NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Суббота 16.12.2017 14:59 ast
11:59 msk

Действующая система госзакупок превратилась в инструмент личного обогащения
Если учитывать, что весь объем государственных закупок в прошлом году составил свыше 400 млрд. тенге, и с каждым годом закупочные аппетиты госорганов и нацкомпаний возрастают в среднем на 65 млрд. тенге, то нетрудно догадаться, какую жирную пенку можно снимать с этих потоков, пользуясь полулегальностью тендерных операций
26.01.2006 / политика и общество

АСТАНА. 25 января. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

Систему государственных закупок в стране не ругают только, пожалуй, те, кто ловко пользуется лабиринтами тендеров для увода миллионных средств из казны. Если провести опрос среди участников конкурсов по госзакупкам, то 99 процентов из них выскажут мнение, что тендер – это сделка на определенных условиях, а закон, регламентирующий эту процедуру, выступает скорее в качестве декорации.

Результаты масштабной проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РК на всех уровнях государственных органов, акиматов, государственных и республиканских предприятий и аффилированных с ними юридических лиц, лишний раз убеждают в этом - на конкретных примерах. "Действующая система госзакупок, - делают выводы прокуроры высшего надзорного органа, - превратилась в инструмент личного обогащения отдельных чиновников и должностных лиц нацкомпаний".

Как отмечает начальник департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры РК Андрей Кравченко, все нарушения, допускаемые в процессе госзакупок , "однотипны и носят систематический характер". В чем же они состоят?

Лоббирование интересов одних участников конкурса в ущерб интересам других потенциальных поставщиков, ограничение конкурсной среды посредством предъявления требований, не предусмотренных законодательством РК, а иногда и прямо запрещенных, участие в одном конкурсе аффилированных между собой поставщиков, неправомерные решения комиссии об определении победителей, заявки которых подлежат отклонению, ненадлежащее исполнение договоров о государственных закупках.

Этого списка нарушений и злоупотреблений вполне достаточно для того, чтобы поставить с ног на голову изначальный смысл введения системы государственных закупок, заключенный не иначе, как в "эффективном освоении бюджетных денег". Пока наибольший эффект в виде различных "откатов", маржи, "шапок" и прочих вознаграждений от тендерных сделок получают сами покупатели услуг и товаров.

По словам А.Кравченко, главенствующими принципами добросовестной конкуренции на основе равного доступа к процессу госзакупок всех потенциальных поставщиков - пренебрегают повсеместно. Более того, иные фирмы в обход законодательства и вовсе не считают нужным проводить закупки на конкурсной основе. Такое поведение тех, кто стоит у руля солидных финансовых потоков, как-то и не вызывает удивления. Подобных воротил меньше всего интересуют такие вещи, как честная конкуренция и качество услуг, и уж совсем в последнюю очередь их заботит экономия бюджетного тенге. На фоне их собственных выгод "задачи государственного масштаба", видимо, кажутся им до неприличия мелкими, а то и лишними.

Информация о похищенных миллиардах в результате "многочисленных нарушений законодательства о госзакупках" не является тайной за семью печатями. Ключевой контролирующий орган – Комитет финансового контроля и государственных закупок открыто признает существующий непорядок в этой сфере, предлагая свои способы борьбы с теневыми механизмами закупочной деятельности. Однако все попытки улучшить законодательство, сделать этот процесс более прозрачным, внедрить электронные тендеры и прочие мировые новшества, пока не дают очевидных результатов. Невольно приходишь к мысли, что вся эта система слишком крепко на чем-то повязана. Похоже, не просто на деньгах, а на очень больших деньгах.

Только по итогам проверок шести месяцев прошлого года Комитет финансового контроля обнаружил 40 млрд. тенге, незаконно и неэффективно освоенных на ниве госзакупок. А уж подробности – в чьих карманах они осели, и по каким схемам туда попали, должны выяснять правоохранительные органы. Если учитывать, что весь объем государственных закупок в прошлом году составил свыше 400 млрд. тенге, и с каждым годом закупочные аппетиты госорганов и нацкомпаний возрастают в среднем на 65 млрд. тенге, то нетрудно догадаться, какую жирную пенку можно снимать с этих потоков, пользуясь полулегальностью тендерных операций.

Анализируя материалы своих проверок, прокуроры приходят к выводу, что победителями конкурсов становятся лица, которые по тем или иным критериям не соответствуют квалификационным требованиям. Но с ними же далее заключаются договора по завышенным ценам и на заведомо невыгодных условиях. Такие факты представляют не только грубейшее нарушение законодательства, но и, как отмечают прокуроры, полностью "ломают" назначение закона – создание конкурентной среды с целью минимизации расходов.

Если обратиться к конкретным примерам нарушений, то их десятки по каждому министерству и ведомству. В числе "передовиков" - строители дорог. К примеру, в конкурсе по среднему и капитальному ремонту автодорог областного значения на сумму 180 млн. тенге, который проводил департамент финансов Карагандинской области, признаны победителями два аффилированных между собой предприятия – ТОО "Караганды Жолдары" и ТОО "Акжол Караганда". Актюбинское РГП "Казахавтодор" допустило к участию в конкурсе предприятие, у которого не имеется строительной лицензии.

Директор РГП "Центр по недвижимости" Восточно-Казахстанской области М.Тулебаев просто решил купить себе новый дом (коттедж) стоимостью в 19,5 млн. тенге, не омрачая эту радость всякими конкурсными процедурами. Но вся соль в том, что согласно распоряжению Министерства юстиции деньги-то выделялись на покупку жилья для работников предприятия. После прокурорского предписания, высокому начальству пришлось срочно покинуть незаконно приобретенные апартаменты.

Больше всех преуспели исполнители отраслевой программы "Питьевые воды", на реализацию которой только в прошлом году государством было выделено 17,7 млрд. тенге. Как свидетельствуют результаты проверки, во многих случаях привлеченные к строительству и реконструкции водопроводных сетей подрядчики, они же – победители тендеров, не выполняли договорные объемы работ, сдавали объекты с отвратительным качеством, попирая все инженерные нормы и правила.

К примеру, подрядчику ТОО "АКСН и К" на реконструкцию водопровода в двух селах Павлодарской области было выделено 10 млн. тенге сверх того, что фактически сделано. Мало того, что подрядчик присвоил денежные средства, выделенные на ремонт системы водоснабжения, так жители этих селений до сих пор в ожидании драгоценной влаги.

При этом, как указывают прокуроры, должностные лица Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, прекрасно зная о происходящем, не глядя, подписывали акты выполненных работ и щедро оплачивали труды недобросовестных подрядчиков.

По такой же схеме подрядчику ТОО "Астана-Авто-Строй" на основании акта выполненных работ по реконструкции водопровода в с. Коргалжын Акмолинской области выплатили 82,5 млн. тенге. Эта сумма в разы превышает фактическую стоимость работ. Между тем, реконструкция так и не была завершена, жители села продолжают пользоваться старым водопроводом. Причиненный государству ущерб оценивается по этому объекту в 12,2 млн. тенге.

В мутной воде "заказанных" тендеров уплыли немалые средства, сельчан оставили на ржавых трубах, а реализаторы этого грандиозного социального проекта дают бодрые отчеты об освоении выделенных миллиардов. В отношении должностных лиц Комитета по водным ресурсам Генеральной прокуратурой возбуждено два уголовных дела. Проверки ГП по "водным" делам будут продолжены и в этом году, в ходе которых, хочется верить, удастся вывести на чистую воду всех псевдоисполнителей столь важной для государства и народа программы.

Как показывают материалы проверки, воля заказчика определяет исход большинства конкурсов. Оно и понятно: кто заказывает ужин, тот и танцует. "Коррупционные проявления" со стороны заказчиков, как правило, должностных лиц, отмечают прокуроры, "обусловлены движением огромных финансовых средств государства и нацкомпаний, возможностью получения необоснованно высоких прибылей победителями конкурсов".

По словам начальника департамента ГП А.Кравченко, вокруг нацкомпаний расплодились целые сети предприятий-посредников, созданные специально для участия в конкурсах. Эти посредники-приманки сами не занимаются поставкой товаров и услуг, их работа – побеждать на тендерах. Получив хороший заказ, эти предприятия передают весь объем государственного заказа в субподряд. По некоторым данным, доходы таких посредников составляют 30-50 % от суммы заказа, чем объясняются завышенные цены на товары и услуги. При этом разница между закупочной ценой и реальной стоимостью и служит благодатной почвой для "откатов" и взяток.

Очевидно - и надо сказать об этом четко - виновата не столько сама система тендеров, а конкретные должностные лица, которые распоряжаются бюджетами. Прокуроры рекомендуют госорганам обратиться к мировому опыту. В странах с развитой экономикой до объявления госзаказа маркетинговые службы при министерствах, ведомствах и мэриях изучают рынок отрасли, анализируют ценовые предложения путем направления запросов в разные структуры. Круг потенциальных поставщиков определяется на основе анализа всех позиций (цены, качество, гарантии, стандарты, репутация).

Да, опытом развитых стран, безусловно, пренебрегать нельзя. К электронной системе госзакупок, о внедрении которой по всей республике говорят в течение последних трех лет, мы тоже, вероятно, придем рано или поздно. Возлагаются надежды на то, что тендеры в режиме on-line избавят от влияния "мохнатой руки", то есть того самого вредоносного человеческого фактора, что все этапы конкурсов станут прозрачными и доступными для его участников. К тому же торги через Интернет позволят сэкономить средства за счет сокращения бумажного оборота и выбора оптимальных цен.

Однако за всем этим не стоит забывать о главном. Никакие ноу-хау не изменят положение до тех пор, пока главных действующих лиц – чиновников - не заставят исполнять законы, отвечать перед тем же законом за каждый потраченный государственный тенге.

P.S: Из выступления Главы государства Н.Назарбаева перед обновленным составом правительства РК: "Подразделения Минфина работают не прозрачно, таможенные, налоговые службы этого ведомства на устах у всех как продажные органы, там работают аффилированные люди". На этом же заседании Президент страны дал поручение проверить результаты тендеров, проведенных в 2005 году – что, кому и за сколько продано? (23 января 2006г.)

Из выступления Главы Кабмина Д.Ахметова на первом заседании Правительства по исполнению поручений Президента РК: "Сегодня оборот национальных компаний составляет более шести миллиардов долларов, или почти пятьдесят процентов республиканского бюджета. Но именно эта сторона является наиболее "серой" в формировании и расходовании средств государства. Именно это мы должны внимательно проанализировать". (24 января 2006 г.)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.01.2006
Аким Карагандинской области рекомендовал подчиненным быть скромнее 31.01.2006
"Чистка" таможни продолжается 31.01.2006
Глава МИД РК объявил выговоры 11 дипломатам 31.01.2006
Заявления руководителей КНБ РК в отношении арестов на таможне "Хоргос" не противоречат юридическим нормам 31.01.2006
Послом Азербайджана в России стал Полад Бюль-Бюль Оглы 31.01.2006
"В американской политической системе электорат никто не спрашивает" 31.01.2006
Права человека или право сильнейшего? 31.01.2006
Бедная Юля 31.01.2006
Прием в резиденции Президента 30.01.2006

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
16.12.17 Суббота
88. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
73. КИСТАУОВ Гани
70. МЕНЛИБАЕВ Абу
69. НАЗАРБАЕВА Светлана
68. БЕКТУРОВ Габбас
63. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
63. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
61. АБДИЕВ Кали
61. СЕИЛХАН Дария
58. ДАМИТОВ Кадыржан
58. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
58. САБИЕВ Сансызбай
51. ЕЛЖАСОВ Аблай
45. МАНЬКО Татьяна
43. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>
17.12.17 Воскресенье
86. ЭНГОЛИ Виталий
76. ШАРДАРБЕКОВ Шарипбек
72. АМЕРХАНОВА Жибек
68. САПАНОВ Серик
64. ОТАРОВ Кадырхан
63. ЗАКИРЬЯНОВ Кайрат
59. БЕКТАСОВ Абен
57. БУГАЕВ Виктор
55. АУБАКИРОВ Дуйсенбек
54. ТАЙШАНОВ Талгат
52. АХАНЗАРИПОВ Нурлан
51. АГИМБАЕВ Еркебулан
51. СТАМБЕКОВ Ерлан
48. КУЛЬМУРЗАЕВА Гульзия
42. ЙОВОВИЧ Мила
...>>>
18.12.17 Понедельник
73. АБДЫКАРИМОВ Оралбай
70. СЫДЫК Ардак
66. ТАКЕНОВ Адиль
65. ЕСИМХАНОВ Куат
64. ИБРАЕВ Адил
64. МЕРЧЕНКО Александр
62. БАЙГУТОВ Дуйсенгали
59. САЙДУАКАСОВ Мурат
56. ПУСТОБАЕВ Сергей
55. АХМЕТОВ Жарас
49. ЖДАНОВА Наталья
49. ИДРИСОВ Таир
48. НИЕТБАЕВ Нурлан
46. ЖАКАТАЕВ Еркен
45. СМАИЛОВ Алихан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050