NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2017)
Кто станет новым премьер-министром?








Поиск  
Понедельник 25.09.2017 14:11 ast
11:11 msk

Политика и личность
Что было бы с Казахстаном, если бы в драматической атмосфере начала прошлого десятилетия страну не возглавил Назарбаев, сказать трудно. Но определенные события и тенденции выстроились бы в другой логике. И не только в нашей стране
27.10.2003 / политика и общество

"Казахстанская правда", 24 октября

В прошлом веке появилась одна интересная методическая новация. Вопрос ставился о роли того или иного фактора в исторической судьбе отдельных государств и мира в целом. Действительно, что было бы с историей, если бы не произошел выстрел в Сараево в 1914 году, по какому пути пошла бы Америка, если бы не появился Рузвельт, как бы развивалась послевоенная история Японии, не вступи она во вторую мировую войну, если бы российский царь не отказался от престола, если бы вместо Сталина был Троцкий и т. д. Известная фраза о том, что история не имеет сослагательного наклонения, верна, но для понимания истинного смысла и масштаба событий и деятелей постановка таких вопросов дает неожиданное и глубокое измерение.

Что было бы с Казахстаном, если бы в драматической атмосфере начала прошлого десятилетия страну не возглавил Назарбаев, сказать трудно. Но определенные события и тенденции выстроились бы в другой логике. И не только в нашей стране.

Казахстан - это не просто пять Франций, плывущих в пространстве Евразии. И не просто конгломерат сотни этнических групп и практически всех мировых конфессий. Вся эта тривиальная констатация при всей истинности не дает понимания того, что сокрыто под этнокультурной мозаикой. Первый гипотетический вопрос состоит в том, как сложилась бы эта мозаика без Назарбаева.

Человек не остров, тем более не страна. Когда-то Британия, а потом Япония - островные государства - были защищены водной гладью от многих потрясений. Время сжало пространство, и сегодняшний Казахстан вовлечен в глобальные процессы помимо своей воли. Увидеть свое истинное место на геополитической карте дано не каждому. Мифы и иллюзии в современном мире не простительны. Второй возможный вопрос, используя модные сегодня термины, можно сформулировать так: "Как бы позиционировался Казахстан в современном мире без Назарбаева?".

Популярные лет двадцать назад теории догоняющей модернизации, разработанные для стран третьего мира, скандально провалились практически во всех странах, возникших после распада СССР. Можно придумывать разные версии - от незрелости элит до политической отсталости масс, но все это носит очень поверхностный характер, годный для гадалок от политики. В основе лежит старый, как мир, механический редукционизм - свести все к простой причине.

Английский логик Оккам как-то сформулировал принцип "Не множь сущностей без необходимости". Но эта "бритва Оккама" работает в формальной логике, а не в полной хитросплетений семантике политического пространства. На самом деле Казахстан оказался перед колоссальным вызовом - осуществить переход от традиционного общества к современному, выстраивая при этом собственную государственность и принципиально иные экономические механизмы. Третий вопрос: "Как бы ответил на эти вызовы истории современный Казахстан без Назарбаева?".

* * *

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, что реально представляло собой наше общество. Главное - отказаться от самообмана и уютных иллюзий. Казахстан реально стоял на пороге жестких этнических конфликтов. И база для этого была создана в предыдущей истории. Сегодня многие подзабыли кровавые события в Алма-Ате, столкновения в Новом Узене, Восточном Казахстане, накал бытовой ксенофобии на улицах. Любители порассуждать о врожденной терпимости того или иного народа забыли и об этническом геноциде, и о ядерных дырах на теле родной земли, и о трагедии переселенных народов. Этническая память более инерционна, нежели политическая конъюнктура.

То, что творилось вокруг - от Ферганской долины до Чечни, от Нагорного Карабаха до Приднестровья, от Душанбе до Оша, было далеко не случайным. С чего бы это народы с колоссальной культурной традицией в одночасье породили толпы двуногих зверей от Карпат до Памира? Нужно быть очень наивным человеком, чтобы считать это врожденной агрессивностью того или иного народа или ангельским характером другого. Ответ жесткий, но честный: все мы остались заложниками силового решения национального вопроса в течение двадцатого века. И там, где пошли по этому архаическому руслу, взрывы национальной ненависти породили отрезанные головы, миллионы беженцев и прочие "прелести" политических тупиков. Миф о дружбе народов погиб под пеплом сожженных трупов.

Назарбаев пошел другим путем. Путем сознательного отказа от силовых решений, путем умелого дирижирования разнонаправленными этническими интересами. Можно по-разному оценивать итоги 12 лет, но без Назарбаева межнациональное согласие в Казахстане было бы под вопросом. Конечно, стабильность - это заслуга большого круга людей, политических элит, лидеров всех этнических групп. Это заслуга нашей интеллигенции, которая не впала в угар ксенофобии. Это, кстати, и заслуга либеральной части казахстанской оппозиции, которая в этом вопросе вела себя предельно ответственно. Но в политике есть одна закономерность - среди сотен рекомендаций именно лидер выбирает единственно правильное решение. И эти решения принимал конкретный человек - Нурсултан Назарбаев. Национальный вопрос нельзя решить раз и навсегда. Но и пускать его по воле волн означает рано или поздно нарваться на рифы. Назарбаеву удалось впервые на огромном евразийском пространстве создать работающий механизм межнационального консенсуса. Это признано и ОБСЕ, и ООН.

* * *

Ядерный Армагеддон, которым пугали человечество на протяжении 46 лет, кажется, уходит в область мифологии. Но мало кто задумывается над тем, какова роль Назарбаева в переводе этой угрозы из реальности в миф, из глобальной в региональную плоскость. Назарбаев первым в мире добровольно отказался от ядерного оружия на территории своей страны. Конечно, управление ядерными силами находилось в Москве, конечно, техническое содержание и защита были в других руках. Но тем, кто мало знаком с проблемами ядерного оружия, нужно посмотреть реальности в глаза. Наличие четвертого по мощи ядерного арсенала на территории Казахстана рано или поздно привело бы к созданию крупной ядерной державы в Центральной Азии, потенциал которой во много раз перекрывал бы возможности всех новых членов ядерного клуба, ставших головной болью нового столетия. Если учесть то обстоятельство, что Казахстан с легкостью мог производить важнейшие компоненты ядерного оружия на своей территории, то возникновение огромной ядерной державы на стыке исламского и христианского мира стало бы новой пугающей реальностью.

Масштаб принятого Нурсултаном Назарбаевым решения можно понять, если вспомнить полемику тех лет, когда Президента обвиняли в том, что он добровольно лишается огромного структурного преимущества - обладания ядерным оружием. Но именно тогда и началось позиционирование Казахстана как одного из активных конструкторов азиатской безопасности, именно тогда были даны гарантии территориальной целостности и безопасности Казахстана, именно тогда начались масштабные инвестиции. Однако самое важное состоит в другом. Если бы Назарбаев тогда принял иное решение, то в свете геополитической конфигурации 2003 года мы определенно попали бы в число стран-изгоев, в так называемую "ось зла". Поэтому правильное позиционирование страны в огромном мире определяется такими стратегическими решениями, и класс лидера определяется способностью заглянуть не на год-два вперед, а на длительную перспективу.

Общественное мнение обладает короткой памятью, и сегодня мало кто задумывается над тем, что могло произойти на одной шестой части планеты в течение прошлого десятилетия. Намечался военно-политический раскол пространства по этнокультурному принципу на тюркские и славянские страны. Во многом взвешенная позиция Назарбаева позволила избежать такого развития событий. Но важнее другое - не размышления постфактум, а нацеленность на будущее. Интеграционные процессы во всем мире набирают обороты. Конечно, логика этих процессов задается новыми механизмами, а не реликтами прошлого столетия. Экономическая прагматика правит бал. И в этом смысле инициативы Назарбаева полностью совпадают со стратегией двадцать первого века - наращивание конкурентных возможностей на мировых рынках за счет региональной интеграции.

Прошло 9 лет со времени публикации проекта Евразийского союза, и более цельной платформы интеграции на постсоветском пространстве, к сожалению, не появилось. А модельный проект получил свое развитие в формировании ЕврАзЭС. Способность отделить зерна от плевел, увидеть новое рациональное содержание в исторической традиции - это качество политического мышления, рано или поздно обретающее черты реальной конструкции. Та интеграционная формула, которая установится в ближайшее десятилетие на евразийском пространстве, во многом будет связана с именем Президента Казахстана.

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага. Как бы сложно ни выглядела задача конструирования азиатской системы безопасности, кто-то должен сделать этот первый шаг. Азия становится источником глобальной напряженности не только в силу огромного числа традиционных конфликтов, но и в силу того, что это основной сырьевой, энергетический и демографический потенциал планеты. Цена азиатской стабильности впервые за последние 500 лет становится более значимой в глобальном смысле, нежели ситуация на Европейском континенте. Назарбаев на протяжении 10 лет продвигал идею Совещания по мерам доверия и безопасности в Азии, и встреча лидеров 16 крупнейших государств Азии в Алматы в 2002 году стала первым шагом к созданию возможной модели общеазиатского сотрудничества. Конечно, нельзя преувеличивать роль этого совещания. Но это действительно первый шаг. В политике большую роль играют символы. На карте политических символов двадцать первого века эта метка Казахстана и есть, по большому счету, главный признак правильного геополитического позиционирования.

* * *

Большинство "нормальных" обществ переходило от традиционализма к современности естественным и эволюционным способом. Нам же пришлось сделать два прыжка над пропастью. С заведомо понятным результатом. Первая модернизация, которую Казахстан прошел в двадцатом веке, имела и позитивные, и негативные результаты. Было бы исторической ошибкой и политической ложью отрицать значительные успехи советской модернизации. "Красный проект" сыграл колоссальную роль в индустриализации Казахстана и развитии аграрного сектора, создании инфраструктуры и образовательном потенциале населения. Грешить против истины - неблаговидное занятие.

Однако "темная сторона Луны" в этом "Красном проекте" - это тоже историческая истина. Нормальное развитие этноса было не просто искажено, оно было сломано. Демографический удар, который был нанесен нации в двадцатом веке, не восполнить ничем. Если погибает треть этноса, уничтожается практически вся интеллигенция, стирается в одночасье традиционный уклад хозяйствования, то это губительно отражается на всем - от социальных институтов до психологии. Назвать нормальным такой способ перехода от традиционного общества к современному нельзя.

Если отвлечься от эмоций, то социальный смысл этой модернизации состоял, наряду с бесспорными положительными моментами, в следующем. Сугубо традиционное казахское общество вместо естественной эволюции в современные экономические и политические структуры было уложено в тоталитарные рамки. При этом целый ряд традиционных механизмов в уродливой, искаженной форме продолжал существовать, порождая губительную смесь тоталитаризма и архаизма, включая умело разыгрываемый трайбализм. В то же время глубокие этнические традиции, включая степную демократию, религиозную духовность, систему обычного права, были беспощадно растоптаны. Так что первый модернизационный прыжок привел к парадоксальному результату - значительный социально-экономический прогресс и глубокая этническая депрессия. Мягкая трансформация традиционного общества в современное была невозможна по причине того, что сами традиционные институты были искажены.

Этого многие эксперты не учитывают, автоматически применяя критерии Восточной Европы и Юго-Восточной Азии к совершенно иной структуре постсоветских обществ. Назарбаеву пришлось решать уникальную задачу - возрождать исторические традиции и строить современные социальные институты. То, что этническая идентификация казахов, долгое время подавлявшаяся и преследуемая, за 12 лет стала нормально воспринимаемым фактом, при этом не подавляя нормальной национально-культурной жизни других этнических групп, явление редчайшее в современной истории.

* * *

В начале прошлого десятилетия была в ходу фраза "Маркс описал, как переходить от капитализма к социализму, но способа обратного перехода не описал никто". В этой шутке есть доля истины, но только доля. Вопрос состоял не в переходе от одной формации к другой. Вопрос состоял в том, чтобы осуществить переход от развалившейся системы управления в масштабах огромной страны к современной системе управления в рамках нового национального государства. Именно сочетание двух задач - строительство новой экономики и нового государства делало столь сложным решение вопроса. Это, кстати, несовпадающие задачи, и критерии экономической эффективности совсем не обязательно соответствуют тактическим национально-государственным целям. Удалось решить эту задачу или нет - вопрос риторический. Статистика является наиболее убедительным показателем.

Бесспорное лидерство Казахстана по объему привлеченных инвестиций, по уровню заработной платы и пенсий, по развитости банковской, жилищно-коммунальной, пенсионной реформы среди всех стран СНГ очевидно. Не случайно и Европейский союз, и США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. Не случайно Международный валютный фонд официально заявил, что Казахстан успешно прошел этап рыночной трансформации и цели, которые ставила эта организация в своей деятельности в стране, выполнены. Не случайно ведущие российские экономисты признают лидерство Казахстана в формировании новых экономических институтов. Самое удивительное в том, что Украина с ее богатейшей сырьевой, аграрной, промышленной базой, Беларусь с ее развитым машиностроением, закавказские страны, традиционно отличавшиеся высоким уровнем жизни, значительно уступают Казахстану по всем социально-экономическим параметрам. В долговременном плане эта ситуация может измениться в силу объективных причин. Однако в среднесрочном плане Казахстан получил огромное преимущество именно за счет быстрого и решительного реформирования. Разумеется, на фоне многочисленных нерешенных проблем и трудностей не время оглашать победные реляции. Однако не будет преувеличением сказать, что Назарбаеву удалось решить главную структурную задачу - создать новую экономическую базу независимого государства в предельно сжатые исторические сроки. Весьма проблематично, чтобы в отсутствие такого фактора, как политическая воля первого Президента, Казахстан сумел добиться этого.

* * *

В английском языке есть понятие "taken for granted", которое можно перевести "принимать как данность". Многие явления мы принимаем сегодня как данность, забывая о том, что всего этого совсем недавно не было по определению. Но справедливость требует признать, что личная роль Н. А. Назарбаева в достижении этой "данности" столь велика, что ее без всяких натяжек можно назвать исторической.

Жолдасбеков Мырзатай Жолдасбекович,
ректор Евразийского университета

Алшанов Рахман Алшанович,
ректор университета "Туран"

Казымбет Полат Казымбетович, ректор Медицинской академии

Сарыбеков Махметгали Нургалиевич,
ректор Евразийского гуманитарного института

Шайхутдинов Марат Ерсаинович,
директор филиала Казахстанско-Российского университета

Спектор Михаил Давыдович,
директор Института управления

Айкимбаев Абай Каиргельдинович,
начальник Академии финансовой полиции


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана назвал талантливую молодежь интеллектуальным потенциалом страны 31.10.2003
Президент РК провел рабочие встречи 31.10.2003
Конгрессмены США поддерживают усилия Казахстана по борьбе с торговлей людьми 31.10.2003
ШОС не планирует расширятся 31.10.2003
В РК более 1,4 тыс. общеобразовательных школ не имеют лицензии на осуществление деятельности 31.10.2003
Политтехнолог Станислав Белковский: Олигархам нужен "смотрящий" 31.10.2003
Смена элит 31.10.2003
Глава государства принял министра внутренних дел Заутбека Турисбекова 30.10.2003
Президент Казахстана встретился с главой турецкого холдинга "Аларко" Исхаком Алатоном 30.10.2003
В Казахстане будут разработаны критерии оценки коррупции 30.10.2003

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
25.09.17 Понедельник
87. АКБИЕВ Махмуд
75. МАХМЕТОВ Тулеген
71. ЛЕПЕШКИН Геннадий
69. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
69. МУРЗАЛИН Ахат
66. КУСАИНОВ Темирхан
64. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
62. КОШАНБЕКОВ Ергазы
61. АРЫНОВ Кажмухан
61. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
60. БАЯНДАРОВ Магзам
60. КУСАИНОВ Амирлан
59. ДМИТРИЕНКО Петр
58. АДИМОЛДА Радильбек
55. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.17 Вторник
84. БИЕКЕНОВ Кенес
64. АКАНОВ Досмурат
59. АБДИЛОВ Онайбек
59. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
58. БАЙГОНОВ Жамбыл
58. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
56. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
54. БОПИЕВА Жамиля
54. ЖАНКИН Аскар
53. АХМЕТОВ Саяш
53. КАЗЕЕВ Евгений
53. КАСИЕНОВ Марат
53. САПАРОВА Назым
52. ИДРИСОВ Тимур
46. АХМЕТНИЯЗОВА Лаура
...>>>
27.09.17 Среда
79. МАМЫРОВ Нургали
71. ДУМЧЕВ Владимир
70. АЙТУГАНОВ Нуpмахамбет
67. КАЛАБАЕВ Найман
67. ОТТО Иван
63. АЛБЫТОВ Жейенай
63. ТОККУЛОВ Сериктес
61. АМАНБАЕВ Богежан
59. АБДУХАЛЫКОВ Фархат
57. МОМБАЕВ Иса
56. ЗАКАРЬЯНОВ Тулеген
54. ТИНИКЕЕВ Мухтар
52. ДЮСЕТАЕВ Берик
51. БЕЙСЕМБЕТОВ Искандер
51. КИМ Виктор
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050