Николай КУЗЬМИН, "Литер", 31 декабря
Если попытаться определить содержание прошедшего года для Казахстана одной фразой, я бы выбрал такую формулировку – сохранение прежней динамики развития. Причем это касалось всех трех областей, на которые можно условно разделить жизнь страны – политику внутреннюю, политику внешнюю и экономику.
Экономическая жизнь оставалась наиболее динамичной. Рост ВВП вновь превысил отметку в 9 процентов. Международные агентства продолжали повышать рейтинги наших банков. Цены на мировом рынке нефти продолжали оставаться высокими, что гарантировало положительный внешнеторговый баланс.
Правительство использовало нефтедоллары для решения социальных вопросов. Это обеспечивало не только повышение жизненного уровня населения в целом, но и социальную стабильность.
Внутриполитические процессы, напротив, были традиционно неспешны. Говорить о том, что они отставали от экономических, мне кажется принципиально неверным – они развивались ровно с той скоростью, какая была необходима президенту для управления государством. Инициатива на протяжении всего года оставалась в руках Н. Назарбаева, который фактически определял повестку дня, опережая своих политических оппонентов на несколько шагов. А оппозиция в основном довольствовалась тем, что в любом событии усматривала верный признак скорого краха политического режима. Прошедшие в сентябре выборы в нижнюю палату парламента активизировали партийную жизнь, но на общую стабильность политического процесса повлияли слабо.
Внешняя политика, как и прежде, была направлена не только на развитие отношений с другими членами международного сообщества, но и на снижение эффекта от внешнего воздействия на внутриполитические процессы. И в целом достаточно успешно справлялась со своей задачей – обеспечивать благоприятные внешние условия для экономического и политического развития страны.
Впрочем, это лишь самая общая картина. Если же попытаться представить политический процесс в виде графика со шкалой деления не в год, а в месяц, тем более в неделю, то нетрудно заметить резкие всплески активности и "кризисные точки".
В недавних выступлениях президента перед депутатами от партии "Отан" и на совещании с членами правительства проблемы (актуальные и скрытые) были предельно ясно обозначены. В экономике это высокая инфляция, неразвитость рынка ценных бумаг, укрепление национальной валюты и, самое главное, сохраняющийся сырьевой характер самой экономики. В социальной сфере – сохранение большого числа социально уязвимых людей. В политике – сохраняющаяся угроза социальной стабильности под воздействием внутренних и внешних факторов. На них стоит остановиться отдельно – не случайно последние инициативы президента и его поручения правительству лежат именно в этой сфере.
Главную угрозу стабильности государственной системы в целом стали представлять так называемые олигархические группы. Неизбежным следствием быстрого экономического роста и проведенного в короткие сроки процесса приватизации стало появление групп влияния, имеющих контроль над значительным объемом финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов. Большинство из них де-факто превратилось в политических субъектов, которые предпочитали действовать на "теневой" политической сцене, но реально претендовали на власть. Эти претензии были похоронены. Сначала – в ходе парламентских выборов, продемонстрировавших победу партии президента, а не "алюминщиков", "нефтяников" или "банкиров". Затем – после того как вслед за известным заявлением президента о недопустимости подмены государственных интересов корпоративными семь крупнейших банков заявили о своем "невмешательстве" в политику.
Следствием концентрации полномочий в руках исполнительной власти стала чрезмерная "технократизация" не только правительства, но и самой государственной политики, в которой идеологическая составляющая была отодвинута на второй план, а порой и вовсе забыта. Данное президентом правительству поручение "усилить политическую составляющую своей деятельности" – это не только стремление исправить технократический перекос, но и свидетельство того, что на повестку дня поставлена именно политическая реформа. Предложенная Н. Назарбаевым программа политической модернизации предполагает безусловное сохранение государством контроля над политическим процессом. Во многом этому будет способствовать работа нацкомиссии по вопросам демократии. Но без открытого и постоянного диалога между властью и обществом успешность политической модернизации может оказаться под вопросом. Отсюда требование президента к министрам становиться публичными политическими фигурами.
Очевидно, что некоторые события международной жизни также требуют осмысления и соответствующих выводов. Политический кризис в Украине показал, что на постсоветском пространстве единственным надежным союзником России является Казахстан. Можно быть уверенным в том, что он останется им и в дальнейшем. Но развитие политического диалога с Западом (как на межгосударственном уровне, так и в форме "диалога цивилизаций" при участии экспертного сообщества) становится предельно актуальным. В частности, необходимо определиться с нашей позицией в отношении таких международных организаций, как ОБСЕ и НАТО. Для большинства стран Европы именно НАТО выступает гарантом военно-политической безопасности. Предпринятые Советским Союзом (а позднее – Россией) попытки придать эти функции ОБСЕ успеха не имели, вряд ли их стоит предпринимать сегодня. Что же касается НАТО, то сотрудничество с альянсом возможно не только в военно-технической сфере. Недавняя катастрофа в Южной Юго-Восточной Азии, унесшая жизни десятков тысяч людей, показала огромную важность систем оповещения о природных катаклизмах и управления в условиях чрезвычайных ситуаций. Пусть нам не грозят цунами, но ведь сдвиги земной коры вызывают также землетрясения и селевые лавины, что для нас более чем актуально. Опыт сотрудничества с НАТО в области борьбы с последствиями землетрясений у нас уже есть, его необходимо развивать. И, наконец, если Казахстан намерен и дальше проводить активную внешнюю политику, его Агентство по чрезвычайным ситуациям должно быть способно оказывать помощь за пределами своей страны. |