NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:18 ast
12:18 msk

Главная интрига ШОС
К.Сыроежкин: "Целью военного присутствия США в Центральной Азии является не столько обеспечение безопасности в регионе, сколько создание плацдарма в предвидении неизбежного противостояния с Китаем"
13.06.2002 / политика и общество

Константин Сыроежкин, "Континент", 11 июня

С момента официального провозглашения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в июне 2001 года прошло не так уж много времени, но оно вместило в себя события такого масштаба, что сегодня вряд ли кто из экспертов возьмет на себя смелость однозначно говорить о перспективах этой организации, особенно в части их военно-политической составляющей

Недооценивать итоги Санкт-Петербургского саммита было бы не совсем справедливо. С принятием Хартии ШОС эта организация хоть как-то формализовала права и обязанности входящих в нее государств, что, как мы увидим ниже, далеко нелишне. Нельзя не оценить и другой принятый на саммите документ - Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры. Худо-бедно, но эти документы открывают возможность для формирования постоянно действующих органов этой региональной организации. И, как знать, может быть надеждам Игоря Иванова о том, что ШОС превратится в "эффективный дееспособный механизм взаимодействия государств в решении проблем региона, и в первую очередь проблемы безопасности и стабильности" и суждено сбыться. Однако нельзя не учитывать и того обстоятельства, что как характер сотрудничества между государствами - участниками ШОС, так и геополитическая ситуация в Центральной Азии, непосредственно влияющая на это сотрудничество, четко различаются по своим характеристикам, и водораздел этот проходит по линии до и после событий 11 сентября 2001 года.

До

Созданная для решения пограничных вопросов "Шанхайская пятерка" уже к концу 90-х годов пережила саму себя. И не только потому, что к этому времени все пограничные вопросы были решены, но прежде всего в силу динамики процессов, происходящих в этот период в регионе. Казавшиеся иллюзорными и носящие скорее академический характер проблемы угрозы исламского и политического экстремизма, этнического сепаратизма, международного терроризма и т. д. приобрели реальные очертания и потребовали адекватных ответов со стороны политических режимов центральноазиатских государств.

Понимая, что в одиночку ни одно из государств региона эти проблемы решить не в состоянии, ответы искались в правовом поле, создаваемым Договором о коллективной безопасности (ДКБ) и "Шанхайской пятерки". Если обратить внимание на обсуждаемые на последних саммитах глав - участников "Шанхайской пятерки" вопросы, легко заметить, что акцент был сделан на проблемах региональной безопасности, борьбе с терроризмом, этническим и исламским экстремизмом.

На Душанбинском саммите, прошедшем 5 июля 2000 года, главы государств скрепили своими подписями "Соглашение о противодействии международному терроризму", предусматривающее создание Антитеррористического центра (АТЦ) и проведение совместных антитеррористических операций, и "Соглашение о взаимодействии в военно-политической, экономической и культурной сферах". Участники встречи заявили, что не намерены замыкаться в рамках национальных границ, а к деятельности по обеспечению международной стабильности могут примкнуть и другие государства, обеспокоенные распространением международного бандитизма, экстремизма и наркобизнеса.

Вполне естественно, что и доминирующие позиции в этой организации занял тандем Россия - Китай. Причем последний, в силу своего экономического потенциала, даже в большей степени, чем Россия, что, по-видимому, оказало не последнее влияние на решение Узбекистана присоединиться к этой организации.

В июне 2001-го "Шанхайская пятерка" превращается в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), и шестым ее полноправным членом становится Узбекистан. Несколько меняются и приоритеты в деятельности организации. Хотя июньский саммит глав государств - участников ШОС прошел в большей степени под эгидой решения вопросов обеспечения безопасности в регионе, уже на нем было подчеркнуто, что наиболее перспективным направлением развития ШОС является региональное экономическое сотрудничество. Прошедшая 13-14 сентября в Алматы встреча премьер-министров государств - участников ШОС лишь укрепила уверенность экспертов в том, что организация разворачивается в сторону экономики.

Казалось, ничто не могло помешать ее дальнейшей эволюции и превращению в региональный экономический и политический форум. Однако атака террористов на США 11 сентября и события, произошедшие после нее, существенно изменили не только расклад геополитических сил в регионе, но и предпочтения государств - членов ШОС.

После

Сразу необходимо подчеркнуть, что официально ни одно из государств - членов ШОС до последнего времени не делало заявлений, противоречащих достигнутым ими при создании организации договоренностям. Более того, на встрече министров иностранных дел государств-участников в январе 2002 года в Пекине все они были подтверждены. В подписанной декларации подчеркивалось, что "Развитие последних событий в Афганистане убедительно свидетельствует о верности и дальновидности выбранной линии на приоритетное налаживание сотрудничества между ее государствами-участниками в области поддержания региональной безопасности и стабильности, а также борьбы с тремя угрозами - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". Тем не менее определенный холодок в отношениях между государствами-членами начал наблюдаться.

И виной тому объективная ситуация в Центральной Азии, которая начала складываться таким образом, что тандем Россия - Китай в обеспечении региональной безопасности все в большей степени замещался США и их европейскими союзниками. В сложившихся условиях обеспечиваемая ШОС система региональной безопасности в глазах лидеров центральноазиатских государств несколько поблекла, а ее перспектива оценивалась уже не с точки зрения общих угроз, а исходя как из особенностей отношений государства-участника с США, Китаем и Россией, так и отношений внутри этого геополитического треугольника. С учетом же сохраняющейся озабоченности по поводу "имперских амбиций" России, опасений "китайской экспансии" и щедрых обещаний инвестиций, раздаваемых администрацией Белого дома, понятно и вполне объяснимо изменение позиций некоторых государств-участников.

Нам бы не хотелось заниматься поиском "гадкого утенка", но факт остается фактом - из шести заседаний представителей государств - членов ШОС, проведенных в апреле-мае в рамках подготовки к Санкт-Петербургскому саммиту, представители Узбекистана приняли участие только в двух, касающихся согласования позиций по экономическому сотрудничеству и по проекту Хартии ШОС. Вопросы региональной безопасности, обсуждаемые на остальных четырех совещаниях, Узбекистан оставил без внимания. Позиция, занимаемая Исламом Каримовым по вопросам военно-политических альянсов, известна. Однако она как-то плохо сочетается с озвученным им в марте 2002 года заявлением о "стратегическом партнерстве с США". Если это не сформировавшийся военно-политический альянс, то как можно назвать такого рода "партнерство"?

Но оставим Узбекистан, здесь нет особой интриги. В конце концов, даже если он не подпишет каких-то документов в рамках ШОС, сама организация от этого не пострадает. Лидеры других государств, когда давали согласие на прием Узбекистана в качестве члена этой организации, отдавали себе отчет в том, на что идут. И хотя это выглядит неестественным для организации, работающей по методу консенсуса, решения будут не только приниматься, но, по-видимому, и работать. Более значимыми представляются другие вопросы. И главный из них - позиции других государств-участников.

Посмотрим на дилемму ШОС - НАТО - Антитеррористическая коалиция. Все эти структуры сегодня активно действуют в Центральной Азии, и во всех из них (за исключением Китая) принимают участие государства - члены ШОС. И слава Богу! Может быть, их совместная мощь и "нагнала страху" на исламских боевиков и международных террористов. Но проблема заключается в том, что, решая, казалось бы, одну задачу - обеспечение безопасности в регионе, фактически эти структуры преследуют совершенно противоположные цели, что чревато лишь осложнением ситуации в регионе. Американское присутствие в регионе - дело практически уже решенное. Однако вопрос, ради решения какой задачи, пока остается открытым.

Можно по-разному оценивать значимость военного присутствия США в регионе Центральной Азии, но факт остается фактом: его целью является не столько противостояние слабой России или обеспечение безопасности в регионе (хотя и эти цели подспудно преследуются), сколько создание плацдарма в предвидении неизбежного в перспективе противостояния с Китаем. По оценкам американских аналитиков, кстати говоря, недалеким от истины, через 10-15 лет КНР будет способна бросить вызов глобальному доминированию США. Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, необходимо принять превентивные меры. А лучшего плацдарма для их организации, чем регион Центральной Азии, учитывая как специфику региона, так и соседнего с ним СУАР КНР, придумать невозможно.

В КНР, по-видимому, это понимают достаточно отчетливо. И интерес к ШОС как системе региональной безопасности и регионального экономического сотрудничества, проявляемый Китаем, с большим опасением наблюдающим за развитием ситуации в Центральной Азии, - свидетельство тому. Только Китай рассматривает эту организацию как своеобразную альтернативу усиливающемуся американскому влиянию в регионе. Именно этим можно объяснить все его последние шаги, направленные на ее реанимацию. Пекин даже высказался за заимствование опыта государств - участников ДКБ при формировании основополагающих документов и органов Шанхайской организации сотрудничества. Китайские представители выразили свою заинтересованность в укреплении стабилизирующей роли ДКБ, "особенно с учетом совпадения основных подходов Китая и государств - участников ДКБ к ключевым международным вопросам".

Что касается официальной России, то она пока пытается усидеть на двух стульях. Основной парадокс ситуации заключается в том, что сегодня Россия делает вид, что может оказать серьезное влияние на стратегию Соединенных Штатов, а те в свою очередь время от времени демонстрируют, что с радостью готовы учитывать интересы России. Но так ли это на самом деле? Позиция, занятая Узбекистаном, показывает, что далеко не так. И проблема даже не в самой России. Для Узбекистана, взявшего курс на тесное военно-политическое сотрудничество с США, совершенно не приемлемым является доминирование в ШОС Китая.

И главная интрига ШОС состоит, на наш взгляд, в том, удастся ли США и Западу "вбить клин" в отношения между Китаем и Россией как главными составляющими этого объединения, а также "оторвать" от этого тандема другие центральноазиатские государства. Спектр действий здесь огромен. Начиная пропагандистскими кампаниями в западных СМИ о "евроатлантическом выборе России" и "неизбежности ее сближения с Западом" и заканчивая прямым подкупом лидеров центральноазиатских государств и оказанием на них экономического либо политического давления.

Игра довольно опасная для некоторых ее участников, особенно, если принять во внимание, что заокеанские миротворцы в случае возникновения серьезного конфликта в регионе просто "умоют руки" и покинут его. Что ожидает в этом случае втянувшиеся в конфликт центральноазиатские государства, предсказать не составляет большого труда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Партии Казахстан не хотят увеличиваться 26.06.2002
Казахстан категорически не приемлет терроризм и экстремизм 26.06.2002
Проблема политико-правового статуса Каспийского моря 25.06.2002
От поставленных задач - к реальным действиям 21.06.2002
Розлана Таукина - враг свободной прессы 19.06.2002
Бойтесь данайцев 19.06.2002
Где ответ нашего МИДа?! 18.06.2002
Считалочка №8 18.06.2002
Семинар с Токпакбаевым 14.06.2002
Успех, в который мало кто верил 13.06.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz