Астана, 9 июня
Сегодня, 9 июня, в Доме Парламента председатель комитета Мажилиса по финансам и бюджету Каратай Турысов открыл конференцию по правительственному проекту Бюджетного кодекса, который представил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. Он подготовлен во исполнение поручения Главы государства и представлен в Мажилис Парламента, где его ведение по решению Бюро палату поручено комитету Мажилиса по финансам и бюджету с подготовкой заключения к середине ноября. Проект разработан тремя министерствами: экономики и бюджетного планирования; финансов и юстиции; а также Нацбанком. Наряду с авторами в презентации приняли участие парламентарии, представители администрации Главы государства, маслихатов, ЮСАИД, научных учреждений и неправительственных организаций. После выступлений разработчиков и оппонентов конференция завершилась заключительным словом председателя комитета Мажилиса по финансам и бюджету Каратая Турысова. Решено продолжить работу над проектом в установленном законодательством порядке: в рамках рабочей группы этого профильного комитета.
Новый документ состоит из Общей и Особенной частей. В первой три раздела: бюджетная система республики; межбюджетные отношения и распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов; государственное управление в области регулирования бюджетных отношений. Во второй двенадцать: разработка и утверждение бюджета; исполнение и уточнение бюджетов; бюджетный учет и отчетность; государственный финансовый контроль; бюджетные инвестиции; государственные гранты; бюджетное кредитование; государственное и гарантированное государством заимствование и долг; заключительные и переходные положения.
Как отмечают разработчики, новые принципы бюджетной системы: эффективность и результативность - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения определенных результатов с использованием оптимального объема бюджетных средств; недопущение проведения зачетов взаимных требований, уступки прав требований по бюджетным средствам.
Определяющими структуру бюджета позициями предлагаются такие, как: доходы; затраты; операционное сальдо; чистое бюджетное кредитование; сальдо по операциям с финансовыми активами; дефицит (профицит) бюджета; финансирование.
В проекте единая бюджетная классификация является единой и обязательной для всех уровней бюджетов; разрабатывается на основе законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства; утверждается Правительством. Состав же единой бюджетной классификации: классификация поступлений бюджета; функциональная классификация расходов бюджета; ведомственная классификация расходов бюджета; экономическая классификация расходов бюджета.
В проекте Кодекса предусмотрены Бюджетная программа и виды бюджетных программ. Национальный фонд включается в состав бюджетной системы и выполняет сберегательную и стабилизационную функции.
(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента, тел.153328, [email protected]; www.parlam.kz.).
--
БЮДЖЕТ-2005 БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ НОВОГО БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА – МИНИСТР ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Казинформ, 9 июня
На основе нового Бюджетного кодекса будет формироваться бюджет 2005 года. Об этом, как передает Казахское информационное агентство, сказал Министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов на проходящей 9 июня в Парламенте презентации проекта Бюджетного кодекса.
Проект Бюджетного кодекса основан на принципе преемственности существующей бюджетной системы. При этом он содержит ряд важных нововведений. Одним из базовых нововведений министр назвал соблюдение процесса работы бюджетной комиссии с направлениями трехлетней фискальной политики. В среднесрочной фискальной политике должны быть отражены основные приоритеты в налоговой политике и расходной части бюджета.
Принцип приоритетности в Бюджетном кодексе подразумевает планирование бюджета с соблюдением приоритетных направлений социально-экономического развития на среднесрочный период. Другая составляющая бюджетного планирования, принцип обоснованности, по словам К.Келимбетова, предполагает необходимость содержательного обоснования расходов бюджета.
Кроме этого, согласно проекту, Национальный фонд РК является неотъемлемой частью бюджетной системы.
Что касается бюджета 2004 года, он рассматривается в рамках Закона "О бюджетной системе". К.Келимбетов объясняет такую неторопливость в необходимости глубокой проработке проекта кодекса. "Это касается и проблемы межбюджетных отношений, по которым существуют самые разные точки зрения, модели, варианты" – подчеркнул он. Поэтому Министерство экономики считает приемлемым, если к концу текущего года Бюджетный кодекс будет принят Парламентом. |