NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Понедельник 11.12.2017 21:07 ast
18:07 msk

Япония и Китай ведут войну за российские ресурсы
Выбор, который сделает Россия, на долгие годы определит политическое и экономическое развитие Северо-восточной Азии
06.01.2004 / политика и общество

Джеймс Брук, "The New York Times", 3 января

Сейчас мыс Крылова практически ничего из себя не представляет: полоска земли между тайгой и Японским морем, поверхность которой ровняет ярко-желтый бульдозер. Однако то, что здесь намечается, будет иметь первостепенное значение для напряженной борьбы, которую ведут между собой два наиболее важные в экономическом плане государства Азии: царствующий титан, Япония, и ее растущий конкурент, Китай.

Обе страны сильно нуждаются в природных ресурсах, особенно энергетических - Япония потому, что у нее практически нет своих, а Китай потому, что его внутренняя добыча не успевает за бурным экономическим ростом. Обе нации хотят снизить свою зависимость от нефти, добываемой в отдаленных, политически нестабильных регионах. В качестве альтернативы они обе видят почти нетронутые энергетические богатства российского Дальнего Востока.

Для доставки нефти из отдаленных месторождений в Восточной Сибири, которые Россия готова начать разрабатывать, необходимо будет потратить миллиарды долларов на строительство нефтепровода. Япония и Китай ведут напряженную борьбу за то, куда пойдет этот трубопровод: либо в северо-восточные промышленно развитые районы Китая, либо на мыс Крылова, от которого танкер будет идти до Японии всего один день.

Выбор, который сделает Россия, на долгие годы определит политическое и экономическое развитие Северо-восточной Азии.

"Китай придет в ярость, если Россия отдаст нефтепровод Японии", - считает Грэм Хатчингс (Graham Hutchings), эксперт по Азии английской консалтинговой группы "Oxford Analytica". По единодушному мнению, это не последнее столкновение Японии и Китая из-за столь необходимых им природных ресурсов.

Китай ведет переговоры с Россией о сибирской нефти уже десять лет, а сейчас его потребности особенно возросли. Китайские чиновники говорят, что российско-китайский трубопровод станет естественным звеном, связывающим крупнейшего азиатского экспортера нефти и страну, которая вскоре станет крупнейшим азиатским импортером черного золота.
Япония, потребности которой в нефти немного снизились из-за замедления роста и частичного ухода от промышленного производства, вступила в игру позже, предложив серьезный альтернативный вариант всего год назад. Однако она подкрепляет свою заявку реальными предложениями, в то время как финансирование китайского плана остается неясным. Япония в настоящее время предлагает 5 миллиардов долларов США на строительство трубопровода и еще 2 миллиарда на разработку месторождения, не исключая перспективу того, что из терминала на Японском море можно будет экспортировать нефть и в Америку.

Соперничество вокруг нефтепровода предполагает активную борьбу и в дальнейшем, принимая во внимание агрессивные шаги Китая по обеспечению доступа к ресурсам, необходимым ему для поддержания имиджа "мирового завода".

Китай финансирует медные и угольные шахты в Монголии, строит еще один нефтепровод в Казахстане, ведет переговоры о разработке газового месторождения в Туркмении, покупает газовые месторождения в Австралии и Индонезии и подписывает долгосрочные соглашения о поставках.

До настоящего времени крупнейшие столкновения на рынках касались ресурсов, необходимых промышленности, таких как уголь, медь и железная руда. После того, как во многих странах был преодолен спад и начался рост, японские, тайванские и южнокорейские промышленники начали конкурировать с Китаем в погоне за ресурсами, предлагая за них большую цену. Однако в борьбе Японии и Китая за нефть речь идет не только о цене.
Стремясь получить право на разработку сибирской нефти, Япония практически забыла об одном неудобном историческом факте - Россия и Япония еще не подписали мирный договор после второй мировой войны. Причиной был спор о четырех островах Курильской гряды. Япония решила обсуждать вопрос об островах отдельно и не блокировать экономические отношения с Россией.

В Москве сторонники нефтепровода в Китай говорят, что экономическая взаимозависимость России и Китая благоприятно скажется на региональной стабильности, приводя в качестве примера Канаду и Соединенные Штаты. Благодаря этим аргументам проект трубопровода, по которому нефть будет поступать на северо-восток Китая и в Южную Корею, получил в ноябре предварительное одобрение.

Неуемный аппетит Китая к энергоресурсам подстегивает консервативные электровырабатывающие предприятия Японии. Например, "Exxon Mobil" на протяжении многих лет безуспешно пытался заинтересовать японские электростанции в газопроводе из разрабатываемого компанией месторождения на острове Сахалин в Токио. Но интерес японской стороны проснулся только после того, как "Exxon Mobil" дал понять, что он изучает альтернативный вариант газопровода в Китай.

Земляные работы, ведущиеся желтым бульдозером на мысе Крылова, не пропадут впустую при любом решении Москвы. Тут заканчивается Транссибирская магистраль. В следующем году начнется строительство нефтяного терминала, который ежедневно сможет отгружать в Японию и другие страны по 140000 баррелей доставляемой по железной дороге нефти.
"Мыс Крылова - хорошее место, - говорит мэр Находки Виктор Гнездилов. - Туда подходит железная дорога. Длина пирсов может быть увеличена до километра. Мы ожидаем, что к пирсу смогут подходить суда водоизмещением до 300000 тонн. Это будет очень выгодно для Находки: рабочие места, бизнес, развитие, иностранные инвестиции".

На малозаселенном российском Дальнем Востоке нефтепровод в Японию видится как противовес Китаю, к которому россияне относятся с некоторым опасением. Многие российские чиновники, в том числе и президент Владимир Путин, также заявляли, что России будет экономически выгодно, если ее нефть будет продаваться на мировых рынках, а не одному единственному покупателю, в данном случае Китаю.

"Мы уже получили жестокий урок, построив газопровод в Турцию, - сказал Виктор Горчаков, вице-губернатор Приморского края. - После того, как трубопровод был построен, турки отказались от заключенных ранее соглашений. Они заявили, что им газ не нужен, и потребовали снизить цену. Нам не нужно больше таких ситуаций".
В свою очередь, китайские официальные лица говорят, что Россия рискует связать свое будущее с увядающим партнером, если она выберет Японию. Они выражают разочарование тем, что вопрос еще не решен.

Китайцы думали, что они выиграли соревнование за нефтепровод, когда в мае прошлого года президент Ху Цзинтао (Hu Jintao) подписал в Москве с президентом Путиным коммюнике, одобряющее строительство трубопровода в Китай. В ходе того визита китайская государственная нефтяная компания подписала с ЮКОСом контракт на сумму 150 миллиардов долларов.

Однако после ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Китай потерял важного союзника. Теперь политический ветер, судя по всему, дует в сторону Японии. Руководители дальневосточных регионов активно лоббируют строительство нефтепровода в Японию.
И все же, решение вопроса может быть определено экономикой, а не политикой.
Трубопровод в Китай, предложенный ЮКОСом, будет короче, его можно будет построить быстрее и дешевле. Нефтепровод в сторону Японии будет более мощным - миллион баррелей в день по сравнению с 600000 баррелей - однако многие сомневаются, что в Восточной Сибири найдется достаточно запасов нефти для его заполнения. Сторонники японского варианта считают, что строительство нефтепровода сделает возможным исследования и разработку новых месторождений, которые, как считается, лежат к востоку от Байкала, и разработка которых ранее была невыгодна.

Министр энергетики Игорь Юсуфов призывает создавать российско-японские совместные предприятия и исследовать восточные месторождения, которые пока относятся к категории возможных, а не подтвержденных. Если их потенциал будет подтвержден, это прибавит вес аргументам сторонникам японского варианта. В противном случае единственным вариантом останется нефтепровод в Китай.

Власти России должны увеличивать экспорт нефти, чтобы выполнить обещание президента Путина удвоить валовый внутренний продукт в этом десятилетии. В стране уже сейчас добывается гораздо больше нефти, чем необходимо для внутреннего потребления.
Что касается Дальнего Востока, то все внимание сейчас приковано к г-ну Путину и тому решению, которое он примет. Китай и Япония пытаются убедить его принять решение в свою пользу. Как сказал Томас Бергер (Thomas U. Berger), профессор международных отношений Бостонского университета: "Идет большая азиатская нефтяная игра 21-го века".

Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 января 2004, 19:47


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана определил приоритетные задачи деятельности КНБ 30.01.2004
Глава государства принял председателя правления банка "Туран-Алем" 30.01.2004
Вопросы вступления Казахстана в ВТО обсуждены в правительстве 30.01.2004
Казахстан может ввести ограничение на экспорт зерна весной 2004 года 30.01.2004
Необходимо ввести пятиуровневую систему образования 30.01.2004
Мастер игры 30.01.2004
Державе нужно помогать 30.01.2004
Рабочий график главы государства 29.01.2004
Даниал Ахметов: Правительство должно быть инициативным 29.01.2004
Рабочий график премьер-министра 29.01.2004

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
11.12.17 Понедельник
77. ГАЛИМОВ Фарит
63. СЫЗДЫКОВ Елкаир
62. САРПЕКОВ Рамазан
60. ТАШМАКОВ Серикбай
59. БАЙЗАТОВ Талгат
59. КАРМАЗИНА Лидия
57. СОТНИКОВА Галина
56. РАХМЕТОВ Бауржан
56. ЧЕКАЕВА Елена
54. ДАНБАЙ Шухрат
54. СУЛТАНОВ Нуркен
53. ОСПАНОВ Куат
53. ПЕРМИНОВ Виктор
52. ЗАКЕНОВ Сембигали
52. МУКАНОВ Кдржан
...>>>
12.12.17 Вторник
83. МАРДЕНОВ Жукен
80. БАЗЫЛОВ Казыкен
80. БАЙЗАКОВ Сайлау
75. САППАЕВ Мендыгали
71. МОСКАЛЕНКО Борис
64. ИОВОВ Эдуард
63. ШАМКЕНОВА Роза
60. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
60. ИСКАКОВ Саулебек
59. АБУОВ Мирбулат
57. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
51. НУРБАЕВ Орман
46. ИСКАКОВ Марлен
44. КИСИКОВ Бекнур
42. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.17 Среда
93. КАЙДАР Абду-Али
89. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
78. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
78. ИХСАНОВ Утеген
74. ИСКАКОВ Кайрат
70. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
70. СВОИК Петр
66. МАСЕЛЕЕВА Майдан
62. ЧАРАПИЕВ Туратбек
61. ЕРМЕКОВА Несипбала
60. АСКАРОВ Тулеген
60. БОЙКО Ольга
59. НУРБАЕВА Маржан
53. КАППАРОВ Нуржан
51. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050