Сердар МУРАДОВ, Туркменистан.Ру, 1 января
Еще в древние времена предки туркмен считали, что год овцы приносит людям добро, благоденствие, достаток и мира. Об этом напомнил в своем новогоднем обращении к народу президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. "Я сердечно поздравляю с праздником весь народ Туркменистана, своих соотечественников, - говорится в новогоднем поздравлении президента, опубликованном сегодня туркменскими СМИ. - Каждому из вас я желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, мира и добра, желаю, чтобы вы были достойными гражданами своей страны, полезными своей Родине людьми".
Отметив, что минувший год не стал исключением среди последних лет и принес новый рост экономике страны, чей внутренний национальный продукт увеличился на 22%, туркменский лидер от имени правительства пообещал "значительно улучшить социально-бытовые условия жизни туркменистанцев, возвести много новых прекрасных зданий и сооружений". В частности, Ниязов подчеркнул, что в 2003 году "будет повышена зарплата каждого работающего гражданина Туркменистана".
Глава государства призвал обратить особое внимание на духовное здоровье общества, от чего во многом зависит будущее страны. "Наступивший Новый, 2003 год является годом черной овцы, - говорится в поздравлении. - Есть у наших предков такая мудрая поговорка: "Праздность может вынести только овца, к тому же черная". И потому каждый гражданин Туркменистана, как бы обеспечен он ни был, не должен вести праздную жизнь, напротив, он должен приложить все усилия, чтобы в наступившем году наше государство расцвело еще больше". "В нашей стране, - подчеркивает Ниязов, - должны быть созданы все условия, обеспечивающие права и свободы граждан, никто из них не должен быть унижен, но и каждый гражданин Туркменистана обязан жить в строгом соответствии с законами страны, не нарушая их". В заключение Туркменбаши пожелал соотечественникам крепкого здоровья, семейного благополучия, мира и добра.
SINE IRA ET STUDIO
В ходе заседания Народного совета Туркменистана 30 декабря были продемонстрированы кадры из зала суда, где Борис Шихмурадов рассказал о некоторых деталях организованной им попытки государственного переворота и физического устранения главы государства. Обвиняемый говорил достаточно спокойно, внятно и выглядел абсолютно вменямым человеком. Букет прошлых и нынешних преступлений, совершенных им, перечислил председательствующий в суде, а вот суть явления, приведшего Шихмурадова в конце концов на скамью подсудимых, весьма точно охарактеризовал он сам: "слишком тонкой оказалась грань между политическим оппонированием и откровенным бандитизмом".
Именно так. С оппонентами спорят, бандитов судят. И потому все апелляции к ОБСЕ, международным правозащитным организациям в данном случае неуместны, потому как судят, извините, не Сахарова. Они, апелляции, могли "работать" до 25 ноября. Позже - нет, ибо в тот день Шихмурадовым были пущены в ход не политические аргументы, а автоматы. И нигде в мире вооруженных бандитов (с любыми идейными взглядами) правосудие не поставит на одну доску с политической оппозицией. Личный бэкграунд здесь ни при чем, высокие кресла в прошлом не могут являться индульгенцией от закона и даже гарантией более комфортной тюремной камеры. С муллой Омаром - лидером талибского Афганистана - до 11 сентября противники исламского фундаментализма дискутировали в печати. После уже не дискутировали. После его начали разыскивать спецслужбы разных стран как особо опасного преступника. Говорю не для аналогий - масштабы все же разные, но природа явления схожая - местечковое мессианство, убежденность в собственной вседозволенности и террор как следствие этой убежденности.
Потому придать делу политический характер было бы не только противно духу и букве законодательства, но и безнравственно. Население возмущено не только самим фактом запланированной расправы группировкой Шихмурадова над конституционными структурами страны и людьми, их представляющими, но и тем поразительным, запредельным пренебрежением мнением народа, с каким она обставлялась. "По какому праву?" - этот вопрос сегодня, звучит, пожалуй, чаще всего. По какому праву дюжина отставленных чиновников заявляла о себе как о единственном выразителе мнений и чаяний шестимиллионного народа? По какому праву этому самому народу отводилась, в лучшем случае, роль безмолвного статиста в реализации т.н. "программы переходного периода", о содержании которой остается только гадать? По какому праву, наконец, все, что не вписывалось в рамки бонапартистских устремлений ВИС НДДТ, огульно поносилось и объявлялось чуть ли не преступлением? Вопросы, впрочем, риторические.
В целом же, если называть вещи своими именами, события 25 ноября были классической попыткой номенклатурного путча, густо приправленной семейной солидарностью. Как и всякое явление подобного рода, оно не имело ни мало-мальски значимой социальной базы, ни элементарной теоретической платформы, ни могущей вызвать хотя бы обывательское сочувствие толики нравственного порыва. Потому, наверное, участники и организаторы этого акта куда больше смахивают сегодня на нашкодивших школяров, нежели на злодеев или "борцов с режимом". Невольно вспоминаются члены ГКЧП образца 1991 года и ставшая знаменитой фраза маршала Язова "простите меня, старого дурака". Шихмурадовское "глубоко раскаиваюсь", кажется, из той же оперы. На этом фоне вброшенная "соратниками" в прессу пафосная фальшивка о его добровольной (после месячного раздумия?) сдаче в плен выглядит убогим пиаровским ходом. |