NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 08:25 ast
06:25 msk

"Выдвижение кандидатов на посты городских и районных акимов зависит от того, каковы отношения вышестоящего акима с этими кандидатами"
В.Фоос: Депутаты маслихатов, представляющие интересы своих избирателей, просто обязаны прислушиваться к их мнению и отстаивать его в ходе голосования. Население участвует в этих выборах опосредованно
18.09.2006 / политика и общество

Арина ГОРБУНОВА, "Панорама", 15 сентября

20 октября в стране пройдут выборы акимов. На этот раз не экспериментальные - Указ Президента о проведении выборов акимов районов и городов областного значения в 30% административно-территориальных единиц подписан, и уже началась предвыборная кампания. О ее особенностях, о дальнейших "выборных" планах Панораме рассказал секретарь Центральной избирательной комиссии Владимир ФООС.

- Владимир Карлович, 5 сентября выборная кампания стартовала, началось выдвижение кандидатов. Как проходит первый этап?

- Да, выдвижение началось, по данным на 12 сентября, в 9 районах республики выдвинуто уже 19 кандидатов.

- Какова, на ваш взгляд, будет активность этой кампании?

- Думаю, что активность будет довольно высокой. Хотя сравнивать нам пока по большому счету не с чем - все-таки это первые неэкспериментальные выборы глав местных исполнительных органов. Кроме того, тенденция такова, что активность избирательных кампаний местного уровня увеличивается. Вспомните, мы же всегда говорили нашим партиям, общественным объединениям, что нужно обращать внимание не только на выборы главы государства и депутатов парламента, но и на выборы депутатов маслихатов. Ведь от депутатов маслихатов зависит очень много, и предстоящие выборы акимов - яркое тому подтверждение. К очередным выборам депутатов маслихатов в 2007 году интерес, думаю, будет очень высоким.

- Только благодаря выборам акимов? Откуда такая уверенность?

- Роль маслихатов сейчас заметно повышается. Вот, допустим, представители некоторых партий высказывают недовольство, что их представителей нет в отдельных избирательных комиссиях. А ведь избрание членов комиссий проводится как раз депутатами маслихатов. Уже одно это должно привлекать особое внимание к выборам в маслихаты. Сейчас они будут избирать акимов. В дальнейшем их роль будет повышаться еще больше.

- Вы не думаете, что выборы акимов депутатами маслихатов не оправдывают ожиданий? Ведь люди напрямую заинтересованы в этих выборах.

- Естественно, люди заинтересованы. Но такой способ выборов - посредством косвенного избирательного права - доказал свое право на существование в ходе проводившихся в 2001 году выборов акимов 28 сельских округов, а в 2005 году экспериментальных выборов акимов 4 районов. Депутаты маслихатов, представляющие интересы своих избирателей, просто обязаны прислушиваться к их мнению и отстаивать его в ходе голосования. Население участвует в этих выборах опосредованно.

- Вот именно, опосредованно.

- Это демократия. Если сравнивать с западными аналогами, то ничего сверхъестественного нет. Тем более международные стандарты выборов предполагают прямое избрание только одной из палат парламента. А обо всем остальном они (стандарты) говорят, что само государство избирает способ голосования. У нас есть опыт прямого избирательного права: при выборах Президента, депутатов мажилиса и маслихатов, а также косвенного: при выборах депутатов сената. Почему же выборы через выборщиков - это недемократично? Допустим, в Австрии, в Германии исполнительная власть тоже избирается косвенно. Так что, я считаю, что это вполне демократично.

- А как быть с правом быть избранным? Ведь кандидатов в акимы представляет областной аким.

- Да, действительно, аким предлагает кандидатуры. Ничего в этом страшного нет. У нас часто спрашивают: могут ли быть другие кандидаты? Конечно, непосредственно в комиссию обращаться нельзя. Но согласно Закону "О местном государственном управлении", к тому же областному акиму или депутату маслихата может обратиться любая партия, общественное объединение, группа граждан и сам гражданин. Пусть дают свои предложения акиму. Все зависит от того, каковы взаимоотношения акима с этими объединениями. Правда, то, будет ли он прислушиваться к их советам, будет ли следовать им либо отринет их - это право акима.

- Какими критериями должен руководствоваться аким при подборе кандидатур?

- Это критерии, которые определены в Правилах проведения выборов акимов районов, городов областного значения, утвержденных Указом Президента от 6 июня 2006 года № 130 "О проведении выборов акимов районов, городов областного значения Республики Казахстан" и Законе "О государственной службе". Ко всем кандидатам предъявляются те же требования, что и к политическому госслужащему. Согласно Закону "О государственной службе", человек, который идет на госслужбу, берет на себя ряд ограничений, прописанных в законе. Именно этими критериями акимы и будут руководствоваться в первую очередь. Кроме того, согласно Закону "О государственной службе", политический госслужащий проходит специальную проверку. Я думаю, не каждый человек, который захотел стать акимом, сможет ее пройти. Так что стать кандидатом в депутаты гораздо легче.

- И при таком подборе в акимы будут попадать только кристально честные люди?

- Во всяком случае, мы все надеемся и хотим, чтобы туда попадали именно такие люди. И не только в акимы, но и в депутаты и парламента, и маслихатов. Мы нацелены на это. И законы, и правила преследуют именно такую цель - чтобы в исполнительную власть пришли достойные и честные люди.

- Все же такой порядок выборов оставляет большое поле для критики…

- Естественно. Посмотрите, к примеру, наш Закон "О выборах". Он постоянно подвергается критике. Однако после проведенного нами сравнительного анализа мы пришли к выводу о том, что наш закон по многим параметрам превосходит избирательное законодательство стран, имеющих давние демократические традиции. И, кстати, на встрече в Варшаве директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Кристиан Штрохал это отметил. Более того он сказал, что пример Казахстана можно приводить в качестве модели успешного развития избирательного законодательства для других стран. Но критика всегда будет, и это вполне естественно.

- Сейчас избирают акимов лишь трети населенных пунктов. Когда будут 100%?

- Насколько мне известно, остальные 70% будут выбираться в следующем году. Это пока не обсуждается, но мы нацелены на это.

- Но ограничения все-таки останутся, верно? Акимов Астаны и Алматы не будут выбирать…

- Согласно правилам, у нас проходят выборы акимов городов областного значения и районов. Их всего 37 и 159 соответственно. А города Астана и Алматы не являются городами областного значения, у них свой статус - столица и город республиканского значения. Поэтому выборы акимов в этих двух городах проходить не будут. Тем более что акимы этих городов по статусу приравниваются к областным акимам, а акимы областей, согласно Конституции, назначаются Президентом. Нижестоящие акимы либо назначаются, либо избираются в порядке, определенном Президентом. Этот порядок в данный момент есть, и на его основании мы и проводим выборы.

- К выборам уже все готово? Или еще остались какие-то недоработки?

- К выборам все готово. Есть правовая база, утвержден календарный план. Мы запускаем видеоролики на телевидении с разъяснениями, проводим семинары для избирательных комиссий. Но комиссии у нас опытные - все-таки такие выборы серьезные прошли в прошлом году.

- Но и на серьезных выборах вашими опытными комиссиями допускались нарушения.

- Да, некоторые нарушения технического и организационного характера членами избирательных комиссий, к сожалению, допускались. Мы это знаем и пытаемся с этим бороться. По большому счету нарушения одни и те же: отказ в допуске наблюдателей, воспрепятствование осуществлению наблюдателями своих функций и т.д. В основном это последствия личных взаимоотношений, человеческий фактор. Мы стараемся донести до членов комиссий и наблюдателей, что они делают одно общее дело, они не антагонисты. Чтобы избежать в будущем этих проблем, сейчас разрабатываются дополнения в Закон "О выборах", которые дополнительно детализируют процесс голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования и тем самым поставят членов избирательных комиссий в более жесткие правовые рамки.

- Что представляют из себя эти рамки?

- Мы хотим прописать в законе буквально каждое действие избирательной комиссии. Всю процедуру голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования предлагается оформлять не одним, а двумя протоколами. Например, к подсчету голосов нельзя переходить, пока не будут оформлены все бюллетени: сколько пришло избирателей, сколько выдано бюллетеней, сколько погашено. Это все должно быть запротоколировано. Только после этого будут вскрываться урны и подсчитываться голоса. Это повысит ответственность комиссий и снимет вопросы о возможности фальсификаций. Помимо этого, мы предлагаем увеличить количество членов участковых избирательных комиссий пропорционально количеству избирателей на том или ином участке. Семь человек для трех тысяч избирателей или семь человек для пятисот избирателей? Разница существенная.

Также мы хотим выйти с предложением о том, чтобы председатели и секретари территориальных избирательных комиссий работали на освобожденной основе, а не на общественных началах. Время, когда люди работали на общественных началах в полную силу, уже прошло.
- Когда эти изменения будут внесены в парламент?

- Мы направили письмо в Министерство юстиции, чтобы поправки включили в план законопроектных работ на 2007 год. Насколько я знаю, предполагается, что в декабре этого года наши предложения будут рассмотрены госкомиссией по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Надеюсь, что уже в следующем году законопроект будет внесен в парламент.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Продолжается визит Главы государства в США 29.09.2006
В Правительстве РК обсуждались состояние и перспективы развития химической отрасли 29.09.2006
Развитие конкурентной среды поднимет ответственность энергетиков 29.09.2006
Предвыборная восьмерка претендентов 29.09.2006
Включились в марафон 29.09.2006
Задолженность госорганов в связи с неисполнением судебных решений составляет около 2 млрд. тенге 29.09.2006
Глава государства прибыл с официальным визитом в США 28.09.2006
Визит евразийского тигра 28.09.2006
Нурсултан Назарбаев скупает имидж Казахстана 28.09.2006
"Не играйте с Казахстаном в политику" 28.09.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz