NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:37 ast
21:37 msk

Украина за год до президентских выборов: заметки в жанре политического анализа
С каждым днем все ближе выборы нового президента страны, и с каждым днем все меньше властные возможности Кучмы. Можно не сомневаться в том, что Ющенко уже сделал предложение Кучме по предоставлению личных гарантий и гарантий его семье. Эти гарантии наверняка обеспечены американцами
16.10.2003 / политика и общество

Дмитрий Куликов, Полит.Ру, 15 октября

Осенью 2004 года должны пройти очередные выборы президента Украины. Оппозиционные нынешнему украинскому президенту Леониду Кучме политики не устают подозревать действующего президента Украины в намерении всеми правдами и неправдами устроить себе третий президентский срок. Сам Кучма неоднократно заявлял о твердом намерении обеспечить своевременное проведение выборов. Следует все же отметить, что столь пристальное внимание к властолюбию Кучмы объясняется отнюдь не пустой политиканской риторикой - оно имеет определенный смысл и служит одним из инструментов в политической борьбе. В борьбе за что? За власть. Не бывает никакой другой политической борьбы, кроме как за власть. Основные сюжетные линии новейшей политической истории Украины как нельзя лучше иллюстрируют этот в общем-то банальный тезис, к тому же являясь одной из самых интригующих коллизий на пространстве бывшего СССР.

Президентские выборы 1999 года

Главными действующими лицами украинской политики перед выборами 1999 года были действующий президент Леонид Кучма и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко. Россия поддерживает Кучму, несмотря на соблазн "развернуть интенсивные интеграционные процессы" в случае избрания Симоненко и несмотря на то, что рейтинг Кучмы в начале кампании был в 2,5 раза ниже. Это – наиболее заметные фигуры того времени, поскольку тогда еще мало кто из аналитиков обращал внимание на игру нынешнего электорального лидера, а тогда главу Нацбанка Виктора Ющенко. То есть и тогда было широко известно, что он женат на гражданке США, в прошлом служащей Госдепа ("злые языки" поговаривали, что еще не известно who makes decisions) и обласкан американцами как истый демократ. Но в 1999 году Ющенко свою кандидатуру не выставлял, хотя его президентские амбиции и были известны - в гонке с Кучмой и Симоненко он бы точно не выиграл, а шанс для победы коммунистов создал бы.

Кучма перед выборами обещает Ющенко пост премьер-министра - отличную позицию для старта в президентской гонке 2004. Это устраивает США - Ющенко молодой, спешить некуда – получит власть в 2004 году. США стерпели переизбрание Кучмы.

Начало конституционной реформы – весна 2000 года

Но после выборов 1999 года неожиданно возникает сюжет, чрезвычайно важный не столько для отдельных персонажей, сколько для власти на Украине вообще. Еще в ходе своей избирательной кампании Леонид Кучма инициировал проведение референдума о внесении изменений в конституцию. Основным их смыслом было движение в сторону усиления парламентской власти – создания большинства, ответственного за формирование правительства и его работу. Фактически это был первый шаг в сторону перераспределения властных полномочий и создания системы госуправления парламентско-президентского типа.

Вопросы референдума в апреле 2000 года несли на себе популистский отпечаток избирательной кампании. В частности, там был вопрос об ограничении депутатской неприкосновенности и вопрос о сокращении числа депутатов. Оппозиция воспользовалась этими вопросами как поводом для жесткой критики президента. Проведение референдума встретило отпор парламентской оппозиции, которой не нужны были никакие изменения. Однако абсолютным большинством граждан, принявших участие в голосовании, необходимость изменений в конституции Украины была одобрена.

Организовав референдум, Кучма, чего бы он ни хотел для себя лично, объективно мог добиться достижения двух чрезвычайно важных для Украины целей. Во-первых, создания цивилизованного механизма управления экономикой и хозяйством страны на основе народного доверия (демократии). Во-вторых, создания механизма распределенной власти и невозможности для одного человека - избираемого президента, будь он пророссийским, проамериканским или произраильским - единолично формировать историю страны и судьбу ее народа.

Можно предположить, что этот ход Кучмы был следствием рефлексии относительно ситуации на выборах 1999 года, когда с трудом удалось провести Украину между геополитическими амбициями России и США. Возможно также, что он явился следствием стремления Украины избежать судьбы своих соседей (современная Польша мало чем отличается от 51-го "европейского штата" США, а Белоруссия - от 90-го субъекта Российской Федерации).

Ситуация Ющенко, весна 2000 года

Весной 2000 года Виктор Ющенко получил обещанный президентом пост премьера. Если бы результаты референдума были имплементированы парламентом (т.е. изменения в Конституцию были бы внесены) - это бы означало крах надежд любого политика, стремящегося к единоличной власти в стране. Однако оппозиция в парламенте делает все возможное и невозможное для того, чтобы заблокировать внесение изменений в конституцию. В западной прессе разворачивается кампания по критике референдума, его результатов, самого Кучмы. Оппозиционерам удается добиться главного – на весенней сессии 2000 г. парламент изменения в конституцию не внес.

Летний кризис 2000 года

Летние месяцы 2000 года противоборствующие стороны использовали неравноценно. Кучма отдыхал после тяжелой избирательной кампании и бурного политического старта второго президентского срока. Его команда посчитала, что в основном дело сделано, рано или поздно парламент имплиментирует результаты референдума – это вопрос времени. Как вскоре выяснилось, времени у президента Кучмы как раз и не оказалось.

Человек в здравом уме не может поверить в "случайность" неприятностей, обрушившихся на голову Кучмы осенью 2000 года. Без вести пропадает журналист Гонгадзе, в западных и оппозиционных СМИ разворачивается интенсивная информационная кампания, освещающая его пропажу и поиски. Через некоторое время обнаруживают труп, который невозможно опознать визуальными методами, но оппозиция с глубокой уверенностью говорит о том, что это труп журналиста Гонгадзе. Выдвигается версия - журналиста "убрали" по заказу президентской власти, якобы по причине чрезвычайной опасности для нее критической журналистской позиции. Еще немного позже, опять же "совершенно случайно" выяснилось, что майор личной охраны президента (обязанный по должности бороться с возможностью прослушивания рабочих помещений президента) якобы вел аудиозаписи в его кабинете. На этих записях, опять же "совершенно случайно", обнаруживается, что голос, похожий на голос Кучмы, высказывается о том, как ему надоел журналист Гонгадзе и что было бы неплохо от него избавится. В настоящее время майор Мельниченко проживает в США, защищенный статусом политического беженца.

"Совершенно случайно" оппозиция оказалась готова в максимально короткие сроки провести многотысячные митинги, организовать проживание студентов зимой в палатках на центральной площади Киева и многое другое. Народ шел на демонстрации, студенты мерзли и голодали на площади "совершенно бесплатно" - так сказать, за идею. Весь набор "совершенных случайностей", а также объем "совершенно бесплатного" народного возмущения сильно напоминают специальную операцию специальных служб. А образцы подобных специальных операций мы можем обнаружить прямо на их родине - там, где развит опыт скандальных импичментов президентов.

Ситуация Ющенко, осень-весна 2000-2001 гг.

Осенью-весной 2000-2001 годов Ющенко занимает позицию непричастности к развернувшемуся в стране кризису, даже выступает с совместными с Кучмой заявлениями. Однако уже тогда именно он - на знамени украинской оппозиции. Если бы удалось тогда свергнуть Кучму, то премьер стал бы и.о. президента и уже с этой позиции формировал бы условия президентской избирательной кампании. Поэтому Кучме ни в коем случае нельзя было давать повода снять себя с должности.

Свергнуть президента не удается. Происходит отставка Ющенко с поста премьера и немедленное его позиционирование в лагере оппозиции. Ющенко становится активным участником движения "Украина – без Кучмы". Начинается борьба за парламент 2002 года.

Парламентские выборы 2002 года

Весь 2001 год ушел у президента Кучмы на борьбу с "кассетным" скандалом. В этой ситуации совершенно невозможно было имплиментировать в парламенте результаты референдума – более того, вообще удивительно, как Кучме удалось сохранить экономическую стабильность. Несмотря на ослабленность президентской власти, разобщенность президентской команды, целый ряд бессмысленных избирательных авантюр (партия "Команда озимого поколения", проект "анти-Ющенко" и т.д.), предпринятых российскими шарлатанами-имиджмейкерами, гуманитарными, политическими технологами - президенту удается сформировать в парламенте пропрезидентское большинство. Решающую роль в его формировании сыграли депутаты-одномандатники. Весной 2002 года парламент начал работу в новом составе, сформировал новое правительство, а уже в августе 2002 года президент Кучма вновь заявляет о необходимости конституционной реформы власти и создании парламентско-президентской республики. Борьба за конституционную реформу – основное содержание украинской политики в 2003 году.

Актуальная ситуация. С чем Украина войдет в 2004 год

С каждым днем все ближе выборы нового президента страны, и с каждым днем все меньше властные возможности Кучмы. Все меньше и меньше шансов провести конституционную реформу. Можно не сомневаться в том, что Ющенко уже сделал предложение Кучме по предоставлению личных гарантий и гарантий его семье. Эти гарантии наверняка обеспечены американцами. Кучма должен уйти спокойно, без борьбы, и передать всю свою власть в полном объеме г-ну Ющенко. Но личные гарантии –– это еще не гарантии того, что не будет передела собственности и резкой смены политического курса. Никогда личные гарантии не будут распространяться на близкий президенту Кучме украинский бизнес. Согласившись на гарантии и отказавшись от борьбы, он может потерять все.

Ющенко, по всей видимости, нужна вся власть, принадлежащая сейчас Кучме. Только отсутствие реформы власти дает возможность Ющенко привлекать на свою сторону новых членов политической и бизнес-элиты страны. Он интересен им только как новый президент с теми же полномочиями, что сейчас есть у Кучмы, как президент, власть которого слабо или почти никак не ограничена. И если Ющенко докажет, что он не даст провести конституционную реформу - он серьезно ослабит лагерь своих противников и укрепит свои позиции в преддверии президентских выборов.

США сейчас по разным причинам заинтересованы в Украине. У американцев есть в запасе неплохой механизм давления на Кучму - это узник американской тюрьмы Павло Лазаренко. Лазаренко, которого США так и не выдали Украине, в обмен на статус политического беженца даст любые показания против Кучмы, в том числе и о том, что все украденные им деньги – это деньги Кучмы, и вывезены они из Украины по его распоряжениям. Организовать "доказательства" таких признаний не представляет никакой сложности. Пленки майора Мельниченко уже не раз подтверждали "фактами" антикучмовские действия.

Россия озабочена ходом экономической экспансии на территорию Украины – в этом ракурсе необходимо рассматривать поощрение российских инвестиций в украинскую экономику и недавний договор о ЕЭП. Позиция России представляется правильной и единственно для нее возможной. Если Украина не породит в ближайшие полгода достойного политического конкурента господину Ющенко и не сможет диверсифицировать властные полномочия, российские интересы будут представлены в Украине только российским бизнесом.

Пропрезидентский лагерь раздираем внутренними противоречиями. Если Кучма удовлетворится личными гарантиями и не доведет до конца борьбу за изменение конституции - что ожидает в среднесрочной перспективе сегодняшних сторонников президента? Даже в России, где Ельцин фактически назначил приемника, а не потерял власть в результате политической борьбы, постоянно всплывает сюжет передела собственности, преследования политиков и бизнесменов, потерявших "президентскую крышу".

В Украине, если власть получат противники и враги сегодняшней президентской команды, сценарий представляется совершенно однозначным. Некоторые представители политической и бизнес-элиты успокаивают себя тем, что с Ющенко можно договориться - тем более если уже сегодня вступить ним в переговоры об обмене перехода в другой политический лагеря на будущую благосклонность. Глубоко ошибочное мнение. Зачем учитывать чьи-то интересы, если можно все отобрать? Юридических нарушений в сфере приватизации и уплаты налогов за каждой бизнес-позицией в Украине более чем достаточно, а если не хватит, то можно сконструировать новые. Глава администрации президента Виктор Медведчук, взяв на себя обязанность реализовать конституционную реформу и обеспечить стабильность и преемственность в украинской политике и экономике, пока не справляется с этой задачей.

Команда Медведчука сильно увлеклась борьбой лично с Ющенко. Провокационные информационные "подачи", фиктивные интернет-сайты, разоблачающие "истинное лицо" Ющенко, стремление психологически "достать" противника - все это фиктивно-демонстративный продукт. Судьба и история Украины зависит не от того, кто "круче" - Медведчук или Ющенко, - а от способности политического класса Украины ставить исторические цели, принимать верные управленческие решения, необходимые для достижения этих целей.

Медведчуку отступать некуда, в отличие от других представителей политической и бизнес-элиты, которые могут питать себя иллюзиями, будто с Ющенко можно договорится, или будто личные гарантии Кучме и его семье распространятся и на их бизнес активы. Поэтому Медведчук, по всей вероятности, продолжит борьбу. Главное, чтобы в этой борьбе стратегическая цель - построение сбалансированной системы государственной власти в Украине - не затерялась в суете межличностных противостояний и дешевых "пиаровских" трюков, навязываемых "имиджмейкерами".

Премьер-министр Виктор Янукович и "донецкие", являясь крупнейшей в Украине бизнес-корпорацией, делают только первые шаги на политической арене. Янукович всего лишь чуть более года находится в пространстве общегосударственной политики, его земляки, представляющие крупный бизнес, всегда старались избегать прямого участия в политических схватках. Отсутствие опыта политической борьбы - личного и управленческого, - необходимость освоения навыков постановки стратегических целей, управления реализацией масштабного политического проекта и избирательной кампанией – главный минус "донецкой группы". Однако, даже с учетом всего вышеизложенного, на сегодняшний день Янукович является единственной политической фигурой, способной противостоять Ющенко на президентских выборах 2004 года.

По всей вероятности, именно Янукович в самое ближайшее время станет объектом личной дискредитации. Все спецоперации, примененные в свое время против Кучмы, будут применены против него. Возможности и квалификация американцев в этой сфере являются очень большими. Сможет ли "донецкая группа" реально бороться за пост президента? Положительный ответ именно на этот вопрос дает Украине страховочный шанс в случае провала конституционной реформы власти.

Украинский парламент по-прежнему находится в полубессознательном" состоянии. Именно неспособность депутатского корпуса абстрагироваться от личных амбиций и узкокорыстных интересов и проанализировать текущую историческую ситуацию сделала Украину заложницей многолетней беспощадной борьбы за власть. Только политическая близорукость не позволяет депутатам и партиям понять, что их политическое будущее напрямую зависит от возможности сделать парламент еще одним "фокусом" власти в стране. Очевидно, что, придя к власти, Ющенко постарается еще боле понизить роль и значение в общем-то оппозиционного ему парламента.

Парламентская работа по проведению соответствующих изменений в конституции требует огромных управленческих усилий, проведения переговоров и разрешения конфликтов, достижения реальных компромиссов. Пока всю эту работу в парламенте никто не ведет. Хотя есть одна политическая фигура, способная ее провести – спикер Владимир Литвин. Возможность проведения конституционной реформы во многом будет определяться его способностью занять управленческую позицию по отношению к этому процессу.

Вывод

Если конституционную реформу власти провести не удастся, а Ющенко выиграет выборы 2004 года, Украина будет выступать в ближайшей исторической перспективе в незавидной роли "разменной монеты" в отношениях США и России.

Тем, у кого столь категоричные выводы вызывают сомнения – предлагаю ознакомиться с западной версией происходящего в материале WSJ "Наследие, которое оставил Украине Гергий Гонгадзе" (http://www.inosmi.ru/stories/01/06/22/3006/194554.html). В ней достаточно прозрачно читаются цели и методы США в отношении Украины и российских интеграционных проектов на ее территории, в частности, проекта ЕЭП..


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана назвал талантливую молодежь интеллектуальным потенциалом страны 31.10.2003
Президент РК провел рабочие встречи 31.10.2003
Конгрессмены США поддерживают усилия Казахстана по борьбе с торговлей людьми 31.10.2003
ШОС не планирует расширятся 31.10.2003
В РК более 1,4 тыс. общеобразовательных школ не имеют лицензии на осуществление деятельности 31.10.2003
Политтехнолог Станислав Белковский: Олигархам нужен "смотрящий" 31.10.2003
Смена элит 31.10.2003
Глава государства принял министра внутренних дел Заутбека Турисбекова 30.10.2003
Президент Казахстана встретился с главой турецкого холдинга "Аларко" Исхаком Алатоном 30.10.2003
В Казахстане будут разработаны критерии оценки коррупции 30.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz