Виталий Ковалев, ktk.kz, 21 марта
"Казаэронавигация" заявляет: шымкентский диспетчер невиновен в крушении Ан-72. Руководство компании вступилось за своего сотрудника, которого обвиняют в крупнейшей авиакатастрофе под Шымкентом. Следствие считает, что Канат Акильбеков отдавал экипажу неверные указания. Однако в "Казаэронавигации" настаивают, диспетчер строго следовал инструкциям. По их версии, самолет скорее мог рухнуть из-за несправных приборов, плохой погоды или ошибки пилотов. Пока в Шымкенте идет суд над диспетчером Акильбековым, в "Казаэроновигации", не отрываясь от рабочего процесса, решают, как помочь коллеге. Здесь не верят, что по вине Каната Акильбекова могла произойти чудовищная авиакатастрофа. Мол, тому есть масса доказательств, но суд почему-то во внимание их не принимает, говорят начальники. Фаат Богдашкин, заместитель генерального директора РГП "Казаэронавигация": – Достаточно квалифицированные эксперты провели работу в Казахстане. В их отчете было четко определено, что действие персонала по обслуживанию воздушным движением проходили в соответствии с требованием нормативных документов. Самолет Погранслужбы потерпел крушение под Шымкентом 25 декабря 2012. На борту были 27 пограничников – руководители погранотрядов и глава казахстанской Погранслужбы Турганбек Стамбеков с супругой. Погибли все. Диспетчер шымкентского аэропорта Канат Акильбеков – последний, кто разговаривал с экипажем Ан-72. – Это горы, что ли? Сейчас Акильбеков на скамье подсудимых. По данным последнего расследования, которое проводило Минобороны, именно он неверно скоординировал экипаж при посадке: слишком долго продержал самолет на большой высоте, что привело сначала к обледенению судна, а затем к его крушению. Аширбай Сахаев, государственный обвинитель, 04.03.2014: – Авиакатастрофа произошла по причине нарушения экипажем воздушного судна установленных схем захода на посадку из-за невыдачи Акильбековым разрешения на снижение. Между тем в "Казаэронавигации" досконально проанализировали действия диспетчера в день трагедии и теперь точно могут сказать: Акильбеков соблюдал все инструкции и не мог ни спровоцировать, ни предотвратить авиакатастрофу. Фаат Богдашкин, заместитель генерального директора РГП "Казаэронавигация": – Мы посмотрели, с какого отдаления диспетчер разрешил снижение, снижался он с высоты 2150 метров для захода на посадку. С этого удаления экипаж мог спокойно после разрешения на снижение произвести посадку. К тому же, по данным диспетчеров, экипаж не жаловался ни на обледенение самолета, ни на неисправность высотомера. В любом случае, летчики имели полное право принять самостоятельно решение пойти на второй круг либо на запасной аэродром. Но и этого сделано не было. У независимых экспертов на этот счет свои предположения. Борис Балмачев, независимый эксперт-расследователь: – Экипаж не был обучен работе с новым оборудованием. Марк-8 – эта система была дополнительно установлена на 401 заводе. Это опасное приближение с землей, сигнал должен быть. Они его просто не включили. А тут догадывайтесь сами, то ли они не знали, как его включать, то ли этот прибор был неисправен. Руководство "Казаэронавигации" считает, что дополнительное расследование крушения самолета проводилось с нарушениями и к тому же без их участия. При этом во внимание не были приняты заключения экспертов, в том числе иностранных. От безысходности, говорят в "Казаэронавигации", написали даже открытое письмо, и их уже поддержали крупнейшие зарубежные авиакомпании. |