NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:21 ast
01:21 msk

Председатель совместной комиссии – о выборных поправках
Для дальнейшей демократизации выборного процесса, приведения его в соответствие с международными стандартами назрела необходимость внесения существенных изменений и дополнений в Конституционный закон Республике Казахстан "О выборах в Республике Казахстан"
20.02.2004 / политика и общество

Астана, 19 февраля

На завтрашнем совместном заседании палат Парламента намечается рассмотрение во втором чтении проекта Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

"Выборные" поправки комментирует председатель совместной от обеих палат комиссии по этому законопроекту, член комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Жазбек Абдиев:

Для дальнейшей демократизации выборного процесса, приведения его в соответствие с международными стандартами назрела необходимость внесения существенных изменений и дополнений в Конституционный закон Республике Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

Проект Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (далее – проект) внесен Правительством Республики Казахстан 27.11.2003 г.

26.12.2003 г. данный проект наряду с альтернативным проектом Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", инициированным депутатами Парламента Республики Казахстан Алибаевым С.Б., Бисетаевым С.Ж., Калиевым Г.А. и другими, был направлен для подготовки к первому чтению в совместную рабочую группу Палат Парламента Республики Казахстан. При этом срок первого чтения был определен 26.01.2004 г.

Совместной рабочей группой было принято решение рекомендовать совместному заседанию Палат Парламента принять за основу проект, внесенный Правительством Республики Казахстан.

26.01.2004 г. на совместном заседании депутатский проект был отозван инициаторами, за исключением депутата Абылкасымова Е., и за основу был принят проект Правительства.

Названным проектом предусматривается внесение изменений и дополнений, направленных на урегулирование целого ряда вопросов, имеющих важное и принципиальное значение.

По всему тексту законопроекта проводится мысль о недопустимости безальтернативных выборов Президента, депутатов Парламента и местных представительных органов. Проект исключает подпункты 1) и 2) пункта 4 Конституционного закона, в соответствии с которыми не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидата в члены органов местного самоуправления, лицо, привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, на которое в судебном порядке налагалось административное взыскание за умышленное правонарушение.

Изменения, внесенные в статью 10, устанавливают, что формирование избирательных комиссий будет осуществляться по предложению политических партий. Немаловажным является установление запрета на формирование избирательной комиссии из числа работников одной организации.

Проектом предлагается новая редакция статьи 19, определяющей правовой статус члена избирательной комиссий. В соответствии с ней, члены избирательной комиссии являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства. В период проведения выборов члены избирательной комиссии не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или переведены на другую работу без их согласия. Определены случаи, в соответствии с которыми член избирательной комиссии освобождается от своих обязанностей.

Проект предусматривает введение новой статьи 20-1, определяющей права и обязанности наблюдателей, доверенных лиц, представителей средств массовой информации во время нахождения на избирательном участке.

Определен порядок проведения предвыборной агитации, а также перечень лиц, имеющих право проводить агитацию. К примеру, новая редакция статьи 27 запрещает кандидатам, являющимися должностными лицами государственных органов, использовать преимущества своего должностного или служебного положения, в связи с чем установлено понятие "использование преимуществ должностного или служебного положения".

Новая статья 43-1 предусматривает использование автоматизированной информационной системы при проведении выборов для составления списков избирателей, голосования, установления и определения результатов выборов с целью оперативного получения, передачи и обработки информации.

Депутатами предложено дополнить статью 43 новым пунктом 7-1, в соответствии с которым участковой избирательной комиссией (территориальной избирательной комиссией при выборе депутатов Сената) по требованию доверенного лица проводит повторный подсчет голосов только один раз в пределах сроков, установленных пунктами 1 и 2 статьи 43 (двенадцать часов с момента окончания голосования).

Проектом предусмотрены случаи отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в Президенты, депутаты Парламента и маслихатов.

В соответствии с проектом предусматриваются размеры избирательных фондов кандидатов в депутаты Сената и маслихата, а также порядок выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата.

Новая редакция части третьей пункта 5 статьи 97-1 Конституционного закона устанавливает, что ликвидация политической партии или прекращение членства в политической партии является основанием для прекращений полномочий депутатов Мажилиса, избранных по партийному списку этой партии.

Совместной комиссией проведено 20 заседаний, депутатами и комитетами Парламента Республики Казахстан внесено более 900 поправок. При этом поправки предлагались в основном к действующему закону. (Из них было принято 131, не принято 451, снято около 320 поправок).

При обсуждении на совместном заседании Палат Парламента депутатами могут быть подняты вопросы по поправкам, касающимся:

- запрета на регистрацию в качестве кандидата лиц, имеющих не погашенную или не снятую судимость (пункт 4 статьи 4);

- порядка формирования избирательных комиссий (пункт 3 статьи 10);

- прав и обязанностей доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации во время избирательного процесса (статья 20-1);

- формирования избирательных округов (статья 21);

- порядка составления списков избирателей (статья 24);

- прозрачных или полупрозрачных урн для голосования (статья 37-1);

- подсчета голосов (статья 43);

- использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов (статья 43-1);

- сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты Сената (статья 72);

- относительно свободного владения кандидатами в депутаты Парламента и маслихатов казахской национальности государственного языка, а также знания истории и культуры Казахстана.

Относительно пункта 4 статьи 4. Комитетом по международным делам, обороне и безопасности, а также депутатами Баталовой З.К., Касымовым Г.Е. и Тохтасыновым Т.М. предлагалось полностью исключить пункт 4 статьи 4. Из смысла данной поправки вытекает, что лицо, имеющее ко времени регистрации его в качестве кандидата в Президенты, депутаты Парламента, в том числе по партийным спискам, маслихатов и члены органов местного самоуправления не погашенную или не снятую судимость, может быть зарегистрировано в качестве таковых. При этом авторы поправки ссылаются на пункт 3 статьи 33 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которым не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, по мнению авторов поправки, Конституция установила конкретный перечень лиц, не имеющих права быть избранными, а Конституционный закон незаконно ограничивает права лиц, указанных в подпункте 4) пункта 4 статьи 4. Как утверждают авторы поправки, Конституция в силу своей высшей юридической силы и характера прямого действия, расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем требуют исключить ограничение для лиц, имеющих не погашенную или не снятую судимость.

Правительство Республики Казахстан категорически против данного предложения, ссылаясь на статью 39 Конституции, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Пункт 3 статьи 33 Конституции устанавливает исключительный перечень прав и свобод, которые ни в каких случаях не подлежат ограничению (статьи 10, 11, 13-15; пункт 1 статьи 16; статьи 17, 19, 22; пункт 2 статьи 26). Как указывает Правительство Республики Казахстан, статья 39 в этом перечне отсутствует, что дает основание для ограничения права лиц, имеющих не погашенную или не снятую судимость, Конституционным законом.

Относительно порядка формирования избирательных комиссий. Депутаты Алпысбеков К.М., Джолдасбаева Н.Ч., Жумабаева Е.Ж. и Калиулы Ж. предложили избирать территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав избирательной комиссии. При этом политическая партия вправе представлять в состав кандидатуры, не являющиеся членами данной партии. При этом количество членов избирательной комиссии устанавливается в 7 человек.

Согласно предложению названных депутатов, в случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок (который должен быть не менее одного месяца) маслихаты могут избрать избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Относительно прав и обязанностей доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ во время избирательного процесса. Необходимо отметить, что, по мнению отдельных депутатов и комитетов, статья 20-1 проекта никоим образом не регламентирует права доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ. Это, в свою очередь, не способствует открытости и прозрачности избирательного процесса.

В этой связи, совместной комиссией Палат Парламента Республики Казахстан была выработана и принята новая редакция предлагаемой статьи 20-1, в которой учтены поправки, касающиеся прав указанных лиц. При этом Правительство высказывается против подпункта 4) пункта 6 статьи 20-1, согласно которому вышеназванные лица вправе сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки.

Относительно формирования избирательных округов. Комитетом по международным делам обороне и безопасности, депутатами Касымовым Г.Е., Квятковской Т.Г. и Макалкиным В.И. предложено изменить пункт 2 статьи 21 Конституционного закона в части установления разницы в численности избирателей в избирательных округах. В частности, депутат Касымов Г.Е. предлагает установить 5% от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат по Республике Казахстан; Квятковкская Т.Г. – 5% от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в административно-территориальной единице; Макалкин В.И. – 3% от среднего количества избирателей (на мандат депутата Мажилиса – от числа избирателей по стране, на мандат депутата маслихатов – от числа депутатов административно-территориальной единицы, в которой избирается маслихат). Данные поправки не были приняты.

Следует отметить, что проект устанавливает 15% от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в административно-территориальной единице.

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12.02.2004 г. гласит, что согласно пункту 5 статьи 51 Конституции Республики Казахстан установление конкретных пределов допустимого отклонения количества избирателей в разных избирательных округах относится к предмету регулирования конституционным законом.

Относительно порядка составления списков избирателей. Оживленный спор вызвали изменения в статью 24, посвященную спискам избирателей и порядку их составления. Проектом предусматривается, что основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его регистрации (ранее – проживания) на территории избирательного участка. В этой связи отдельные депутаты (Рахманбердиев О., Шалабаев Х.Г.) подняли вопрос о том, каким образом будут голосовать граждане, зарегистрированные на территории одной области, но на момент проведения выборов проживающие на территории другой. В этой связи депутат Абдиев Ж.Н. предложил дополнить пункт 5 статьи 24 частями, согласно которым избиратель, зная о том, что на момент проведения выборов он не сможет проголосовать по месту его регистрации, вправе обратиться в местный исполнительный орган по месту его нахождения с письменным заявлением о включении его в соответствующий список избирателей. При этом, местный исполнительный орган организует исключение гражданина из списка избирателей по месту регистрации и его включение в аналогичный список того участка, на котором он будет голосовать.

Относительно прозрачных или полупрозрачных урн для голосования. Депутаты Батталова З.К., Тшанов А.К., Алибаев С.Б., Абишев Б.А., Кайсаров У.А., Шалабаев Х.Г. предложили включить в проект новую статью 37-1, согласно которой в помещениях для голосования и при выездном голосовании используются прозрачные урны. Депутат Макалкин В.И. предлагает использовать полупрозрачные урны (поправка в пункт 6 статьи 41). Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно заключению Правительства Республики Казахстан от 14.02.2004 г., в случае принятия данных норм, реализация предложений по статье 37-1 повлечет увеличение государственных расходов 390 310,8 тысяч тенге, по предложению депутата Макалкина В.И. 373 130,8 тысяч тенге.

Относительно подсчета голосов. В целях обеспечения прозрачности при подсчете голосов депутат Абдиев Ж.Н. предложил дополнить пункт 1 статьи 43 частями, согласно которым при подсчете избирательных бюллетеней председатель или один из членов избирательной комиссии показывает присутствующим избирательный бюллетень и оглашает волеизъявление избирателя. Депутат Уразалинов Ш.А. внес поправку, направленную на регулирование подсчета неиспользованных бюллетеней перед вскрытием урн для голосования и после их вскрытия. Из смысла поправок вытекает, что если количество бюллетеней, извлеченных из урн, будет превышать количество выданных, то будут подсчитываться все бюллетени, выданные каждым членом комиссии. Это позволит установить, кто конкретно нарушил требования Конституционного закона.

В целях недопущения бесконечного пересчета голосов депутаты Аман Е.И., Жексембинов Ж.Б., Уразалинов Ш.А. и Шалабаев Х.Г. внесли в статью 43 новый пункт 7-1, согласно которому повторный подсчет голосов будет проводиться только один раз в установленный 12-часовой срок.

Относительно использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов. Споры также возникли при рассмотрении статьи 43-1. В частности, депутат Алибаев С.Б. выступил против использования данной системы для проведения голосования, как предлагается в пункте 1 указанной статьи. Депутат Кайсаров У.А. выразил сомнение в надежности предлагаемой автоматизированной информационной системы. Ряд депутатов поддержали позицию Правительства и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Первоначально совместная комиссия приняла решение о том, что при голосовании такая система не может быть использована, однако позже вернулась к редакции Правительства.

Относительно сбора в поддержку кандидата в депутаты Сената. В пункт 1 статьи 72 была принята поправка, согласно которой кандидат в депутаты Сената должен быть поддержан не менее чем 10% голосов от общего числа выборщиков, представляющих не менее половины маслихатов области, маслихата города республиканского значения или столицы Республики, но не более чем 25% голосов выборщиков от одного маслихата (в проекте Правительства – не менее 1% голосов от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или столицы Республики, но не более чем 50% голосов выборщиков от одного маслихата). Правительство настроено против предложений депутатов.

Относительно свободного владения кандидатами в депутаты Парламента и маслихатов казахской национальности государственного языка, а также знания истории и культуры Казахстана. Депутат Айталы А.А. предложил внести в статьи, касающиеся регистрации кандидатов в депутаты Парламента и маслихатов, поправки, согласно которым кандидаты на указанные выборные должности казахской национальности обязуются при регистрации представлять результаты тестирования на свободное владение казахским языком и знания истории и культуры Казахстана. Необходимо отметить, что данные поправки не были приняты по причине их противоречия статье 14 Конституции Республики Казахстан, где указано, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

(Подготовил Жигер Байтелесов - руководитель пресс-службы. Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента, тел.153505, [email protected]; www.parlam.kz)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Правительство поддержит отечественного производителя минудобрений 20.02.2004
В марте планируется провести презентацию Карачаганакского газового проекта 20.02.2004
В Правительстве рассмотрен проект по разведке и добыче метана из угольных пластов Карагандинского бассейна 20.02.2004
Председатель совместной комиссии – о выборных поправках 20.02.2004
В Атырау начал работу III Конгресс журналистов Казахстана 20.02.2004
Счетным комитетом выявлены недостатки в работе Минтранскома и госорганов Мангистауской области 20.02.2004
Пошатнувшиеся кресла 20.02.2004
Лукашенко лечат с помощью газовой гомеопатии 20.02.2004
Сейм Литвы намерен объявить импичмент президенту 20.02.2004
Премьер-Министр РК положительно оценил работу Центра маркетингово-аналитических исследований 19.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz