NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:39 ast
09:39 msk

"Снижение темпов в промышленности можно и нужно считать временной ситуацией"
Выступление Премьер-Министра Даниала Ахметова на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
11.05.2006 / политика и общество

Уважаемый Председатель!

Уважаемые депутаты!

На ближайшие три года Правительство поставило перед собой цель достичь следующих ключевых индикаторов.

В первую очередь, мы намерены обеспечить среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта в размере 8,5%, что позволит решить стратегическую задачу: в 2008 году удвоить ВВП по отношению к 2000 году. Причем, общий рост экономики за три года планируется на уровне 27,7%.

Важнейший показатель - рост ВВП на душу населения. В 2008 году эта цифра должна составить 5600 долларов США, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня.

Мы планируем обеспечить рост производительности труда в среднем на 8,5% ежегодно. При этом среднегодовой прирост промышленного производства - на уровне 5%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 6,7%. Инвестиции в основной капитал должны увеличиваться в среднем на 15,7% в год.

Особое внимание, безусловно, будет уделено антиинфляционным мерам: Правительство планирует удержать уровень среднегодовой инфляции в "коридоре" 5,7%-7,3% в 2006 году, 5%-7% - в 2007-2008 годах.

В соответствии с поручениями Президента страны определены приоритетные направления деятельности Правительства на среднесрочную перспективу. Коротко перечислю их. Это:

1. Эффективная интеграция в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны.

2. Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.

3. Современная социальная политика, нацеленная на защиту наиболее уязвимых слоев населения и стимулирующая производительное развитие экономики.

4. Развитие современной системы науки и образования, процветание культуры и развитие духовного потенциала народа.

5. Переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

6. Территориальное развитие, соответствующее потребностям сбалансированного развития экономики.

Мы отчетливо понимаем, что достижение поставленных задач, исполнение поручений, поставленных Президентом страны в Послании народу Казахстана, потребует значительных усилий. При этом, говоря о сегодняшней ситуации и планах Правительства на среднесрочную перспективу, необходимо выделить ряд аспектов.

Во-первых, это тенденции в макроэкономической сфере.

По данным Агентства по статистике, в 1 квартале 2006 года реальный рост ВВП составил 7,6%.

Несмотря на то, что данный показатель немного снизился по сравнению с 1 кварталом 2006 года, когда он составлял 9%, начала муссироваться тема о некотором спаде в экономике. Однако мы считаем, что цифра 7,6% - очень хороший результат. Объясню, почему.

В первую очередь нужно учесть, что он был достигнут в условиях некоторого снижения темпов роста промышленного производства, которые составили 2,1% против 7,4% в аналогичном периоде прошлого года.

В результате вклад промышленного производства в рост ВВП в 1 квартале 2006 года по сравнению с 1 кварталом 2005 г. снизился с 2,3 процентных пункта до 0,7. То есть, условно говоря, из 100% роста ВВП на промышленность приходится "всего" 9,6%, тогда как в 1 квартале 2005 года – 25,5%.

Произошло это главным образом из-за сокращения (на 1,5%) объемов производства в горнодобывающей отрасли, доля которой в структуре промышленности составляет более 58%. Однако позитивной тенденцией является то, что рост промышленности обеспечили ненефтяные сектора – в обрабатывающей промышленности рост в 1 квартале 2006 года составил 5,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 6,4%.

Положительным моментом можно считать выправление ситуации в металлургии, формирующей около 14% промышленного производства в стране. В 1 квартале 2006 года здесь был зафиксирован рост на 2,3%, тогда как в 1 квартале 2005 года – снижение объемов производства на 9,8%.

По нашим расчетам, без учета черной и цветной металлургии, темпы роста в обрабатывающей промышленности в 1 квартале 2006 года были на уровне 8,1% и обеспечили 80% прироста промышленного производства.

В целом снижение темпов в промышленности можно и нужно считать временной ситуацией, связанной в первую очередь с сокращением нефтедобычи. Именно в эту отрасль было вложено порядка 81% всех инвестиций в основной капитал промышленности, которые в индустриальном секторе выросли на 15,5%, а в целом по экономике – на 31,5%. Так что основной задачей Правительства остается дальнейшее стимулирование роста в несырьевом секторе экономики и поддержание инвестиционного бума, который начал свое проявление после некоторого спада в 2002-2003 годах.

Так, по официальным статданным, за 1 квартал текущего года темп роста инвестиций в целом по экономике превышают годовой показатель 2005 года примерно в 1,5 раза. В 2002-2003 гг. показатель прироста инвестиций по экономике в среднем составлял 13,6%, а по промышленности – всего 2,3% (!).

Кстати, второй положительной тенденцией текущего периода я бы как раз и назвал расширение инвестиционной активности – реальные темпы инвестиций в экономике превышают реальные темпы роста ВВП в 4 раза.

Именно вклад инвестиционного спроса в последние годы определяет значительное влияние на рост ВВП – в 1 квартале текущего года, по нашим расчетам, объем валового накопления вырос примерно на 23%.

Другую решающую роль в формировании ВВП продолжает играть расширение внутреннего спроса - расходы домашних хозяйств, по нашим оценкам, в реальном выражении в 1 квартале 2006 года выросли на 12%.

Третьим ключевым фактором, влияющим на рост ВВП, является внешний спрос на товары казахстанского экспорта, который большими темпами растет в номинальном выражении, то есть за счет роста цен, главным образом на минеральные ресурсы. В реальном же выражении физические объемы экспорта, наоборот, сокращаются.

Но, позвольте вас заверить, в целом это не является негативной ситуацией – ведь в условиях высоких цен снижение физических объемов свидетельствует об эффективности экспорта. Более существенной является проблема роста импорта за счет цен. По итогам двух месяцев 2006 года при росте физических объемов на 2,2%, цены на импорт выросли на 15%, а валютные расходы на импорт в целом - на 17,5%. Таким образом, из 17,5%-ного роста импорта вклад роста цен оказался равным почти 88%.

И совершенно очевидно, что это - свидетельство высокого инфляционного давления внешнеторгового сектора на внутренний рынок.

Я уже говорил, что вопросы регулирования инфляции в настоящее время находятся на особом контроле Правительства. В частности, в Правительстве продолжает работать специальная группа, которая внимательно отслеживает факторы, влияющие на рост цен, - как монетарного, так и немонетарного характера.

На основе факторного анализа, проведенного рабочей группой, были даны системные поручения по недопущению выхода цен за рамки установленного коридора.

В первую очередь, соответствующими органами разрабатываются предложения по проблемам роста цен за счет внешнеторгового сектора, в частности за счет импорта инфляции и зависимости цен внутреннего рынка от мировой конъюнктуры на различные виды товаров и услуг.

Во-вторых, ведется комплексный анализ проблемы роста внешних заимствований банков второго уровня и хозяйствующих субъектов. При этом оценивается влияние роста внешнего заимствования на инфляцию и разрабатываются предложения по механизмам регулирования внешнего долга частного сектора, с расчетом его оптимальных критериев и пропорций.

Назову лишь несколько цифр. По данным Национального банка, размер долгов частного сектора достиг 39,1 млрд. долл. США, что составляет 70% к ВВП. Напомню, что только на конец 2001 г. он составлял 51,3% к ВВП.

На сегодня 35,5% внешних долгов частного сектора формируют банки второго уровня, накопленный объем заимствований которых достиг 13,9 млрд. долл. США. Другие 47,5% всех долговых обязательств частного сектора формируют межфирменные долги.

Однако если рост межфирменных долгов отражает динамику роста прямых иностранных инвестиций, носящих долговой характер, то рост долгов банков второго уровня, расширяющих денежные агрегаты в основном через рост потребительского кредитования экономики, заставляет серьезно задуматься о негативных последствиях притока долгового капитала.

Мы уже наблюдаем значительные темпы роста потребительских кредитов, которые по итогам двух месяцев 2006 года более чем в 4 раза превышают темпы роста вкладов населения. Такой "взлет" потребительских кредитов, безусловно, сказывается на росте инфляции.

В-третьих, в настоящее время оценивается влияние монетарных и немонетарных факторов роста инфляции. При этом мы отрабатываем все предложения по сбалансированной монетарной политике и повышению эффективности ее основных инструментов.

В-четвертых, в настоящее время мы производим расчеты и определяем адекватные росту экономики и инфляции объемы увеличения государственных расходов, в особенности, в части увеличения текущих затрат государственного бюджета.

Хочу сразу заметить, что государство в последние годы старается держать планку госрасходов на уровне 22-23% к ВВП. В 2005 году они составили 22,9% к ВВП, тогда как в 2004 году – 23,4%. При этом при подсчете использовался размер чистых госрасходов, без учета трансфертов в Национальный фонд.

В принципе, это достаточно верные пропорции. Однако более характерна следующая тенденция: по итогам 1 квартала 2006 года темп роста госрасходов (36,6%) превышает темп номинального роста ВВП (21,8%) в 1,7 раза.

Сразу подчеркну: это очень существенное превышение, и в рамках ограничения инфляции стоит как минимум говорить о соотношении темпов роста госрасходов и ВВП.

При этом номинальный темп роста текущих затрат по итогам 1 квартала 2006 года превышает номинальный прирост ВВП почти в 2 раза (42,4% против 21,8%). Именно текущие затраты доминируют в структуре госрасходов, занимая по итогам 1 квартала 2006 года почти 70% и почти в 4 раза опережая долю капитальных затрат.

Как вы знаете, с 1 июля 2006 года будет осуществлен переход к функционированию Национального фонда по новой схеме, что позволит нам более взвешенно подходить к расходованию средств государственного бюджета, усилить роль Национального фонда как макроэкономического регулятора, обеспечивающего сбалансированное развитие экономики и снижение угрозы "перегрева" экономики.

В-пятых, в настоящее время мы комплексно изучаем вопросы влияния темпов роста доходов населения, заработной платы и производительности труда на уровень инфляции и будем определять оптимальное соотношение данных показателей.

Озвучу предварительные оценки. Они показывают, что пока рост реальной заработной платы (16,3% за первые два месяца текущего года) практически в 2,3 раза превышает реальный прирост производительности труда (7,7% за этот же период).

Или такая красноречивая статистика. По итогам двух месяцев 2006 года рост реальных денежных доходов превышает темп роста розничного товарооборота в 1,4 раза, а темп роста реального ВВП – в 2,6 раза.

Другими словами, речь идет о значительном влиянии на инфляцию со стороны внутреннего потребительского спроса.

Важную роль в регулировании инфляционных процессов играет антимонопольная политика.

Хочу отметить: до середины мая мы полностью завершим все процедуры, касающиеся создания территориальных органов Комитета по защите конкуренции. Тем более, что есть положительное решение Главы государства по этому вопросу. С 1 июня соответствующие структуры должны полноценно работать в регионах.

Также в ускоренные сроки мы внесем в Мажилис законопроект "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Надеемся на вашу поддержку в скорейшем его принятии.

Кроме того, на последнем заседании Правительства Министерству индустрии и торговли даны поручения по выработке системных и качественных подходов к разработке Программы в сфере защиты и развития конкуренции на 2007-2009 годы. Основная цель документа в свете реализации Послания Президента – создание конкурентной среды во всех отраслях экономики, реализация мер по демонополизации "скрытых монополий" в металлургии, химической промышленности, банковской сфере, сфере страхования и в других отраслях.

В рамках Программы будет проведен системный анализ существующих барьеров и внесены предложения по созданию условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Вам, наверное, хорошо известно, что многие монополисты взяли себе в практику работать через сеть "своих" посредников, а не напрямую. В итоге страдает конечный потребитель, так как тариф в результате большого количества промежуточных звеньев необоснованно завышается. Чтобы изменить ситуацию, нами изучается правовая возможность существенного ограничения, вплоть до запрета, для монополистов на создание посреднических структур в таких секторах экономики, как электроэнергетика, продажа нефтепродуктов, сжиженного и природного газа.

Полагаю, до конца текущего года мы завершим работу по передаче выявленных непрофильных функций субъектов естественных монополий в конкурентную среду малого и среднего бизнеса.

Развитие тарифной политики будет осуществляться через совершенствование нормативной правовой и методологической базы тарифного регулирования в сфере естественных монополий.

Основными мероприятиями, проводимыми в этом направлении, станут внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях"; разработка порядка утверждения среднесрочных и долгосрочных тарифов; либерализация и дебюрократизация порядка государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Совершенно очевидно, что ключевая задача Правительства состоит в том, чтобы совместно с местными органами власти активизировать работу по созданию условий эффективного функционирования товарных рынков. В этих целях соответствующими органами разрабатывается система мониторинга и оперативного реагирования по предотвращению резких скачков цен на различные товары агропромышленного комплекса.

Ключевым направлением деятельности Правительства является стимулирование развития жилищного строительства.

Как вы знаете, реализация жилищной политики, направленной на комплексное удовлетворение потребностей населения с различным уровнем дохода, - одна из ключевых целей Послания Главы государства.

В целом основные итоги развития жилищного строительства внушают оптимизм. С момента реализации Государственной программы по 1 квартал текущего года за счет всех источников финансирования было построено свыше 53 тысяч квартир, при этом за счет республиканского бюджета по линии ипотечного кредитования – более 12,2 тысячи квартиры, коммунального жилья – около 2,8 тысяч квартир.

По предварительным данным, за январь - апрель 2006 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию 1,47 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что в 1,2 раза больше соответствующего показателя прошлого года. Из них государственный сектор занимает всего лишь 7,2% от общего объема ввода жилья в республике. При этом частными предприятиями и организациями, а также за счет средств населения сдано 1,3 млн. кв. метров, что в 1,4 раза больше аналогичного периода прошлого года.

В рамках выполнения поручений Президента, озвученных в Послании Президента, Правительство в настоящее время особое внимание уделяет активизации рынка индивидуального жилищного строительства и повышению мотивации финансирования жилья частным сектором.

Как вы знаете, в текущем году 20 млрд. тенге будет направлено на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры при строительстве жилых домов, в том числе для районов индивидуальной жилой застройки - 10 млрд. тенге.

К настоящему времени по республике уже построено чуть более 1 млн. кв. метров в рамках строительства индивидуальных жилых домов, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Во втором квартале текущего года мы закрепим нововведения, связанные с развитием индивидуального жилищного строительства, в проекте Указа Президента "О внесении изменений и дополнений в Государственную программу развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы". Естественно, не будем снижать темпы строительства коммунального и кредитного жилья, на которые в текущем году запланировано выделить 28,2 млрд. тенге.

В настоящее время мы заканчиваем разработку законопроекта по арендному жилью, который будет содержать современные механизмы стимулирования привлечения частного капитала в развитие жилищного рынка.

В текущем году будет принята Программа развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2006-2008 годы, которая предполагает системные преобразования в данной сфере. В частности, будут усовершенствованы механизмы и формы управления объектами кондоминиумов, определены схемы накопления средств собственниками квартир для ремонта общего имущества, сформирована действенная система контроля за состоянием эксплуатируемого жилищного фонда.

Еще одно важное направление работы Правительства – развитие агропромышленного комплекса.

Сразу хочу акцентировать ваше внимание на то, что в настоящее время сельское хозяйство, которое формирует примерно 8% ВВП и где проживает более 40% всего населения страны, демонстрирует достаточно позитивные показатели роста. Причем, благоприятная ситуация обусловлена большой государственной поддержкой, полученной агропромышленным комплексом страны в годы аула. Судите сами: в 2003 году на развитие сельского хозяйства было выделено из республиканского бюджета 54,7 млрд. тенге, 2004 году - 69,4 млрд. тенге, и 2005 году - 80,1 млрд. тенге бюджетных средств, всего- 204,2 млрд. тенге.

Стратегической задачей, поставленной Главой государства по развитию АПК, является обеспечение устойчивости развития и конкурентоспособности аграрного сектора на основе индустриализации аграрного производства, развития инфраструктуры и национальных конкурентных преимуществ отрасли, а также совершенствования механизма государственного регулирования аграрного рынка.

В этой связи хочу выразить благодарность депутатскому корпусу за оперативно принятый в 2005 году Закон "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", который в первую очередь направлен на достижение целей, поставленных Президентом. Также для этого были утверждены Правительством Концепция устойчивого развития АПК на 2006–2010 годы и План первоочередных мероприятий по ее реализации.

В качестве знакового мероприятия хотел бы выделить реализацию инновационного проекта - "Производственный комплекс Биохим" в Северо-Казахстанской области. Основная цель, которую мы преследуем, - обеспечение углубления технологического процесса переработки зерна, которое базируется на основе современных технологических методов с минимальным выходом отходов производства. При этом проект имеет высокий экономический эффект. Рыночная цена готовой продукции ("Биоэтанол") – 800 долларов США при стоимости сырья (зерна) – 100 долларов США. Стоимость проекта оценивается в 82,2 млн. долларов США. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - второй квартал 2006 года.

Безусловно, большое внимание по-прежнему будет уделяться развитию топливно-энергетического сектора.

Мы должны отчетливо понимать, что эффективное развитие ТЭК и дальше будет играть существенную роль для дальнейшего экономического роста. При этом наши приоритеты направлены не на углубление сырьевой составляющей комплекса, а на поддержку и создание новых условий для роста капиталовложений, повышение добавленной стоимости и расширение сбыта продукции. Соответственно на новую планку поднята роль отрасли транспорта и коммуникаций.

Позвольте вкратце охарактеризовать действия Правительства в данных отраслях, направленных на реализацию поручений Президента.

В первую очередь, в нефтегазовом секторе.

В рамках второго этапа Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря продолжаются работы по увеличению добычи углеводородных ресурсов на море, развитию береговой инфраструктуры по обеспечению морских операций, портов Актау, Баутино и созданию порта Курык. Будет продолжена работа по созданию мультимодальной экспортной системы транспортировки углеводородов, предусматривающей расширение нефтепровода "Каспийский трубопроводный консорциум", системы транспортировки нефти по маршруту Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан, введению в эксплуатацию нефтепровода "Атасу-Алашанькоу".

Кроме того, в течение среднесрочного периода будет завершена реализация проекта строительства завода второго поколения и закачки сырого газа на месторождении Тенгиз. Продолжается освоение Амангельдинской группы месторождений газа.

Ключевая задача состоит в разработке комплекса мер по развитию нефтегазовых и нефтехимических кластеров путем реализации инвестиционных проектов по глубокой переработке углеводородного сырья и созданию высокотехнологических производств по выпуску нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.

На основе проведенных исследований мирового опыта развития нефтехимии международной консалтинговой компанией "NEXANT" разработан и одобрен Правительством Генеральный план развития нефтехимической отрасли. Сейчас создается специальная экономическая зона "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области".

На основе Генерального плана в ближайшие десять лет будет построен первый интегрированный газохимический комплекс в Атырауской области, по которому с всемирно известной компанией "BASELL" заключен меморандум о взаимопонимании, заключены договора на поставку газа, объявлен конкурс на привлечение подрядной компании. Начало его строительства запланировано в 2007 году. Стоимость проекта составляет свыше 4 млрд. долл. США.

Также мы планируем реализовать другие инвестиционные проекты. К примеру, в рамках реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода разработано ТЭО по производству бензола. АО "НК "КазМунайГаз" совместно с компанией "GS Сaltex" (Южная Корея) проведены исследования и разрабатывается детальное ТЭО проекта по производству ароматических соединений, с компанией ОАО "Лукойл" (Российская Федерация) прорабатывается вопрос по созданию Каспийского газохимического комплекса по производству полиолефинов и метанола.

Теперь – об электроэнергетике.

В целях надежного обеспечения растущих потребностей экономики и населения в электроэнергии, диверсификации производства электроэнергии, использования транзитного потенциала страны Правительством проводится работа по строительству и вводу новых генерирующих мощностей и распределительных сетей.

Вот – конкретные примеры. Для усиления существующей электрической связи между Севером и Югом Казахстана и покрытия дефицита электроэнергии в южном регионе страны, продолжается строительство второй линии электропередачи 500 кВ "Север-Юг Казахстана" стоимостью 326 млн. долл. США. Завершение проекта планируется к 2009 году.

В текущем году планируется начать строительство Мойнакской гидроэлектростанции на реке Чарын, проектной стоимостью 250 млн. долл. США, завершение которой предполагается в 2010 году. Для проведения подготовительных работ привлечено 50 млн. долларов США средств Банка Развития Казахстана. В этом месяце начинается строительство вспомогательных объектов и головного узла Бестюбинского водохранилища.

Проведены переговоры с Государственным Банком Развития Китая и достигнута предварительная договоренность о привлечении 200 млн. долларов США средств Банка Развития Китая и подписании кредитного соглашения между АО "Мойнакская ГЭС" и Государственным Банком Развития Китая в ходе саммита ШОС в июне текущего года в г. Шанхай.

Кроме того, в текущем году планируется подготовка технико-экономического обоснования проекта по строительству Кербулакской ГЭС. Будет проработан вопрос строительства топливно-энергетической станции в районе города Экибастуз мощностью 7200 мВт.

В целях создания условий для достижения энергетической независимости страны в ближайшее время (июне) намечается строительство высоковольтной линии электропередачи 500 кВ "Северный Казахстан - Актюбинская область", стоимостью 90 млн. долл. США. Данный проект будет реализовываться с применением концессионных механизмов.

Не менее важная сфера приоритетов деятельности Правительства - транспорт и коммуникации.

Как вы знаете, в апреле текущего года Главой государства утверждена Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года, направленная на повышение качества, эффективности, расширение транзитного потенциала железнодорожной, портовой, авиационной, автомобильной инфраструктуры.

В среднесрочном периоде в рамках модернизации существующей транспортной инфраструктуры планируется завершение строительства железнодорожной линии "Шар-Усть-Каменогорск" и электрификации участка "Экибастуз-Павлодар", а также введение новых линий "Мангышлак-Баутино", "Ералиево-Курык", проведение работ по электрификации железнодорожных участков "Макат-Кандагач", "Алматы-Актогай", развитие станции Достык и модернизация железнодорожного участка "Актогай-Достык", строительство нового международного железнодорожного перехода "Хоргос" с КНР и железнодорожной линии "Хоргос-Сарыозек", модернизация и обновление подвижного состава, создание отечественной базы локомотиво- и вагоностроения.

Согласно принятой Программе развития автодорожной отрасли на 2006-2012 годы до 2008 года планируется продолжение строительства и реконструкции участков автомобильных дорог на ключевых перспективных направлениях.

Одной из главных задач Программы является внедрение в автомобильной отрасли международных стандартов управления качеством, что особенно актуально в связи с предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию.

В текущем году начата реконструкция автодорог: "Атырау-Актау", "Омск-Павлодар-Майкапшагай", Аксай-Чунджа-гр. КНР на участке "Чунджа - Кольжат", Астана-Петропавловск на участке "Астана-Щучинск", Астана-Петропавловск на участке "Щучинск-Кокшетау-Петрорпавловск", Таскескен-Бахты (гр. КНР).

Продолжится строительство автодороги "г. Риддер-гр. Республики Алтай", Самара-Шымкент на участке "гр. РФ-Уральск-Актобе", реконструкция автодороги "Астана-Костанай-Челябинск" и "Ушарал-Достык".

Для обеспечения роста объемов грузопотока и увеличения производственной мощности порта Актау в настоящее время проводится планомерная работа по подготовке и надлежащей реализации проекта расширения порта в северном направлении на основе концессионных механизмов. Полная реализация проекта позволит увеличить производственные мощности порта Актау по нефтеналивным грузам до 20 млн. тонн и по сухим грузам – до 3 млн. тонн в год к 2009 году. Срок реализации проекта - 2006-2008 годы.

В области воздушного транспорта в первом полугодии текущего года Правительством будет принята комплексная Программа развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Основные ее задачи – модернизация и развитие объектов наземной инфраструктуры, обновление парка воздушных судов в целях достижения международной конкурентоспособности отрасли.

В рамках Программы будет проведена реконструкция аэропортов городов Актобе, Актау, Шымкента и Костаная, осуществлен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта города Павлодара, строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту города Алматы и новых пассажирского и грузового терминалов в аэропорту города Атырау.

Помимо этого, аэропорты республики планируется оснастить специальной техникой, провести модернизацию и развитие производственных мощностей аэронавигационной системы республики. Продолжится обновление парка воздушных судов.

В Астане будет создан сервисный авиационно-технический центр для обслуживания воздушных судов. Кроме того, будут приняты меры по созданию условий для формирования узловых аэропортов в Астане, Алматы, Атырау.

Подробно остановлюсь на развитии телекоммуникаций.

Совершенно очевидно, что в настоящее время, как транспорт, так и отрасль связи переживают в Казахстане своеобразный бум. В первом квартале текущего года темпы роста в отрасли связи составили 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, транспорте - 6,5% соответственно. В совокупности эти две сферы обеспечили 15% прироста ВВП.

Позитивные результаты мы отмечаем и в технологическом плане. В среднем по республике удельный вес цифровых систем коммутации в общей монтированной емкости АТС возрос до 72%, в том числе цифрового коммутационного оборудования городских АТС - до 76%. Удельный вес цифрового коммутационного оборудования сельских АТС доведен до 56%.

Продолжаются работы по реализации одного из крупномасштабных проектов государственного значения - Национальной информационной супермагистрали (НИСМ). С начала года начато строительство участка волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) Алматы-Караганда, ведутся работы по подготовке инфраструктуры в пунктах, включенных в ВОЛС "Актобе-Уральск".

В ходе либерализации рынка телекоммуникаций осуществляются мероприятия по ребалансированию тарифов и созданию экономических стимулов развития конкуренции в каждом сегменте рынка услуг телекоммуникаций.

В отрасли проведены мероприятия по обеспечению прямого присоединения сетей между операторами междугородной и международной связи, минуя коммутационное поле АО "Казахтелеком".

В дальнейшем будут проведены работы по реструктуризации и демонополизации самого АО "Казахтелеком", а также диверсификации всей системы АО "Казахтелеком", в том числе кабельной канализации.

Необходимо сказать: программа Правительства по либерализации рынка уже дает определенные результаты. С 1 марта текущего года произошло снижение цен и на услуги интегрированной цифровой сети с предоставлением базового доступа. Размер единовременной платы для физических лиц снизился на 38%, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - на 16%. Снижение для всех категорий пользователей уровня постоянной составляющей ежемесячных платежей составило 60%, переменной составляющей - 50%. Кроме того, с начала года, произошло снижение цен на услуги Интернет на 25%, и с 1 июня планируется снизить тарифы еще на столько же.

Об "электронном правительстве".

В соответствии с Государственной программой формирования "электронного правительства" на 2005-2007 годы проводятся работы по созданию инфраструктуры, включая государственные базы данных, единую транспортную среду государственных органов, правительственный портал, единой системы электронного документооборота.

Если вы обратили внимание, с 12 апреля текущего года в Интернете уже начал действовать веб-портал "электронного правительства".

В 2006 году для упрощения регистрационных процедур будет подготовлен проект Закона "О национальных реестрах идентификационных номеров Республики Казахстан", внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об информатизации".

Во исполнение поручений Главы государства в 2006 – 2007 гг. будут реализованы следующие проекты.

В первой половине 2007 г. начнется создание государственных баз данных "Физические лица" и "Юридические лица", в рамках которых произойдет замена РНН, СИК на индивидуальный идентификационный номер гражданина; РНН, кода ОКПО и регистрационного номера на бизнес-идентификационный номер, а для единого описания адресной информации – информационной системы "Адресный регистр".

В октябре текущего года будет запущен пилотный проект в г. Астана по созданию единой технической среды для организации защищенного обмена данными между государственными органами, который впоследствии распространится по всей республике.

К концу этого года уже будет действовать межведомственный документооборот государственных органов в г.Астане с использованием электронной цифровой подписи.

Уже запущен информационный этап по созданию портала и шлюза "электронного правительства", интегрированных с ведомственными информационными системами, через которые будут предоставляться государственные услуги в электронном виде. Планируется, что интерактивные подключения по 10 министерствам будут выполнены к концу года.

Также в этом году будет осуществлен пилотный проект по созданию инфраструктуры открытых ключей для выдачи цифровых сертификатов гражданам и бизнес-структурам.

Кроме того, в текущем году буден дан старт пилотному проекту по созданию "электронного акимата" в Восточно-Казахстанской области и г. Алматы, соответствующих требованиям единой архитектуры "электронного правительства".

В настоящее время уже действуют 222 пункта общественного доступа и центров обучения компьютерной грамотности на базе Национального оператора в сфере информатизации для обеспечения доступа населения и бизнес-структур к услугам "электронного правительства". В следующем году будет открыто 1000 подобных пунктов.

Важно подчеркнуть, что особое место в деятельности Правительства по-прежнему будет занимать реализация кластерных инициатив и прорывных проектов.

Как вы знаете, в текущем году начался второй этап развития Стратегии индустриально-инновационного развития, ключевым направлением которого станет реализация прорывных проектов международного значения, занимающих в системе мирового хозяйства конкретную "нишу".

Создаваемая в стране инновационная инфраструктура вкупе с институтами развития располагают необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, для реализации крупнейших инновационных проектов как на республиканском уровне, так и на региональном.

По состоянию на 1 апреля 2006 года портфель инвестиционных проектов состоит из 135 одобренных к финансированию проектов на сумму 3,5 млрд. долларов США, из них начато финансирование институтами развития 102 проекта общей стоимостью 1,5 млрд. долларов США.

За первый квартал 2006 года одобрено к финансированию 12 проектов на сумму 326,6 млн. долларов США, при участии институтов развития – на сумму 63,2 млн. долларов США.

Одними из наиболее масштабных инвестиционных проектов, финансирующихся за счет средств казахстанских институтов развития, являются, как я говорил выше, расширение Актауского морского международного торгового порта в северном направлении, стоимостью 242,4 млн. долл. США (из них за счет средств БРК 25 млн. долларов США), строительство завода по производству листового стекла флоат-методом в г. Кызылорде, стоимостью 180 млн. долл. США, строительство завода по производству цемента в Карагандинской области, стоимостью 140 млн. долларов США.

В области нефтегазового машиностроения с участием бизнес-сообщества реализуются крупномасштабные проекты по строительству завода по производству труб нефтяного сортамента и терминала для транспортировки сжиженного газа, производству печей подогрева нефти и сосудов высокого давления для нефтегазовой отрасли.

Правительством будут внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам специальных экономических зон, разработана концепция развития индустриальных зон в Республике Казахстан, первые из которых будут сформированы в Астане и Темиртау.

Все вы знаете, что одним из первых шагов по развитию текстильного кластера стала работа по созданию в Южно-Казахстанской области специальной экономической зоны "Оѕтїстік", завершение строительства которой планируется в 2008 году.

В целях обеспечения конкурентоспособности текстильного кластера сформировано АО "БРК Лизинг", обеспечивающее закуп сельхозтехники на выгодных для крестьянских хозяйств условиях. Начато строительство современного хлопкоперерабатывающего завода, 49% пакета акций которого планируется реализовать сельхозтоваропроизводителям.

Проводится работа по привлечению крупного инвестора, обладающего высоким мировым рейтингом в текстильном сообществе. На данный момент с 14 компаниями подписаны соглашения о намерениях инвестирования в специальную экономическую зону. Кроме того, желание участвовать в реализации проекта проявили ряд турецких, корейских, китайских и германских компаний.

Создание текстильного кластера на юге Казахстана позволит организовать конкурентоспособные экспортоориентированные производства, увеличить приток инвестиций и решить социально-экономические проблемы региона.

Мы планируем, что к концу 2008 года в 1,7 раза в стоимостном выражении увеличится экспорт продукции обрабатывающей промышленности и сектора услуг. Ежегодные темпы роста обрабатывающей промышленности будут обеспечены на уровне не менее 6,7%.

Теперь – о прорывных проектах, разрабатываемых с учетом потребностей региональной и глобальной экономики.

Как вы знаете, уже создано акционерное общество "Фонд устойчивого развития "Ќазына", которому передаются функции управления государственными институтами развития: "Банк Развития Казахстана", "Инвестиционный фонд Казахстана", "Национальный инновационный фонд", "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", "Казинвест", "Фонд развития малого предпринимательства", "Центр маркетингово-аналитических исследований".

На основе исследований и совместной работы с институтами развития, национальными компаниями, отечественными и зарубежными инвесторами будут формироваться перечень целевых среднесрочных и долгосрочных проектов, а также комплекс мер по их реализации.

Основа данного перечня - "прорывные" проекты регионального и международного значения, для реализации которых будет обеспечена эффективная концентрация ресурсов государственного бюджета, финансовых институтов развития, частных инвесторов.

Как вы понимаете, реализация прорывных проектов будет возможна только при соответствующем уровне научно-технологического развития.

В настоящее время в рамках реализации Послания Правительством совместно с научными кругами отрабатываются предложения по качественным преобразованиям в структуре науки, ее финансировании на основе финской модели. Основная задача по повышению конкурентоспособности отечественной науки – вывести ее из-под ведомственной опеки в открытую конкурентную среду, заставить эффективно работать на нужды индустриального развития.

Приоритеты научно-технического развития, разработка и реализации научных программ будут подчинены идеологии Главы государства, которую можно выразить словами "Впервые в мире". При этом финансирование научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ будет осуществляться Фондом науки и Национальным инновационным фондом только при условии безусловной новизны предлагаемых проектов.

Планируется создать современную национальную систему научно-технической информации, отвечающую мировым стандартам, в том числе путем внедрения индекса цитируемости и публикаций в ведущих международных научных изданиях.

В самое ближайшее время, после тщательных обсуждений с научным сообществом, будет принят программный документ, определяющий цели научно-технической политики, структуру управления и финансирования науки в стране. Данный документ определит основные направления и приоритеты развития фундаментальной и прикладной науки с целью усиления взаимосвязи науки и производства.

Очевидно, что прорывные направления научно-технического развития будут связаны с проектами в космической сфере, в области биотехнологий и ядерной физики.

Поэтому вкратце расскажу и о работе в данных направлениях. В сфере космической деятельности Правительство продолжает работу по реализации Государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы". Запуск в июне казахстанского спутника "КАZSАТ" станет первым звеном в национальной группировке космических спутников.

Министерство образования и науки, Агентство информатизации и связи должны в первом полугодии завершить тендерные процедуры по созданию спутников связи "КазСат-2" и дистанционного зондирования земли.

В ближайшее время Правительство приступит к созданию в Алматы Центра космических исследований с современным оборудованием.

По уникальному проекту воздушного старта "Ишим" со второго полугодия работа будет переведена в практическую плоскость создания опытного образца ракеты-носителя.

В сфере биотехнологий объемы запланированных научно-исследовательских работ в этом году увеличены более чем втрое по сравнению с 2005 годом. В 2006 году на реализацию программы исследований предусмотрено 450 млн. тенге.

В настоящее время заключены договора на проведение НИОКР с ведущими лабораториями США, Японии и Франции. Продолжается работа по строительству нового лабораторного комплекса Национального центра биотехнологий в Астане. В текущем периоде мы утвердили Концепцию Национального центра биотехнологий, определяющую статус и основные направления деятельности центра.

Функционирование биотехнологического кластера, формируемого в столице, будет основано на современной модели управления наукой. В текущем году будет запущена Республиканская научно-техническая программа "Развитие современных технологий для формирования кластера по биотехнологии в Республике Казахстан на 2006-2008 годы". Данная Программа направлена на разработку высокоэффективных технологий в области сельского хозяйства, здравоохранения, охраны окружающей среды, перерабатывающей промышленности.

Правительством продолжается работа по реализации инвестиционных проектов в области ядерной физики, где уровень имеющихся технических наработок позволит осуществить такие крупные инициативы, как:

- создание в этом году казахстанского термоядерного материаловедческого реактора Токамак;

- открытие междисциплинарного научно-исследовательского комплекса на базе ускорителя тяжелых ионов в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, где с начала этого года уже ведутся работы;

- создание парка ядерных технологий в городе Курчатове, где первым шагом явилось создание в августе текущего года одноименного акционерного общества со 100-процентным участием государства.

Уже к середине 2006 года начнется разработка проектно-сметной документации комплекса радиационных технологий и ядерного реакторного комплекса.

В 2006 году будет разработана Программа развития атомной энергетики на 2008-2030 годы (1 этап: 2008 – 2010 годы).

Также следует отметить, что в июне текущего года вводится в эксплуатацию парк информационных технологий "Алатау".

Уважаемые депутаты!

Я остановился лишь на некоторых приоритетах действий Правительства на среднесрочный период, которые направлены на достижение цели, поставленной Президентом страны, - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а значит, существенно повысить качество жизни граждан Республики Казахстан.

Совершенно очевидно, что большую роль в достижении этой цели будет играть и эффективная социальная политика, а также политика в области образования, здравоохранения, экологического развития.

В уточненном бюджете на текущий год мы, с учетом замечаний и предложений Главы государства, заложили все необходимые ресурсы для финансирования социальных программ, озвученных в Послании Президента. После прохождения процедур согласования в Правительстве данный документ поступит к вам на рассмотрение, и надеемся, в ближайшие сроки уточненный бюджет будет принят.

В заключение отмечу, что Правительством в рамках реализации Послания будет разработано порядка 40 законопроектов, в том числе по экономическому блоку – 9, развитию реального сектора – 19, социальному блоку – 12. Уверен, что конструктивное сотрудничество Правительства с Парламентом страны позволит успешно претворить в жизнь все инициативы Главы государства.

Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2006
Казахстан выступает за реформирование ОБСЕ 31.05.2006
"Россия как стратегический партнер Казахстана по углеводородам может получить пользу от трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" 31.05.2006
Республиканский бюджет 2005 года был исполнен на 99,2 процента 31.05.2006
Счетный комитет выявил финансовые нарушения на сумму 47 млрд. тенге 31.05.2006
Поправки в республиканский бюджет 2006 года презентованы мажилисменам 31.05.2006
"Пора избавляться от балласта" 31.05.2006
Список членов республиканской политической партии "Отан" пополнился еще одной фамилией 31.05.2006
Отановцы - за конкретные дела 31.05.2006
И сами судить будете 31.05.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz