NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Понедельник 23.10.2017 14:02 ast
11:02 msk

Казахстанская власть чистит ряды
Президент Назарбаев ожидает от силовиков сверхактивности. Равноудаление олигархов и развод генералов
03.04.2002 / аналитика

Пятничное совещание президента с руководством правоохранительных органов стало началом беспрецедентной кампании по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Ситуация, сложившая к концу 2001 года ясно показала, что республику практически поглотила волна преступности, от мелкого хулиганства до создания мощных мафиозно-политических структур, диктующих свою волю правительству.

Экономические реформы 90-х годов привели к появлению в Казахстане среднего и высшего класса. "Привели", конечно, понятие условное: во-первых, до 1991 года все были "равны", а во-вторых, до того же года существовало очень четкое деление на партхозноменклатуру, ИТР и собственно народ (пролетарии, аграрии и т.д.).

Приватизация, передел бывшей государственной собственности и контроль над тем, что у государства осталось - вот основные факторы развития элиты, общие для всего постсоветского пространства (за исключением тех стран, где ведущей силы постсоветской модернизации стали полевые командиры и ваххабитские проповедники).

К концу 90-х годов в Казахстане сложилась сложная система государственно-олигархического капитализма. Основные промышленные предприятия преимущественно металлургического и нефтегазового комплекса перешли под контроль зарубежных инвесторов, которые сохранили их на плану и дали возможность динамичного развития ("Казцинк", "Казхром", "Тенгизшевройл", "Казахмыс"). Промышленно-инвестиционный капитал представлен группой А. Машкевича и П. Шодиева (хромовая, алюминиевая промышленность, ряд СМИ), "корейской группой" ("Самсунг" - "Казахмыс"), группой "Гленкора" ("Казцинк"), холдингом Р. Сарсенова ("Мангистаумунайгаз", ПНПЗ).

Естественные монополии формально сохранились в государственной собственности в составе национальных компаний ("КЕГОК", "Эйр Казахстан", "Казахойл", "Казтрансойл"). Формально - потому, что менеджмент этих компаний государством назначался, но не контролировался. Значительная часть нацкомпаний оказалась в руках "Казкоммерцбанка" - электроэнергетика, авиаперевозки, телекоммуникации, железнодорожный транспорт. Параллельно с этими процессами шла еще "приватизация" правительства. Тот же "Казкоммерцбанк" фактически держал в своих руках всю экономическую политику через присутствие в органах власти У. Джандосова, Г. Марченко, С. Мынбаева, З. Какимжанова, Ж. Ертлесовой, А. Байменова, Б. Имашева.

К менее значительными группам можно отнести ФПГ (финансово-политические группировки) Т. Кулибаева, Р. Алиева, Н. Балгимбаева, М. Аблязова. Группы контролировали нацкомпании, банки, предприятия малого и среднего бизнеса, средства массовой информации; имели своих лоббистов в правительстве, парламенте и силовых структурах. Баланс достигался лишь за счет жесткой внутренней конкуренции и сосредоточением интересов преимущественно в бизнесе. Ситуацию нарушил 2001 год: на фоне развернувшейся ожесточенной войны компроматов, вызванной намеченным переделом собственности и сфер влияния, казахстанский бизнес ринулся в политику. Вполне очевидно, что в условиях, когда крупнейшие ФПГ контролировали значительную часть национальной экономики, вопрос о политической власти должен был всплыть на поверхность.

ФПГ не устраивала сильная президентская власть, ограничивающая и сама по себе, и посредством разветвленной сети спецслужбы и правоохранительных органов, сужающая до минимума перспективу дальнейшей экспансии. Кроме того, банки желали приватизировать национальные компании и провести переприватизацию нефтяной и металлургической промышленности. Как известно, в середине 90-х занимающийся преимущественно торгово-посреднической деятельностью "национальный бизнес" - "Бутя", "Астана-Холдинг", "Акцепт" - по своему уровню не имел возможности принять участие в крупных инвестиционных проектах. Время было упущено (причем, не по вине правительства); зато отсюда и пошли требования "пересмотра инвестиционных соглашений", "изгнания нечистоплотных иностранцев", "распродаже Родины".

Недовольство ФПГ существующим конституционно-политическим строем было поддержано и частью политической элиты, также желавшей перетянуть одеяло на себя. Ряд амбициозных региональных политиков откровенно популистского толка (Тасмагамбетов, Жакиянов) объявили о необходимости реформ - выборности акимов, сокращения полномочий президента и "децентрализации власти". Данный тезис следует расшифровать: Казахстан является президентской республикой с сильным уровнем централизации власти, что позволяет проводить единую экономическую, социальную, национальную политику в условиях существенной разницы между разными группами регионов по национальному признаку, структуре экономики, уровню доходов, а также контролировать негативные явления, вроде сепаратизма, клановости и т.д. Основным центром власти является всенародно избираемый президент, выступающий в роли верховного арбитра при решении внутрисистемных противоречий. Естественно, что малейшее перераспределение функций привело бы к сбоям в функционировании всей государственной машины. Здравая идея о повышении роли гражданского контроля над властью (заявленная к тому же в правительственной программе реформ и поэтапно реализуемая) стала, к сожалению, популистским лозунгов в устах тех, то понимает "гражданский контроль" исключительно в форме собственного присутствия внутри власти.

Казахстан, в отличие от своих соседей спокойно пережил все тяготы постсоветской модернизации, однако вышеназванные тенденции вкупе с социально-экономическими проблемами (жертвой которых в основном стал простой народ) дали существенный негативный потенциал, который и выплеснулся наружу в конце прошлого года.

К концу лета 2001 года сложилась ситуация, когда в результате ужесточения борьбы с коррупцией и нежелания правительства идти на приватизацию нацкомпаний недовольство финансово-торговых и региональных элит действующим режимом достигло критической отметки. В ноябре группировки "Казкоммерцбанка", экс-министра Аблязова и руководителя Павлодарской области Жакиянова создали "политическое" движение "ДВК". Объединение именно этих трех групп в качестве "авангарда" мелкой буржуазии республики было обусловлено рядом причин: "Казкоммерцбанк" в условиях ухудшающегося финансового положения остро нуждался в перспективах дальнейшей экспансии. Что касается Аблязова, то после увольнения своего лидера с поста министра энергетики, его группа потеряла контроль над крупными финансово-товарными потоками, и подпала под антикоррупционные расследования вокруг деятельности Аблязова в "КЕГОКе" и в Министерстве энергетики. Жакиянов представляет наиболее бедный и депрессивный регион Казахстана - Семипалатинскую область. Его долгое пребывание у власти - в Семипалатинске, в правительстве и в Павлодаре - было обусловлено лишь тем, что Жакиянов оказал правящим кругам ряд услуг (вроде предательства своего бывшего покровителя Кажегельдина), но категорически не соответствовал уровню крупного руководителя по своим деловым и моральным качествам. Иными словами, его ждала отставка - представление об этом премьер Токаев (как и Кажегельдин в свое время) уже направил на имя президента. Итак - экспансия, угроза ареста и забвения, а также угроза отставки стали теми самыми причинами, по которым в ноябре "вспыхнуло пламя мелкобуржуазной революции".

Первоначально ДВК не смогло предложить хоть какой-то политической платформы кроме лозунга о выборности акимов (хотя бы в одной, отдельно взятой Павлодарской области). Однако, по требованию премьера министры, вступившие в ДВК, были уволены - за нарушение этических норм и отчасти за плохую работу. С учетом появившейся у них массы свободного времени, ДВК быстро разработала себе политическую программу путем синтеза правительственных наработок с идеями "традиционной оппозиции". Для оказания давления на государственную власть с целью вынудить ее пойти на компромисс на условиях новой оппозиции (восстановление на работе экс-министров, отставка премьера-"консерватора", передел собственности, перераспределение власти от президента) ДВК фактически объединилась с радикальной антипрезидентской оппозицией (включая Компартию), перенеся борьбу на митинги и газетные полосы, что, по их мнению, должно было стать основой для торговли.

Однако, ситуация коренным образом изменилась: политический шантаж и угроза дезинтеграции государства вынудили президента пойти на коренную перестройку политической системы в рамках действующей конституции и правовых норм.

С поста секретаря Совета безопасности был уволен Алтынбек Сарсенбаев, один из идейных вдохновителей "новых демократов", пытавшийся использовать их в своих личных целях. В спецслужбах в ноябре-феврале была проведена кадровая чистка в целях их деполитизации и приведения в соответствие с общегосударственными задачами. Для реализации нового курса в президентскую команду на пост руководителя администрации президента был возвращен Нуртай Абыкаев, опытный и осторожный политик, лично преданный главе государства. После самоотставки не выдержавшего грязной игры ДВКовцев Токаева с целью консолидации элиты на пост премьер-министра был назначен амбициозный представитель Западного Казахстана Имангали Тасмагамбетов, основной задачей которого должна стать демонстрация бурной деятельности очередного "правительства реформ". Ключевые посты в новом кабинете заняли Александр Павлов, Бауржан Мухамеджанов, Каирбек Сулейменов, Касымжомарт Токаев, не примыкающие ни к каким политическим и экономическим группировкам и составляющим "гордость" президентской гвардии.

Назарбаев определил одним из стратегических направлений в деятельности правоохранительных органов - "формирование правильной кадровой политики", а также обратил внимание руководства этих органов на проблему чистоплотности сотрудников: "Потерявшие честь и совесть офицеры правоохранительной системы должны квалифицироваться как предатели - предатели вверенного им дела, интересов своего государства, своих товарищей. И это клеймо не должно оставлять им надежды на работу в системе впредь". Этими вопросами теперь предстоит заниматься администрации президента - во вторник глава государства подписал указ о создании Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики. Комиссию возглавил советник президента 62-летний генерал-полковник Сат Токпакбаев, один из давнишних и ближайших соратников Назарбаева; в последние годы Токпакбаев был председателем КНБ, начальником Службы охраны президента, командующим Республиканской гвардией, министром обороны. Фактически комиссии предстоит заняться координацией предстоящей в ближайшее время реформе правоохранительных органов, а также руководством антикоррупционной кампанией. В правительстве аналогичную деятельность будет вести Совет по правовой политике во главе с Бауржаном Мухамеджановым.

Очередной "новый курс" призван принципиально изменить сложившуюся практику взаимоотношений между государством и обществом с одной стороны, и олигархами и организованной преступностью - с другой.

К настоящему моменту назван ряд фамилий, находящихся под антикоррупционным расследованием: министр транспорта и коммуникаций А. Мырзахметов, генеральный директор РГП "Казахстан темир жолы" Б. Баймуханов, бывший министр энергетики, индустрии и торговли М. Аблязов, бывшие руководители Госматрезерва С. Аязбаев, Т. Иманбаев, К. Аяганов, акимы Восточно-Казахстанской области В. Метте и Северо-Казахстанской - К. Нагманов, бывший аким Павлодарской области Г. Жакиянов, его заместители С. Горбенко и А. Рюмкин, аким Караганды К. Изаак, конкурсный управляющий ЗАО "Казахстан ауе жолы" Айдарханов, вице-министр сельского хозяйства Т. Нуркиянов, заместитель командующего внутренними войсками А. Дюкенев, директор департамента кадров Минфина Х. Махашов, экс-директор департамента финансовой полиции на транспорте С. Шамшиденов, ряд руководителей МВД, таможни, налоговой инспекции и региональных администраций. Наличие в этом списке региональных чиновников вполне объяснимо: акимы являются самой бесконтрольной и коррумпированной группой государственных служащих в силу своего удаления от метрополии, неограниченных полномочий и отсутствию какого-либо контроля над их деятельностью со стороны правоохранительных органов.

Еще одним направлением государственной политики стала реорганизация и "зачистка" национальных компаний. РГП "Казахстан темир жолы" было преобразовано в акционерное общество; был образован совет директоров для контроля со стороны правительства за деятельностью менеджмента компании (совет возглавил бывший руководитель финансовой полиции А. Налибаев).

Компании "Казахойл" и "Транспорт нефти и газа" были объединены в единый холдинг "КазМунайГаз", руководителем которого стал опытный нефтяник с безупречной репутацией Ляззат Киинов. Создание холдинга преследовало еще одну цель - из компании был уволен один из одиознейших в республике людей и основной лоббист нефтяного бизнеса США Нурлан Балгимбаев, проходящий по ряду уголовных дел.

Президент компании "КазАтомПром" Аскар Касабеков был также смещен со своего поста и направлен заместителем акима Мангистауской области. Был освобожден от должности директор РГП "Казспецэкспорт" (торговля оружием) Максат Наурызбаев. Правительство и правоохранительные органы ведут работу по выявлению нарушений при приватизации "Эйр Казахстана", 50% акций которого усилиями ряда бывших министров прошлого правительства (ныне члены политсовета партии "Ак жол") оказались под контролем "Казкоммерцбанка".

В настоящее время идет работа по созданию новой спецслужбы, которая, по словам президента, будет заниматься вопросами предупреждения коррупции и контролем хода расследования таких дел, в том числе в высших эшелонах власти. Назарбаев выразил недовольство работой Агентства финансовой полиции и Девятого департамента МВД, что может серьезно отразится на судьбе этих структур. Предположительно, в создаваемый сейчас Комитет по экономической безопасности войдут ключевые подразделения АФП, "экономические" структуры МВД и КНБ. Часть полномочий финансовой полиции отойдет к Комитету финансового контроля Минфина, который потенциально планируется присоединить к Счетному комитету. Комитет по борьбе с наркоманией и наркоторговлей войдет в состав МВД. Указ о создании новой спецслужбы будет подписан в течении месяца, в течении которого "старым" силовикам и Генпрокуратуре предстоит немало потрудится.

В ближайшее время им предстоит завершить уже начатые уголовные дела в отношении проворовавших чиновников (см. список вверху) и довести их до суда. Громкие дела начнутся ближе к лету, когда будет проведена реформа: новый этап потребует более серьезных усилий. По мнению экспертов, серьезные проблемы есть у акима ВКО Метте и министра госдоходов Какимжанова (последний активно выступает на возвращение финполиции под свое руководство). Предстоят достаточно скандальные дела, связанные с причастностью ряда высокопоставленных государственных чиновников, занимавшихся покровительством наркобизнесу и торговле оружием.

Казахстану предстоит немало потрудится, чтобы сбросить с себя удушающее бремя коррупции, в которую его пытаются затащить те, кто сейчас кричит на всех углах о "демократических ценностях".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Куда нас послали? 30.04.2002
Крот, кролик и Зейнулла 29.04.2002
Тасмагамбетов как примус 26.04.2002
Новости рельсовой войны 24.04.2002
Казахстан: проза и поэзия переходного периода 22.04.2002
Боевой Имантаев 08.04.2002
Чистым не уйдет никто… 04.04.2002
Казахстанская власть чистит ряды 03.04.2002
ШУРИК, ЭТО НЕ НАШИ МЕТОДЫ 25.03.2002
КОМУ ПОЛНОМОЧИЯ, А КОМУ – ЗА ДВЕРЬ 17.03.2002

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
23.10.17 Понедельник
88. МОЛОДОВ Анатолий
80. САРЖАНОВ Кудайберген
70. МАРТЫНОВ Александр
68. САРТАЕВ Жанбатыр
67. КРАУЗЕ Юрий
66. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
66. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
62. КАРИМЖАНОВ Бахриден
61. ДЕНЯКИН Александр
61. ЖАКЫПОВ Болат
60. ДЮСЕНОВА Сауле
60. СМАГУЛОВ Сейсехан
59. КУШЕРБАЕВ Жомарт
58. ИБРАЕВ Марат
58. ИБРАЕВА Гафура
...>>>
24.10.17 Вторник
83. ХОЛОДКОВ Александр
80. ЛЕММЛЕ Вальтер
76. УРМУРЗИНА Гульшара
74. ШВЕДЮК Владимир
71. ТУРСУМБАЕВ Балташ
70. ЖУМИН Канатбек
62. МУСИН Алиаскар
60. БИСЕНБАЕВ Асылбек
57. АГИТАЕВ Садуакас
57. БАРПИБАЕВ Тлектес
57. КЕНЖАЛИЕВ Малик
55. БАЛГАРИН Амантай
53. УСКЕНБАЕВ Каирбек
51. КУРБАНОВ Ниязбек
49. САДЕНОВ Ержан
...>>>
25.10.17 Среда
84. АРДАСЕНОВ Сталинбек
78. КОСЕНКО Виктор
77. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
75. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
72. БАЙГУТ Мархабат
72. КАЛИЕВ Кудайберген
70. АЛИБАЕВ Айтбай
68. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
66. ИЗБАНОВ Мухит
65. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
63. МАХАРИНЕЦ Юрий
63. ФАТКУЛЛИН Рашид
60. ЖАСУЗАКОВ Сакен
60. КАРАМАНОВ Серик
60. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050