NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Пятница 15.12.2017 06:41 ast
03:41 msk

Частные энтузиасты
Американские агенты влияния заполонили Центральную Азию
30.05.2002 / политика и общество

Марат Хасанов, "Континент", 29 мая

Вопрос представителю одного известного западного политологического института в Центральной Азии: "Так кто же вас все-таки финансирует?".
Ответ: "Частные энтузиасты".
(Апрель 2002 г.)

Не секрет, что Казахстан, как и многие другие постсоветские государства, является объектом активности многочисленных западных фондов, институтов, центров и т. д. Наша республика наряду с Россией представляет собой один из важнейших объектов деятельности западных организаций. В любом другом случае это было бы лестно (мало какая другая страна в мире пользуется такой популярностью), но более внимательное рассмотрение специфики деятельности этих организаций, их целей и методов работы заставляет несколько иначе взглянуть на эту проблему. Дело в том, что к нам едут в основном, скажем так, не археологи, этнографы и востоковеды, для которых Казахстан представляет настоящее эльдорадо с научной точки зрения (хотя, справедливости ради, следует заметить, что и они также работают у нас), а в основной своей массе представители политических наук, специалисты в области безопасности; эксперты, в послужных списках которых значатся спецслужбы, аналитические центры или военные ведомства.

Энтузиазм как форма экспансии

История европейской колонизации Африки заставляет провести любопытные параллели с нынешней ситуацией в бывшем СССР. Формулу, по которой действовали европейцы, вывел еще эфиопский монарх Менелик Второй в конце XIX века, благодаря которому Эфиопия осталась единственной на Черном континенте независимой страной (правда, существовала еще экзотическая Либерия, формально независимая, основанная бывшими рабами из США, но она скорее представляла собой один из американских штатов). В ответ на возмущение западных дипломатов, почему он не допускает в страну европейских миссионеров, эфиопский император ответил: сначала приходят ваши священники, потом торговцы, а вслед за ними солдаты. Более столетия назад эфиопы, вероятно, как представители одной из древнейших цивилизаций в Африке, догадались, какую угрозу несут "честные энтузиасты" - западные проповедники и миссионеры.

Мы на постсоветском пространстве имеем дело с "частными энтузиастами", после внимательного ознакомления с которыми становится ясно, что эти частные энтузиасты финансируются совсем не в частных масштабах и действуют вовсе не из голого энтузиазма. По сути дела, они представляют собой первый эшелон западного вторжения в регион, только если следовать формуле императора Менелика, вместо миссионеров выступают политологи, вместо торговцев - транснациональные компании, а вместо солдат - "Боинги". В Центральной Азии, и особенно в Казахстане, в настоящий момент представлены все три элемента: западные политологические институты, осуществляющие мониторинг и отслеживание политических процессов в регионе, ТНК, ведущие разработку природных ресурсов, и, наконец, военные базы стран НАТО, обеспечивающие Западу военно-стратегический контроль за ситуацией в регионе и вокруг него.

Как все начиналось

В условиях общей неразберихи конца 1991-го и начала 1992 года, когда у нас еще мало кто достаточно ясно представлял развитие общей геополитической тенденции на постсоветском пространстве, Запад уже тогда четко сформулировал свои интересы, выделив главные приоритеты и цели, а также методы их достижения. В этом смысле был показателен "круглый стол", организованный рядом крупных западных институтов во главе с радио "Свобода" в апреле 1992-го. Организаторам удалось собрать в Алма-Ате весь цвет тогдашней советологии, специалистов, достаточно хорошо разбиравшихся в происходящих в Центральной Азии процессах. Именно на этом семинаре были четко сформулированы основные угрозы, которых опасался Запад, и основные задачи, которые ставились перед ним. Сегодня они уже хорошо известны широкой публике. Этими вопросами были судьба ядерного оружия в Казахстане, угроза исламского фундаментализма Центральной Азии и контроль над энергетическими ресурсами региона, прежде всего Каспийского моря. Наиболее четко эти геополитические задачи Запада в Центральной Азии сформулировал один из участников семинара, бывший кадровый сотрудник ЦРУ, тогда аналитик "РЭНД Корпорейшн" Грем Фуллер в книге "Новая геополитика в Центральной Азии".

Как видим, Соединенные Штаты в течение десяти лет последовательно и настойчиво добивались реализации поставленных геополитических целей: в 1995 году из Казахстана была вывезена последняя баллистическая ракета и полностью демонтированы ядерные боеголовки; в 2001-м США в ходе так называемой антитеррористической операции сняли, по крайней мере на длительную перспективу, угрозу со стороны воинствующего исламизма. На повестке дня все еще остается судьба каспийских ресурсов, которая решится в пользу Вашингтона, если будет построен трубопровод "Баку - Джейхан" и другие альтернативные нефте- и газопроводы, не связанные с Россией, Ираном и Китаем. Однако остается еще одна обширная область, где Запад пока не достиг поставленной задачи: это борьба за умы и души населения, симпатии интеллигенции, контроль за внутриполитической ситуацией, манипулирование общественным мнением, создание разветвленной системы неправительственных организаций, тесно связанных с Западом. На этом поприще сейчас и действуют многочисленные "частные энтузиасты".

Имя им легион

Конечно, при ближайшем рассмотрении выясняется, что действующие в Казахстане и других новых независимых государствах западные, преимущественно американские, фонды и институты финансируются или из государственных источников, или крупнейшими корпорациями и финансовыми институтами, которые в силу своей экономической мощи и влияния формально можно, но в реальности трудно отнести к частным. Это американские правительственные организации ЮСАИД (Агентство по оказанию помощи), IREX, ЮСИС, программа Фулбрайт, или близкие к правительству круги - Фонд Сороса, Центральноазиатско-Американский предпринимательский фонд, НЭД, Фонд "Евразия", Фонд МакАртуров и другие. Свой вклад путем различных программ вносят контролируемые или представляющие Запад международные организации - НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз, СПЕКА.

Десять лет назад в Казахстане активность проявляли в первую очередь центры, связанные с вопросами безопасности: Монтеррейский институт международных отношений, Международный институт стратегических исследований и Королевский институт международных отношений в Лондоне. Эти институты ставили задачу выработать тактическую линию Запада (стратегия в общих чертах уже была ясна) в отношении Казахстана и других центральноазиатских государств, установления тесных контактов с лицами, от которых зависело принятие решений в сфере безопасности или которые могли бы в перспективе быть вовлечены в эту область, осуществление различных пиаровских и пропагандистских акций. К числу таковых можно отнести, как помнят более осведомленные читатели, периодическое распускание слухов об утечке из Казахстана расщепляющихся радиоактивных материалов, продаже Казахстаном ядерных боеголовок исламским режимам, торговле ракетными технологиями и прочий бред. Следы этих пропагандистских уток можно найти в голливудских блокбастерах типа "Правдивая ложь" или "Борт номер один", в которых Казахстан выставлялся в неприглядном свете. Главной задачей утечки такой дезинформации был непрямой нажим на руководство республики с целью ускорения процесса вывода ядерного оружия. Толчком к проведению известной операции "Сапфир" в 1994 году, когда из Усть-Каменогорска были вывезены в США около 600 кг радиоактивных материалов, стали как раз непроверенные слухи об интересе, который якобы Иран проявлял к этим материалам (как спекулятивно и полностью безосновательно утверждалось американскими экспертами, уран и плутоний чуть ли не были уже упакованы в ящики с тегеранскими адресами).

В первой половине 1990-х годов в США при известных университетах начинают открываться различные центры, ориентированные на изучение Центральной Азии: Центр по изучению Центральной Азии в Университете им. Дж. Гопкинса в Вашингтоне, "Рашн литторал проджект" в Мэрилендском университете, Казахский центр в Висконсинском университете, а также центральноазиатские центры в Гарварде, Кембридже, Колумбийском университете и многих других. Центральноазиатская тематика заинтересовала даже такие экзотические институты, как Гавайский центр "Восток - Запад". В 2000 и 2001 годах увлечение нашим регионом приобретает повальный характер: в стороне не остается даже такой консервативный университет, как Йельский, открывший в прошлом году курс по Центральной Азии. Очевидно, что такой всплеск конъюнктурного интереса к Центральной Азии, который всячески раздувался Белым домом, не был бы возможен, если бы он стимулировался внешнеполитическими и геополитическими интересами США. Однако качественную аналитическую продукцию о регионе могли поставлять лишь единичные центры, имевшие необходимый опыт и связи на местах.

От американцев по мере сил старались не отставать европейские союзники. Евросоюз финансировал это направление посредством различных программ, самая известная из которых - ТАСИС. В то же время в Центральной Азии представлены и различные фонды. Два крупнейших немецких партийных фонда - им. Ф. Эберта и им. К. Аденауэра - фактически поделили ответственность в регионе: первый, представляющий социал-демократическую партию, открыл представительство в Алматы, второй - христианско-социальный - в Ташкенте. Два других немецких фонда действовали в более отдаленных регионах: фонд им. Г. Зейделя в Исламабаде и на Кавказе, фонд им. Кёрбера в Гамбурге и Берлине, а фонд им. К. Бертельсманна - в Москве и Киеве, но круг задач у этих фондов был примерно тем же: усиление западного политического влияния. Несмотря на то что эти фонды представляли собой политические партии, их финансирование осуществляется за счет германского государства.

Британские институты, работающие в тесной связке с американскими и порой финансирующиеся за счет своих англосаксонских собратьев, представлены упоминавшимся выше Королевским институтом, Центральноазиатским форумом Лондонского университета, Редингским университетом, Институтом войны и мира и Британским Советом. Меньше всего финансовых возможностей имеется у французских политологов. Тем не менее Институт восточных языков и цивилизаций открыл Институт Центральной Азии в Ташкенте и его филиал в Алматы. Таким образом, за последние десять лет в западном научном сообществе сформировалась широкая прослойка специалистов по нашему региону, или считающих себя таковыми. Общее руководство, если можно так выразиться, западной стратегией осуществляется такими крупными наднациональными мозговыми центрами Запада, как Римский клуб, Трехсторонняя комиссия, Бергельдорфский клуб и др.

Со временем круг задач этих центров и фондов стал эволюционировать от аналитических в сторону расширения политического влияния, поскольку западные государства смогли осуществлять отслеживание и анализ ситуации на местах за счет собственных посольств, в том числе и через спецслужбы. Перед фондами ставилась более перспективная цель - содействие формированию в центральноазиатских и шире - в постсоветских обществах новой элиты, тесно связанной с Западом, получившей западное образование и ориентированной на западные ценности. Об этой стратегической цели Запада еще в начале 90-х годов писала в своей работе "Двенадцать мифов о Центральной Азии" известная историк и политолог Марта Олкотт, автор знаменитой книги "Казахи". С того времени эти рекомендации только приобрели еще более отчетливый характер. Из всех инструкций и проектов подобного рода за последнее время наибольший интерес представляют две программы: первая разработана фондом Карнеги (в рамках доклада Трехсторонней комиссии) в 2000 году, а вторая - вашингтонским институтом "Восток - Запад" (Концепция в отношении Евразии).

Установление Pax Americana в Евразии

Стратегия американских аналитиков базируется на том факте, что в результате комбинации уникальных геополитических факторов к концу 1990-х годов у США в регионе не осталось реального соперника по влиянию: Россия фактически утратила политические и экономические рычаги влияния; Иран и Китай не стремятся или не могут установить свой контроль над регионом; Европейский Союз предполагает укрепить свое влияние в регионе только в отдаленной перспективе. Таким образом, к моменту прихода к власти администрации Дж. Буша стало ясно, что прежние планы клинтоновской администрации по проведению длительной и многоплановой тактической борьбы за Каспий и Центральную Азию уже не актуальны. Установление постоянного американского военно-политического присутствия и экономического контроля стало лишь вопросом времени. Поводом для этого стали события 11 сентября 2001 года и антитеррористическая операция в Афганистане.

В качестве усиления своего влияния США используют так называемые "программы помощи". На протяжении всего периода Казахстан лидировал по объему американской помощи: 1997 год - 35,5 млн. долл.; 1998 - 40,5 млн.; 1999 - 44,2 млн.; 2000-й - 53,5 млн. долл. Эта тенденция, указывающая на постоянный рост американской помощи Казахстану, сохраняется и в последнее время: 2001 год - 71,5 млн. долл.; 2002 - 81,6 млн. Лишь в конце прошлого года Узбекистан опередил нашу страну по объему американской помощи (161,8 млн. долл.), что, по-видимому, связано с проведением операции США в Афганистане и резким повышением стратегической значимости Ташкента для Вашингтона. Второе направление американской стратегии подразумевает вовлеченность США в региональные дела и активное личное взаимодействие американских политиков с руководством и политическими элитами стран региона.

Третье направление американской стратегии охватывает такие сферы, как демократизация и права человека. Формально они провозглашены в качестве принципов американской политики, однако в реальности используются в качестве методов политического влияния и инструментов давления. К четвертому направлению, тесно связанному с предыдущим, относится политика поддержки рыночных реформ. К сожалению, финансовая помощь США часто увязывается с требованиями другого рода, ведущими к вторжению в экономическую стратегию национальных правительств. К числу приоритетных направлений относятся также снижение конфликтного потенциала в регионе, сотрудничество в области безопасности, вовлечение Центральной Азии в процесс глобальной интеграции и, наконец, самое главное - защита энергетических интересов США.

В перспективе перед Соединенными Штатами ставятся следующие задачи: постепенный вывод Центральной Азии из-под иностранного (российского) влияния; размывание прежних систем региональной безопасности; установление американского контроля над важнейшими объектами, имеющими стратегическое значение; использование американского присутствия в регионе для нажима на третьи страны (Китай, Иран); манипулирование региональными противоречиями; снижение конфликтного потенциала в регионе за счет усиления прямого американского присутствия; поддержка процессов демократизации и различных НПО с целью усиления американского влияния на общественное мнение и расширения политических возможностей для так называемого непрямого диалога (!) с правительством; поддержка рыночных реформ с целью сужения возможностей государства влиять на экономические процессы; поэтапное подключение региона к различным международным торгово-экономическим союзам, находящимся в сфере американского контроля, в первую очередь ВТО.

Программа института "Восток - Запад" (ИВЗ) по Евразии была обсуждена в мае прошлого года на совете директоров, в который входят руководители ведущих американских стратегических ведомств и институтов. Через проект ИВЗ красной нитью проходит мысль, что США теряют стратегическую инициативу в Центральной Евразии и должны вернуть ее себе. В качестве основных геополитических целей Америки в документе называются две: вытеснение чужого влияния (Россия, Китай, Иран) и усиление присутствия в регионе США, ЕС и Турции. Центральным пунктом рекомендаций, предлагаемых ИВЗ, является тезис о том, что если местные правительства не будут стремиться поддержать или адаптировать предлагаемые "программы по развитию демократии и законности", то цели, поставленные ИВЗ, будут достигаться "непрямыми средствами". Концепция института охватывает пять компонентов, к числу которых на перспективу - наряду с формированием прозападной элиты - относится так называемое "развитие лидерства" (поиск и поощрение потенциальных лидеров), что представляет собой специфическое направление, требующее целенаправленной работы с "талантливыми индивидуумами, представляющими как общественный, так и частный сектор". В целом стратегия этого института определяется из расчета на срок от двадцати до сорока лет, которые могут понадобиться Соединенным Штатам для установления своего окончательного влияния в Евразии.

Всему свое время

Таким образом, "частные энтузиасты" уже определили за нас нашу жизнь на несколько десятилетий вперед. В принципе, в том, что к нам придут западные инвестиции, западные стандарты общественной жизни и социального устройства, нет ничего страшного. Опасно то, что эти явления используются в рамках политики "двойных стандартов" для манипулирования нашей политикой и оказания давления. Путь к демократии и гражданскому обществу должен быть самостоятельным, и каждое общество обязано пройти его естественным путем. Когда историческое развитие искусственно форсируется и происходит перескакивание через общественные формации (от феодализма к социализму), ничего хорошего, как правило, не происходит. Мы уже это проходили и имели в не столь далеком прошлом печальный опыт "больших скачков". Не хотелось бы, чтобы то же самое получилось у нас и с демократией. Энтузиазм любого рода, будь то честный или частный, в этом случае только вреден. Всему свое время.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Скромное обаяние отечественной бюрократии 31.05.2002
Премьер-министр о правительстве 31.05.2002
Тасмагамбетов в Москве 31.05.2002
Элита Казахстана за десять лет 30.05.2002
Частные энтузиасты 30.05.2002
Продолжение следует 30.05.2002
Посади Петю за стол… 30.05.2002
Клановая революция 30.05.2002
Выводы, к которым мы приходим 30.05.2002
У "Хабара" забрали Казахстан-1 29.05.2002

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
15.12.17 Пятница
92. КШИБЕКОВ Досмухамед
86. АБИШЕВ Кажимурат
79. УРАЗАЕВ Файзулла
70. НЫГМЕТ Кенжебай
70. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
70. САРСЕМБАЕВ Марат
69. МИРАЗОВА Аякуль
68. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
67. ЕСИМОВ Ахметжан
66. АТАНИЯЗОВ Сулейман
66. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
62. АГМАНОВ Адильхан
62. РАДОСТОВЕЦ Николай
62. ТАКЕШЕВ Аманжан
61. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
...>>>
16.12.17 Суббота
88. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
73. КИСТАУОВ Гани
70. МЕНЛИБАЕВ Абу
69. НАЗАРБАЕВА Светлана
68. БЕКТУРОВ Габбас
63. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
63. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
61. АБДИЕВ Кали
61. СЕИЛХАН Дария
58. ДАМИТОВ Кадыржан
58. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
58. САБИЕВ Сансызбай
51. ЕЛЖАСОВ Аблай
45. МАНЬКО Татьяна
43. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>
17.12.17 Воскресенье
86. ЭНГОЛИ Виталий
76. ШАРДАРБЕКОВ Шарипбек
72. АМЕРХАНОВА Жибек
68. САПАНОВ Серик
64. ОТАРОВ Кадырхан
63. ЗАКИРЬЯНОВ Кайрат
59. БЕКТАСОВ Абен
57. БУГАЕВ Виктор
55. АУБАКИРОВ Дуйсенбек
54. ТАЙШАНОВ Талгат
52. АХАНЗАРИПОВ Нурлан
51. АГИМБАЕВ Еркебулан
51. СТАМБЕКОВ Ерлан
48. КУЛЬМУРЗАЕВА Гульзия
42. ЙОВОВИЧ Мила
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050