Юлия СТАРИКОВА, "Литер", 5 января
Скоро мусульмане всего мира вместе с морозной утренней зарей 10 января встретят Курбан-байрам (или Курбан айт, как привыкли называть его казахстанцы) – наиболее значимый в исламе праздник. Этот святой день для всех правоверных еще известен как "праздник жертвоприношения". По традиции, местом священнодейства является долина Мина, именно там происходили события, которые легли в основу Корана – главной книги для всех мусульман.
Праздничная дата исчисляется по лунному календарю. Ежегодно, 10-го числа месяца зуль-хиджжа, через 70 дней после окончания тридцатидневного поста. Длится праздник принесения самой главной жертвы три-четыре дня и совпадает с завершением паломничества в Мекку.
История. О рождении праздника помнят легенды да святые книги. А в корнях его древний сюжет из Корана. О терзаниях в вере человека-отца и послушного божьего сына Ибрагима (Авраама), которому было велено служить так, чтобы не раздумывая обагрить кровью собственного ребенка жертвенный алтарь.
Коран рассказывает, что пророку Ибрагиму привиделся сон. Чтобы исполнить данный когда-то Аллаху обет, праведник должен был принести ему в жертву своего первенца. Ибрагим души не чаял в единственном сыне Исмаиле. Но воля Аллаха была для него неоспорима, и он отправился с мальчиком в долину Мина близ Мекки.
Там он рассказал сыну, какой жертвы требует от них Аллах. Кроткий юноша покорно разрешил отцу связать себя, и праведник был готов совершать заклание. Но божественная длань остановила руку человека, сжимавшую острый кинжал. Ведь Аллах только испытывал твердость веры Ибрагима и послал ему белого агнца, который и был принесен в жертву.
Курбан айт – единственный день в праздничном календаре ислама, дающий добро на принесение жертвы. Кровь ритуального животного выступает здесь скорее как символ безграничной веры и всеобъемлющего раскаяния. Мусульмане в этот день просят своих близких простить их за плохие поступки, ложь, предательство, неприязнь, дарят друг другу подарки и посещают могилы предков. На время Курбан айта издревле принято прекращать все войны и споры.
Мекка. Если идти строго по пути традиций, жертву Аллаху нужно было бы приносить там, где она была совершена Ибрагимом – в долине Мина неподалеку от Мекки. Эти города расположены в Саудовской Аравии, где сосредоточены главные святыни ислама. Ежегодно накануне Курбан-байрама миллионы мусульман всего мира поступают именно так, как предписывает закон: отправляются в паломничество – хадж – в Мекку, к священному храму Кааба.
Совершение хаджа – дело жизни для каждого мусульманина. Есть, правда, ряд условий, которые при этом необходимо соблюдать. Во-первых, отправиться в Мекку может совершеннолетний здоровый человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти. Во-вторых, верующий должен обладать средствами, достаточными на путешествие и на то, чтобы семья во время его отсутствия ни в чем не нуждалась. Человек, собравшийся совершить хадж, должен заботиться и о своей безопасности в пути. В-четвертых, паломник перед путешествием должен вернуть все долги, выполнить данные когда-либо обещания и устроить все свои дела. Традиция утверждает, что паломничество к святыням Мекки установил для мусульман сам пророк Мухаммед.
Жертва. В идеале хадж накануне Курбан айта должен совершить каждый правоверный, однако по разным обстоятельствам не все могут это сделать. Поэтому допускается совершить жертвоприношение дома. В святой день для всех мусульман, когда в древней Мекке возносятся к небу молитвы и льется кровь жертвенного животного, то же самое совершают все приверженцы ислама во всем мире. Каждый, обладающий суммой, равной в эквиваленте 595 граммам серебра, должен в Курбан-байрам принести Аллаху в жертву одну овцу. Тот, у кого таких денег нет, также может совершить жертвоприношение, но по своему желанию. Мусульмане верят, что Всевышний измеряет их веру вовсе не размером кошелька. Например, разрешает нескольким верующим объединиться и принести в жертву более крупное животное – корову или верблюда. Единственное непреложное правило: животное для заклания не должно быть старым, тощим, больным или покалеченным.
В Курбан айт есть только один главный закон – никто не должен остаться голодным. По традиции, не менее двух третей жертвенного мяса раздается нищим, неимущим людям и сиротам. А если человек достаточно состоятельный, он может отдать бедным и все жерт-венное мясо. Мусульмане верят, что их щедрое подношение непременно зачтется им на том свете. Согласно поверьям, когда душа мусульманина отправится в рай через бездонную пропасть по мосту Сират, тонкому, как волос, обжигающему, как пламя, и острому, как лезвие меча, ей будет очень трудно удержаться на нем и не упасть в адскую пропасть. Но спины жертвенных животных, приносимых правоверным Аллаху, станут ему опорой, дорогой, которая приведет его в райские кущи.
Те, кто по каким-либо причинам не в состоянии совершить хадж, в день праздника, надев новые одежды, собираются в гости к родственникам. Они дарят подарки, раздают милостыню, посещают могилы предков. На улицах в этот день выставляют столы с угощениями для всех, кто придет в дом.
Ведь в Коране говорится: "...что-бы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!"(20:29).
Над священной, приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети – мулла или муэдзин – читает специальную молитву, вспоминающую жертвоприношение Ибрагима. Хозяин животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может просто произнести: "Бисмиллах, Аллах Акбар!" ("Во имя Аллаха, Аллах велик!"). Прежде чем режут барана, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. А в рот по обычаю кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана заворачивают в черную тряпку, чтобы скрыть от света, ведь они имеют большое значение. Из глаз барана изготавливают затем амулет (назари-курбан).
Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой обычно присутствует любой мусульманин, а во главе стола восседает мулла или особо почетные люди.
Мусульмане верят, что ритуальное угощение (садака) может отгонять от дома всевозможные несчастья и болезни.
Но само жертвоприношение еще не приближает к Аллаху. Всевышний сказал когда-то: "Несомненно, до меня не дойдут мясо и кровь жертвенных животных. Однако достигнет неба богобоязненность ваша". Поэтому благочестивые мусульмане в Курбан айт стремятся соблюсти все, что предписывает Коран, обойти семь домов. И сами всегда готовы накрыть дастархан как близкому и дорогому родственнику, так и случайному прохожему. Ведь незваных гостей в дни Курбан айта не бывает.
-----
Верховный муфтий республики Абсаттар хаджи Дербисали поздравил казахстанцев с наступающим Курбан-айтом АЛМАТЫ. 5 января. КАЗИНФОРМ
В преддверии мусульманского праздника Курбан-айт к казахстанцам обратился председатель Духовного управления мусульман страны, Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали, сообщает Казинформ.
В течение праздника правоверные мусульмане должны совершить жертвоприношения во имя Аллаха. Несколько тысячелетий тому назад пророк Ибрагим заменил человеческую жертву на жертвоприношение животного. В этом проявилось милосердие Аллаха ко всему человечеству. Принципы человеколюбия в полной мере выразились в исламской традиции, в рамках которой мы будем отмечать нынешний праздник, говорится в послании Верховного муфтия РК.
Во время Курбан-айта полтора миллиарда мусульман всего мира будут славить Аллаха и совершать пожертвования в пользу нуждающихся. Гуманистические исламские обычаи получают свое развитие и в Казахстане. Одиннадцать миллионов мусульман, проживающих в нашей стране, так же, как их братья и сестры по вере, будут отмечать этот праздник. Он станет символом возрождения духовности. Миролюбивые идеалы Ислама, нашедшие свое воплощение в казахстанском духовном наследии, получат новый импульс, выражает надежду Абсаттар Хаджи Дербисали.
Верховный муфтий отметил заслуги Президента РК Нурсултана Назарбаева в восстановлении нравственности и духовности казахстанского общества. Благодаря Главе государства осуществляется обширная программа возведения культовых сооружений и оказывается всесторонняя поддержка религии.
Расцвет ислама в Казахстане способствует укреплению дружбы между народами и конфессиями. Его миротворческая сущность указывает на необходимость согласия и стабильности в обществе, считает лидер мусульман республики. Поздравив со светлым праздником Курбан-айт всех казахстанцев, он пожелал им мира, спокойствия и благоденствия. |