NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 00:08 ast
22:08 msk

Новый этап в развитии казахстанского общества
К.Саудабаев: Необходимо отметить, что сегодняшний шаг – это показатель зрелости нашего общества. Оно приняло эти изменения. Оно верит своему первому Президенту, который вновь подтвердил не только свое лидерство, неординарное мышление и стратегическую дальновидность, но смелость и мужество государственного деятеля и человека
21.05.2007 / политика и общество

"Хабар", 18 мая

В президентской резиденции "Ак Орда" состоялась пресс-конференция с участием Госсекретаря и руководства администрации Президента. На пресс-конференции Госсекретарь Канат Саудабаев заявил, что это важнейшее событие в новейшей истории страны открывает новый этап в развитии казахстанского общества.
Канат Саудабаев, Государственный секретарь РК:
- Примечательно, что исторические поправки в Конституцию внесены в полном соответствии с логикой внутреннего развития Казахстана и опираются на мощный фундамент социально-экономических и общественно-политических реформ, проведенных за годы независимости под выдающимся лидерством первого президента страны Нурсултана Назарбаева.
По мнению Госсекретаря, реализация принятых поправок в Конституцию подкрепит признанные экономические достижения Казахстана его политическим лидерством в регионе. Предложенные Президентом поправки в Конституцию стали результатом многолетних дискуссий с участием представителей правительства, парламента, политических партий и общественных движений. Таким образом, они суммируют предложения всех слоев казахстанского общества, становясь своего рода общенациональной программой демократических реформ.
Канат Саудабаев, Государственный секретарь РК:
- Очень убедительный пример зрелости нашего общества; оно приняло эти изменения, оно верит своему лидеру, который вновь подтвердил не только свою стратегическую дальновидность, умение предвидеть и работать на опережение, но и смелость, мужество государственного деятеля и человека. Это редчайший пример мировой истории, когда популярный лидер, обладая 90 - процентной поддержкой своего народа, без какого-либо давления изнутри и вне страны, на вершине своего успеха делится властью и отдает значительную часть своих полномочий.
Прежде всего, глава государства сам предложил сократить срок президентства с 7 до 5 лет. Во-вторых, произойдет мощное усиление полномочий парламента и в целом представительной ветви власти. Вводится пропорциональная система избрания депутатов парламента, число которых увеличивается со 116 до 154. Важным новшеством будет избрание девяти депутатов мажилиса Ассамблеей народа Казахстана. Назначение премьер-министра будет осуществляться только с согласия большинства членов мажилиса. В-третьих, произойдет значительное повышение роли политических партий, их влияния на систему государственного управления и другие стороны общественной жизни за счет усиления контроля за формированием и деятельностью правительства. Вводится прямое государственное финансирование политических партий, а также неправительственных организаций. В-четвертых, предстоит кардинальное усиление роли местного самоуправления. Его функции будут исполнять маслихаты – это важнейшая новация. В-пятых, совершен прорыв по укреплению системы защиты прав человека. Фактически отменяется смертная казнь, что ставит Казахстан в один ряд с ведущими европейскими демократиями. В ходе судебной реформы в Казахстане будет введено судебное санкционирование ареста. Журналистов интересовало, какие изменения в политической жизни страны произойдут в результате принятия поправок, связанных с введением пропорциональной системы при выборах в парламент, и каким образом будут финансироваться политические партии.
Маулен Ашимбаев, заместитель руководителя администрации Президента:
- Два момента даст пропорциональная избирательная система выборов в мажилис. Первая - в результате введения пропорциональной избирательной системы выборов в мажилис партии получают резкий импульс для развития, и произойдет становление уверенной, эффективной политической системы в стране. Второе. Пропорциональная избирательная система по своей сути более представительна, более репрезентативна. Если при мажоритарной избирательной системе действует принцип "победитель получает все", то при пропорциональной избирательной системе действует принцип "все общественно значимые политические силы должны быть представлены в парламенте". Сегодня такого рода практику финансирования политических партий впрямую используют 53 государства мира. Среди них такие развитые демократические государства, как Великобритания, Франция, Италия, Австралия и др. Косвенное финансирование политических партий в мире осуществляют около 50 государств. Речь идет о налоговых льготах, других льготах и преференциях, доступе к СМИ и т.д. Введя государственное финансирование, мы делаем серьезный шаг к укреплению наших политических партий и созданию демократической политической системы в стране. Государственное финансирование политических партий нужно для того, чтобы обеспечить большую независимость партий. Вторым этапом будет прописан этот механизм. Государственное финансирование будут получать партии, которые пройдут по итогам будущих выборов в мажилис парламента. Конкретно сколько, в каком размере - это вопрос обсуждения. Сейчас готовятся соответствующие изменения в законодательство, в парламенте они будут активно обсуждаться, видимо, будет привязка к количеству мест, которые получат политические партии в парламенте, или будет привязка к количеству отданных голосов за конкретную политическую партию.
Как было отмечено на пресс-конференции, по пропорциональной избирательной системе будет формироваться только парламент страны.
Оналсын Жумабеков, заместитель руководителя администрации Президента:
- Из Конституции исключены те положения, которые регламентируют процесс или процедуру выборов. Все они перейдут, будут разработаны и включены в конституционный закон о выборах. Сейчас мы работаем над этими поправками, планируется ввести пропорциональную избирательную систему только при выборах в мажилис парламента. Что касается маслихатов, то сохранится мажоритарная избирательная система.
На пресс-конференции было также прокомментировано сегодняшнее неожиданное решение парламента о дополнении в пакет конституционных поправок.
Канат Саудабаев, Государственный секретарь:
- Сегодня парламент принял закон, в который по единодушному мнению депутатов было внесено важное дополнение. Теперь конституционное положение о том, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд, не распространяется на первого Президента РК. Тем самым сохраняя один из демократических постулатов Конституции - высший представительный орган РК выразил волю народа. В этом решение воздана дань уважения и признательности Нурсултану Назарбаеву- первому Президенту Казахстана и создателю нашей независимой государственности. Воспользуется ли предоставленной парламентом и народом возможностью первый Президент – это теперь его право и его привилегия. Со своей стороны, являясь свидетелем воли, мужества и мудрости этого человека, я верю, как и все, что сегодня он находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, и остается локомотивом развития нашей страны. И если он воспользуется возможностью, это будет только на благо нашего народа и государства.

-

Саудабаев: поправки в Конституцию направлены на развитие Казахстана
АСТАНА, 18 мая - РИА Новости, Ольга Коваленко

Поправки, внесенные парламентом Казахстана в Конституцию страны, направлены на будущее развитие республики, как экономически сильного и демократически развитого государства, считает государственный секретарь Казахстана Канат Саудабаев.
"Особенность принятых изменений в том, что они продиктованы не столько соображениями текущего момента, сколько направлены на будущее развитие Казахстана как экономически сильного и демократически развитого государства", -сказал он в пятницу на пресс-конференции в Астане.
"Это важнейшее событие в новейшей истории страны открывает новый этап в развитии нашего общества", - считает госсекретарь.
В пятницу парламент Казахстана принял поправки в Конституцию страны, которыми, в частности, снимаются ограничения по числу президентских сроков для первого президента страны Нурсултана Назарбаева.
"Воспользуется ли представленной парламентом и народом возможностью первый президент? - Это теперь его право и его привилегия", - отметил Саудабаев.
"Со своей стороны, многие годы являясь свидетелем воли, мужества и мудрости этого человека я рад, и верю, как и вы все, что сегодня он находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, остается локомотивом развития нашей страны. И если он воспользуется этой своей возможностью - это будет только на благо нашего народа, нашего молодого независимого государства", - подчеркнул он.
Поправки в конституцию, предложенные президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, предусматривают также сокращение срока президентских полномочий с семи до пяти лет, при том что эта норма вступает в силу с 2012 года. Назарбаев был избран на этот пост в последний раз в декабре 2005 года. Предусмотрено также увеличение численности парламента с 116 до 154 депутатов и формирование мажилиса (нижней палаты парламента) по партийным спискам.
Кроме того, усиливаются полномочия парламента в части контроля за деятельностью правительства. В частности, для того, чтобы отправить в отставку главу правительства, мажилису требуется простое большинство голосов, а не две трети, как было ранее.
Кроме того, предусмотрена норма, наделяющая президента правом роспуска парламента после консультаций с премьер-министром и спикерами палат парламента.
Президент также наделяется правом законодательной инициативы. Кандидат на должность президента республики должен последние 15 лет проживать в Казахстане.
Из Конституции исключена норма о том, что президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает деятельность в политической партии.
Сенат (верхняя палата парламента) получил право выполнять функций всего парламента по принятию законов в период временного отсутствия мажилиса, вызванного его досрочным роспуском.
Акимы (губернаторы) областей будут назначаться президентом с согласия маслихатов (местный законодательный орган). Маслихат большинством голосов вправе выразить недоверие акиму и поставить перед президентом вопрос об освобождении его от должности.
Смертная казнь устанавливается как исключительная мера наказания за террористические преступления, повлекшие гибель людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в мирное время.

-

Нынешний состав парламента доработает положенный по закону срок
Астана. 18 мая. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН

Состав парламента Казахстана действующего созыва доработает положенный по закону срок.
"Парламент Республики Казахстан и его палаты приобретают предусмотренные для них настоящим законом конституционные полномочия после истечения срока полномочий мажилиса парламента Республики Казахстан третьего созыва", - указано в тексте закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", который в пятницу принял парламент.
Согласно сопутствующим к указанному законопроекту документам, данной нормы в Конституции не будет, она будет предусмотрена только в принятом законе, названном выше.
Как пояснил журналистам председатель Конституционного совета (КС) Игорь Рогов, в связи с принятием конституционных поправок не последуют досрочные отставки органов власти, включая правительство.
"Президент подпишет закон, и он вступит в силу. Повторяю, что не все нормы закона вступают в силу одновременно. В законе предусмотрен различный порядок введения в действие некоторых норм Конституции", - рассказал И.Рогов.
"Нормы Конституции, которые наделяют парламент и его палаты новыми полномочиями, вступают в силу не со дня опубликования, а по истечении сроков полномочий депутатов мажилиса парламента. Кроме того, в Конституции сказано, что правительство сохраняет свои полномочия до истечения срока своих полномочий, если для них установлен законом срок либо до того, как не будут сняты с них эти полномочия", - сказал он.
"То есть все остаются на своих местах. Принятие закона не приведет к такой массовой кадровой смене", - подчеркнул он.
Как сообщалось, принятыми в пятницу парламентом в Конституцию поправками состав законодательного органа Казахстана увеличивается на 38 человек - до 154 депутатов. Так, состав сената будет расширен до 47 мест за счет увеличения президентской квоты с 7 до 15-ти депутатов, в свою очередь состав мажилиса увеличивается до 107 депутатов, 98 из которых теперь будут избираться по пропорциональной системе, а 9 мест займут представители Ассамблеи народа республики (АНК). Ряд других представителей АНК глава государства будет назначать сенаторами.
Согласно пока действующей Конституции, сенат Казахстана состоит из 39 депутатов, при этом 32 сенатора избираются на собрании выборщиков - депутатов маслихатов всех уровней по принципу: от каждого из 16 регионов страны (14 областей и два города республиканского подчинения - Астана и Алматы) по два депутата сената. Семерых сенаторов назначает глава государства. Срок полномочий состава сената - шесть лет. При этом половина избираемых депутатов сената переизбирается каждые три года. Из 77 депутатов мажилиса 67 избираются по одномандатным избирательным округам, а 10 - по результатам голосования электората за партии. Срок полномочий депутатов мажилиса очередного созыва - 5 лет. Нынешний состав мажилиса был избран на выборах осенью 2004 года.

-

Применение пропорциональной системы на выборах мажилиса даст импульс развитию партийной, считают в "Ак Орде"
Астана. 18 мая. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН

Применение пропорциональной системы на выборах мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана даст возможность всем значимым общественно-политическим силам в стране быть представленными в законодательном органе.
"В наших условиях представительная избирательная система будет эффективной именно в том, что все политические партии, которые имеют поддержку населения, будут иметь своих депутатов в мажилисе парламента страны", - сказал заместитель руководителя администрации главы государства Маулен Ашимбаев на пресс-конференции в пятницу в Астане. (Администрация президента Казахстана размещается в столичной резиденции главы государства "Ак Орда").
При этом, подчеркнул М.Ашимбаев, пропорциональная система выборов "даст очень сильный импульс развитию партий в Казахстане".
Со своей стороны заместитель руководителя администрации президента Оналсын Жумабеков на этой же пресс-конференции напомнил, что из Конституции исключены нормы, определяющие порядок формирования палат парламента.
"Теперь практически все вопросы, которые касаются порядка подготовки, организации и проведения выборов, будут регулироваться конституционным законом "О выборах", работа над которым ведется", - отметил он.
В новом законе, рассказал О.Жумабеков, в частности, планируется сохранить 7%-ный барьер для прохождения партий в мажилис.
При этом он отметил, что "вносить изменения в закон гораздо легче, чем вносить изменения в Конституцию, и в перспективе возможно, конечно, изменение и в этой части".
В новом законе "О выборах", продолжил М.Ашимбаев, будет также детально прописан механизм государственного финансирования политических партий.
"Предполагается, что государственное финансирование будут получать те партии, которые пройдут по итогам будущих выборов в мажилис парламента", - сказал он.
"Государственное финансирование политических партий нужно для того, чтобы обеспечить бОльшую независимость наших партий", - пояснил А.Ашимбаев.
При этом он выразил уверенность, что "введение государственного финансирования политических партий не приведет к контролю государства над политическими партиями, поскольку речь идет об их частичном финансировании".
По его словам, такого рода практику финансирования политических партий используют 53 государства мира, в том числе Великобритания, Франция, Италия.
В Казахстане с населением более 15,4 млн человек в настоящее время 10 партий, половина из которых позиционирует себя как оппозиционные. При этом в парламенте представлены лишь три партии: подавляющее большинство депутатов - члены партии власти "Нур Отан", которую возглавляет президент республики Нурсултан Назарбаев, по одному депутату представляют народную компартию (КНПК) и партию "Ак жол" (Светлый путь).
Как сообщалось, принятыми в пятницу парламентом в Конституцию поправками состав законодательного органа Казахстана увеличивается на 38 человек - до 154 депутатов. Так, состав сената (верхней палаты) будет расширен до 47 мест за счет увеличения президентской квоты с 7 до 15-ти депутатов, в свою очередь состав мажилиса увеличивается до 107 депутатов, 98 из которых теперь будут избираться по пропорциональной системе, а 9 мест займут представители Ассамблеи народа республики (АНК). Ряд других представителей АНК глава государства будет назначать сенаторами.

-

В Акорде состоялась пресс-конференция Государственного секретаря Каната Саудабаева и руководства Администрации Президента Республики Казахстан.
"Ак Орда", 18 мая

На пресс-конференции были даны политические оценки принятия Парламентом Казахстана во втором чтении Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", внесенного Главой государства.
Как отметил Государственный секретарь, это важнейшее событие в новейшей истории страны открывает новый этап в развитии нашего общества.
- Примечательно, что эти исторические поправки в Конституцию внесены в полном соответствии с логикой внутреннего развития Казахстана и опираются на мощный фундамент социально-экономических и общественно-политических реформ, проведенных за годы независимости под выдающимся лидерством первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.
Реализация принятых поправок в Конституцию подкрепит признанные экономические достижения Казахстана его политическим лидерством в регионе, - подчеркнул Канат Саудабаев.
Государственный секретарь отметил, что "сегодняшний шаг – это показатель зрелости нашего общества".
- Оно приняло эти изменения. Оно верит своему первому Президенту, который вновь подтвердил не только свое лидерство, неординарное мышление и стратегическую дальновидность, но смелость и мужество государственного деятеля и человека. Это редчайший исторический пример, когда популярный лидер, имея поддержку 90 процентов населения страны, без давления изнутри и извне, на вершине своего успеха, делится своей властью и отдает часть полномочий, - сказал К.Саудабаев.
Внесением по единодушной инициативе депутатов важного дополнения о том, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, не распространяется на первого Президента Республики Казахстан, по мнению Каната Саудабаева, высший представительный орган Республики выразил волю народа.
- В этом решении воздана заслуженная дань уважения и признательности Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, первому Президенту Казахстана и создателю нашей независимой государственности. Воспользуется ли предоставленной Парламентом и народом возможностью первый Президент – это теперь его право и привилегия.
Со своей стороны, многие годы являясь свидетелем воли, мужества и мудрости этого человека, я рад, что и сегодня он находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, оставаясь локомотивом развития страны. И если он воспользуется такой возможностью, это будет на благо нашего молодого независимого государства, - отметил Государственный секретарь.
На пресс-конференции были широко освещены вопросы введения пропорциональной избирательной системы и ее влияния на развитие политической системы страны, государственного финансирования политических партий, представительства в Парламенте Ассамблеи народов Казахстана и ряд других.
Как отметил Заместитель Руководителя Администрации Президента Маулен Ашимбаев, пропорциональная политическая система даст очень сильный импульс к развитию политических партий в Казахстане и является по своей природе более репрезентативной.
- Если при мажоритарной избирательной системе действует принцип "победитель получает все", то при пропорциональной избирательной системе действует принцип: "Все общественно значимые политические силы должны быть представлены в Парламенте". То есть при пропорциональной избирательной системе появляется возможность для всех общественно-политических сил быть представленными в Парламенте. Можно сказать, что в наших условиях представительная избирательная система будет эффективна тем, что все политические партии, которые имеют поддержку населения, будут иметь своих депутатов в Мажилисе Парламента страны, - сказал М.Ашимбаев.
Отвечая на вопрос относительно механизма государственного финансирования политических партий, Маулен Ашимбаев подчеркнул, что речь идет о частичном финансировании политических партий.
В настоящее время практику прямого финансирования политических партий используют 53 государства мира. Среди них такие развитые демократические государства как Великобритания, Франция, Италия, Австралия и другие. Косвенное финансирование политических партий на сегодняшний день осуществляют около 50 государств мира. Речь идет о налоговых и других льготах и преференциях, доступе к СМИ.
- Государственное финансирование политических партий нужно для того, чтобы обеспечить большую независимость наших партий, и оно будет осуществляться в отношении тех партий, которые пройдут по итогам будущих выборов в Мажилис Парламента. Конкретно сколько и в каком размере – это вопрос обсуждения. Сейчас готовятся изменения в законодательство, которые будут активно обсуждаться в Парламенте. Видимо, будет привязка к количеству мест, которые получат политические партии в Парламенте или к количеству отданных голосов за конкретную политическую партию, - отметил Заместитель Руководителя Администрации Президента.
Журналистов также интересовали механизмы выборов в местные представительные органы - маслихаты.
Как отметил Заместитель Руководителя Администрации Президента Оналсын Жумабеков, вопросы, касающиеся порядка подготовки, организации и проведения выборов исключены из Конституции и будут регулироваться конституционным законом "О выборах".
- Ввести пропорциональную избирательную систему выборов планируется только для депутатов Мажилиса Парламента. Что касается местных представительных органов – маслихатов, то тут сохранится мажоритарная избирательная система, - сказал О.Жумабеков.

-

Стенограмма пресс-конференции Государственного Секретаря и руководства Администрации Президента Республики Казахстан

Пресс-секретарь Президента РК Ерлан Байжанов:
- Ќўрметті јріптестер, бїгінгі баспасґз мјжілісіне Ќазаќстан Республикасыныѕ Мемлекеттік хатшысы Ќ.Саудабаев, Президент Јкімшілігі басшысыныѕ орынбасарлары О.Жўмабеков жјне М.Јшімбаев ќатысып отыр.
Уважаемые коллеги, тема сегодняшней пресс-конференции - принятие сегодня Парламентом конституционных поправок, внесенных в среду Главой государства. В пресс-конференции принимают участие Государственный секретарь Саудабаев Канат Бекмурзаевич и Заместители Руководителя Администрации Президента Жумабеков Оналсын Исламович и Ашимбаев Маулен Сагатханович.
Слово предоставляется Государственному секретарю.

Государственный секретарь Канат Саудабаев:
Уважаемые журналисты, как Вы знаете, 16 мая сего года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес в Парламент проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".
Сегодня, по итогам заинтересованного обсуждения, Парламент Казахстана во втором чтении принял этот Закон.
Это важнейшее событие в новейшей истории страны открывает новый этап в развитии нашего общества. Примечательно, что эти исторические поправки в Конституцию внесены в полном соответствии с логикой внутреннего развития Казахстана и опираются на мощный фундамент социально-экономических и общественно-политических реформ, проведенных за годы независимости под выдающимся лидерством первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.
Особенность принятых изменений в том, что они продиктованы не столько соображениями текущего момента, сколько направлены на будущее развитие Казахстана как экономически сильного и демократически развитого государства.
Как подчеркнул Президент Н.А.Назарбаев, мы пошли на политические реформы и конституционные изменения без какого-либо давления извне, а исходя из точного понимания и глубокого осознания стратегических интересов государства и народа.
Вы хорошо знаете, что с момента независимости наша страна шла своим собственным путем, не копируя слепо, а внедряя современные стандарты в экономике, в управлении, в политике с учетом мирового опыта, реалий нашей страны и национальных интересов.
Сегодня мы видим два пути развития транзитных государств: один – полное отсутствие реформ, другой – их искусственное подстегивание через так называемые цветные революции, результаты которых мы наблюдаем. Но есть третий эволюционный путь развития, казахстанский, с опережающими экономическими реформами, последовательно подкрепляемыми политической либерализацией общества.
И сегодня Глава государства, как выдающийся политик и государственный деятель точно уловил момент необходимости ускорения демократических реформ и гармонизации экономического и политического развития страны.
Реализация принятых поправок в Конституцию подкрепит признанные экономические достижения Казахстана его политическим лидерством в регионе.
Следует подчеркнуть, что предложенные Президентом поправки в Конституцию стали результатом многолетних дискуссий с участием представителей правительства, парламента, политических партий и общественных движений. Таким образом, они являются квинтэссенцией предложений всех слоев казахстанского общества, своего рода общенациональной программой демократических реформ.
Необходимо отметить, что сегодняшний шаг – это показатель зрелости нашего общества. Оно приняло эти изменения. Оно верит своему первому Президенту, который вновь подтвердил не только свое лидерство, неординарное мышление и стратегическую дальновидность, но смелость и мужество государственного деятеля и человека.
Это редчайший исторический пример, когда популярный лидер, имея поддержку 90 процентов населения страны, без давления изнутри и извне, на вершине своего успеха, делится своей властью и отдает часть полномочий.
Прежде всего, Глава государства сам предложил сократить срок президентства с 7 до 5 лет.
Во-вторых, предусматривается мощное усиление полномочий Парламента и в целом представительной ветви власти. Баланс сдержек и противовесов меняется очень существенно, что укрепит устойчивость и стабильность нашего общества.
Как Вы знаете, вводится пропорциональная система избрания депутатов Парламента, число которых увеличивается со 116 до 154. Важным новшеством будет избрание девяти депутатов Мажилиса Ассамблеей народа Казахстана, которая является уникальным инструментом укрепления межнационального согласия и мира в нашей стране.
Далее, назначение Премьер-министра будет осуществляться только с согласия большинства членов Мажилиса. Создана возможность принятия вотума недоверия Правительству простым большинством депутатов, а не квалифицированным большинством в две трети. Кроме того, две трети состава Конституционного Совета, Центральной Избирательной Комиссии и Счетного комитета будут формироваться Парламентом. Все эти изменения позволят резко повысить роль законодательного органа.
В-третьих, значительное повышение роли политических партий, их влияния на систему государственного управления и другие стороны общественной жизни за счет усиления контроля за формированием и деятельностью Правительства. Вводится прямое государственное финансирование политических партий, а также неправительственных организаций, что повлечет мощное ускорение развития гражданского общества.
В-четвертых, предстоит кардинальное усиление роли местного самоуправления. Его функции будут исполняться Маслихатами – это важнейшая новация. Предполагается качественное изменение в полномочиях местной представительной власти, от которой теперь будет зависеть назначение всех уровней исполнительной власти на местах – акимы областей, городов и районов не будут назначаться без согласия маслихатов.
В-пятых, совершен прорыв по укреплению системы защиты прав человека. Фактически отменяется смертная казнь, что ставит Казахстан в один ряд с ведущими европейскими демократиями. Далее наряду с судом присяжных заседателей, в ходе судебной реформы в Казахстане будет введено судебное санкционирование ареста.
Таким образом, с сегодняшнего дня Казахстан начинает реальную трансформацию в сторону президентско-парламентской республики и стал еще ближе к международным демократическим стандартам.
Таковы основные моменты конституционных поправок, внесенных Главой государства в Парламент.
Как Вы знаете, наряду с вышеизложенным, в результате рассмотрения Парламент принял закон, в который по единодушной инициативе депутатов было внесено важное дополнение. Теперь конституционное положение о том, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, не распространяется на первого Президента Республики Казахстан. Тем самым, сохраняя один из основных демократических постулатов Конституции, высший представительный орган Республики выразил волю народа. В этом решении воздана заслуженная дань уважения и признательности Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, первому Президенту Казахстана и создателю нашей независимой государственности.
Воспользуется ли предоставленной Парламентом и народом возможностью первый Президент – это теперь его право и привилегия.
Со своей стороны, многие годы являясь свидетелем воли, мужества и мудрости этого человека, я рад, что и сегодня он находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, оставаясь локомотивом развития страны. И если он воспользуется такой возможностью, это будет на благо нашего молодого независимого государства.
Спасибо за внимание. А теперь я и мои коллеги будем готовы ответить на Ваши вопросы.

"Хабар" агенттігініѕ журналисі А.Балтабайўлы:
- Бірінші сўраќ Ќ.Саудабаев мырзаєа. Конституциялыќ реформаларды јзірлеу кезінде ґзге елдердіѕ тјжірибесі зерттелді ме? Мїмкін болса екі тілде де жауап берсеѕіз.

Ќ.Саудабаев:
- Бїгінгі кїні Конституциямызєа енгізіліп жатќан ґзгерістердіѕ біраз жылдардан бері јзірленіп келе жатќаны белгілі. Оны жаѕа ґз сґзімде айтып кеттім. Бўл ґзгерістердіѕ зерделеніп, зерттелуіне арнайы мамандар, тарихшылар, Президент јкімшілігі, депутаттар, Їкімет адамдары атсалысты. Олар дамыєан демократиялыќ мемлекеттердіѕ конституцияларын, бїгінгі жаєдайларын зерттеп, еліміздіѕ, ќоєамымыздыѕ дамуына ќажетті тўстарын, тиістілерін ала отырып осы ґзгерістерді тїзіп шыќты.
Безусловно, мировой опыт учитывался. Как я уже сказал, сегодняшние решения были и являются плодами очень серьезных многолетних дискуссий в нашем обществе, в которой участвовали представители различных слоев, включая политический истеблишмент страны, оппозицию. Был изучен опыт ведущих демократий Европы, состоявшихся демократических государств Азии и, что важно, транзитных государств. Таким образом, все, что, можно было использовать для дальнейшего развития нашей страны с учетом наших реалии – было использовано.

Ольга Коваленко, РИА "Новости":
У меня вопрос к Оналсын Исламовичу. Председатель Конституционного Совета Игорь Рогов прокомментировал уже, что часть положений, которые внес Парламент в Конституцию, вступит в силу после того, как будет избран новый состав Мажилиса. В связи с этим вопрос: будут ли распущен Парламент?

О.Жумабеков: Сегодня Парламент республики принял закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", статья вторая которого предусматривает, что Парламент и его палаты приобретают, предусмотренные для них настоящим законом конституционные полномочия после истечения полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва. Эти полномочия истекают в 2009 году. Поскольку закон принят, и в нем отражена такая норма, нет никаких оснований говорить о том, что предстоит роспуск Мажилиса или в целом Парламента.

Динара Сейтжанова. Телеканал "Астана":
У меня вопрос к господину Ашимбаеву, что даст политической системе нашей страны пропорциональная система голосования?.

М.Ашимбаев:
Я хотел бы отметить два момента.
Первое. В результате введения пропорциональной избирательной системы в Мажилис, партии получают резкий импульс для развития. Уверен, что в результате этого произойдет становление эффективной политической демократической системы в стране. Для того, чтобы построить подлинное демократическое государство, демократическую политическую систему, мы должны сформировать конкурентоспособные эффективные политические партии. И пропорциональная политическая система даст очень сильный импульс к развитию политических партий в Казахстане.
Второе. Пропорциональная избирательная система по своей природе более представительна, более репрезентативна. Что это значит? Если при мажоритарной избирательной системе действует принцип "победитель получает все", то при пропорциональной избирательной системе действует принцип: "Все общественно значимые политические силы должны быть представлены в Парламенте". То есть при пропорциональной избирательной системе появляется возможность для всех общественно-политических сил быть представленными в Парламенте. Можно сказать, что в наших условиях представительная избирательная система будет эффективна тем, что все политические партии, которые имеют поддержку населения, будут иметь своих депутатов в Мажилисе Парламента страны.

О.Жумабеков: Я бы хотел дополнить. Часто задают вопрос о семипроцентном барьере для получения депутатских мандатов. Хочу подчеркнуть, что в Конституции было предусмотрено положение о том, что депутатские мандаты по итогам выборов по партийным спискам, распределяются между теми партиями, которые преодолели семипроцентный барьер. Сейчас, после принятия сегодняшних поправок в Конституцию, данное положение из нее удалено. Теперь практически все вопросы, которые касаются порядка подготовки, организаций и проведения выборов будут регулироваться конституционным законом "О выборах". Работа над проектом закона "О выборах" ведется, и пока мы предполагаем, что семипроцентный барьер останется. Но впоследствии, при необходимости, внести изменения в закон будет гораздо легче, чем вносить изменения в Конституцию. В перспективе, конечно, возможны изменения в этом тексте. Если учесть, что число депутатов Мажилиса Парламента увеличилось до 98 ( а в нынешнем составе Мажилиса по партийным спискам были распределены 10 мандатов), то даже при семипроцентном барьере шансы всех политических партий участвовать в борьбе и получить больше депутатских мандатов резко возрастают.

Срым Ержанов газета "Мегаполис".
Вопрос к господину Ашимбаеву. Не приведет ли государственное финансирование политический партий к контролю и диктату со стороны власти? И по какому принципу будет осуществляться финансирование политических партий?

М.Ашимбаев: Уверен, что введение государственного финансирования политических партий не приведет к контролю государства над политическими партиями. Почему? Прежде всего, речь идет о частичном финансировании политических партий, то есть партии сами тоже должны будут изыскивать средства из законных, разумеется, источников. Во-вторых, в законе будет предусмотрен прозрачный механизм финансирования политических партий. Сегодня практику прямого финансирования политических партий используют 53 государства мира. Среди них такие развитые демократические государства как Великобритания, Франция, Италия, Австралия и другие. Косвенное финансирование политических партий на сегодняшний день осуществляют около 50 государств мира. Речь идет о налоговых и других льготах и преференциях, доступе к СМИ и так далее. Введя государственное финансирование мы делаем очень серьезный шаг в сторону укрепления наших политических партий и создания демократической политической системы в нашей стране.
Государственное финансирование политических партий нужно для того, чтобы обеспечить большую независимость наших партий. Понятно, что в своей деятельности им постоянно требуются финансовые ресурсы, и для того, чтобы обеспечить их независимость вводится государственное частичное финансирование.
Как это будет происходить? В наших законах вторым этапом будет прописан этот механизм. Видимо, государственное финансирование будут получать те партии, которые пройдут по итогам будущих выборов в Мажилис Парламента. Только та партия, которая преодолела семипроцентный порог и прошла в Мажилис, будет получать государственное финансирование. Это делается для того, чтобы ограничить расходы со стороны государства на партии, которые только зарегистрировались, и чтобы финансировать такие партии, которые доказали свою состоятельность, получили поддержку казахстанцев.
Конкретно сколько и в каком размере – это вопрос обсуждения. Сейчас готовятся изменения в законодательство, которые будут активно обсуждаться в Парламенте. Видимо, будет привязка к количеству мест, которые получат политические партии в Парламенте или к количеству отданных голосов за конкретную политическую партию. Само собой, если партия получает большее количество мест или голосов, то получает и большее финансирование.
Я думаю, механизм будет достаточно открытый, прозрачный, и понятный для самих политических партий, для населения. Поэтому какие-либо злоупотребления здесь по определению исключены.

Миргуль Жилкишева, газета "Вечерняя Астана":
Вопрос к Оналсын Исламовичу, а коснется ли голосование по партийным спискам местных представительных органов -маслихатов?
О.Жумабеков: Я хочу еще раз повторить, что из Конституции исключены все положения, которые регламентируют процедуру выборов, и все они будут включены в конституционный закон о выборах. Сейчас мы работаем над этими поправками. Планируется, как сказал, Глава государства, ввести пропорциональную избирательную систему выборов только для депутатов Мажилиса Парламента. Что касается местных представительных органов – маслихатов, то тут сохранится мажоритарная избирательная система.

Роза Досумова, Телекомпания "Мир":
Не приведет ли представительство членов Ассамблеи народов Казахстана к тому, что часть депутатов будет как бы декоративными, а другая – избранными на выборах?

О.Жумабеков:
Я полагаю, что никакой разницы в весомости их депутатского мандата не будет, потому что Ассамблея народов Казахстана – это прекрасно зарекомендовавший себя, эффективно работающий над сохранением и укреплением в стране межнационального согласия, институт.
К.Саудабаев: Все сидящие здесь являются свидетелями того, что это уникальный институт, который за годы своего существования завоевал очень серьезный авторитет в нашей стране. Его уникальность не имеет аналогов в мире. И я многие годы работавший за рубежом, знаю, что наш опыт очень пристально изучается не только в транзитных странах, не только в странах с нарождающейся демократией, имеющих многонациональный характер, но и в достаточно благополучных странах, в которых, к сожалению, межнациональные конфликты не редкость. В этом смысле надо отдать дань уважения тому, что этот институт заслужил авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом.
Но до сегодняшнего дня он не был конституционным органом. И то, что Ассамблея будет представлена в высшем законодательном органе страны – это очень важный шаг, направленный на дальнейшее укрепление мира и согласия в нашем общем доме. Эти поправки создают уникальный механизм защиты прав всех наций и народностей, что является важнейшим признаком демократии.
Поэтому, здесь никакого конфликта интересов не будет.

О.Жумабеков: Ассамблея народов Казахстана представляет сотни тысяч, миллионы жителей нашей страны и, конечно, критерии отбора будут достаточно высокими.
В отношении Сената. В соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в Конституцию 15 депутатов Сената будут назначаться Президентом республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. То есть, будут учитываться не только представители Ассамблеи народов Казахстана, но и представители, науки, культуры, искусства. Будут учитываться и гендерные интересы. И я приведу пример Италии, где каждый бывший президент республики является сенатором по праву пожизненно, если не откажется от этого права. Кроме того, президент Италии может назначить пожизненно сенаторами 5 граждан, прославивших страну в социальной, научной, художественной и литературной областях.
Примерно такой же подход будет и у нас.

Ольга Казанцева. "Казахстанская правда":
Вопрос к господину Госсекретарю. Вчера Глава государства встречался с Председателем Государственного собрания Венгерской Республики Каталиной Сили. Из ее уст прозвучала высокая оценка демократических реформ, которые были оглашены на совместном заседании палат. Мой вопрос: каков ожидаемый эффект вообще и резонанс от этих решений политического устройства Казахстана на уровне международной политики, и, в частности, есть ли уже какие-то отклики по поводу влияния этого шага на вопрос исполнения заявки нашей страны на председательство в ОБСЕ в 2009 году?

К.Саудабаев:
Сегодня процессы, происходящие в Казахстане, вызывают самое пристальное внимание в самых важных мировых центрах, в одном из которых я шесть с половиной лет проработал. Это говорит о том, что наше государство занимает очень достойное место в мировом сообществе и становится не просто узнаваемым, но важным игроком на международном рынке.
Что касается поправок в Конституцию, то мы исходим из интересов нашего собственного народа и приняли те решения, которые отвечают нашим коренным национальным интересам. Но мы всегда идем в русле мировых тенденций и наше желание возглавить в 2009 году ОБСЕ – это стремление, которое зиждется на наших реальных успехах в экономике и демократизации нашего общества.
Это очень важный шаг вперед, и новый закон о поправках в Конституцию по многим параметрам приближает нас к международным демократическим стандартам.
Первая реакция международного сообщества на выступление Президента уже есть, и она позитивная. Основное, что я за эти годы понял: никакая самая развитая демократическая страна все эти годы не критиковала нас за несоответствие принципам демократии. Речь шла о темпах нашего движения в политической сфере. И вот сегодня мы эти темпы значительно ускоряем и я уверен, что это будет очень позитивно воспринято в мире.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz