рассмотрении находилось 176 заявлений граждан на различные нарушения, в том числе 118 на действия избирательных комиссий, 1 на действия акимата, 12 на незаконные действия кандидатов в депутаты, 2 к редакциям газет, 3 на действия маслихатов.

Судами рассмотрено 176 заявлений, из них удовлетворено 18, отказано в удовлетворении 71, мировое соглашение достигнуто в 1 случае. Из числа удовлетворенных: 12 заявлений кандидатов в депутаты маслихатов к окружным избирательным комиссиям, в т.ч. по 7 в связи не регистрацией кандидатов по причине сдачи ими недостоверных деклараций о доходах и имуществе, 1 заявление кандидата к редакции газеты в связи с отказом в публикации предвыборной агитации.

Заявители отказались от требований в 2-х случаях, на рассмотрении на-ходится 6 заявлений, в связи с нарушением законодательства возвращено 40 заявлений, отозвано 4, оставлено без рассмотрения 16.

Среди упомянутых были следующие.

15 августа текущего года ОСДП подало в суд заявление об обжалова-нии действий Центральной избирательной комиссии, выразившихся в при-знании обоснованным отказа Алматинского филиала АО "Агентство "Хабар" в размещении в эфире телеканала "Хабар" агитационных видеороликов "Одна страна, две судьбы", "Бір мемлекет, екі та?дыр".

Верховным Судом доводы истца признаны необоснованными, в связи с чем, вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления.

16.08.2007 г. этой же партией в Верховный Суд подано заявление о признании не соответствующим Конституционному закону постановления Центральной избирательной комиссии от 13.08.2007 г. №108/234.

Решением Верховного Суда доводы истца частично удовлетворены. Пункт 5 (вскрытие за два часа до голосования запечатанного пароля запуска электронной избирательной системы) обжалуемого постановления признан несоответствующим Конституционному закону и недействующим с момента его принятия. Также Верховный Суд обязал Центральную избирательную комиссию внести корректировки в указанные постановления для приведения заголовка постановления в соответствие с его содержанием.

Кроме того, судами рассмотрено 11 административных дел, связанных с нарушением выборного законодательства.

* * *

Вышеприведенный анализ нарушений, зафиксированных как в день голосования, так и за весь период избирательной кампании свидетельствует о том, что отдельные участники выборного процесса ставили перед собой задачи по фиксации наибольшего количества нарушений. Зачастую эти сведения являлись недостоверными и некорректными. При этом, целями такой работы было создание мнимого впечатления о многочисленности нарушений на избирательных участках и фальсификации итогов голосования.

Однако, результаты проведенного мониторинга выборного процесса, отчеты и отзывы казахстанских, международных и иностранных наблюдателей, которыми располагает Генеральная прокуратура, свидетельствуют о за-конности проведенных выборов.

* * *

Генеральная прокуратура полагает необходимым отметить, что участие наблюдателей иностранных государств, международных организаций, а так-же представителей иностранных средств массовой информации содействует реализации принципа открытости и гласности избирательного процесса, является одним из факторов развития выборного законодательства страны, а также содействует дальнейшему укреплению сотрудничества между государствами и международными организациями.

В связи с этим, выражает особую благодарность всем наблюдателям, в том числе от миссий ОБСЕ, СНГ и ШОС за проведенную работу и высказанные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Учитывая, что выборы по пропорциональной системе в Казахстане проводились впервые, и соответственно впервые на практике применялись последние изменения и дополнения, внесенные в выборное законодательство, Генеральной прокуратурой также по итогам анализа соблюдения законности в ходе настоящего электорального процесса будут подготовлены соответствующие предложения по его совершенствованию.

Для дальнейшей реализации предложения будут направлены в Центральную избирательную комиссию.

* * *

Генеральная прокуратура, в случае поступления, продолжит рассмотрение жалоб и обращений, связанных с нарушениями в выборном процессе и доведет до сведения обратившихся, результаты рассмотрения.

Кроме того, данные о мониторинге выборного процесса будут размещены на сайте Генеральной прокуратуры для предоставления возможности ознакомления с ними всех заинтересованных лиц и организаций.

Генеральная прокуратура
Республики Казахстан


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.08.2007
По прогнозам правительства рост ВВП в 2008-2010 гг. составит 9% ежегодно 30.08.2007
Нуртай Абыкаев в программе "От первого лица" 30.08.2007
"Формирование однопартийного парламента не означает ликвидацию политического плюрализма в Казахстане" 30.08.2007
Вручены нагрудные знаки и соответствующие удостоверения восьми депутатам сената парламента РК 30.08.2007
Казахстан строго соблюдает режим нераспространения ядерных технологий 30.08.2007
Друг из степей 30.08.2007
Казахстан выступает за разрешение армяно-турецкой проблемы путем прямого диалога 30.08.2007
Курды верят "Ак Орде" 30.08.2007
Состоялось заседание рабочей группы по разработке проекта Закона "О государственном языке Республики Казахстан" 30.08.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz